г. Санкт-Петербург |
|
18 октября 2019 г. |
Дело N А56-124067/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Глазкова Е.Г.
судей Медведевой И.Г., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куляевым С.Д.
при участии:
от истца: представитель Семенов И.О. по доверенности от 06.03.2019
от ответчика: представитель Ковтуненко А.А. по доверенности от 09.01.2019
от 3-их лиц: представители не явились, уведомлены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20935/2019) ООО "Управляющая компания "Академ-Парк"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2019 по делу N А56-124067/2018 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по исковому заявлению ГУП "ТЭК СПб"
к ООО "Управляющая компания "Академ-Парк"
3-и лица: Жилищный комитет; Комитет по тарифам СПБ; Комитет по энергетике и инженерному обеспечению СПб; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ; Управление Федеральной антимонопольной службы по СПб
об урегулировании разногласий по договору
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (190000, Санкт-Петербург г, Морская М. ул, 12, ОГРН 1027810310274, далее - ГУП "ТЭК СПб", Предприятие) обратилось Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Академ-Парк" (197101, Санкт-Петербург, наб. Петроградская, д.36, лит. А, пом. 1-Н, ОГРН: 5067847215684, далее - ООО "УК "Академ-Парк", Управляющая компания, Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения от 01.09.2017 N 19191.035.1 (далее - договор) по пунктам 3.1, 3.3, 5.1, 5.1.1, 5.2, 6.1, 9.15.
В ходе судебного разбирательства истцом подано заявление об уточнении исковых требований, в котором наряду с требованиями об урегулировании разногласий по пунктам 3.1, 3.3, 5.1, 5.1.1, 5.2, 6.1, 9.15, заявлены требования в отношении пунктов 2.2 и 9.1 договора. Истец просил принять эти пункты в следующей редакции: "2.2. Датой начала поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса считается дата вступления настоящего договора в силу"; "9.1. Договор вступает в силу с момента вступления в законную силу решения суда по делу N А56-124067/2018 и действует по 31.12.2020".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жилищный комитет, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу.
Решением от 02.07.2017 арбитражный суд первой инстанции урегулировал разногласия, возникшие между государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Академ-Парк" при заключении договора теплоснабжения от 01.09.2017 N 19191.035.1 следующим образом:
- пункты 3.1, 3.3, 5.1, 5.2, 6.1 принял в редакции истца;
- пункты 5.1.1 и 9.15 в текст договора определил не включать;
- разногласия по пунктам 2.2 и 9.1 оставил без рассмотрения;
Суд взыскал с Общества в пользу Предприятия 6000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Управляющей компанией подана апелляционная жалоба на решение суда.
Податель жалобы просит решение суда изменить в части и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы ответчик ссылается на следующее.
Пункты 3.1, 3.3, а также п. 5.1 проекта договора с учетом ходатайства истца от18.04.2019 отличаются от аналогичных пунктов, изложенных в проекте договора теплоснабжения от 01.09.2017 N 19191.035.1, в связи с чем, по мнению заявителя, некорректно указывать, что данные три пункта приняты в редакции истца. Пункты 3.1, 3.3 проекта договора изложены с учетом позиции ответчика, что отражено в ходатайстве от 18.04.2019, а пункт 5.1 полностью принят в редакции ответчика, о чем свидетельствует Протокол согласования разногласий N 2 к договору теплоснабжения от 01.09.2017 N 19191.035.1: "Согласовано в ред. Исполнителя".
3.1. Ресурсоснабжающая организация подает (поставляет) Исполнителю Коммунальный ресурс с подключенной тепловой нагрузкой и в режиме, определенном в Приложении N 1 к настоящему Договору, в котором приведены сведения по тепловым нагрузкам Объектов теплоснабжения.
Сведения по непроизводственным тепловым потерям на тепловых сетях Исполнителя приведены в Приложении N 3 к настоящему Договору.
Допустимое снижение подачи теплоты не должно превышать установленное Строительными нормами и правилами РФ СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети (приняты постановлением Госстроя РФ от 24.06.2003 N ПО.
3.3. Ресурсоснабжающая организация поддерживает температуру подающей сетевой воды в Точке поставки по заданию диспетчера Ресурсоснабжающей организации в соответствии с температурным графиком источника теплоснабжения (Приложение N 5 к настоящему Договору) на основании прогнозных данных о предполагаемой температуре наружного воздуха.
По запросу Исполнителя Ресурсоснабжающая организация направляет температурный график.
Пункт 5.1. изложить в редакции ответчика (согласован истцом в Протоколе согласования разногласий N 2 к договору теплоснабжения от 01.09.2017 N 19191.035.1).
