город Томск |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А27-3950/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Ходыревой Л.Е., |
судей |
|
Аюшева Д.Н. |
|
|
Сластиной Е.С. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Илларионовой О.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Южно-Кузбасская ГРЭС" (N 07АП-6718/2019) на решение от 21.05.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3950/2019 (судья Бондаренко С.С.) по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия Калтанского городского округа "УКВО" (652740, Кемеровская область, город Калтан, пр. Мира, 65А, ОГРН 1144222000405, ИНН 4222015213) к публичному акционерному обществу "Южно-Кузбасская ГРЭС" (652740,, Кемеровская область, город Калтан, ул. Комсомольская, 20, ОГРН 1064205110122, ИНН 4222010511) о взыскании 4 886 853 руб. 37 коп.
В судебном заседании в здание участвуют:
без участия сторон (извещены)
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие Калтанского городского округа "УКВО" (далее по тексту МУП КГО "УКВО", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к публичному акционерному обществу "Южно-Кузбасская ГРЭС" (далее по тексту ответчик, ПАО "ЮК ГРЭС") с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 5 836 062 руб. 66 коп. долга.
Иск обоснован положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (Правила N 167), постановления от 31.12.1995 N 1310 Правительства Российской Федерации "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (Постановление N 1310), постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 30.06.2009 N 298, постановления администрации Калтанского городского округа от 30.05.2012 N 103-п, условиями договора от 16.10.2014 N 1.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.05.2019 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 5 568 385 руб. 64 коп. долга, в доход федерального бюджета 50 842 руб. государственной пошлины
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт о взыскании в пользу истца с ответчика 1630741 руб. 56 коп., ссылаясь в качестве оснований, что в соответствии со ст. 12 абз. 13 ГК РФ "Способы защиты гражданских прав" при рассмотрении данного спора суд первой инстанции не вправе был применять акт государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащий закону, так как Постановление администрации Калтанского городского округа от 30.05.2012 N 103-П "Об утверждении правил приема сточных вод в систему канализации КГО" отменено 12.02.2019; незаконный отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства ответчика о приостановлении производства по делу до принятия решения Калтанским районным судом по административному исковому заявлению ПАО "ЮК ГРЭС" к Администрации Калтанского городского округа о признании Постановления Главы Калтанского городского округа от 30.05.2012 N 103-п "Об утверждении правил приема сточных вод в систему канализации Калтанского городского округа" о признании его недействующим с момента его издания, что привело к ущемлению прав и законных интересов ПАО "ЮК ГРЭС", выраженных возложением обязанности по уплате денежных средств, не предусмотренных действующим законодательством, а плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за нарушение ПДК по нормативам, установленным Приложением N 5, определяется по расчетной формуле в п. 123 Правил и составит для ПАО "ЮК ГРЭС" 1 630 741 руб. 56 коп.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании 14.08.2019 апелляционный суд приобщил к материалам дела дополнения к апелляционной жалобе, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приобщил к материалам дела решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 03.07.2019, приложенное к дополнениям к апелляционной жалобе, которым суд признал п.2 постановления администрации Калтанского городского округа "Об утверждении правил приема сточных вод в систему канализации Калтанского городского округа" от 30.05.2012 N 103-п не действующим со дня его принятия, и обязал администрацию Калтанского городского округа опубликовать в газете "Калтанский Вестник" решение о признании недействующим указанного пункта нормативного правового акта.
В связи с вынесенным решением Калтанского районного суда Кемеровской области от 03.07.2019 об удовлетворении административного искового заявления ПАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" к администрации Калтанского городского округа о признании недействующим постановления администрации Калтанского городского округа "Об утверждении правил приема сточных вод в систему канализации Калтанского городского округа" от 30.05.2012 N 103-п со дня его принятия, тогда как расчет платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ истцом основан именно на этом акте, соответственно возникшей необходимостью предоставления альтернативного расчета, в целях полного и всестороннего исследования материалов дела судебное заседание было отложено.
