г. Красноярск |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А33-29060/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" октября 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Белан Н.Н., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Бакань О.В. - представителя по доверенности от 23.01.2018 N КРАС-4/Д серии 24 АА N 3010306, диплом серии ТВ N 077445, рег.N177 от 23.06.1991,
от общества с ограниченной ответственностью "Уярское хлебоприемное предприятие" - Цирис В.И. - директора на основании приказа от 02.02.2017 N 6 и протокола от 31.01.2017 N2,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уярское хлебоприемное предприятие" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 июля 2019 года по делу N А33-29060/2018, принятое судьёй Горбатовой А.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, г. Москва, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к обществу с ограниченной ответственностью "Уярское хлебоприемное предприятие" (ИНН 2440005726, ОГРН 1042400981204, г. Уяр, далее - ответчик) о урегулировании разногласий по договору N 3/3347/40 от 13.07.2016 на подачу и уборку вагонов по абзацу 1 пункта 1; пункту 3; пункту 9 и принять спорные пункты в редакции перевозчика.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23.07.2019 иск удовлетворен. Урегулированы разногласия, возникшие между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" (г. Красноярск) и ООО "Уярское хлебоприемное предприятие" при заключении договора N 3/3347/40 от 13.07.2016 г. на подачу и уборку вагонов в части абзаца 1 пункта 1, пункта 3, пункта 9.
Абзац 1 пункта 1 изложен в следующей редакции: "В соответствии с Федеральными законами "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего Договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожных путей необщего пользования ООО "Уярское ХПП", принадлежащих ОАО "РЖД", примыкающих стрелочным переводом N 902 к соединительному пути N 8а станции Уяр Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", обслуживаемых локомотивом Перевозчика".
Пункт 3 изложен в следующей редакции: "Развернутая длина железнодорожных путей необщего пользования составляет - 1095,1 м., в том числе принадлежащих Перевозчику - 1095,1 м".
Пункт 9 изложен в следующей редакции:
"Уборка вагонов с железнодорожных путей необщего пользования N 3 и N 4 локомотивом Перевозчика производиться в срок не более 12,97 часа с момента уведомления представителя Перевозчика уполномоченным представителем Пользователя о готовности погруженных (порожних) и взвешенных (дозированных) вагонов к уборке по телефону 8-(391-46)04-22-57 либо 8-963-191-56-62.
О готовности погруженных (порожних) вагонов к взвешиванию на железнодорожных весах, состоящих на балансе ООО "Уярское ХПП" и расположенных на железнодорожном пути необщего пользования N 3, уполномоченный представитель Пользователя (мастер погрузо-разгрузочных работ) уведомляет представителя Перевозчика (приемосдатчика груза и багажа станции Уяр) по телефону 8-(391-46)-04-22-57 либо 8-963-191-56-62 с указанием места подачи маневрового локомотива, а также количества, номеров и состояния вагонов (груженый, порожний).
О готовности погруженных (порожних) и взвешенных (дозированных) вагонов к уборке (сдаче) уполномоченный представитель Пользователя (мастер погрузо-разгрузочных работ) уведомляет представителя Перевозчика (приемосдатчика груза и багажа станции Уяр) по телефону 8-(391-46)-04-22-57 либо 8-963-191-56-62 с указанием номеров и состояния вагонов (груженый, порожний).
Уведомление регистрируется в книге уведомлений о сдаче вагонов с железнодорожного пути необщего пользования".
Дополнение Пользователя (ответчика) в пункт 9 в виде абзаца следующего содержания: "Если после взвешивания вагонов возникает необходимость проведения дозировки вагонов до номинальной грузоподъемности, указанные вагоны закрепляются составителем на железнодорожном пути необщего пользования N 3 или 4. При этом время подачи локомотива Перевозчика в пределах установленных 2-х часов обнуляется до следующего уведомления. В случае нарушения Перевозчиком установленного времени для подачи маневрового локомотива данное время (свыше 2-х часов) учитывается при учете сроков подачи маневрового локомотива при последующем уведомлении Перевозчика после проведения дозировки вагонов" в договор не включать.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Уярское хлебоприемное предприятие" обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что один правоустанавливающий документ - свидетельство о государственной регистрации права от 19.04.2005 года 24ДК N 000520, который предъявлен истцом в качестве доказательства права собственности на железнодорожные пути необщего пользования за N N 1, 3 и 4 не |может одновременно быть распространен на инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования, к какой, безусловно, относится технологический комплекс Уярской дистанции пути Транссибирской магистрали и направления Уяр-Саянская и неопределенное количество объектов железнодорожного транспорта необщего пользования не имеющих четких отличительных признаков, кадастрового учета и с неопределенными правами истца на земельные участки под данными объектами. Истцом не предоставлено доказательств права собственности на железнодорожные пути необщего пользования за N N 1, 3 и 4 в связи с отсутствием у Монополиста документов кадастрового учета указанного объекта недвижимости, права владения земельным участком под ним и государственной регистрации возникновения права собственности на данный объект недвижимости. Ссылка истца на то, что право собственности на железнодорожные пути необщего пользования подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности, выданном 19.04.2005 года, опровергается самим свидетельством и приложением к передаточному акту на имущества и обязательства N 1672. Также заявитель жалобы указал, что максимальный срок на уборку вагонов перевозчиком с путей необщего пользования после уведомления о завершения грузовой операции, если не установлен договором, не может превышать 2 часов.
