16 октября 2019 г. |
Дело N А83-6578/2019 |
Судья Двадцать первого арбитражного апелляционного суда Лазарев С.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Республики Крым от 22 июля 2019 года.
Мотивированное решение изготовлено 01 августа 2019 года.
по делу N А83-6578/2019 (судья Куртлушаев М.И.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым (ул.Киевская, д.125 корпус Б, г.Симферополь, Республика Крым, 295034, ОГРН 1149102012685, ИНН 9102009129)
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым "Консультативно-диагностический центр по обслуживанию депортированных народов" (ул. Камская, д.12, г.Симферополь, Республика Крым, 295050, ОГРН 1149102135852, ИНН 9102062186, дата государственной регистрации - 13.12.2014)
о взыскании задолженности по уплате финансовых санкций в размере 2000,00 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым "Консультативно-диагностический центр по обслуживанию депортированных народов" с заявлением о взыскании финансовых санкций в сумме 2000,00 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 21.05.2019 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Крым, резолютивная часть которого в соответствии с частью 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принята 22 июля 2019 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым требований отказано.
Согласно пункту 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", поскольку арбитражный суд, исходя из части 2 статьи 229 АПК РФ, составляет мотивированное решение только по заявлению лица, участвующего в деле, рассмотренном в порядке упрощенного производства, то при отсутствии соответствующего заявления лица, участвующего в деле, обжалованию подлежит решение, принятое путем подписания резолютивной части.
Из представленных материалов дела следует, что арбитражным судом первой инстанции, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым составлено мотивированное решение от 01.08.2019 по делу N А83-6578/2019 (л.д. 48-52), также направленное в адрес лиц, участвующих в деле.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, поскольку считает, что действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Консультативно-диагностический центр по обслуживанию депортированных народов" следует квалифицировать как несоблюдение требований относительно возможности выявления ошибки в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года в отношении 4 сотрудников, т.е. имело место дополнительное представление сведений на сотрудников, а не исправление ошибок в ранее представленных сведениях на застрахованных лиц.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 апелляционная жалоба принята к производству и рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба, информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещены арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Консультативно-диагностический центр по обслуживанию депортированных народов" относительно доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, указанным в соответствующем отзыве, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав, что самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, чем реализовал право на уточнение (исправление) представленных сведений, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за этот период.
Как следует из материалов дела, 29.09.2018 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Консультативно-диагностический центр по обслуживанию депортированных народов" представило в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за сентябрь 2017 года на 4 застрахованных лица, которые не были включены в исходную форму.
11.10.2018 территориальным органом Пенсионного фонда проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа, по результатам которой был составлен Акт о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 091S18180017793, в котором пенсионный фонд пришел к выводу о несвоевременном предоставлении отчетности по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года в отношении 4 застрахованных лиц.
На основании Акта от 11.10.2018 N 091S18180017793 Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым вынесено решение от 21.11.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 091S19180019971 за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года в виде штрафа в размере 2000,00 рублей.
17.12.2018, на основании решения от 21.11.2018 N 091S19180019971, Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым вынесено требование об уплате финансовой санкции N091S01180026207 в сумме 2000,00 рублей, при этом срок уплаты установлен до 09.01.2019.
Ввиду неисполнения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Крым "Консультативно-диагностический центр по обслуживанию депортированных народов" указанного требования в добровольном порядке, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым обратилось в суд с заявлением о взыскании суммы финансовых санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае у Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым отсутствовали правовые основания для привлечения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Консультативно-диагностический центр по обслуживанию депортированных народов" к ответственности, установленной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Повторно рассмотрев дело в порядке упрощенного производства, изучив представленные материалы, доводы апелляционной жалобы и мотивированного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию (подп.1 п.1 ст. 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено применение финансовых санкций к страхователю в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона.
Вместе с тем, положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (в редакции от 14.06.2018) (далее - Инструкция) установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции).
Пунктом 39 Инструкции также установлено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Такой подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном устранении допущенных ошибок и поддерживать более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда.
Таким образом, в соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом положениями Закона N 27-ФЗ, с учетом полномочий и ответственности органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и страхователей, предусмотренных статьей 17 указанного Закона, не установлен срок, в течении которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из представленных материалов дела следует, что Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Консультативно-диагностический центр по обслуживанию депортированных народов" самостоятельно обнаружило ошибку и, воспользовавшись правом, предоставленным статьей 15 Закона N 27-ФЗ уточнять и дополнять ранее поданные сведения, до проведения проверки территориальным органом Пенсионного фонда, 29.09.2018 представило дополняющую форму СЗВ-М за сентябрь 2017 года в отношении 4 застрахованных лиц, при том, что исходная форма СЗВ-М представлена 15.10.2017, т.е. в установленный законом срок, что не оспаривается сторонами.
Самостоятельное устранение страхователем ошибок в форме СЗВ-М и подача такого уточнения после установленного срока (в том числе дополняющих сведений о лицах, которые ранее не были включены в форму) следует квалифицировать как внесение дополнений (исправлений) в установленную форму, что не образует состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда РФ от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для применения к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Крым "Консультативно-диагностический центр по обслуживанию депортированных народов" финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что страхователь в отношении 4 застрахованных лиц впервые представил сведения, а, следовательно, включение их в дополняющую форму свидетельствует о несвоевременном их представлении, а не об исправлении ошибки, судом не принимается, поскольку абзацем 3 части 1 статьи 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, что является основанием для освобождения от ответственности вне зависимости от вида ошибки, которая устраняется, в том числе и неполнота ранее предоставленных сведений.
Иные доводы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции дал правильную оценку спорным правоотношениям и не допустил нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем апелляционная жалоба Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым удовлетворению не подлежит.
Согласно пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о ее распределении судом не рассматривается.
В соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 229 АПК РФ постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 22 июля 2019 года, принятое в порядке упрощенного производства путем подписания резолютивной части по делу N А83-6578/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Г. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6578/2019
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СИМФЕРОПОЛЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КОНСУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ДЕПОРТИРОВАННЫХ НАРОДОВ"