г. Киров |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А29-2394/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Ворсина Л.Е., действующего на основании доверенности от 01.10.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "А.К.П."
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.07.2019
по делу N А29-2394/2019,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "А.К.П." (ОГРН: 1071101008153, ИНН: 1101133175)
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми (ОГРН: 1161101058810, ИНН: 1101154337),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью частная охранная организация "А.К.П." (далее - заявитель, ООО ЧОО "А.К.П.", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене решения (уведомления) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми (далее - ответчик, Управление, лицензирующий орган) от 19.02.2019 N 358/3-112 об аннулировании разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему серии РХИ N0146772.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, ООО ЧОО "А.К.П." обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным и отменить уведомление об аннулировании разрешения.
В апелляционной жалобе ООО ЧОО "А.К.П." настаивает на наличии грубого нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при проведении лицензирующим органом проверки. По мнению Общества, в рассматриваемом случае отсутствуют основания для аннулирования разрешения. Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Управление в кратком отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность обжалуемого решения, просит оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.09.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.09.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Представитель Общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивал на удовлетворении жалобы. Ответчик явку в судебное заседание не обеспечил, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 26.09.2007 ООО ЧОО "А.К.П." было зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1071101008153; основным видом деятельности Общества является деятельность частных охранных служб (код ОКВЭД 80.10).
ООО ЧОО "А.К.П." имеет разрешение на хранение и использование оружия серии РХИ N 0146772, выданное 04.08.2017 ЦЛЛР Управления Росгвардии по Республике Коми, сроком действия до 04.08.2020.
11.02.2019 начальником Управления издан приказ N 75 о проведении внеплановой выездной проверки наличия оружия и патронов, организации их хранения, учета комнаты хранения оружия в Обществе; назначены лица, уполномоченные на проведение проверки; определены цели, задачи и предмет проверки; правовые основания, срок проверки: 14.02.2019 (л.д.39).
При проведении проверки лицензирующим органом установлено, что у Общества в нарушение требований пункта 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 (далее - Правила N 814) отсутствует комната хранения оружия.
Проверка проводилась сотрудниками Управления 14.02.2019 в присутствии генерального директора Общества. Результаты проверки оформлены актом проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов от 14.02.2019, копия которого вручена генеральному директору Общества 14.02.2019, о чем в акте имеется соответствующая отметка (л.д.40). В пункте 6 акта указано на необходимость запретить дальнейшее хранение оружия.
14.02.2019 сотрудником Управления выдано заключение об аннулировании разрешения на хранение и использование оружия, в котором указано, что у Общества отсутствует изолированное помещение, специально оборудованное для хранения оружия и патронов (пункт 55 Правил N 814).
19.02.2019 Управление в адрес ООО ЧОО "А.К.П." направило уведомление об аннулировании разрешения (л.д.20).
Посчитав указанное уведомление незаконным, нарушающим права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности уведомления Управления об аннулировании разрешения и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Правовые основы частной охранной деятельности установлены Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) (здесь и далее нормативные правовые акты приведены в редакции на момент возникновения рассматриваемых отношений).
Согласно статье 20 Закона N 2487-1 контроль за частной детективной деятельностью и частной охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальные органы, а также иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований при осуществлении частной детективной деятельности или частной охранной деятельности федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальные органы проводят плановую и внеплановую проверки. Указанные проверки проводятся на основании соответствующих распоряжений (приказов) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориальных органов.
Проверка наличия, организации хранения и учета огнестрельного оружия, патронов и специальных средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим оборот оружия и специальных средств.
Внеплановая проверка проводится в следующих случаях: 1) если в результате проведения плановой проверки выявлены нарушения лицензионных требований; 2) если от органов государственной власти и органов контроля (надзора) получена информация о создающем угрозу здоровью и жизни граждан нарушении лицензиатом законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность частных детективов и частных охранных организаций; 3) если имеются обращения граждан и (или) юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиата либо его работников, а также если получена иная информация, подтверждаемая документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии такого нарушения.
По результатам проверки осуществляющее ее должностное лицо составляет акт установленной формы, копия которого вручается руководителю охранной организации, частному детективу или его представителю под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.
Вопросы оборота гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, также оборота боеприпасов и патронов к оружию регулирует Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии, Закон N 150-ФЗ).
В соответствии с преамбулой названного Закона его положения направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что оборот оружия как технических средств, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели и, следовательно, способных причинить существенный вред жизни и здоровью людей, имуществу и природе, не только создает повышенную опасность для этих охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, но и сопряжен с угрозой посягательства на другие конституционно значимые ценности, в том числе основы конституционного строя, нравственность, права и законные интересы граждан, безопасность государства, что требует от федерального законодателя установления механизма их защиты в рамках правового режима оборота оружия (Постановление от 29.06.2012 N 16-П; Постановление от 16.04.2015 N 8-П, Определение от 23.06.2015 N 1237-О).
