г. Ессентуки |
|
9 октября 2019 г. |
Дело N А18-1138/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2019.
Полный текст постановления изготовлен 09.10.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего: Белова Д. А., судей Макаровой Н. В., Семенова М. У., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., в отсутствие в судебном заседании сторон участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 26.07.2019 по делу N А18-1138/2019 (судья Гелисханова Р.З.), о признании незаконными и отмене Постановления по делу об административном правонарушении от 11.06.2019 N 47,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Минеральная Вода "Ачалуки" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Ингушетия (далее - ответчик, управление) о признании незаконными и отмене Постановления по делу об административном правонарушении от 11.06.2019 N 47 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000,00 рублей.
Решением суда от 26.07.2019 изменено постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Ингушетия N 47 от 11.06.2019 года о признании ООО Минвода "Ачалуки" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде 300 тысяч рублей административного штрафа, назначив ООО Минвода "Ачалуки" наказания в виде предупреждения. В остальной части постановление от 11.07.2019 года N 47 оставить без изменения. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава вмененного правонарушения, возможностью замены наказания в виде штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1. КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части замены административного штрафа 300 тысяч рублей административного штрафа, назначив ООО Минвода "Ачалуки" наказания в виде предупреждения. Постановление управления по делу об административном правонарушении N 47 от 11.06.2019 признать законным и оставить без изменения. Апелляционная жалоба мотивированна отсутствием всех обстоятельств, поименованных в статье 4.1.1. КоАП РФ, для избрания в качестве наказания предупреждения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Судом апелляционной инстанции рассмотрено ходатайство об отсутствии представителя управления при рассмотрении апелляционной жалобы.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Из материалов дела усматривается.
Общество на основании лицензии на право пользования недрами от 03.12.2012 НЗР 00159 МЭ (далее - лицензия НЗР 00159 МЭ) осуществляет деятельность по добыче подземной минеральной воды на участке недр Ачалукского месторождения минеральных вод. Срок действия лицензии - до 31.12.2031 г. в недропользовании общества находится Центральный участок Ачалукского месторождения минеральных вод. Объект недропользования расположен на территории Республики Ингушетия в ее северо-западной части, в с. Средние Ачалуки Малгобекского района.
Указанная лицензия переоформлена с лицензии НЗР 00109 МЭ в связи с реорганизацией прежнего недропользователя ЗАО "Минвода Ачалуки" в ООО Минвода "Ачалуки" (протокол внеочередного общего собрания акционеров N 01-04/2012 от 02.04.2012, дата регистрации сведений в ЕГРЮЛ о реорганизации 15.08.2012)..
Управлением Росприроднадзора по Республике Ингушетия на основании приказа N 03/58 от 25.04.2019 года в период с 07.05.2019 по 30.05.2019 проведена плановая выездная проверка общества на предмет соблюдения требований законодательства о недропользовании. В ходе проверки установлены факты осуществления обществом деятельности по добыче подземной минеральной воды с нарушением лицензионных условий.
Уведомление о проведении плановой, выездной проверки N 03/58 от 25.04.2019 г. вручено генеральному директору ООО Минвода "Ачалуки" 26.04.2019 года.
По результатам проверки должностным лицом управления с участием законного представителя общества составлен акт проверки от 30.05.2019 г. N 27
Согласно акту проверки общество осуществляет деятельность по добыче подземной минеральной воды на участке недр Ачалукского месторождения минеральных вод с нарушением условий, предусмотренных лицензией НЗР 00159 МЭ, а именно:
- у ООО "Минвода "Ачалуки" отсутствует технологический проектный документ на разработку предоставленного участка Ачалукского месторождения минеральных подземных вод, подготовленный, утвержденный и согласованный в установленном законодательством порядке на утвержденные в 2013 году запасы минеральных вод; - планы развития горных работ Центрального участка Ачалукского месторождения минеральных вод ООО Минвода "Ачалуки" за 2016- 2018 года, в которых разрабатывались годовые планы добычи минеральной воды, годовые нормативы технологических потерь не согласованы с органами Госгортехнадзора России; - ООО Минвода "Ачалуки" в нарушение требований закона осуществляло добычу минеральной воды без оформленного в установленном порядке горноотводного акта, удостоверяющего уточненные границы горного отвода.
По результатам проведенном проверки обществу выданы предписания от 30.05.2019 года N N 30,.31 и 32, в которых обществу предписывалось устранить в срок до 1 декабря 2019 года выявленные нарушения законодательства в сфере недропользования.