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, указав на законность решения суда первой инстанции.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.09.2019 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 10.10.2019.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы, не согласен с решением суда первой инстанции.
Представитель истца поддержал возражения на доводы апелляционной жалобы, согласен с решением суда первой инстанции.
Апелляционные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ОАО "РЖД" (перевозчик) направило ООО "Уярское ХПП" (пользователь) проект договора N 3/3347/40 от 19.07.2016 г. на подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие к ст. Уяр Красноярской железной дороги, обслуживаемые локомотивом перевозчика.
В соответствии с п. 1 договора "В соответствии с Федеральными законами "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожных путей необщего пользования ООО "Уярское ХПП", принадлежащих ОАО "РЖД", примыкающих стрелочным переводом N 902 к соединительному пути N 8а станции Уяр Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", обслуживаемых локомотивом перевозчика".
Согласно п. 3 договора, развернутая длина железнодорожных путей необщего пользования составляет - 1095,1-м., в том числе принадлежащих перевозчику - 1095,1-м.
В пункте 9 договора указано, что о готовности вагонов к уборке (сдаче) уполномоченный представитель пользователя (мастер погрузо-разгрузочных работ) уведомляет представителя перевозчика (приемосдатчика груза и багажа станции Уяр) по телефону 8(39146)04-22-57 с указанием номеров и состояния вагонов (груженый, порожний).
Уведомление регистрируется в книге уведомлений о сдаче вагонов с железнодорожного пути необщего пользования.
Пунктом 19 договора установлено, что изменения и дополнения в договор вносятся путем подписания дополнительного соглашения (за исключением абзаца 5 п.п. а) и абзаца 2 п.п. б) пункта 14 договора, устанавливающего автоматическое изменение ставки сбора). В случае, если стороны при подписании дополнительного соглашения о внесении изменений или дополнений в договор, по любому пункту договора, не придут к соглашению, то спор о внесении изменений, дополнений в любой пункт договора передается на рассмотрение в Арбитражный суд в соответствии с правилами о подсудности и подведомственности.
Договор заключается сроком на 5 лет и действует с 01.10.2016 г. по 30.09.2021 года включительно.
Ответчик подписал договор с протоколом разногласий от 19.07.2016 г.
В материалы дела представлены протоколы согласования разногласий от 16.08.2016 г., от 24.04.2018 г., от 08.06.2018 г., от 13.07.2018 г., согласно которым стороны к согласованию спорных пунктов договора не пришли.
В соответствии с протоколом разногласий N 3 от 13.07.2018 ответчик предлагал редакции пунктов договора изложить:
- абзац 1 пункта 1 договора изложить в следующей редакции: "В соответствии с Федеральными законами "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего Договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожных путей необщего пользования за N N 1,3 и 4 ООО "Уярское ХПП", примыкающих стрелочным переводом N 902 к соединительному пути N 8а станции Уяр Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", обслуживаемых локомотивом Перевозчика"; Абзац 2 пункта 1 договора исключить.
- пункт 3 договора в редакции - "Стороны определились, что развернутая длина железнодорожных путей необщего пользования за N N 1,3 и 4 составляет - 1095,1-м в том числе:
- состоящих на балансе ОАО "РЖД" - 957,9 м,
- состоящих на балансе ООО "Уярское ХПП" - 137,2-м.
После проведения процедуры разграничения балансовой принадлежности участков железнодорожных путей необщего пользования за N N 1,3 и 4 между ОАО "РЖД" и ООО "Уярское ХПП" п.3 настоящего договора подлежит корректировке".
- пункт 9 изложить в редакции: "Уборка вагонов с железнодорожных путей необщего пользования N 3 и N 4 локомотивом Перевозчика производиться в срок не более 2-х часов с момента уведомления представителя Перевозчика уполномоченным представителем Пользователя о готовности погруженных (порожних) и взвешенных (дозированных) вагонов к уборке по телефону 8-(391-46)04-22-57 либо 8-963-191-56-62.