В судебном заседании представитель ответчика настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям и изложенным в дополнениях к апелляционной жалобе, представила свой расчет задолженности, подлежащей взысканию в связи с отменой постановления N 103-П, дополнительно пояснила, что на решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 03.07.2019 подана апелляционная жалоба, которая принята к производству, судебный акт судом апелляционной инстанции не принят.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы, принимая во внимание, что решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 03.07.2019 не вступило в законную силу, обжаловано Администрацией Калтанского городского округа, в целях полного и всестороннего исследования материалов дела, а равно в целях извещения временного управляющего истца, было отложено.
Суд известил временного управляющего истца о судебном разбирательстве в суде апелляционной инстанции, предложил истцу, временному управляющему истца представить мотивированный отзыв на апелляционную жалобу; ответчику - сведения о вступлении в законную силу решения Калтанского районного суда Кемеровской области от 03.07.2019.
До дня судебного заседания от истца в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не обоснованной и не подлежащей удовлетворению, ссылаясь, что на момент вынесения оспариваемого решения Арбитражного суда Кемеровской области на спорный период (4 квартал 2018 г.) Постановление администрации от 30.05.2012 N 103-п являлось действующим нормативным актом на спорный период, так как отменено с 12.02.2019, в связи с чем суд верно применил расчет на его основе.
От ответчика в материалы дела поступили дополнения со ссылкой на информацию об оставлении без изменения Решения Калтанского районного суда от 03.07.2019 об отмене с момента издания спорного постановления администрации N 103-П.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, дополнительных пояснений, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд установил основания для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.10.2014 между муниципальным унитарным предприятием Калтанского городского округа "УКВО" (организация водопроводно-канализационного хозяйства, организация ВКХ) и публичным акционерным обществом "Южно-Кузбасская ГРЭС" (абонент) заключен договор N 1, по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре (пункт 1 договора).
Граница эксплуатационной ответственности по канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте согласно приложению к договору N 1 (пункт 2 договора). Местом исполнения обязательств по договору является: Котельная садовая п. Малиновка, ул. Садовая, 45; котельная Угольная, п. Малиновка, ул. Угольная, 2/1 (выгребная яма); котельная Больничная, п. Малиновка, ул. 60 лет Октября, 3/1 (выгребная яма); котельная детского сада N 10 п. Малиновка, ул. Советская, 44 (выгребная яма); котельная с. Сарбала, ул. Садовая, 31/1 (выгребная яма); котельная Малышев лог, ул. Покрышкина, 9 (выгребная яма); котельная школы N 29, п. Малышев лог, ул. Спортивная, 14 (выгребная яма); ЦТП N 3, п. Постоянный, ул. Дзержинского, 30А, ЦТП N 3, п. Постоянный (слесарная мастерская), ул. Дзержинского, 30а, участок тепловых сетей г. Калтан, ул. Комсомольская, 79, промплощадка ОАО "ЮК ГРЭС" г. Калтан, ул. Комсомольская, 20 - выпуск северный, выпуск южный, здание управления ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС", г. Калтан, ул. Комсомольская, 20.
Организация ВКХ вправе взимать плату с абонента за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "г" пункта 10 договора).
Абонент обязан обеспечивать беспрепятственный доступ представителям организации ВКХ или по ее указанию представителям иной организации к канализационным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета (подпункт "ж" пункта 11 договора).
Подпунктом "е" пункта 11 договора предусмотрено, что абонент обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с договором (пункт 5 договора - по установленным тарифам), а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
Расчетный период, установленный договором, равен одному календарному месяцу. Абонент оплачивает отведенные сточные воды до 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией ВКХ не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации ВКХ (пункт 6 договора).
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 8 договора).
Согласно пункту 21 договора контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и нормативы допустимых сбросов по составу сточных вод, осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод".
Отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов и уполномоченных органов государственной власти в рамках контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых нормы сбросов не устанавливаются, осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (пункт 22 договора).
