16 октября 2019 г. |
дело N А40-292516/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Тетюка В.И., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2019 (резолютивная часть от 24.05.2019 г.)
по делу N А40-292516/18, принятое судьей Гедрайтис О.С. (143-1498),
по иску Минобороны России (ИНН 7704252261)
к АО "ГУОВ" (ИНН 7703702341) о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Алимаев Р.А. по доверенности от 23.04.2017,
от ответчика: Девятайкин Д.П. по доверенности от 28.01.2019
УСТАНОВИЛ:
Минобороны России (Заказчик) предъявило АО "ГУОВ" (Подрядчик) иск о взыскании неустойки по государственному контракту N ДС-В-13/15-34 от 08.10.2015 в размере 10 376 566 руб. 01 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 24.05.2019 г., изготовленным в полном объеме 25.06.2019 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Исковые требования мотивированы тем, что 08.10.2015 между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (генподрядчик) заключен государственный контракт N ДС-В-13/15-34 на выполнение работ по капитальному ремонту тепловой сети котельной N 492, расположенной по адресу: Амурская обл., Белгородский р-он, п. Возжаевка, в/г 1 (шифр объекта: В-13/15-34).
Согласно п. 2.1 контракта, генподрядчик выполняет работы по капитальному ремонту объекта и все иные работы, необходимые для приведения объекта до состояния полной готовности к эксплуатации, в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта (выполнение работ по капитальному ремонту объекта "под ключ").
Цена контракта 46 012 413 руб. 00 коп. (п. 3.1 контракта).
В соответствии с пунктом 5.2 контракта дата окончания работ: работы по капитальному ремонту - 01.12.2015, подписание итогового акта приемки выполненных работ - 10.12.2015.
Пунктом 18.3 контракта установлено, что в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки генподрядчиком исполнения данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Согласно представленному истцом расчету неустойка составляет 10 376 566 руб. 01 коп.
Минобороны России в адрес ответчика были направлены претензии с требованием уплаты штрафных санкций, однако требования истца были оставлены ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований заказчика.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом соглашается.
Так, по условиям контракта генподрядчику необходимо было выполнить работы, начиная с 08.10.2015 в течение 1 месяца 24 дней на действующем объекте - котельной N 492, расположенной по адресу: Амурская область, Белогорский район, п. Возжаевка, в\г 1.
Однако, проведение работ по Контракту по капитальному ремонту тепловой сети котельной невозможно без вывода из эксплуатации котельной в отопительный период, а также наступления положительных температур воздуха.
В соответствии с Постановлением администрации муниципального образования Белогорского района Амурской области N 500 от 14.09.2015 отопительный сезон 2015- 2016 годов начался с 26.09.2015.
Отопительный сезон в Белогорском районе Амурской области окончен 10 мая 2016 года (Постановление администрации муниципального образования Белогорского района Амурской области N 05 от 26.04.2016).
Согласно ч. 1 ст.21 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при выводе котельной из эксплуатации не допускается ущемление прав и законных интересов потребителей тепловой энергии.
Вывод из эксплуатации котельной, с использованием которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Кроме того, в соответствии с п.7.1.5 контракта, Заказчик до начала производства Работ передает Генподрядчику в установленном порядке на период выполнения Работ Строительную площадку и Объект (исключительно в целях выполнения Работ) по Акту передачи строительной площадки и Объект, 1 (один) экземпляр которого направляет Государственному заказчику в течение 3 (трех) дней со дня подписания, а также всю необходимую для выполнения Работ документацию.
Так, согласно п.4 ст. 52 ГрК РФ, при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта.
В связи с тем, что проведение указанных работ не возможно в отопительный период, то строительная площадка по акту приема-передачи была передана Заказчиком Генподрядчику 20 апреля 2016 года (акт приема-передачи), в то время как начало выполнения работ по капитальному ремонту в соответствии с условиями Контракта определено 08 октября 2015 года, а сроки завершения работ - 01 декабря 2015 года.
Эксплуатирующая организация на 2015 г. (филиал "Хабаровский" АО "РЭУ") разрешение на производство работ в отопительный период не дала, поскольку вывод из эксплуатации тепловых сетей привели бы к остановке теплоснабжения всего военного городка в отопительный период, что недопустимо в виду норм действующего законодательства. Кроме того, отсутствие теплоснабжения в период отопительного сезона привело бы к установлению температуры в зданиях и помещениях ниже законодательно установленных обязательных санитарно-эпидемиологических норм и требований, предъявленных к отоплению в жилых помещениях, общественных зданиях и сооружениях.
Письмом от 20.08.2015 г. N 2876 филиал "Хабаровский" АО "РЭУ" информировало АО "ГУОВ" о том, что выполнить работы до 31.12.2015 на теплотрассе к котельной N 492, как и вести работы после начала отопительного сезона 2015-2016 гг. невозможно в связи с большим объемом по замене подземных участков тепловых сетей, а также отсутствием резерва на котельных и сильной изношенностью оборудования.