О готовности погруженных (порожних) вагонов к взвешиванию на железнодорожных весах, состоящих на балансе ООО "Уярское ХПП" и расположенных на железнодорожном пути необщего пользования N 3, уполномоченный представитель Пользователя (мастер погрузо-разгрузочных работ) уведомляет представителя Перевозчика (приемосдатчика груза и багажа станции Уяр) по телефону 8-(391-46)-04-22-57 либо 8-963-191-56-62 с указанием места подачи маневрового локомотива, а также количества, номеров и состояния вагонов (груженый, порожний).
Если после взвешивания вагонов возникает необходимость проведения дозировки вагонов до номинальной грузоподъемности, указанные вагоны закрепляются составителем на железнодорожном пути необщего пользования N 3 или 4. При этом время подачи локомотива Перевозчика в пределах установленных 2-х часов обнуляется до следующего уведомления. В случае нарушения Перевозчиком установленного времени для подачи маневрового локомотива данное время (свыше 2-х часов) учитывается при учете сроков подачи маневрового локомотива при последующем уведомлении Перевозчика после проведения дозировки вагонов
О готовности погруженных (порожних) и взвешенных (дозированных) вагонов к уборке (сдаче) уполномоченный представитель Пользователя (мастер погрузо-разгрузочных работ) уведомляет представителя Перевозчика (приемосдатчика груза и багажа станции Уяр) по телефону 8-(391-46)-04-22-57 либо 8-963-191-56-62 с указанием номеров и состояния вагонов (груженый, порожний).
Уведомление регистрируется в книге уведомлений о сдаче вагонов с железнодорожного пути необщего пользования".
Ссылаясь на то, что абзацы 1 п. 1, п. 3, п. 9 договора сторонами не согласованы, истец обратился в суд с настоящим иском.
Ответчик представил письменный отзыв, требования истца не признал согласно доводам, изложенным в отзыве. Представил в материалы дела копии инвентарных карточек на основные средства, копии судебных актов по делу А33-21249/2018 г.
В представленном в материалы дела отзыве на иск ответчик указал:
- свидетельство о государственной регистрации права от 19.04.2005, предъявленное истцом в качестве доказательства права собственности на железнодорожные пути необщего пользования N N 1,3 и 4 не может одновременно быть распространено на инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования, к которой относится технологический комплекс Уярской дистанции пути Транссибирской магистрали;
- истец не представил доказательства права собственности на железнодорожные пути необщего пользования N N 1,3 и 4.
Истец представил в материалы дела инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", примыкающих к станции Уяр Красноярской железной дороги и используемых ООО "Уярское ХПП" от 27.09.2013 г., перечень сооружений- комплексов и отдельных объектов недвижимого имущества ФГУП красноярская железная дорога вносимых в уставной капитал ОАО "РЖД" и подлежащих государственной регистрации, копии памяток приемосдатчика ГУ-25 за период сентябрь 2018 - январь 2019, технический паспорт от 01.10.2015 г. на железнодорожные пути 1,3,4 Уярской дистанции пути (ПЧ-4), технологическую карту N 2 операция по уборке вагонов, договоры с ООО "НТ-Сервис", ФГКУ комбинат Борьба, ООО "СибПромЛес", ООО "Уяржелезобетон";
Истец в представленных в материалы дела письменных пояснениях изложил, что железнодорожные пути необщего пользования N 1,3,4 по станции Уяр Красноярской железной дороги принадлежат истцу, что подтверждается документами приложенными к иску, а также Инструкцией от 27.09.2013 г. о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", примыкающих к станции Уяр Красноярской железной дороги. Истец указал, что что вопрос о принадлежности путей был предметом рассмотрения в Арбитражном суде Красноярского края по спору между теми же сторонами о понуждении внести изменения в договор по делу N А33-16899/2015. Предлагаемый ответчиком срок уборки - 2 часа не подкреплен расчетами и не может быть соблюден перевозчиком с учетом особенностей технологии работы маневрового локомотива станции. В соответствии с технологической картой N2 Операции по уборке вагонов по ст. Уяр расчетное (технологическое) время на уборку вагонов с мест погрузке-выгрузки ООО "Уярское ХПП" составляет 12,97 часа. Формулировка абз. 3 п. 9 в редакции ответчика не соответствует нормам действующего законодательства.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения.
В силу пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как следует из статьи 64 УЖТ, взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). В случае если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда.
В рамках настоящего дела истец просит рассмотреть разногласия по договору N 3/3347/40 от 13.07.2016, изложить абзац 1 пункта 1, пункт 3, пункт 9 в редакции истца.
Ответчик не оспорил наличия разногласий в отношении указанных пунктов, полагает, что данные пункты должны быть изложены в редакции ответчика.
Как следует из условий договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожных путей необщего пользования ООО "Уярское ХПП", принадлежащих ОАО "РЖД", примыкающих стрелочным переводом N 902 к соединительному пути N 8а станции Уяр Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", обслуживаемых локомотивом перевозчика.