Договор вступает в силу с 16.10.2014, заключен на срок до 31.12.2014 с условием продления срока его действия на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункты 52 - 54 договора).
14.12.2018 сотрудники общества с ограниченной ответственностью "Акватест" (ООО "Акватест") на основании заявки МУП КГО "УКВО" от 14.12.2018 осуществили отбор проб сточных вод в контрольном колодце ФК-4 (Южный выпуск) с целью определения превышения предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, что подтверждается актом отбора проб сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
20.12.2018 ООО "Акватест" выдало резервные пробы представителю МУП КГО "УКВО".
В этот же день, 20.12.2018 резервные пробы были переданы на исследование в АО "Западно-Сибирский испытательный центр", которое провело испытание резервных проб и установило факт превышения ПДК.
24.12.2018 был составлен протокол испытаний N 1.1.2086-18, который установил факт превышения предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
ПАО "ЮК ГРЭС" направило в адрес МУП КГО "УКВО" протокол испытаний N 1.1.2086-18.
По результатам лабораторного исследования проб (протокол испытаний (исследований) от 24.12.2018 N 1.1.2086-18), проведенного лабораторией анализа сточных вод ООО "Акватест" (аттестат аккредитации испытательной лаборатории от 13.01.2016 N РОСС RU.0001.512794), установлено превышение в сточных водах допустимой концентрации загрязняющих веществ, а именно: алюминия - 7,9 +/- 1,3 мг/дм3 при допустимой концентрации 0,186 мг/дм3, взвешенных веществ - 883 +/- 79 мг/дм3 при допустимой концентрации 14,0 мг/дм3, железа - 19,2 +/- 2,9 мг/дм3 при допустимой концентрации 0,462 мг/дм3, марганца - 0,285 +/- 0,068 мг/дм3 при допустимой концентрации 0,079 мг/дм3, фенолов - 0,0229 +/- 0,0071 мг/дм3 при допустимой концентрации 0,002 мг/дм3, а также нефтепродуктов 8,9 +/- 2,2 мг/дм3 при допустимой концентрации 0,165 мг/дм3.
Кроме того, по заявке МУП КГО "УКВО" испытательная лаборатория акционерного общества "Западно-Сибирский испытательный центр" провела исследование сточной воды из резервных проб N 188, N 418, предоставленных ООО "Акватест".
Лабораторным исследованием проб (таблицы результатов испытаний установлено превышение в сточных водах допустимой концентрации загрязняющих веществ, а именно: алюминия - 17.3 +/- 2,8 мг/дм3 при допустимой концентрации 0,186 мг/дм3, взвешенных веществ - 779,6 +/- 39,0 мг/дм3 при допустимой концентрации 14,0 мг/дм3, железа - 50,9+/- 7,6 мг/дм3 при допустимой концентрации 0,462 мг/дм3, марганца - 0,52 +/- 0,09 мг/дм3 при допустимой концентрации 0,079 мг/дм3. Данные показатели вошли в информационные записки от 17.01.2019 N 5, N 6.
В связи с установленными фактами превышения допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах ответчику начислена плата за период с 01.10.2018 по 31.12.2018, к оплате предъявлены счета-фактуры от 29.12.2018 N 2815, N 2814.
Претензии от 25.01.2019 с требованием о добровольном перечислении платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ, оставлены последним без удовлетворения, что послужило основанием для предъявления иска в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их правомерности, верности произведенного истцом расчета.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Одним из принципов охраны окружающей среды является принцип "загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Закона об охране окружающей среды, выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П).
В силу статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Положениями главы 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В целях регулирования отношений между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.
