г. Саратов |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А06-2991/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" октября 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Дубровиной О.А., Котляровой А.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Астраханьагросервиспромдорстрой" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 августа 2019 года по делу N А06-2991/2019 (судья Козина Т.В.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Астрахань" (ОГРН 1163025054499; ИНН 3015108355) к закрытому акционерному обществу "Астраханьагросервиспромдорстрой" (ИНН 3015044687, ОГРН 1023000816926), третье лицо Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Астраханской области и республики Калмыкия", о взыскании суммы задолженности за поставленный газ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Астрахань" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань", истец) обратилось к Закрытому акционерному обществу "Астраханьагросервиспромдорстрой" (далее - ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой", ответчик) о взыскании суммы задолженности за поставленный газ в размере 129 461 руб. 97 коп.
К участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Астраханской области и республики Калмыкия".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 07 августа 2019 года с ЗАО " Астраханьагросервиспромдорстрой" в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" взыскана задолженность за поставленный газ в размере 127 788, 41 руб., в том числе за ноябрь, декабрь 2017 года в размере 25 348, 89 руб., за январь-апрель 2018 года в размере 102 439, 52 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 834 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в заявленных требованиях истца в полном объеме.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" на основании договора N 04-5-0252/13Б от 02.11.2012 г. осуществляет поставку газа ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой".
Срок действия договора с 01.01.2013 по 31.12.2013 года.
Дополнительным соглашением от 05.11.2014 г. срок договора продлен до 01.12.2017.
27.10.2017 г. между ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" и ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой" заключен договор N 04-5-0252/18Б на поставку газа, срок действия договора с 01.01.2018 по 31.12.2022 г.
Согласно п.2.1 договора Поставщик обязуется поставлять газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой, а Покупатель принимать и оплачивать газ.
03.05.2018 г. в ходе проведения проверки по адресу г. Астрахань ул. 5-ая Керченская, 2 А (производственная база) выявлено нарушение в виде неисправности в работе ПУГ (остановка счетного механизма при работе газопотребляющего оборудования). При работающей плите ПГ-3 одной конфорке (1,2м3/ч) в количестве 1 шт. в течение 5 мин. выявлена неизменность показаний прибора учета газа Омега G-6 N 1004970, отсутствует фиксация потребления газа.
В п.4.12 договора поставки газа установлено, что в случае отсутствия или неисправности средств измерений, входящих в состав узла учета газа покупателя, количество потребленного газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из 24 часов работы их в сутки за период между последними проверками, оформленными актами, но не более чем за 6 месяцев.
Истцом произведен ответчику перерасчет объемов поставки газа в соответствии с пп.12 п.4.12 договоров по мощности газопотребляющего оборудования.
По договору N 04-5-0252/13 Б за ноябрь 2017 г. фактический объем газа 3,983 тыс. куб.м. на сумму 28 036, 70 руб., за декабрь 2017 г. -3,381 тыс.куб.м. на сумму 26 102, 38 руб.
По договоруN 04-5-0252/18 Б за январь 2018 г. фактический объем газа 3,664 тыс. куб.м на сумму 25 920, 92 руб., за февраль 2018 г. -3,142 тыс. куб.м. на сумму 22 914, 01 руб., за март 2018 г.-4,069 тыс. куб.м. на сумму 31 937, 85 руб., за апрель 2018 г.- 2,949 тыс. куб.м. на сумму 21 666, 74 руб.
Поставщиком на основании п.4.8 договора корректировочные акты, счета-фактуры направлены почтой для подписания и оплаты.
Однако ответчиком вышеназванные документы не подписаны, оплата не произведена.
В соответствии с п.5.5.1 договора расчеты за поставленный газ производятся в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, на основании первичных исполнительных документов по договору.
Претензии, направленные ответчику о погашении суммы задолженности, оставлены без ответа, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд правомерно руководствовался следующим.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 309 - 310, 539, 544 ГК РФ установил факт поставки ответчику газа в исковой период, неисполнения ответчиком договорных обязательств по внесению платежей за поставленный газ, отсутствие доказательств оплаты и, проверив расчет предъявленной ко взысканию суммы задолженности, счел требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (пункт 2 статьи 1 и статьей 421 ГК РФ).