Согласно п. 3 договора, развернутая длина железнодорожных путей необщего пользования составляет - 1095,1-м., в том числе принадлежащих перевозчику - 1095,1-м.
Согласно протоколу разногласий от 13.07.2018 по договору пользователь (ответчик) выразил несогласие и предложил внести изменения, изложив абз. 1 пункта 1 договора в редакции: "В соответствии с Федеральными законами "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожных путей необщего пользования ООО "Уярское ХПП", примыкающих стрелочным переводом N 902 к соединительному пути N 8а станции Уяр Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", обслуживаемых локомотивом перевозчика",
- пункт 3 договора в редакции - "Стороны определились, что развернутая длина железнодорожных путей необщего пользования за N N 1,3 и 4 составляет - 1095,1-м в том числе:
- состоящих на балансе ОАО "РЖД" - 957,9 м,
- состоящих на балансе ООО "Уярское ХПП" - 137,2-м.
После проведения процедуры разграничения балансовой принадлежности участков железнодорожных путей необщего пользования за N N 1,3 и 4 между ОАО "РЖД" и ООО "Уярское ХПП" п.3 настоящего договора подлежит корректировке".
Истец, отклоняя редакцию ответчика обозначенных пунктов договора указывает, что железнодорожные пути необщего пользования N 1,3,4 принадлежат истцу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.04.2005 г. N 24ДК00520, техническим паспортом на пути от 01.10.2015 г. на жд пути 1,3,4 Уярской дистанции пути (ПЧ-4), также подтверждается решением Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16899/2015 от 16.10.2017 г.
Таким образом, разногласия сторон по абз. 1 п. 1 и пункту 3 договора сводятся к определению собственника железнодорожных путей необщего пользования 1,3,4 по станции Уяр.
В настоящем деле спор о праве собственности на железнодорожные пути необщего пользования N 1, N 3 и N 4, поименованные в договоре, не рассматривается (рассматривается спор о внесении изменений в договор подачи-уборки вагонов).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассматриваемому делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами.
Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2014 N 2528-О указано, что в системе действующего правового регулирования предусмотренное частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основание освобождения от доказывания во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 64 и части 4 статьи 170 того же Кодекса означает, что только фактические обстоятельства (факты), установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.2013 N 407-О, от 16.07.2013 N 1201-О, от 24.10.2013 N 1642-О).
Отношение Конституционного Суда Российской Федерации к преюдициальности доказательств выражено в его Постановлении от 21.12.2011 N 30-П, согласно которому преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. Введение института преюдиции требует соблюдения баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как общеобязательность и непротиворечивость судебных решений, с одной стороны, и независимость суда и состязательность судопроизводства - с другой. Такой баланс обеспечивается посредством установления пределов действия преюдициальности, а также порядка ее опровержения.
Решением Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16899/2015 от 16.10.2017 рассмотрено дело по иску ОАО "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" к ООО "Уярское хлебоприемное предприятие" о внесении изменений в договор N 3/2395 от 02.09.2011 (вступило в законную силу 12.01.2018 г.). Решением суда установлено, что право собственности на железнодорожные пути необщего пользования NN 1, 3, 4 по станции Уяр, которые используются в интересах ответчика для подачи и уборки в его адрес вагонов, принадлежит ОАО "РЖД", что, кроме прочего, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 19.04.2005 N 24ДК 00520.
Судом в рамках дела N А33-16899/2015 установлены следующие обстоятельства:
- в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ОАО "РЖД" зарегистрировано право собственности на объект недвижимости с условным номером 24:40:000000:0000:04:257:001:003774810 - сооружение "Комплекс Уярской дистанции пути, находящийся по адресу: Россия, Красноярский края, Манский 4163 км- 4194 км, Уярский 4195 км - 4254 км, Рыбинский 4255 км - 4283 км. Транссибирской магистрали, Уярский район 1-17 км, Уярский район 26-32 км, Рыбинский 18-25 км направления Уяр Саянская. Согласно письму от 02.08.2017 N 1-6/12268, данному объекту присвоен кадастровый номер 24:24:0000000:1330.
- основанием для государственной регистрации права явился Сводный передаточный акт от 30.09.2003, который составлен в порядке, установленном специальными нормативными актами.
- в приложении N 16с72 (часть 22) к сводному передаточному акту в составе сооружения комплекса Уярской дистанции пути указаны объекты: сооружение-комплекс Уярской дистанции пути, расположенный по адресу: Россия. Красноярский края. Манский 4163 км- 4194 км, Уярский 4195 км - 4254 км. Рыбинский 4255 км - 4283 км. Транссибирской магистрали. В указанный объект входит Хлебоприёмный пункт, Уяр, с адресными ориентирами: Уярский район, станция Уяр Транссибирской магистрали.