Составлен протокол об административном правонарушении N 65, в котором сделан вывод о нарушении обществом пункта 4.1.7 главы 4 Условий пользования недрами к лицензии НЗР 00159 МЭ от 22.07.2013 г. "Требования по рациональному использованию и охране недр, охране окружающей среды и безопасному ведению работ", пункта 5.1 подпункта 2), подпункта 3) пункта 3.3 статьи 3 "Виды, объемы работ на участке недр и сроки их выполнения" Дополнения к лицензионному соглашению к лицензии НЗР 00159 от 22.07.2013 г., статьи 7, пунктов 1,2,7,10 части 2 статьи 22, статьи 23-2 Закона о недрах и его действия квалифицированы по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
ООО Минвода "Ачалуки" было уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Постановлением Управления Росприроднадзора по РИ N 47 от 11.06.2019 года общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 300 тысяч рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Вывод суда первой инстанции о совершении ООО "КОНКУРЕНТ-5" вмененного правонарушения, наличии его состава и оснований для привлечения к административной ответственности, соблюдении процедуры и сроков привлечения к административной ответственности, отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле, в порядке апелляционного производства не оспаривается. Административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Статья 7 Закона о недрах предусматривает, что при предоставлении лицензии устанавливаются предварительные границы горного, а после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким Порядком являются Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2015 N 770, согласно пунктам 2 и 3 которых документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются оформленные уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации горноотводный акт и графические приложения, в которые включаются план горного отвода с ведомостью координат угловых точек горного отвода и разрезы участка недр, составленные по форме, установленной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Также согласно статье 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Предусмотренный частью 3 статьи 23.2 Закона о недрах порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118.
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Статьей 12 Закона о недрах предусмотрено, что условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение, в том числе требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункты 1, 2 и 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта образует объективную сторону правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов проверки и заявления общества Горноотводный акт, внесенный в реестр УТЭН Ростехнадзора по Республике Ингушетия N 1, выдан предыдущему недропользователю ЗАО "Минвода Ачалуки" 11.09.2016 года.
В материалах дела имеется горноотводный акт N 01-3100-0001 от 28.11.2017 удостоверяющий уточненные границы горного отвода для разработки подземным способом, минеральных вод Ачалукского месторождения. Однако, как указано в заявлении, и подтверждено протоколом оперативного совещания Межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора Кавказского управления Ростехнадзора от 05.03.2019 года N 3-пр было принято решение об отмене данного акта от 28.11.2017 N 01-3100-001 и проекта горного отвода от 01.11.2017. Обществу рекомендовано с учетом замечаний Ростехнадзора повторно предоставить пакет согласованных документов на получение горноотводного акта.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается обществом, что на момент плановой проверки горноотводный акт на владельца лицензии НЗР 00159 МЭ не переоформлен и добыча минеральной воды на основании лицензии НЗР 00159 МЭ осуществляется обществом в отсутствие акта горного отвода в уточненных границах.
В соответствии с протоколом ГКЗ РФ N 1230 от 21.07.2006 г. были утверждены балансовые запасы эксплуатационных минеральных лечебно-столовых вод по эксплуатационным скважинамNN 20/59 и 376 в количестве 79 м3 /сут. и 144 м3 /сут. соответственно.
В 2013 году недропользователями ООО Минвода "Ачалуки" и ООО "АкваАчалуки" совместно было произведена переоценка запасов минеральных лечебностоловых вод соответственно на Центральном и северном участках Ачалукского месторождения (протокол ГКЗ N 3114 от 21.06.2013) в результате которой изменилась структура, объемы запасов и скважины, обосновывающие эти запасы.
Добыча минеральной воды на участке, предоставленном обществу в соответствии с утвержденным по результатам проведенной переоценке запасов минеральной воды на Ачалукском месторождении не должна превышать объема утвержденных запасов - 800,0 м 3 /сут., в том числе: - из верхнего водонососного горизонта маломинерализованных хлоридно-сульфатных натриевых минеральных вод (скважина 20/59) в объеме 200,0 м 3 /сут; - из среднекараганского водоносного горизонта горизонта маломинерализованных хлоридно-сульфатных натриевых минеральных вод (скважины 376, 376-бис) в объеме 400,0 м3 /сут.; - из нижне- среднекараганского водоносного горизонта горизонта маломинерализованных хлоридно-сульфатных натриевых минеральных вод (скважина 386) в объеме 200,0 м3 /сут.
По протоколу ГКЗ N 3214 от 21.06.2013 недропользователю рекомендовано разработать и согласовать в установленном порядке единую технологическую схему эксплуатации Ачалукского месторождения минеральных вод.
Судом первой инстанции, верно установлено, что на момент плановой проверки технологический проектный документ на разработку предоставленного участка Ачалукского месторождения минеральных подземных вод подготовленный, утвержденный и согласованный в установленном законодательством порядке на утверждение в 2013 года запасы у общества отсутствует, в связи с чем, действия общества правомерно оценены контролирующим органом, как совершенные с нарушением подпункта 2 пункта 3.3 статьи 3 "Виды, объемы работ на участке недр и сроки их выполнения" Дополнения к лицензионному соглашению к лицензии НЗР 00159 от 22.07.2013 г., согласно которому добыча минеральных вод разрешается при наличии технологической схемы разработки участка недр месторождения, прошедшей необходимые согласования и экспертизы.
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о недрах пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу подземных вод в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
На основании пункта 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов.