Пунктом 65 Правил N 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В силу пункта 67 Правил N 167 анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
Во исполнение Постановления N 1310 Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление от 30.06.2009 N 298 "Об утверждении положения о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 298), которым предусмотрено, что абоненты обеспечивают соблюдение согласованных нормативов сброса сточных вод по качеству и объему, за превышение нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в систему канализации населенных пунктов, вносится повышенная плата за превышение допустимых концентраций по соответствующей формуле:
П = Q x (N + 1) x Т, где:
П - плата за сброс сточных вод с превышением установленных нормативов сброса по качеству (ДК), руб.;
Q - объем сточных вод, поступающих от юридического лица (абонента) за расчетный период, куб. м;
N - количество загрязняющих веществ с концентрациями, превышающими установленные нормативы (ДК) в сточной воде, ограничиваемое десятью ингредиентами;
Т - тариф за услуги по приему сточных вод, руб.
В соответствии с пунктами 61, 64 Правил N 167, а также условиями заключенного сторонами договора от 16.10.2014 N 1, абонент обязан обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод, которые устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Постановлением администрации Калтанского городского округа от 30.05.2012 N 103-п "Об утверждении правил приема сточных вод в систему канализации Калтанского городского округа" в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 298 абоненту установлены нормативы водоотведения по составу сточных вод.
Согласно представленному в материалы дела протоколу испытаний (исследований) от 24.12.2018 N 1.1.2086-18 установлено превышение предельных концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод ответчика.
В соответствии с расчетом истца плата за превышение в сточных водах допустимых концентраций загрязняющих веществ за период с 01.10.2018 по 31.12.2018 составила 3 937 644 руб. 08 коп. и 1 630 741 руб. 56 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Расчет платы за превышение в сточных водах допустимых концентраций загрязняющих веществ произведен истцом в соответствии с пунктами 7, 9, 10 Положения о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного Постановлением N 298.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы произведен истцом в соответствии с пунктом 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ N 644 от 29.07.2013.
Проверив представленный истцом расчет, исходя из правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", согласно которой в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды), бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика, тогда как ПАО "ЮК ГРЭС" не представлены доказательства отсутствия в сбрасываемых сточных водах превышения допустимой концентрации загрязняющих веществ, суд первой инстанции произведенный расчет признал верным, основанным на изложенных выше правовых нормах и положениях заключенного между сторонами договора при не опровержении его ответчиком.
При этом суд первой инстанции отклонил доводы ответчика относительно того, что при расчете платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах истцом неправомерно применены коэффициенты согласно приложению N 2 к постановлению администрации Калтанского городского округа от 30.05.2012 N 103-п "Об утверждении правил приема сточных вод в систему канализации Калтанского городского округа", отменённому 12.02.2019 постановлением администрации Калтанского городского округа N 31-п, что мотивировано судом тем, что Постановление администрации Калтанского городского округа от 30.05.2012 N 103-п "Об утверждении правил приема сточных вод в систему канализации Калтанского городского округа" в судебном порядке не отменено, действовало в спорный период времени, отменено 12.02.2019 издавшим его органом местного самоуправления, постановление администрации Калтанского городского округа от 12.02.2019 N 31-п вступило в силу, как следует из пункта 5, со дня его официального опубликования, то есть 28.02.2019, что позволило суду прийти к выводу о подтверждении факта превышения ответчиком в сточных водах допустимых концентраций загрязняющих веществ надлежащими доказательствами, что ответчиком не опровергнуто.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Постановление администрации Калтанского городского округа от 30.05.2012 N 103-п "Об утверждении правил приема сточных вод в систему канализации Калтанского городского округа", на основании которого предъявлены требования о взыскании 3 937 644, 08 рублей за превышение качественных нормативов отведения сточных вод в городскую канализацию (расчет л.д. 50 т.1 согласно информационной записке N5 от 17.01.2019 л.д.47 т.1), отменено Постановлением Администрации Калтанского городского округа N31-П от 12.02.2019 на основании протеста прокуратуры города Осинники от 04.02.2019 N7-1-2019 как принятое органом, к чьей компетенции не относится установление нормативов ПДК сточных вод, то есть вышеуказанный нормативный акт отменен как противоречащий закону.