- согласно ведомости железнодорожных путей по станции Уяр за май 2015 г. (таблица N 1 к TP А станции Уяр) в разделе "пути необщего пользования" перечислены спорные пути (NN 1, 3, 4 по направлению на "Уярское ХПП").
- спорный железнодорожный путь находился на балансе ФГУП "Красноярская железная дорога" и включен в Перечень сооружений-комплексов и отдельных объектов недвижимого имущества, вносимых в уставной капитал ОАО "РЖД" и подлежащих государственной регистрации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции также отклоняет доводы ответчика в данной части и принимает доводы истца в этой части.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что разногласия сторон, касающиеся указания собственника железнодорожных путей необщего пользования, подлежат урегулированию и изложению в редакции истца, согласно которой абзац 1 пункта 1 договора изложить в следующей редакции: В соответствии с Федеральными законами "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего Договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожных путей необщего пользования ООО "Уярское ХПП", принадлежащих ОАО "РЖД", примыкающих стрелочным переводом N 902 к соединительному пути N 8а станции Уяр Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", обслуживаемых локомотивом Перевозчика".
Пункт 3 изложить в следующей редакции: "Развернутая длина железнодорожных путей необщего пользования составляет - 1095,1 м., в том числе принадлежащих Перевозчику - 1095,1 м".
Также ответчик выразил несогласие и предложил внести изменения, согласно протоколу разногласий от 13.07.2018, изложив пункта 9 договора в редакции: "Уборка вагонов с железнодорожных путей необщего пользования за N 3 и 4 локомотивом перевозчика производиться в срок не более 2-х часов с момента уведомления представителя перевозчика уполномоченным представителем пользователя по телефону 8-(391-46)-4-22-57 либо 8-963-191-56-62.
О готовности погруженных (порожних) вагонов к взвешиванию на железнодорожных весах, состоящих на балансе ООО "Уярское ХПП" и расположенных на железнодорожном пути необщего пользования N 3, уполномоченный представитель пользователя (мастер погрузо-разгрузочных работ) уведомляет представителя перевозчика 9приемосдатчика груза и багажа станции Уяр) по телефону 8-(391-46)-4-22-57 либо 8-963-191-56-62 с указанием места подачи маневрового локомотива, а также количества, номеров и состояния вагонов (груженый, порожний).
Если после взвешивания вагонов возникает необходимость проведения дозировки вагонов до номинальной грузоподъемности, указанные вагоны закрепляются составителем на железнодорожном пути необщего пользования N 3 или 4. При этом, время подачи локомотива перевозчика в пределах установленных 2-х часов обнуляется до следующего уведомления. В случае нарушения перевозчиком установленного времени для подачи маневрового локомотива данное время (свыше 2-х часов) учитывается при учете сроков подачи маневрового локомотива при последующем уведомлении перевозчика после проведения дозировки вагонов.
О готовности погруженных (порожних) и взвешенных (дозированных) вагонов к уборке (сдаче) уполномоченный представитель пользователя (мастер погрузо-разгрузочных работ) уведомляет представителя перевозчика (приемосдатчика груза и багажа станции Уяр) по телефону 8-(391-46)-4-22-57 либо 8-963-191-56-62 с указанием номеров и состояния вагонов (груженый, порожний). Уведомление регистрируется в книге уведомлений о сдаче вагонов с железнодорожного пути необщего пользования".
В части абзацев 2, 4 и 5 пункта 9 договора в редакции ответчика истец не возражал.
Истец не согласился с формулировкой абз. 1 п. 9 договора в редакции ответчика в части указания срока уборки вагонов с железнодорожных путей необщего пользования N 3 и 4 локомотивом перевозчика - 2 часа, полагает, что такая формулировка не обоснована, указывает, что с учетом технологии работы станции уборка должна производится в срок не более 12,97 часа.
В соответствии со статьей 58 Устава железнодорожного транспорта, договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, Сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно пояснением истца, среднее время нахождения вагонов ООО "Уярское ХПП" после завершения грузовой операции составляет 12,97 час. Станция Уяр обслуживает кроме предприятия ответчика еще несколько грузоотправителей, получателей: ОАО "Уяржелезобетон", ООО "Сибпромлес", ФГКУ комбинат "Борьба", ООО "НТ-сервис".
В соответствии с технологической картой N 2 "Операции по уборке вагонов" по станции Уяр расчетное (технологическое) время на уборку вагонов с мест погрузки-выгрузки ООО "Уярское ХПП" составляет 12,97 часа.
В подтверждение своих доводов истцом в материалы дела представлены копии памяток приемосдатчика ГУ-25 за период сентябрь 2018 - январь 2019, технологическая карта N 2 операция по уборке вагонов, договоры с ООО "НТ-Сервис", ФГКУ комбинат Борьба, ООО "СибПромЛес", ООО "Уяржелезобетон".