Статья 307 ГК РФ предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Спорные отношения регулируются параграфом 6 главы 30 ГК РФ "Энергоснабжение".
Согласно части 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Отношения между поставщиками и покупателями газа в спорный период регулировались Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа).
Из договоров N 04-5-0252/13 Б и 04-5-0252/18 Б следует, что при отсутствии узлов учета газа у потребителя газа, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма, количество поданного газа определяется по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа.
К использованию допускаются только средства измерений прошедшие поверку, по истечении срока поверки средства измерения, его показания не могут считаться достоверными, что фактически означает отсутствие прибора учета. На момент проведения проверки выявлена неизменность показаний прибора учета газа, что свидетельствует о невозможности его применения для учета показаний потребляемого газа.
В соответствии с п. 21 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
Пунктом 23 Правил N 162 предусмотрено, что при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом пересмотренным договором.
Аналогичное правило установлено в п. 3.9 Приказа Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 "Об утверждении Правил учета газа" (далее - Правила учета газа).
Пунктом 1 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность обеспечения надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдения установленного режима потребления энергии возложена на абонента.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и п. 2.9 Правил учета газа измерения объема газа должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений. Аттестованный методикой измерений для турбинных, ротационных и вихревых счетчиков газа является ГОСТ Р 8.740-2011 "Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков". Подтверждением соответствия требованиям данной методике, является акт соответствия, подписанный представителем государственной метрологической службы (п. 12.1.4. ГОСТ Р 8.740-2011).
В соответствии с п. 24 Правил N 162 монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат (п. 25 Правил N 162).
После выявления ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" факта неизменности показаний спорного прибора учета, указанный счетчик был направлен в ЦСМ" для проведения поверки, причина не пригодности -основная относительная погрешность измерения превышает предел допускаемого значения.
В силу положений ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 г. за N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Одними из форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений являются поверка средств измерений и аттестация методик (методов) измерений (ст. 11 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений").
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.
Частью 1 ст. 13 этого же Закона определено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Согласно ч. 17 ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Из толкования указанных норм права в отношении поверки презюмируется, что, пока не доказано иное, прошедшее поверку средство измерения является исправным и его показания подлежат применению при расчетах за поставленный ресурс.
Напротив, в отсутствие необходимой поверки предполагается, что средство измерения не является исправным, а его показания достоверными.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Согласно ч. 3 этой статьи арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
В силу ч. 4 и 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами; никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания требований по иску и возражений возложено на сторону, их заявляющую.
Учитывая, что счетчик газа признан непригодным к применению, то в соответствии с условиями договора, пункта 23 Правил поставки газа (и закон, и договор) не позволяют применять показания такого счетчика с целью установления размера оплаты за поданный в ноябре, декабре 2017 и январе-апреле 2018 года газ, и расчет обоснованно произведен истцом по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок.
Исходя из максимальной проектной мощности газоиспользующего оборудования на объекте ответчика, общий объем газа в спорный период составил 21 188 тыс. м3 (л.д.126 Т.1).
Следовательно, непредставление доказательств должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированного со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент, участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11).
Кроме того, представитель третьего лица указал на не пригодность прибора учета, о чем представлено извещение о непригодности к применению от 11.05.2018.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, установив доказанность истцом исковых требований, обоснованно счел иск подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, доводы ответчика о надлежащем состоянии приборов учета газа судебной коллегией отклоняются, поскольку материалами дела опровергаются и противоречат действующим нормам законодательства.
Доводы апеллянта о неправомерности расчета истца не обоснованы и не влияют на правильность принятого судебного акта.
В апелляционной жалобе заявитель не привел доводов, опровергающих установленные судом первой инстанции фактические обстоятельства дела, а равно не представил доказательств, которые бы имели правовое значение и могли бы повлиять на исход обжалуемого судебного акта.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 августа 2019 года по делу N А06-2991/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Никольский |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2991/2019
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань"
Ответчик: ЗАО "Астраханьагросервиспромдорстрой"
Третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Астраханской области и Республике Калмыкия"