г. Москва |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А41-22423/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Фоминой М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Илим Гофра" на решение Арбитражного суда Московской области от 05.07.2019 по делу N А41-22423/19 по заявлению акционерного общества "Илим Гофра" к администрации Дмитровского городского округа Московской области о признании незаконным отказа, третье лицо - Главное управление по информационной политике Московской области,
при участии в заседании:
от АО "Илим Гофра" - Земсков О.В. по доверенности от 11.04.2018, диплом;
от администрации Дмитровского городского округа Московской области - Котова Е.А. по доверенности от 15.02.2019, диплом;
от Главного управления по информационной политике Московской области - Петрова А.С. по доверенности от 23.10.2018, диплом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Илим Гофра" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Дмитровского городского округа Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным отказа во включении в Схему размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского городского округа Московской области, изложенный в ответе на заявление о включении в схему размещения рекламной конструкции от 11.01.2019 Исх. N 21-исх; об обязании администрацию Дмитровского городского округа Московской области внести изменения в Схему размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского городского округа Московской области путем внесения в нее места установки рекламной конструкции по адресу: Московская область, г. Дмитров, ул. Промышленная, находящийся в кадастровом квартале с кадастровым номером 50:04:0011005.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Главное управление по информационной политике Московской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.07.2019 по делу N А41-22423/19 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители администрации и третьего лица в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
АО "Илим Гофра" обратилось в администрацию Дмитровского городского округа Московской области с заявлением от 28.11.2018 о включении в Схему размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского городского округа Московской области.
Администрацией Дмитровского городского округа Московской области в письме от 11.01.2019 N 21-исх. АО "Илим Гофра" было сообщено, что возможность размещения рекламной конструкции была рассмотрена на заседании Художественного совета Главархитектуры Московской области N 59. По результатам рассмотрения было принято отрицательное решение.
Не согласившись с отказом во включении в Схему размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского городского округа Московской области, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Отношения в сфере рекламы регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 98-ФЗ), с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
В соответствии с п. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе, органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах; подлежит предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации и опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом действующим законодательством не регламентирован порядок разработки Схем размещения рекламных конструкций, в том числе, не указано, какими критериями должен руководствоваться орган местного самоуправления при включении в нее мест размещения рекламных конструкций.
Императивной нормы, возлагающей на орган местного самоуправления обязанности внести определенные рекламные конструкции в Схему размещения рекламных конструкций по заявлению физических или юридических лиц, не имеется.
В силу части 5 статьи 4 Закона N 98-ФЗ после утверждения схем размещения рекламных конструкций разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должны выдаваться только на места, указанные в схемах.
Постановлением Правительства Московской области от 28 июня 2013 года N 462/25 "О внесении изменения в Положение о Главном управлении по информационной политике Московской области и утверждении Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций" утверждена Процедура согласования органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Московской области, согласно которому, уполномоченным по согласованию органом является Главное управление по информационной политике Московской области.
Согласно подпункту 12.39 пункта 12 Положения о Главном управлении по информационной политике Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 05 июня 2013 г. N 362/21, к полномочиям данного Управления относится, в том числе осуществление согласования схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Московской области, независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Московской области или собственности муниципального образования Московской области.
Кроме того, согласно указанному Положению о Главном управлении по информационной политике Московской области, полномочия на согласование схем размещения рекламных конструкций на земельных участках, расположенных на территории Московской области, независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Московской области или собственности муниципального образования Московской области, представленных заявителем, возложена на данное управление, и в отсутствие такого согласования места установки рекламных конструкций не подлежат внесению в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа Дмитров.
В соответствии с Порядком согласования схем размещения рекламных конструкций органы местного самоуправления направляют на согласование в уполномоченный орган, которым на территории Московской является Главное управление по информационной политике Правительства Московской области, схемы размещения рекламных конструкций, а также изменения в схему размещения рекламных конструкций, включающие в себя определенные документы и материалы.
Постановлением администрации Дмитровского муниципального района Московской области N 8358-П, утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского муниципального района Московской области.
Указанная схема в установленном порядке опубликована и размещена на официальном сайте органа местного самоуправления.
При этом установка рекламных конструкций по адресам, указанным Обществом в заявлении, Схемой размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского городского округа не предусмотрена.
В соответствии с решением Художественного совета Главархитектуры Московской области Главным управлением по информационной политике Московской области не согласовано включение в Схему.
11.01.2019 администрация письмом N 21-исх, направленным в адрес АО "Илим Гофра" ответила отказом на обращение о включении в схему размещения рекламных конструкций на территории Дмитровского городского округа Московской области, ссылаясь на решение Художественного совета Главархитектуры Московской области в отношении рекламной конструкции АО "Илим Гофра".
Как обоснованно указал суд первой инстанции, вопросы количества места размещения рекламных конструкций в муниципальном районе, а также возможности и необходимости размещения таких конструкций на том или ином участке муниципального района относятся к усмотрению лица, утверждающего схему расположения таких конструкций, и органов, с которыми осуществляется согласование схемы, в связи с чем суд не вправе входить в обсуждение данных вопросов и обязывать должностное лицо включить в схему размещения рекламных конструкций то или иное конкретное место.
Таким образом, поскольку у администрации, равно как и у Главного управления по информационной политике Московской области отсутствует закрепленная законом обязанность по внесению изменений в схему рекламных конструкций, и Главным управлением по информационной политике Московской области не было согласовано внесение изменений в утвержденную схему размещения рекламных конструкций, то основания для удовлетворения заявления общества у администрации отсутствовали.
Правовая позиция суда первой инстанции соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 24.10.2014 N 301-ЭС14-2491, постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 03.04.2017 по делу N А41-57836/16, от 07.05.2018 по делу N А41-49794/17.
Пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В отличие от процедуры выдачи разрешения на установку рекламной конструкции, предусмотренной частями 9-15 статьи 19 Закона о рекламе, инициируемой собственником рекламной конструкции или иным заинтересованным лицом, процедура разработки, утверждения и изменения схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования, установленная частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе, относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления и уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которая не предусматривает возможность участия в ней собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции.
Определение возможности и целесообразности внесения конкретных мест размещения рекламных конструкций в схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования относится к дискреционным полномочиям уполномоченных органов.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2018 N 305-КГ17-15806 отмечено, что изменение схемы размещения рекламных конструкций является правом администрации, т.е. не является для органа местного самоуправления обязанностью.
В соответствии со ст. 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления обязаны утверждать Схемы размещения рекламных конструкций.
Администрацией Постановлением N 8358-П от 23.11.2016 была утверждена схема размещения информационно-рекламных конструкций на территории Дмитровского городского округа Московской области.
Однако обязанность по внесению изменений в Схему у органа местного самоуправления отсутствует и законодательно не установлена.
На основании изложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об удовлетворении заявленных требований.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.07.2019 по делу N А41-22423/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22423/2019
Истец: АО "ИЛИМ ГОФРА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ДМИТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 141800, МОСКОВСКАЯ область, р-н. ДМИТРОВСКИЙ, г. ДМИТРОВ, ул. СОВЕТСКАЯ, д. 2
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ДМИТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