В силу статьи 9 Закона об оружии приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 226-ФЗ) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности возложен на войска национальной гвардии.
Статьей 9 Закона N 226-ФЗ установлено, что войска национальной гвардии наделены, в том числе полномочиями: контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; проверять места производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверять объекты, где они обращаются, места утилизации боеприпасов; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения ими гражданским, служебным или наградным оружием или его использования; согласовывать требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием; устанавливать порядок проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации, и участвовать в проверке таких знаний и навыков в этих организациях; проводить проверки мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств; изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные федеральным законодательством; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V классов (пункты 16, 24).
В соответствии с пунктом 76 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденного приказом МВД России от 29.06.2012 N 646, основанием для начала административной процедуры по проверке наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических и юридических лиц является, в том числе поступление жалоб и сообщений (обращений) граждан или организаций о совершении правонарушения собственником оружия.
Из материалов настоящего дела следует, что основанием для проведения Управлением в отношении Общества внеплановой выездной проверки послужила содержащаяся в письме УФСБ России по Республике Коми от 05.12.2018 информация о возможном нарушении заявителем правил учета, сохранности оружия и боеприпасов. При проверке присутствовал генеральный директор ООО ЧОО "А.К.П.", получивший акт проверки.
При изложенных обстоятельствах с учетом правового регулирования рассматриваемых отношений арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии существенных процессуальных нарушений, влекущих недействительность результатов проверки. Иная позиция заявителя в силу изложенных выше норм подлежит отклонению.
Согласно статье 22 Закона N 150-ФЗ хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Оборот гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации регламентирован Правилами N 814.
В соответствии с пунктом 55 Правил N 814 юридические лица после получения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.
В части 1 статьи 26 Закона об оружии установлен перечень оснований для аннулирования лицензии на приобретение оружия и разрешения на хранение или хранение и ношение оружия в административном порядке органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение. К числу таких оснований отнесено возникновение предусмотренных абзацем вторым части четвертой статьи 9 и пунктами 2 - 10 части двадцатой статьи 13 настоящего Закона обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения (пункт 3).
Согласно абзацу второму части 4 статьи 9 Закона об оружии основаниями для отказа в выдаче лицензии является, в том числе непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения юридическим лицом лицензии на приобретение оружия и разрешения на хранение оружия, установлен пунктами 9.1.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов (утвержден приказом МВД России от 11.05.2012 N 501), Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему или гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и использование спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и патронов к нему на стрелковом объекте (утвержден приказом МВД России от 21.05.2012 N529). Для получения лицензии (разрешения) документов следует представить копии документов, подтверждающих наличие у юридического лица на праве собственности или на ином законном основании помещений, предназначенных для хранения оружия и (или) патронов, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как видно из материалов настоящего дела, Управлением по итогам проведения выездной проверки установлено, что Обществом при получении лицензии и разрешения представлены недостоверные данные о наличии у него на праве собственности или на ином законном основании помещений, предназначенных для хранения оружия и (или) патронов. По состоянию на 28.11.2016 судебным приставом-исполнителем на спорное помещение был наложен арест, 07.02.2018 подписан акт о передаче нереализованного имущества должника взыскателю. Факт наличия комнаты хранения по адресу места осуществления деятельности охранной организации в ходе проверки заявителя Управлением не подтвержден. Выявленные в ходе проверки нарушения изначально препятствовали Обществу в получении разрешения, исключали его выдачу.
При указанных обстоятельствах ответчик имел достаточные правовые и фактические основания для принятия решения об аннулировании разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему серии РХИ N 0146772.
Ссылка заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции на то, что собственник помещения прекратил доступ Общества в комнату хранения оружия, комната была разобрана, а оружие сдано на хранение в органы Росгвардии, не опровергает установленных обстоятельств и не свидетельствует о наличии оснований для отмены уведомления об аннулировании разрешения на хранение и использование оружия.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции признает правомерным вывод арбитражного суда о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого уведомления об аннулировании разрешения.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.07.2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы Общества по делу об оспаривании решений и действий составляет 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.07.2019 по делу N А29-2394/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "А.К.П." - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2394/2019
Истец: ООО Частная охранная организация "А.К.П."
Ответчик: Управление Федеральной Службы Войск Национальной Гвардии Российской Федерации по Республике Коми Центр лицензионно-разрешительной работы