В нарушение части 2 статьи 19.1, пункта 2 части 2 статьи 22, статьи 23.2 Закона о недрах, Положения, устанавливающего порядок добычи подземных вод для собственных нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 25.06.2009 N 168, общество осуществляло добычу минеральной воды в отсутствие технологического проектного документа на разработку участка Ачалукского месторождения минеральных подземных вод, утвержденного и согласованного в установленном законодательством порядке.
Таким образом, общество осуществляет добычу подземных вод с нарушением требований лицензионных соглашений и технологического проектного документа.
Согласно требованиям пункта 24 "Правил разработки и охраны месторождений вод и лечебных грязей", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1998 г. N 26: отбор минеральных вод должен быть, как правило, прерывисто-крановым. В тех случаях, когда крановая эксплуатация может вызвать какие либо изменения в химическом составе и физических свойствах воды, отрицательно повлиять на техническое состояние эксплуатационных скважин и на рациональные условия разработки месторождения, что должно быть подтверждено соответствующими документами (анализами, исследованиями, экспертными заключениями и т.д.), приложенными к технологической схеме разработки месторождения, допускается непрерывный круглосуточный отбор минеральных вод.
ООО Минвода "Ачалуки" представило "Программы разработки Центрального участка "Ачалукского месторождения минеральных вод по ООО Минвода "Ачалуки" на 2016 и 2017 годы, разработанные ООО Севкавгеоволга" и утвержденные генеральным директором ООО Минвода "Ачалуки", которые содержат мероприятия по охране недр и рациональному использованию минеральных вод на Центральном участке Ачалукского месторождения, выполнение плана добычи минеральных вод, годовые планы работ по ремонту и оборудованию скважин, годовые расчеты нормативных потерь минеральных вод, годовые программы мониторинга минеральных вод, годовые планы добычи минеральных вод.
Согласно информации Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.05.2019 г. N 446-Г/7.3 Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Планы развития горных работ Центрального участка Ачалукского месторождения минеральных вод ООО Минвода "Ачалуки" за 2016- 2018 годы не согласовывались.
Планы развития горных работ Центрального участка Ачалукского месторождения минеральных вод ООО Минвода "Ачалуки" в 2019 году поступили и находятся на рассмотрении в КУ Ростехнадзора.
Из указанного следует, что общество за проверяемый период проводит работы по добыче минеральной воды без согласованных с органами Госгортехнадзора России ежегодных планов развития горных работ.
Наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, является доказанным.
Общество, как лицо, пользующееся недрами с нарушением условий лицензионного соглашения, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, общество не обеспечило их выполнение.
Наличие всех названных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом вышеуказанных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в его действиях состава вмененного ему административного правонарушения.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Доказательств наличия указанных обстоятельств в деле не имеется.
Вместе с тем Управление подтвердило обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в то время как заявитель не представил суду документальные обоснования, свидетельствующие об обратном.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, регламентированных КоАП РФ, а также обстоятельств, в силу положений статьи 24.5 КоАП РФ исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Соответствующих доводов об обратном заявителем не приведено.
В рамках рассматриваемого спора общество заявляло о необходимости применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, полагая возможным назначение административного наказания в виде предупреждения.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. В части 2 указанной статьи предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Следовательно, предупреждение может быть применено только за правонарушение, характеризуемое совокупностью следующих условий: совершено впервые и не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба.
Обществом в материалы дела представлена выписка из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства 15.07.2019, подтверждающая включение заявителя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016 и присвоения ему категории - микропредприятие.
Таким образом, на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого постановления о назначении административного наказания общество являлось субъектом малого предпринимательства, вменяемые правонарушения были совершены впервые.
Материалами дела и судом первой инстанции не установлено, что допущенные обществом нарушение повлекли причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства. Угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба.
Сведений о том, что допущенные обществом нарушения условий, предусмотренных лицензиями, имели общественно опасные последствия в какой-либо сфере (например, в сфере вреда экологии либо в сфере документального учета добычи минеральных подземных вод), не представлено.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности изменения оспариваемого постановления в части назначенного наказания, заменив штраф в размере 300 000 рублей на предупреждение.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к доводам об отсутствии такого обстоятельства, предусмотренного частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, как отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде.
В обоснование своей правовой позиции управление пояснило, что само по себе событие вмененного административного правонарушения свидетельствует о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровья людей.
Апелляционный суд находит ошибочным данное утверждение, поскольку вопрос о наличии или отсутствии угрозы причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью равно как и о наличии или отсутствии оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, рассматривается с учетом конкретных обстоятельств совершения вменяемого правонарушения.
В чем конкретно в рассматриваемом случае выражается угроза причинения вреда жизни и здоровью людей из доводов апелляционной жалобы управления, установить не представляется возможным.
Из принципа правовой определенности и правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 N 16549/12 по делу N А20-3227/2011, следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 26.07.2019 по делу N А18-1138/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Н.В. Макарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-1138/2019
Истец: ООО Минеральная вода "АЧАЛУКИ"
Третье лицо: Управление Росприроднадзора по РИ