Истец указал, что в договоре необходимо установить срок уборки вагонов не более 12,97 часа с момента уведомления представителя перевозчика, поскольку данный срок рассчитан с учетом технологии работы станции и обслуживания иных грузоотправителей.
Учитывая вышеизложенное, обстоятельства и материалы дела, пояснения сторон, представление истцом расчетов с учетом оказания услуг другим грузоотправителям, суд апелляционной инстанции также принимает доводы истца в части указания срока уборки вагонов с железнодорожных путей необщего пользования N 3 и N 4 локомотивом перевозчика не более 12,97 часа.
Также истец возражает против включения в п. 9 договора дополнений ответчика в следующей редакции "Если после взвешивания вагонов возникает необходимость проведения дозировки вагонов до номинальной грузоподъемности, указанные вагоны закрепляются составителем на железнодорожном пути необщего пользования N 3 или 4. При этом время подачи локомотива перевозчика в пределах установленных 2-х часов обнуляется до следующего уведомления. В случае нарушения перевозчиком установленного времени для подачи маневрового локомотива данное время (свыше 2-х часов) учитывается при учете сроков подачи маневрового локомотива при последующем уведомлении перевозчика после проведения дозировки вагонов", полагает, что данное дополнение не соответствует нормам действующего законодательства.
Порядок учета времени нахождения вагонов на путях необщего пользования, в местах погрузки, выгрузки регулируется статьями 39,62 Устава железнодорожного транспорта, а также разделом 4 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26.
Согласно п. 4.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
В соответствии со статьей 62 Устава железнодорожного транспорта, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов. В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования перечисленную этим владельцем перевозчику плату.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предлагаемые ответчиком дополнения в пункт 9 договора не соответствует положениям статьи 62 Устава железнодорожного транспорта, Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу дополнение ответчика в пункт 9 в виде абзаца следующего содержания: "Если после взвешивания вагонов возникает необходимость проведения дозировки вагонов до номинальной грузоподъемности, указанные вагоны закрепляются составителем на железнодорожном пути необщего пользования N 3 или 4. При этом время подачи локомотива Перевозчика в пределах установленных 2-х часов обнуляется до следующего уведомления. В случае нарушения Перевозчиком установленного времени для подачи маневрового локомотива данное время (свыше 2-х часов) учитывается при учете сроков подачи маневрового локомотива при последующем уведомлении Перевозчика после проведения дозировки вагонов" в договор не включать.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции на основании следующего.
По абзацу 1 пункта 1 - все разногласия и возражения ответчика по данному пункту сводятся к отрицанию права собственности ОАО "РЖД" на железнодорожные пути N 1,3 и 4, подтвержденного правоустанавливающими документами, и утверждению наличия права собственности ООО "Уярское ХПП" на указанные пути без предоставления соответствующих правоустанавливающих документов.
Кроме того, доводы апелляционной жалобы построены на утверждении, что поскольку действующее законодательство не содержит такого понятия как "инфраструктура железнодорожного транспорта необщего пользования", то нельзя было и зарегистрировать такой объект недвижимости как "технологический комплекс Уярская дистанция пути", в составе которого и находятся пути необщего пользования N 1,3 и 4.
В соответствии со ст.213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.
Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество -юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
ОАО "РЖД" предлагает изложить абзац 1 пункта 1 в следующей редакции: "В соответствии с Федеральными законами "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего Договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожных путей необщего пользования ООО "Уярское ХПП", принадлежащих ОАО "РЖД", примыкающих стрелочным переводом N 902 к соединительному пути N 8а станции Уяр Красноярской железной дороги -филиала ОАО "РЖД", обслуживаемых локомотивом Перевозчика".
Редакция Перевозчика подтверждается документами о праве собственности ОАО "РЖД" на указанные пути, имеющиеся в материалах дела.
Заявителем жалобы не представлено ни одного доказательства, позволяющего усомниться в достоверности представленных ОАО "РЖД" доказательствах права собственности на вышеуказанные пути, а также подтверждающих нарушение принципа относимости и допустимости доказательств.
Право собственности ОАО "РЖД" на железнодорожные пути необщего пользования 1,3,4 по станции Уяр подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданном 19.04.2005. N 24ДК 00520.
В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ОАО "РЖД" зарегистрировано право собственности на объект недвижимости с условным номером 24:40:000000:0000:04:257:001:003774810 сооружение "Комплекс Уярской дистанции пути, находящийся по адресу: Россия, Красноярский края, Манский 4163 км- 4194 км, Уярский 4195 км - 4254 км, Рыбинский 4255 км - 4283 км. Транссибирской магистрали, Уярский район 1-17 км, Уярский район 26-32 км, Рыбинский 18-25 км направления У яр-Саянская".