5.1. Количество (объем) коммунального ресурса, поданного (поставленного) на объект теплоснабжения, определяется на основании данных, полученных с помощью УУТЭ, за вычетом объемов поставки тепловой энергии владельцам нежилых помещений на объекте по договорам, заключенным ими непосредственно с Ресурсоснабжающей организацией.
Сторонами признается право Исполнителя производить начисление и сбор платы за коммунальные услуги (отопление и горячую воду) в отсутствие непосредственных договоров между собственниками (пользователям) нежилых помещений и Ресурсоснабжающей организацией. О факте заключения прямых договоров и дате начала поставки коммунальных ресурсов собственникам (пользователям) нежилых помещений Ресурсоснабжающая организация информирует Исполнителя в письменном виде.
Податель жалобы считает, что пункт 5.2 должен быть изложен в корректной редакции. "5.2. При отсутствии УУТЭ, его неисправности, утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета или истечения срока эксплуатации, а также в случае выхода из строя, или его неисправности на срок свыше 3 месяцев с момента после приемки узла учета в коммерческую эксплуатацию, обнаружении поврежденных или отсутствующих пломб и клейм организации, имеющей лицензию на проведение поверок приборов учета, и Ресурсоснабжающей организации, в случае нарушения установленных Договором сроков предоставления отчетов о теплопотреблении, а также при превышении инормативной погрешности работающих приборов учета, количество (объем) тепловой энергири, поданной на объект, определяется согласно п. 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, на основании данных, предоставленных Исполнителем в соответствии с Приложением N 6 к настоящему Договору, при этом расходы тепловой энергии (теплоносителя), не учтенные при формировании норматива потребления коммунальных услуг оплачиваются дополнительно.".
Податель жалобы полагает, что пункт 6.1 договора должен быть внесен в договор теплоснабжения от 01.09.2017 N 19191.035.1 в редакции ответчика ввиду следующего. Стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов. Тепловая энергия, используемая для предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению помещений автостоянок, подлежит оплате исходя из тарифов для населения. С данным доводом согласился истец, направив в адрес ответчика Протокол согласования разногласий от 01.01.2018 N 1 к договору теплоснабжения N 19191.035.1, приняв п. 6.1 в редакции ответчика (л.д. 43). Согласно данного документа: "Согласованная редакция: пункт 6.1 Договора принять в редакции Абонента". Поэтому из документов, по утверждению заявителя, следует, что пункт 6.1 принят в редакции ответчика. Податель жалобы полагает, что пункт 5.1.1 необходимо включить со следующей формулировкой: "5.1.1. Суммарный расход горячей воды за месяц определяется в кубических метрах по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах и оплачивается исходя из тарифа на горячую воду". В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что согласно подпунктам "г" и "е" пункта 17 Правил N 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса и порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения. Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб.м в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб.м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"). В пункте 7(1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб. м горячей воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, население, проживающее в многоквартирном доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб.м, и по тарифу, установленному Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга. Следовательно, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его исходя из тарифа, установленного Комитетом для населения для оплаты одного куб.м горячей воды. Вышеприведенное обоснование, как указывает заявитель, согласуется с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, который в пункте 27 Обзора судебной практики N 5 (2017) обратил внимание на приоритет порядка расчета платы за коммунальные услуги, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг и Правилами N 124, над нормами законодательства о теплоснабжении и о коммерческом учете теплоносителя (включая показания общедомовых приборов учета).
ГУП "ТЭК СПб" представило отзыв на жалобу с дополнениями, в которых возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Третьи лица отзывы на жалобу не представили, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В ходе апелляционного разбирательства по делу истец заявил ходатайство об изменении исковых требований.
Руководствуясь положениями части 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционный суд не принял к рассмотрению изменение исковых требований, поскольку в арбитражном суде апелляционной инстанции не допускается изменение предмета или основания иска.
Представитель ответчика заявил, что решение обжалуется только в части пунктов 5.1, 5.1.1, 6.1 договора (далее - спорные пункты).
Представитель истца поддержал позицию, изложенную в отзыве, в отношении спорных пунктов договора.
В отсутствие возражений со стороны иных лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями части 5 статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд проверил законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Согласно материалам дела, ГУП "ТЭК СПб" (ресурсоснабжающая организация) осуществляет теплоснабжение многоквартирных жилых домов (далее - МКД), управление которыми осуществляется ООО "УК "Академ-Парк" (исполнитель).
17.10.2017 ГУП "ТЭК СПб" направило ответчику для подписания проект договора теплоснабжения N 19191.035.1 от 01.09.2017 (далее - договор).
Между сторонами возникли разногласия в отношении некоторых условий договора.
