город Ростов-на-Дону |
|
16 октября 2019 г. |
дело N А53-18823/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.09.2019 по делу N А53-18823/2019 (Судья Абдулина С.В.)
по иску Управления Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу
к акционерному обществу "Объединенная компания Русал Уральский алюминий"
о взыскании штрафа,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Управление федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Объединенная компания Русал Уральский алюминий" (далее - ответчик, общество) о взыскании штрафа за непредставление установленной отчетности за 2018 год в размере 100000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик в нарушение требований статьи 18 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" и заключенного соглашения сторон от 19.09.2008 не представил в срок до 20 января года, следующего за отчетным, сведения инвентаризации материальных ценностей мобилизационного резерва и годовую отчетность по форме N16МР.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.09.2019 по делу N А53-18823/2019 в иске отказано, поскольку ответчиком представлены документы, подтверждающие отсутствие его вины в несвоевременном предоставлении отчетности.
Управление Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, так как полагает, что поскольку ответчиком в установленный срок не предоставлены сведения инвентаризации материальных ценностей мобилизационного резерва и годовая отчетность по форме N 16МР то имеются основания для возложения на ответчика ответственности в виде штрафа. В данном случае истец полагает, что отсутствие заключенного сторонами контракта не освобождает ответчика от возложенной на него ответственности при фактическом хранении, возникшей в силу закона. До окончания процедуры разбронирования хранитель несет ответственность за сохранность ценностей материального резерва в соответствии с пунктом 8 статьи 16 ФЗ "О государственном материальном резерве" и статьей 902 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей не направили, в связи с чем суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, акционерное общество "Объединенная компания Русал Уральский алюминий" является ответственным хранителем материалов второй группы по смыслу ст. 2 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", то есть организацией, не входящей в единую федеральную систему государственного резерва РФ и осуществляющей ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва без предоставления ей права пользования этими материальными ценностями.
На основании установленного мобилизационного задания и номенклатуры накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве филиала АО "Русал Урал" в Волгограде "Объединенная компания Русал Волгоградский алюминиевый завод" является организацией, осуществляющей ответственное хранение материальных ценностей мобилизационного резерва.
Обществом заключено соглашение об обеспечении сохранности материальных ценностей мобилизационного резерва от 19.09.2008 N ОМР/СО/39.
На основании статьи 18 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон о государственном материальном резерве) и заключенного сторонами государственного контракта акционерное общество "Объединенная компания Русал Уральский алюминий" должно было в срок до 20.01.2019 представить в Управление Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу по специальным защищенным каналам связи отчетность по форме N 16-МР "Сведения о наличии материальных ценностей второй группы за 2017 год и материалы о проведении инвентаризации по состоянию на 01.10.2018".
01.04.2019 истцом в адрес ответчика направлено претензионное письмо N ОБУ/1662 с требованием оплатить штраф за непредставление отчетности.
В отзыве на заявление управления ответчик поясняет, что у акционерного общества "Объединенная компания Русал Уральский алюминий" отсутствовала объективная возможность направить истцу отчетность в сроки, предусмотренные статьей 18 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" в установленный срок, указав, что ответчик принял все зависящие от него меры для получения лицензии и представления отчетности.
Ссылаясь на непредставление отчетности за 2018 год Управление Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании штрафных санкций.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон N 79-ФЗ) ответственные хранители (организации, осуществляющие ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва), которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва своими силами и средствами.
За несвоевременное представление утвержденной отчетности предприятием - ответственным хранителем установлена ответственность, предусмотренная пунктом 12 статьи 16 Федерального закона "О государственном материальном резерве" в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на непредоставление ответчиком в установленный срок документов по форме N 16 МР.
Вместе с тем, акционерное общество "Объединенная компания Русал Уральский алюминий" указывает, что отчетность не была своевременно представлена в Управление Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу ввиду отсутствия по состоянию на 20.01.2018 у общества лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в связи с чем оно не имело права оформлять и направлять требуемую отчетность за 2018 год, обществом заблаговременно до истечения срока действия ранее выданной лицензии принимались меры по получению лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно пункту 6 статьи 11 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" сведения о нормах накопления, о поставке, выпуске, закладке, об освежении, дислокации и фактических запасах государственного резерва являются государственной тайной, разглашение которой влечет за собой ответственность в установленном законом порядке.
Абзацем 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" установлено, что допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Из материалов дела следует, что на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, акционерному обществу "Объединенная компания Русал Уральский алюминий" была выдана лицензия от 27.08.2012 сроком действия до 28.04.2017.
Ответчик заблаговременно до истечения срока действия лицензии обратился в Управление ФСБ России по Свердловской области с заявлением от 18.01.2017 о продлении действия лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Уполномоченный орган на ведение лицензионной детальности принимает решение о выдачи или об отказе в выдачи лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 5 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что для подтверждения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает осуществлять работы, подтвержденной органом государственной власти или организацией, наделенными полномочиями по распоряжению указанными сведениями, и в соответствии с пунктом 2 Правил подтверждения степени секретности сведений, с которыми предприятия, учреждения и организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, заявитель представляет наличие заключенного контракта (договора) в проведении совместных и других работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с государственной организацией, являющейся заказчиком этих работ, в ходе которых возникает необходимость в использовании сведений, составляющих государственную тайну.
Рассмотрев заявление ответчика, уполномоченный орган, с учетом отсутствия у АО "Объединенная компания Русал Уральский алюминий" мобилизационного задания, а также государственного контракта на оказание услуг по ответственному хранению материальных ценностей мобилизационного резерва, отказал в продлении ранее действующей/выдачи новой лицензии.
Таким образом, отсутствие у ответственного хранителя лицензии на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну, является в силу п.2 правил перемещения материальных ценностей государственного материального резерва между ответственными хранителями и организациями, входящими в систему государственного материального резерва, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. N 1132, основанием для перемещения материальных ценностей государственного резерва между ответственными хранителями и организациями, входящими в систему государственного резерва, в целях обеспечения количественной и качественной сохранности материальных ценностей и повышения эффективности управления государственным резервом.
При этом органом, ответственным на федеральном уровне в установленном порядке за формирование, размещение, хранение и обслуживание запасов материальных ценностей государственного материального резерва и их ведомственную охрану, не были произведены указанные перемещения материальных ценностей от организации ответчика.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что с заявлением о продлении срока лицензии (о выдаче лицензии) ответчик обратился в уполномоченный орган заблаговременно (более чем за два месяца до истечения срока действия лицензии), с учетом срока, установленного органу, уполномоченному на ведение лицензионной деятельности, для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии - в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
Письмом от 05.09.2019 акционерное общество "Объединенная компания Русал Уральский алюминий" уведомило Управление Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу об истечении срока действия лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также о том, что на указанный момент решение о продлении срока действия лицензии уполномоченным органом не принято.
Истцом не представлено обоснование возможности у ответчика воспользоваться установленными способами направления спорной отчетности в отсутствие лицензии.
Таким образом, суд апелляционной инстанции также приходит к выводу об отсутствии у акционерного общества "Объединенная компания Русал Уральский алюминий" умысла на совершение действий, повлекших нарушение им срока предоставления отчетности, ввиду чего в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что аналогичный правовой подход поддержан при разрешении спора между теми же сторонами, с аналогичным предметом (штраф за не предоставление отчетности за предыдущий период) в рамках дел N А53-39091/2018.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований. Суд правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются в силу того, что апеллянт освобожден от уплаты госпошлины на основании положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.09.2019 по делу N А53-18823/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок с даты изготовления его полного текста через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18823/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЗЕРВАМ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: АО "РУСАЛ УРАЛ"