Основанием для государственной регистрации права является Сводный передаточный акт от 30 сентября 2003 г., который составлялся в порядке, установленном специальными нормативными актами.
Закон РФ от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" устанавливает, что приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Формирование уставного капитана единого хозяйствующего субъекта осуществляется на основании сводного передаточного акта.
Сводный передаточный акт и его форма утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти по управлению государственным имуществом (Министерство имущественных отношений РФ), федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте (Федеральная энергетическая комиссия РФ) и федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (Министерство путей сообщения РФ).
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" установлено, что пообъектный перечень имущества федерального железнодорожного транспорта, которое вносится в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги", содержится в сводном передаточном акте. Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации поручено обеспечить внесение в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" имущества федерального железнодорожного транспорта, указанного в пункте 2 Постановления.
Сводный передаточный акт был утвержден указанными выше органами распоряжением от 30 сентября 2003 г. N 4557-р/6-р/884р.
В приложении N 1672 (часть 22) к сводному передаточному акту в составе сооружения комплекса Уярской дистанции пути указаны объекты: сооружение-комплекс Уярской дистанции пути, расположенный пО адресу: Россия, Красноярский края, Майский 4163 км- 4194 км, Уярский 4195 км - 4254 км, Рыбинский 4255 км - 4283 км. Транссибирской магистрали. В указанный объект входит Хлебоприёмный пункт, Уяр с адресными ориентирами: Уярский район, станция Уяр Транссибирской магистрате.
Таким образом, спорный железнодорожный путь находился на балансе ФГУП "Красноярская железная дорога" и правомерно был включен в Перечень сооружений-комплексов и отдельных объектов недвижимого имущества, вносимых в уставной капитал ОАО "РЖД" и подлежащих государственной регистрации.
Согласно Перечню объектов недвижимости железнодорожного транспорта на Уярской дистанции пути подъездной путь на Хлебоприёмный пункт Уяр, протяжённостью 2,631 км., относится к подъездным путям.
Указанный объект недвижимости совпадает с железнодорожными путями необщего пользования 1, 3, 4, примыкающими стрелочным переводом N 902 к соединительному пути 8а станции Уяр.
Владение и пользование ОАО "РЖД" железнодорожными путями необщего пользования 1, 3, 4 по станции Уяр подтверждено самим ответчиком, путем утверждения Инструкции от 27.09.2013 г. о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", примыкающих к станции Уяр Красноярской железной дороги и используемых ООО "Уярское ХПП", а также согласования внесения в неё изменений от 13.П.2015 г.
Согласно действующему договору на подачу и уборку вагонов N 3/2395 от 02.09.2011 осуществляется подача, расстановка на места погрузки и уборка вагонов для Пользователя (ООО "Уярское ХПП") с железнодорожных путей необщего пользования 1, 3, 4, принадлежащих Перевозчику.
Кроме того, вопрос принадлежности указанных путей уже был предметом рассмотрения в Арбитражном суде Красноярского края по спору между теми же сторонами ( ООО "Уярский ХПП" и ОАО "РЖД") о понуждении внести изменения в договор (дело АЗЗ-16899/20! 5).
Решением суда первой инстанции от 16.10.2017 и постановлением апелляционной инстанции от 12.01.2018 было установлено, что спорные железнодорожные пути необщего пользования находились на балансе ФГУП "Красноярская железная дорога" и были включены в Перечень сооружений-комплексов и отдельных объектов недвижимого имущества, вносимых в уставный капитал ОАО "РЖД". Согласно Перечню объектов недвижимости железнодорожного транспорта на Уярскойц дистанции пути, подъездной путь на Хлебоприемный пункт Уяр протяженностью 2,631 км относится к подъездным путям. Указанный объект недвижимости совпадает с железнодорожными путями необщего пользования N N 1,3, 4, примыкающими стрелочным переводом N 902 к соединительному цути 8а станции Уяр.
Суды всех, инстанции отклонили доводы ответчика (ООО "Уярский ХПП") в этой части и приняли доводы истца (ОАО "РЖД").
По пункту 3 договора: Перевозчик предлагает изложить данный пункт в следующей редакции: "Развернутая длина железнодорожных путей необщего пользования составляет - 1095,1 м., в том числе принадлежащих Перевозчику - 1095,1 м".
Пользователь предлагает свою формулировку: "Стороны определились, что развернутая длина железнодорожных путей необщего пользования за N N 1, 3 и 4 составляет - 1095,1 м, в том числе:
- состоящих на баиансе ОАО "РЖД" - 957,9 м.;
- состоящих на балансе ООО "Уярское ХПП" - 137,2 м.
