город Томск |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А67-4188/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Борзунова Михаила Петровича (N 07АП-9684/2019) на решение от 19.08.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4188/2019 (судья Панкратова Н.В.) по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Борзунова Михаила Петровича (634049, г.Томск, ОГРН 313701710000131, ИНН 702000573830) к Департаменту управления муниципальной собственностью администрации г. Томска (634050, г. Томск, пер. Плеханова,4, ОГРН 1027000856211, ИНН 7017002351) о признании незаконным сообщения об отказе в предоставлении земельного участка от 28.03.2019 N3686.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Сайковский С.А., доверенность от 27.12.2018,
от заинтересованного лица: Бирюкова К.А., доверенность от 03.09.2019.
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Борзунов Михаил Петрович (в дальнейшем - Заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту управления муниципальной собственностью администрации города Томска (в дальнейшем - Департамент, заинтересованное лицо, ответчик) о признании незаконным сообщения об отказе в предоставлении земельного участка от 28.03.2019 N 3686, обязании подготовить договор купли-продажи.
Решением от 19.08.2019 Арбитражного суда Томской области требования главы крестьянского (фермерского) хозяйства Борзунова Михаила Петровича оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при его вынесении имело место неправильное применение норм материального права, а именно неправильное истолкование закона, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Установленное основание не содержится в закрытом перечне оснований для отказа в приватизации земельного участка в соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Буквальное содержание пункта 14 статьи 36.16 иное, что имеет существенное значение при толковании указанной нормы. В настоящем деле, существующее землепользование на рассматриваемой территории муниципального образования "Город Томск" оформлено с 16.06.1997 (дата заключения заявителем договора аренды земельного участка для ведения фермерского хозяйства, а фактически сельскохозяйственное производство на указанной территории осуществлялось заявителем и ранее, в организационно-правовой форме кооператива, на основании решения Томского горисполкома от 21.07.1988 N 679). Границы утвержденной правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" территориальной зоны 0-1 полностью совпадают с границами испрашиваемого земельного участка. Однако при разработке документации градостроительного зонирования, в нарушение статей 30. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления такое сложившееся землепользование учтено не было. Приведенная судом первой инстанции судебная практика не соответствует фактически обстоятельствам настоящего спора.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент отклонил доводы апеллянта за необоснованностью, указав на правомерность выводов суда первой инстанции о несоответствии разрешенного использования испрашиваемого участка "для ведения фермерского хозяйства" видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка по пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали свои позиции, письменно изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё соответственно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 07.03.2019 Заявитель обратился в Департамент управления муниципальной собственностью администрации города Томска (л.д.15-16) с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося по адресу: г.Томск, ул. Сельскохозяйственная, 27, площадью 95 086 кв.м. с кадастровым номером 70:21:0100068:75 в собственность на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в дальнейшем - ЗК РФ).
Письмом от 28.03.2019 за N 3686 Департаментом отказано в предоставлении данного земельного участка на праве собственности по основаниям пунктов 1, 4, 6, 14, 19 статьи 39.16 ЗК РФ.
Письмо содержит сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100068:75 на основании Постановления администрации города Томска от 09.06.2017 N 620-з разделен, образованы земельные участки площадью 62 656 кв.м. и 32 430 кв.м. с кадастровыми номерами 70:21:0100068:300 и 70:21:0100068:301. В отношении земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100068:300 Постановлением администрации города Томска N 620-з в редакции от 16.01.2018 N 9-з) принято решение о предварительном согласовании земельного участка площадью 62 656 кв.м. для эксплуатации нежилых зданий и сооружений. Земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100068:75 относится к категории земель - "земли населенных пунктов", расположен в границах территориальной зоны О-1. Перечень видов использования земельных участков в границах территориальной зоны О-1 не предусматривает использование земельных участков для сельскохозяйственного производства. Кроме того, в границах испрашиваемого земельного участка расположены объекты, сведения о правообладателях которых в ЕГРН отсутствует (строения N 17 и N 21 по ул. Сельскохозяйственная, 27). В силу п.4 ст.39.16 ЗК РФ расположение в границах земельного участка зданий, сооружений, не принадлежащих заявителю на праве собственности или не признанных самовольной постройкой, является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов. Указанные объекты решением суда по делу N А67-7556/2013 квалифицированы как гидротехнические, земельные участки под которыми в силу пп.10 п.5 ст.27 ЗК РФ в собственность не предоставляются (л.д.13-14).
Считая отказ Департамента в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100068:75, площадью 95 086 кв.м, в собственность без проведения торгов, изложенный в сообщении N 3686 от 28.03.2019 незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Томской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка "для ведения фермерского хозяйства" не соответствует видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны, что явилось правомерным основанием для отказа в предоставлении земельного участка по пункту 14 статьи 39.16 ЗК РФ.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Статьей 39.3. ЗК РФ предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подп. 1 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Каждый из пунктов указанной статьи является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, каждый из них имеет свои особенности и должен быть обоснован.