В связи с чем позиция суда первой инстанции относительно того, что данный нормативный акт отменен лишь 12.02.2019 издавшим его органом местного самоуправления, соответствующее постановление о его отмене вступило в силу 28.02.2019, в связи с чем действовало в спорный период времени, не основана на нормах действующего законодательства.
Согласно п.1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к вопросам местного значения относится организация мероприятий по охране окружающей среды.
В соответствии с пп.4 п.1 ст. 14, пп.4 п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 (далее Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003), организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом, п. 6 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 установлено, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 предусмотрено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с п. 61 Правила N 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами.
Нарушение порядка принятия нормативного правового акта, принятие его неуполномоченным органом, является безусловным основанием признания его недействующим.
В связи с чем принятый неуполномоченным органом нормативный акт не может служить допустимым доказательством, подтверждающим законность расчетов повышенной платы за превышение ПДК вредных веществ в сточных водах ответчика в спорный период.
Указанные выводы нашли свое подтверждение в рамках рассмотрения дела N 2а-337/2019 Калтанским районным судом Кемеровской области, где судом установлены существенные нарушения к процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта, а именно, администрацией Калтанского городского округа в оспариваемом постановлении утверждены нормы допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых организацией ВКХ от промышленных предприятий и организации, а не нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод. Установление норм допустимых концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах не относится к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем п. 2 постановления администрации Калтанского городского округа "Об утверждении правил приема сточных вод в систему канализации Калтанского городского округа" от 30 мая 2012 г. N 103-п, которым утверждены нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых организацией ВКХ, признан не действующим со дня его принятия, с обязанием администрацию Калтанского городского округа опубликовать в газете "Калтанский Вестник" решение о признании недействующим указанного пункта нормативного правового акта.
Поскольку Постановление N 103-П не подлежит применению, состав и свойства сточных вод по результатам анализа проб сточных вод оцениваются судом применительно к нормативным показателям общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, Приложение N5, по расчетной формуле п. 123 Правил:
П = (макс. K1 + сумма К2+макс. К3 + сумма К4)х Т х Q = (1,75 + 0 + 0 + 6,84) х 25,73 х 7 378,23 = 1 630 741,56 рублей,
гдеК1 = (ФК1 -ДК1)/ДК1 хКВ
по взвеш.веществам K1 = (883-300) / 300 х 0,9 = 1,75-1 группа
по железу K1 = (19,2-5) /5x2 = 5,68 - 4 группа
по алюминию K1 = (7,9-5) /5x2=1,16-4 группа
В отношении указанного расчета (расчет истца л.д. 127 т.1) между сторонами разногласий не имеется, ответчик данные расчета, его показатели признает, не оспаривает.
На основании изложенного, оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства и расчеты, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции на основании п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ как принятого при неправильном применении норм материального права, с принятием по делу нового судебного акта о частичном удовлетворении исковых требований о взыскании долга в размере 1 630 741 рублей 56 копеек, с распределением судебных расходов пропорционально удовлетворённым исковым требованиям в порядке ст. 110 АПК РФ, в том числе по апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21 мая 2019 года Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3950/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с публичного акционерного общества "Южно-Кузбасская ГРЭС" (ОГРН 1064205110122, ИНН 4222010511) в пользу муниципального унитарного предприятия Калтанского городского округа "УКВО" (ОГРН 1144222000405, ИНН 4222015213) 1 630 741 рублей 56 копеек долга.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Калтанского городского округа "УКВО" в доход федерального бюджета 35 955 рублей 50 копеек государственной пошлины по иску.
Взыскать с публичного акционерного общества "Южно-Кузбасская ГРЭС" в доход федерального бюджета 14 886 рублей 50 копеек государственной пошлины по иску.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Калтанского городского округа "УКВО" в пользу публичного акционерного общества "Южно-Кузбасская ГРЭС" 2 121 рублей 60 копеек в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-3950/2019
Истец: МУП Калтанского городского округа "УКВО"
Ответчик: ПАО "ЮЖНО-КУЗБАССКАЯ ГРЭС"