г. Санкт-Петербург |
|
15 октября 2019 г. |
Дело N А56-35617/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2019 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: представитель Мельников Н.Е. по доверенности от 29.12.2018,
от ответчика: представитель Богданова Е.В. по доверенности от 01.11.2018,
рассмотрев в порядке упрощенного производства в открытом судебном заседании дело N А56-35617/2019 по иску
акционерного общества "Теплосеть Санкт-Петербурга" (адрес: 191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д.36, ОГРН: 1107847010941)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мир" (адрес: 199004, Санкт-Петербург, В.О. линия 9-я, 48/А, 7Н, ОГРН: 1137847273080)
о взыскании задолженности,
установил:
Акционерное общество "Теплосеть Санкт-Петербурга" (далее - истец, АО "Теплосеть Санкт-Петербурга") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мир" (далее - ответчик, ООО "УК "Мир") задолженности в размере 6 327 227,55 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с момента вступления решения суда в законную силу по день фактического исполнения основного обязательства.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2019 в виде резолютивной части исковые требования полностью удовлетворены.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм процессуального и материального права.
Определением от 03.09.2019 суд апелляционной инстанции, установив наличие оснований для безусловной отмены решения и перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения в суде первой инстанции, назначил судебное заседание по рассмотрению исковых требований АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" на 14.10.2019.
В отзыве на исковое заявление, представленному по требованию суда, ответчик указал, что не признает предъявленные ему требования, поскольку считает себя ненадлежащим ответчиком и полагает, что иск должен быть предъявлен прежней управляющей компании.
В судебном заседании представитель истца поддержал иск в заявленном объеме, представитель ответчика возражал по доводам отзыва.
Ответчиком заявлено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "ЖКС N 2 Василеостровского района", ЗАО "Жилкомсервис "Василеостровец", СПб ГКУ "Жилищное агентство Василеостровского района".
Представитель истца против удовлетворения ходатайства возражал.
Частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Заявленное ответчиком ходатайство подлежит отклонению как необоснованное, Обществом не представлено доказательств того, что оспариваемым судебным актом могут быть затронуты права и обязанности вышеуказанных лиц.
В силу части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности" (далее - Закон N 261-ФЗ) с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Договор, регулирующий условия установки прибора учета используемого энергетического ресурса, и заключаемый с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения. Таким образом, Закон предусматривает пятилетнюю рассрочку оплаты только по договорам, предметом которых является деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Между ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" и ЖКС N 2 были заключены 116 договоров, в соответствии с условиями которых истец обязался выполнить работы по установке (замене) узлов учета тепловой энергии (УУТЭ) на объектах, находящихся в обслуживании ответчика, а ответчик обязался оплатить выполненные работы.
Сторонами также заключены 116 дополнительных соглашений к договорам, в соответствии с условиями которых ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" обязалось выполнить работы по обеспечению технической готовности объектов, находящихся в обслуживании ЖКС N 2 к установке УУТЭ, а ответчик обязался оплатить выполненные работы.
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также статьи 13 Закона об энергосбережении ежемесячно в течение 5 лет с момента установки УУТЭ на Объектах подлежит оплате сумма в размере 1/ 60 от общей стоимости выполненных Истцом работ по установке УУТЭ на Объектах.
После введения в отношении ООО "ЖКС N 2 Василеостровского района" процедуры банкротства часть Объектов перешла в управление ООО "УК "МИР".
ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" выполнило свои обязательства по договорам, включая обязательства по дополнительным соглашениям, направило акты приемки выполненных работ ООО "УК "Мир" с сопроводительными письмами. Вместе с тем, ответчик акты выполненных работ не подписал, возражений относительно качества и объема выполненных работ не заявил.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате выполненных работ и наличием задолженности по состоянию на 14.01.2019 в размере 6 327 227,55 рублей, ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности" (далее - Закон N 261-ФЗ) установлена обязанность организаций, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, а также обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
В соответствии с пунктами 5,12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в случае невыполнения данных требований закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (пункт 6, подпункт "ж" пункта 10, подпункт "к" пункта 11, подпункт "а" пункта 28 Правил N 491).
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11 и подпункту "а" пункта 28 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя также обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии.
Пунктом 38(1) Правил N 491 установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Как следует из статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 16, 24, 26 Правил N 491, пункта 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию. При этом управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями.
Применение указанных правовых норм в их системном толковании позволяет прийти к выводу о том, что именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
Изложенная позиция сформулирована в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015. На основании вышеизложенного, доводы ООО "УК "Мир" о том, что общество не является надлежащим ответчиком по рассматриваемым требованиям, подлежат отклонению.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, помимо прочего, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункт "ж" пункта 10 Правил N 491).
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством Российской Федерации и Законом об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Таким образом, установка УУТЭ в многоквартирных домах (заключение между истцом и ЖКС N 2 договоров на установку УУТЭ) в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в данных многоквартирных домах является правомерной.
Материалами дела подтверждено, что после введения в отношении ООО "ЖКС N 2 Василеостровского района" процедур банкротства, часть объектов перешла в управление ООО "УК "Мир", которое в силу норм действующего законодательства, стало лицом, принявшим обязанности по договорам с АО "Теплосети Санкт-Петербурга".
Ответчиком в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не оспорен расчет задолженности, представленный истцом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Приведенная норма предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которых на должника возлагается обязанность по уплате кредитору процентов за пользование денежными средствами. При этом по смыслу данной нормы ее положения подлежат применению к любому денежному обязательству независимо от того, в материальных или процессуальных правоотношениях оно возникло.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с 01.08.2016 размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Поскольку ответчиком допущена просрочка исполнения обязательств, требования истца в части взыскания процентов на сумму основного долга с момента принятия решения, являются обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в виде резолютивной части от 31.05.2019 по делу N А56-35617/2019 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мир" в пользу акционерного общества "Теплосеть Санкт-Петербурга" задолженность по состоянию на 14.01.2019 в размере 6 327 227,55 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные с момента вступления постановления суда в законную силу по день фактического исполнения основного обязательства, а также 54 636 рублей расходов на оплату государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35617/2019
Истец: АО "ТЕПЛОСЕТЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "МИР"