Как следует из оспариваемого Заявителем отказа, основанием для его вынесения явились пункты 1, 4, 6, 14, 19 статьи 39.16 ЗК РФ.
Так, согласно пунктам 1, 4, 6, 14, 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе, в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; на указанном земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с договором аренды земельного участка от 16.06.1997 N ТО-21-7З44, заключенным в соответствии с Постановлением Мэра города Томска от 16.06.1997 N 821-з (в редакции дополнительного соглашения от 10.06.2011 к договору аренды земельного участка от 16.06.1997 N ТО-21-7344), Заявителем в целях ведения фермерского хозяйства используется земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100068:75, площадью 95 086 кв.м., по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Сельскохозяйственная, 27.
Срок договора аренды установлен до 15.06.2025 (л.д.17-37).
На арендованном земельном участке размещены принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимости сельскохозяйственного назначения, предназначенные для использования в производстве сельскохозяйственной продукции, права на которые зарегистрированы и сведения о которых содержатся в ЕГРН, а именно: сооружение-теплица, по ул. Сельскохозяйственная, д. 27, N 3, сооружение-теплица, по ул. Сельскохозяйственная, д. 27, N 4, сооружение-теплица, по ул. Сельскохозяйственная, д. 27, N 5, сооружение-теплица, по ул. Сельскохозяйственная, д. 27, N 6, сооружение-теплица, по ул. Сельскохозяйственная, д. 27, N 7, сооружение-теплица, по ул. Сельскохозяйственная, д. 27, N 8, сооружение-теплица, по ул. Сельскохозяйственная, д. 27, N 10, сооружение-теплица, по ул. Сельскохозяйственная, д. 27, N 11, сооружение-теплица, по ул. Сельскохозяйственная, д. 27, N 12, сооружение-теплица, по ул. Сельскохозяйственная, д. 27, N 13, сооружение-теплица, по ул. Сельскохозяйственная, д. 27, N 14, гараж, по ул. Сельскохозяйственная, д. 27, N 15, сооружение - склад готовой продукции, по ул. Сельскохозяйственная, д. 27, N 16, здание-овощехранилище, по ул. Сельскохозяйственная, д. 27, N 18, сооружение-трансформаторная подстанция, по ул. Сельскохозяйственная, д. 27, N 19, сооружение-трансформаторная подстанция, по ул. Сельскохозяйственная, д. 27, N 20.
Вид разрешенного использования указанного земельного участка - для ведения фермерского хозяйства, указан в следующих документах: постановлении Мэра города Томска от 16.06.1997 N 821-з (пункт 2), договоре аренды земельного участка от 16.06.1997 N ТО-21-7З44 (пункт 1.2), постановлении Мэра города Томска от 30.12.1999 N 3247-з (преамбула постановления), акте приема-передачи земельного участка от 24.06.2008 (пункт 2), дополнительном соглашении от 10.06.2011 к договору аренды земельного участка от 16.06.1997 N ТО-21-7344 (пункт 1.3 дополнительного соглашения к договору аренды указывает на зону градостроительной ценности земельного участка - 18.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (действующим на момент подписания дополнительного соглашения к договору аренды, но утратившим силу на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.09.2017 N 470 "О признании утратившими силу отдельных приказов Минэкономразвития России в сфере государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов") и приложением 2 "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов, расположенных в границах муниципального образования "Город Томск" к постановлению администрации Города Томска от 26.11.2014 N 1240, зона градостроительной ценности испрашиваемого земельного участка, находящегося в кадастровом квартале 70:21:0100068 (пункт 130 приложения 2) - 18, соответствует 15-й группе вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования; пункт 1.4 дополнительного соглашения к договору аренды).
Кроме того, вид разрешенного использования указанного земельного участка - для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, для ведения фермерского хозяйства, внесен в кадастр недвижимости Единого государственного реестра недвижимости.
Указанные обстоятельства подтверждаются документами, в том числе сведениями из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости. Записи в ЕГРН об аренде, о категории земельного участка, о виде разрешенного использования земельного участка, актуальны и внесены в кадастр недвижимости Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с Постановлением администрации Города Томска от 09.06.2017 N 620-3 во исполнение решения Кировского районного суда города Томска от 16.11.2015 по делу N 2а-2785/2015 земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100068:75 разделен, образованы земельные участки площадью 62 656 кв.м (кадастровый номер 70:21:0100068:300) и 32 430 кв.м (кадастровый номер 70:21:0100068:301).
При этом сведения о земельном участке с кадастровым номером 70:21:0100068:75 в силу п.6 ст. 11.4 ЗК РФ из ЕГРН не исключены.
Таким образом, в настоящее время в ЕГРН имеются сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 70:21:0100068:75, 70:21:0100068:300, 70:21:0100068:301.
Постановлением администрации Города Томска от 09.06.2017 N 620-з (в редакции постановления администрации Города Томска от 16.01.2018 N 9-з) принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 62 656 кв.м с кадастровым номером 70:21:0100068:300 для эксплуатации нежилых зданий и сооружений.