Кроме того, письмами (от 06.09.2016 г N 1432/ВВО, от 24.10.2016 N1782/ВВО) в адрес ФКП "УЗКС МО РФ" (заказчик) АО "ГУОВ" сообщалось, что протяженность подлежащих замене подземных и надземных участках тепловых сетей составляет 3 500 м. Кроме того, на всей протяженности подлежащих замене тепловых сетей совместно с трубопроводами отопления проложены трубопроводы холодного водоснабжения.
Таким образом, замена трубопроводов водопровода, его отдельная или совместная с обратным трубопроводом тепловая изоляция условиями Контракта не предусмотрена.
Также в адрес ОП "Амурское" АО "ГУ ЖКХ" (эксплуатирующая организация с 2016) АО "ГУОВ" направлено письмо от 27.01.2017 N 165/ВВО с просьбой выполнить работы по замене трубопроводов холодного водоснабжения и их тепловую изоляцию силами ОП "Амурское" АО "ГУ ЖКХ" одновременно с выполнением АО "ГУОВ" работ по замене тепловой сети. В свою очередь ОП "Амурское" АО "ГУ ЖКХ" указало на невозможность выполнения указанных работ ввиду отсутствия условий государственного контракта 6-ВКХ от 30.12.2017.
Об указанных фактах АО "ГУОВ" неоднократно информировало ФКП "УЗКС МО РФ" (заказчик) письмами от 30.12.2015 N 21507, от 19.04.2016 N 5256, 25.04.2017 N 872/ВВО.
При этом, в соответствии с передаточным актом от 31.03.2017 N 249 котельная инв. 492 была передана в собственность муниципального образования "Возжаевский сельсовет" Белогорского района Амурской области".
ФКП "УЗКС МО РФ" направило в адрес АО "ГУОВ" сопроводительное письмо от 30.03.2017 N ФКП/15/6670 с проектом Соглашения о расторжении государственного контракта от 08.10.2015 N ДС-В-13/15-34.
При таких обстоятельствах, 30.03.2017 заказчик утратил интерес к основному обязательству, следовательно, начисление неустойки обосновано соответствием формальным требованиям законодательства в отсутствие защищаемого субъективного права, что является неправомерным.
Минобороны России в иске указывает, что по состоянию на 16 октября 2017 г. обязательства по Контракту не выполнены вследствие чего итоговый акт приемки выполненных работ не подписан и в связи с этим просит взыскать неустойку за просрочку исполнения обязательств по Контракту (за период с 10.12.2015 по 16.10.2017) в размере 10 376 566,01 руб.
Однако, у Истца отсутствуют правовые основания для привлечения Ответчика к имущественной ответственности за просрочку исполнения обязательств по Контракту срок исполнения, которых был перенесен до 31.12.2018 (дополнительное соглашение от 29.12.2017 N 2 к контракту).
Пунктом 8.2.6 контракта за генподрядчиком закреплена обязанность выполнить работы без превышения лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты работ по Контракту на соответствующий год.
Согласно п. 4.1 контракта, оплата по Контракту осуществляется в рублях за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты Работ по Контракту на 2015 год.
В силу п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с п.1 ст.746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренной сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что принятие государственным заказчиком денежных обязательств в соответствии с условиями Контракта и обеспечение их оплаты за счет средств федерального бюджета осуществляется в пределах обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов бюджетов Российской Федерации, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Однако, к Контракту заключен ряд дополнительных соглашений (от 18.01.2016 N 1, от 20.03.2017 N 2, от 29.12.2017 N 2), которыми изменены установленные Разделом 4 Контракта сроки и объемы оплаты (на 2015-2018 годы лимиты бюджетных обязательств не были предусмотрены), а также предусмотрено увеличение периода финансирования исполнения Заказчиком обязательств по оплате выполненных работ, перенесено на 2019 год.
29.12.2017 г. стороны подписали дополнительное соглашение N 2, в п. 1.2 которого предусмотрели, что обязательства по Контракту подлежат исполнению сторонами не позднее 31.12.2018, при этом обязательства по финансированию будут исполнены после доведения до Государственного заказчика лимитов бюджетных обязательств, т.е. требование о взыскании неустойки за заявленный в исковом заявлении период неправомерно.
Учитывая изложенное, усматривается, что акта сдачи-приемки выполненных работ и итоговый акт не могут быть подписаны в 2015-2018 годы, поскольку закон и Государственный контракт связывают возникновение обязательственного правоотношения по оплате работ с фактом подписания данных актов.
Таким образом, ответчик в соответствии с условиями Контракта не должен был выполнять работы и предъявлять их к приемке в 2015-2018 годах, поскольку лимиты бюджетных обязательств на указанные годы Истцом не предусмотрены.
У истца отсутствуют правовые основания для привлечения ответчика к имущественной ответственности за просрочку исполнения обязательств по контракту срок исполнения, которых был перенесен до 31.12.2018 г.
Частью 9 ст.34 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"" предусмотрено освобождение стороны от уплаты неустойки (штрафа, пени), если она докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В силу п.2 ст.401 ГК РФ, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с п.3 ст.401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно п.3 ст.405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Пунктом 1 ст.406 ГК РФ предусмотрено, что кредитор, считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных договором, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2019 (резолютивная часть от 24.05.2019 г.) по делу N А40-292516/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-292516/2018
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"