После проведения процедуры разграничения балансовой принадлежности участков железнодорожных путей иесбщего пользования за N N 1, 3 и 4 между ОАО "РЖД" и ООО "Уярское ХПП" п.З настоящего договора подлежит корректировке".
Указанная редакция также сформулирована Пользователем без предоставления подтверждающих документов.
Перевозчик с данной редакцией не согласен по основаниям, изложенным выше к абзацу 1 пункта 1 договора.
Кроме того, в соответствии с п. 1.5 Инструкции (с учетом изменений от 13.11.2015), а также техническим паспортом на данные пути длина указанных путей составляет 1095, м.
По пункту 9 заявитель жалобы не согласен с решением суда первой инстанции в части установления срока уборки вагонов 12,97 час с железнодорожных путей необщего пользования N 3 и 4 локомотивом Перевозчика. Заявитель жалобы ООО "Уярское ХПП" предлагал установить срок уборки не более 2-х часов с момента уведомления представителя Перевозчика уполномоченным представителем Пользователя.
Ссылку ответчика на судебную практику по установлению сроков уборки продолжительностью 2 часа, в частности на судебные акты по делу A33-21249/2018 является необоснованной.
По указанному делу суд первой инстанции, определяя срок на подачу и уборку вагонов с мест погрузки-выгрузки продолжительностью 2 часа, руководствовался нормативно-правовым актом, не подлежащим применению в данном случае, а именно приказом МПС РФ от 10.11.13г. N 70 об утверждении Порядка установления технологических норм погрузки и выгрузки грузов. Указанным приказом определяется методика расчета именно норм погрузки и выгрузки из вагонов, а не сроки на уборку вагонов.
По смыслу ст.58, 100 Устава железнодорожного транспорта, раздела 3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования операции по погрузке, выгрузке грузов из вагонов и операции по уборке вагонов с мест погрузки, выгрузки - это последовательно сменяемые друг друга операции, расчет времени на выполнение которых производится по разным правилам.
В соответствии с п.3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
ОАО "РЖД" в материалы дела был представлен анализ памяток приемосдатчика за период с сентября 2018 г. по январь 2019 г., в соответствии с которым среднее время нахождения вагонов ООО "Уярское ХПП" после завершения грузовой операции составляет 38,43 часа. Станция Уяр обслуживает кроме предприятия ответчика еще несколько грузоотправителей, получателей, а именно: ОАО "Уяржелезобетон", ООО "Сибпромлес", ФГКУ комбинат "Борьба", ООО "НТ-сервис", (копии договоров также представлены в материалы дела).
В соответствии с технологической картой N 2 "Операции по уборке вагонов" по ст.Уяр расчетное (технологическое) время на уборку вагонов с мест погрузки-выгрузки ООО "Уярское ХПП" составляет 12,97 часа.
Следовательно, именно это время является обоснованным, поскольку оно рассчитано с учетом технологии работы станции, с учетом обслуживания и иных грузоотправителей, в том числе при погрузке и отправлении опасных грузов (нефтеналивных).
Срок уборки 2 часа, предлагаемый Пользователем, не подкреплен расчетами и не может быть соблюден перевозчиком с учетом особенностей технологии работы маневрового локомотива станции, в связи с чем перевозчик заранее обречен на штрафные санкции.
По абзацу 3 пункта 9 в редакции Пользователя: "Если после взвешивания вагонов возникает необходимость проведения дозировки вагонов до номинальной грузоподъемности, указанные вагоны закрепляются составителем на железнодорожном пути необщего пользования N 3 или 4. При этом время подачи локомотива Перевозчика в пределах установленных 2-х часов обнуляется до следующего уведомления. В случае нарушения Перевозчиком установленного времени для подачи маневрового локомотива данное время (свыше 2-х часов) учитывается при учете сроков подачи маневрового локомотива при последующем уведомлении Перевозчика после проведения дозировки вагонов".
Данная формулировка спорного абзаца не соответствует нормам действующего законодательства.
Порядок учета времени нахождения вагонов на путях необщего пользования, в местах погрузки, выгрузки устанавливается ст.ст.39, 62 Устава железнодорожного транспорта, а также разделом 4 "Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования" Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
В соответствии с п.4.1 Правил время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятким приемосдатчика.
Ст.62 Устава предусматривает, что в случаях когда владельцы путей необщего пользования обслуживают грузоотправителей, грузополучателей своими локомотивами, плата за пользование вагонами исчисляется с момента передачи перевозчиком вагонов владельцу путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку (с учетом их достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
На основании вышеизложенного, Третий арбитражный апелляционный суд полагает, что оснований для решения Арбитражного суда Красноярского края от 23 июля 2019 года по делу N А33-29060/2018 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы и уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 июля 2019 года по делу N А33-29060/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.