Подпункт 8 п.1 ст.1 ЗК РФ устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами как к производственным территориальным зонам, так и территориальным зонам сельскохозяйственного использования.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
В силу ч. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
При этом, земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (п. 11 ст. 85 ЗК РФ).
Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам (п. 7 ст. 85 ЗК РФ).
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (п.9 ст.1 ГрК РФ).
Думой Города Томска 27.11.2007 принято решение N 687 "О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск".
В соответствии с разделом "Введение" территориальное планирование, к которому относится и Генеральный план города Томска, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации направлено на определение назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В Генеральном плане определены основные параметры развития города: перспективная численность населения, объемы жилищного строительства и реконструкции жилищного фонда, необходимые для строительства территории, основные направления развития транспортного комплекса и инженерной инфраструктуры, озеленения и благоустройства территории.
Согласно пункту 1 Правил землепользования и застройки, Правила землепользования и застройки в городе Томске в соответствии с законодательством Российской Федерации (Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации) вводят в городе Томске систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования на зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента.
Целями введения системы регулирования землепользования и застройки, основанной на градостроительном зонировании, являются, в том числе: - создание условий для устойчивого развития территории города Томска, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; - создание условий для планировки территории города Томска, реализации планов и программ развития городской территории; - обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск").
Градостроительным регламентом, утвержденным решением Думы Города Томска от 27.11.2007 N 687 "О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", испрашиваемый в собственность земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100068:75, с видом разрешенного использования: для ведения фермерского хозяйства, отнесен к территориальной зоне О-1.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" зона О-1 - зона объектов обслуживания населения выделена для создания правовых условий формирования разнообразных объектов городского значения, связанных прежде всего с удовлетворением периодических и эпизодических потребностей населения в обслуживании при соблюдении нижеприведенных видов разрешенного использования недвижимости.
Основные виды разрешенного использования зоны О-1: административно- хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации районного значения; многофункциональные деловые и обслуживающие здания; офисы, представительства, кредитно-финансовые учреждения, судебные и юридические органы, проектные, научно-исследовательские и изыскательские организации, не требующие создания санитарно-защитной зоны, гостиницы, информационные туристические центры, физкультурно-оздоровительные сооружения, плавательные бассейны городского значения, спортивные залы городского значения, учреждения культуры и искусства городского значения, учреждения культуры и искусства локального и районного значения, учреждения социальной защиты, музеи, выставочные залы, галереи, магазины, рынки, предприятия общественного питания, объекты бытового обслуживания, центральные предприятия связи, учреждения жилищно- коммунального хозяйства, отдельно стоящие УВД, РОВД, отделы ГИБДД, военные комиссариаты районные и городские, отделения, участковые пункты полиции, пожарные части, ветлечебницы без содержания животных, амбулаторно-поликлинические учреждения, аптеки, пункты оказания первой медицинской помощи, многопрофильные учреждения дополнительного образования, учреждения среднего специального и профессионального образования без учебно-лабораторных и учебно-производственных корпусов и мастерских.
Вспомогательные виды разрешенного использования: - автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей; подземные и полуподземные; многоэтажные.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применив приведенные выше нормы права, установив, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка "для ведения фермерского хозяйства" не соответствует видам разрешенного использования для указанной территориальной зоны, законно и обоснованно сделал вывод о правомерности отказа в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ.
Правомерно отклонен судом первой инстанции довод Заявителя о том, что вид разрешенного использования земельного участка - для ведения сельскохозяйственного производства, остался прежним, не изменен в ЕГРН, в связи с чем у него сохранилось право на использование земельного участка по аналогичным целям и в дальнейшем, поскольку возможность использования земельного участка без установления срока его приведения в соответствие с градостроительным регламентом, Правилами землепользования и застройки, предусмотренная пунктом 4 статьи 85 ЗК РФ, статьей 6 Правил землепользования и застройки территории, не влечет за собой возникновение у лица, использующего земельный участок не в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны, права на выкуп такого земельного участка.
Правомерно судом первой инстанции отмечено, что именно вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать категории земель и территориальному зонированию, обратное нарушало бы земельное и градостроительное законодательства в части установления требований об установлении вида разрешенного использования исключительно в рамках существующего зонирования.
До приведения в соответствие индивидуальных характеристик земельного участка, предоставление такого земельного участка для заявленных целей невозможно, иное означало бы в нарушение положений действующего законодательства возможность нецелевого использования земельного участка, следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что у Департамента отсутствовали основания для предоставления испрашиваемого земельного участка заявителю, является правильным.
Ссылка апеллянта на судебную практику апелляционным судом не принимается, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств.
Доводы подателя жалобы о том, что при вынесении судебного акта имело место неправильное применение норм материального права, а именно неправильное истолкование закона, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, не нашли своего подтверждения.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.08.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4188/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Борзунова Михаила Петровича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4188/2019
Истец: Борзунов Михаил Петрович
Ответчик: "Город Томск" в лице Департамента управления муниципальной собственностью Администрации города Томска