В рамках урегулирования разногласий по договору стороны не достигли соглашения по ряду пунктов, в том числе по пунктам 5.1.1, 6.1.
Ссылаясь на наличие при заключении договора неурегулированных разногласий по отдельным условиям сделки, ГУП "ТЭК СПб" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В силу пункта 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда согласно статье 445 названного Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьей 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, спорные отношения сторон регламентируются статьями 539 - 547 ГК РФ.
Договор теплоснабжения в силу статьи 426 ГК РФ является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 указанной статьи о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Правоотношения по теплоснабжению регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
Материалами дела установлено, что ГУП "ТЭК СПб" направило ответчику для подписания проект договора теплоснабжения N 19191.035.1 от 01.09.2017.
ООО"УК "Академ-Парк" направило в адрес Предприятия протокол разногласий N от 16.11.2017.
Сторонами подписан протокол от 01.01.2018 о согласовании разногласий по договору. Со стороны ООО "УК "Академ-Парк" указанный протокол подписан с оговоркой о протоколе разногласий от 26.06.2018 N 2.
По результатам урегулирования преддоговорного спора сторонами подписан протокол согласования разногласий N 2 от 18.07.2018 (л.д. 246-252). Со стороны ООО "УК "Академ-Парк" имела место оговорка, что протокол подписан с разногласиями, изложенными в письме от 01.02.2019 N 36.
Предприятие обратилось в суд с настоящим иском.
В рамках апелляционного разбирательства по делу рассматриваются разногласия сторон по п.п.5.1, 5.1.1, 6.1 договора теплоснабжения от 01.09.2017 N 19191.035.1.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ГУП "ТЭК СПб" предлагало:
пункт 5.1 Договора изложить в редакции:
"5.1. Количество (объем) коммунального ресурса, поданного (поставленного) на объект теплоснабжения, определяется на основании данных, полученных с помощью УУТЭ, за вычетом объемов поставки тепловой энергии владельцам нежилых помещений на объекте".
Пункт 5.1.1 не включать в текст Договора.
Пункт 6.1 договора изложить в редакции:
"6.1.Стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов".
Суд первой инстанции принял спорные пункты в редакции истца.
Апелляционный суд отмечает, что условия п.5.1 договора согласованы сторонами, что подтверждается протоколом согласования разногласий от 18.07.2018 (л.д. 248), согласно которому п.5.1 договора согласован в редакции Исполнителя.
Поскольку в досудебном порядке стороны урегулировали спор по п. 5.1 договора, указанный пункт считается принятым в редакции протокола согласования разногласий от 18.07.2018.
Таким образом, между сторонами отсутствует спор по указанному пункту.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения требования истца в отношении п.5.1 договора.
В остальной части апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Ответчик настаивает на утверждении, что пункт 5.1.1 необходимо включить со следующей формулировкой:
"5.1.1. Суммарный расход горячей воды за месяц определяется в кубических метрах по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах и оплачивается исходя из тарифа на горячую воду".
Пункт 6.1 договора ООО "УК "Академ-Парк" предлагает изложить в редакции:
"Стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов. Тепловая энергия, используемая для предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению помещений автостоянок, подлежит оплате исходя из тарифов для населения".
Отказывая во включении в договор пункта 5.1.1, суд первой инстанции исходил из следующего.
Льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ГУП "ТЭК СПб" потребителям, имеющим право на льготы в виде льготных тарифов, установлены согласно приложению N 8 к Распоряжению N 363-р в виде одноставочного тарифа в рублях за гигакалорию (Гкал). А поскольку тарифы на тепловую энергию в рублях за метр кубический (м куб.) для истца не установлены, применение при расчетах с исполнителями коммунальных услуг тарифа в рублях за куб. м будет являться нарушением законодательства, в том числе Закона о защите конкуренции. Ответчик, в обоснование своей позиции о необходимости включения в договор названного пункта, ссылается на то, что плата за горячую воду должна рассчитываться исходя из объема коммунального ресурса, определенного в кубических метрах, так же как эту услугу оплачивает население, проживающее в многоквартирном доме, поскольку считает, что как исполнитель коммунальных услуг он не имеет собственного интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. При этом ответчик ссылается на судебную практику в различных регионах России, а также решение Верховного Суда Российской Федерации по делу N АКПИ19- 132 по иску ПАО "ТГК-1" к Правительству РФ о признании частично недействующими п. 26 (1), 28 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Между тем, согласно информации на сайте Верховного Суда Российской Федерации 13.05.2019 по указанному делу судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции в указанной части.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) с 1 января 2013 года отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются данным федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.
К отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), применяются положения Федерального закона N 190-ФЗ, регулирующие производство, передачу, потребление теплоносителя, если иное не предусмотрено данным федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом N 190-ФЗ тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) включаются в систему регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" деятельность по теплоснабжению является регулируемой, в частности регулированию подлежат цены (тарифы) на тепловую энергию, теплоноситель.
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона N 190-ФЗ тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В соответствии с Законом N 190-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 18.11.2013 N 1034 утвердило Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила N 1034).
Согласно пункту 5 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), в соответствии с пунктом 13 которых предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Правила N 354 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Управляющая организация на основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "и" пункта 34 Правил должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом "а" пункта 9 Правил и положениями постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, из положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
В соответствии с абзацем 8 пункта 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга N 363-р от 27.11.2015 на период 2016 - 2018 годов для ГУП "ТЭК СПб" установлены льготные тарифы на тепловую энергию, по которым осуществляется расчет стоимости потребленной тепловой энергии поставленной на нужды предоставления коммунальных услуг гражданам. Указанные тарифы установлены в виде одноставочного тарифа в рублях за гигакалорию (Гкал).
Тарифы в рублях за метр кубический для ГУП "ТЭК СПб" не установлены.
В субъекте Российской Федерации Санкт-Петербурге тарифы для населения на горячую воду в рублях за куб.м определены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга с использованием расчетной величины количества тепловой энергии (0,06 Гкал/куб.м), необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды.
Однако фактический расход тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения в жилых домах, может превышать нормативный, что будет зафиксировано показаниями прибора учета.
Такое превышение может быть обусловлено потерями тепловой энергии при постоянной циркуляции теплоносителя уже во внутридомовых сетях, а также в связи с наличием полотенцесушителей в ванных комнатах. Постоянная циркуляция теплоносителя во внутридомовых сетях необходима исполнителю коммунальных услуг в целях предоставления гражданам коммунальной услуги надлежащего качества (пункт 31 Правил N 354), что в том числе для обеспечения соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) (приложение N 1 к Правилам N 354).
Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
ГУП "ТЭК СПб" поставляет единый коммунальный ресурс в виде тепловой энергии в горячей воде по единой трубе, а распределение объема коммунального ресурса, приходящегося на отопление и ГВС (в том числе на содержание общего имущества МКД) является обязанностью исполнителя коммунальных услуг.
Таким образом, в силу прямого указания закона, ресурсоснабжающая организация производит расчет платы за тепловую энергию исходя из объема ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета и в соответствии с тарифами на тепловую энергию, установленными органом тарифного регулирования.
Апелляционный суд отмечает, что норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, который при определенных условиях применяется для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении либо в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. В частности, норматив потребления применяется в следующих случаях (абз. 4, 5, 6 п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306; п. п. 2, 42, 42(1), 43, 54, 55, 59, 60, 85(3), 126 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354):
- отсутствие приборов учета;
- выход из строя, утрата или истечение срока эксплуатации (срока поверки) прибора учета, если прибор учета не введен в эксплуатацию по истечении трех расчетных периодов (для нежилых помещений - двух расчетных периодов) после наступления указанных событий;
- непредставление потребителем коммунальной услуги показаний приборов учета исполнителю более трех расчетных периодов подряд;
- отказ в допуске исполнителя в помещение для проверки состояния и достоверности показаний прибора учета по истечении трех расчетных периодов после составления соответствующего акта.
Нормативы потребления устанавливаются для коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и газоснабжению (п. п. 1, 10 Правил N 306).
Такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб. м в месяц на одного человека применяется при отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг").
В пункте 7 (1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, при наличии общедомового прибора учета отсутствуют основания для определения расхода горячей воды за месяц в кубических метрах.
С учетом изложенного следует признать, что суд первой инстанции правомерно не включил в текст договора пункт 5.1.1.
Пункт 6.1 договора ООО "УК "Академ-Парк" предлагает изложить в редакции:
"Стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов. Тепловая энергия, используемая для предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению помещений автостоянок, подлежит оплате исходя из тарифов для населения".
Предприятие предлагает пункт 6.1 изложить в редакции:
"6.1.Стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов".
Разногласия сторон касаются определения тарифа, необходимого к применению при оплате за поставленную тепловую энергию для помещения для размещения автотранспорта в жилом доме.
Принимая редакцию истца в отношении пункта 6.1 договора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, применение льготного тарифа для собственников нежилых помещений, к которым в т.ч. относятся паркинги, действующим законодательством не предусмотрено.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в указанной части.
На основании пункта 2 Правил N 354 "нежилое помещение в многоквартирном доме" - помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.
К нежилым помещениям в настоящих Правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
В соответствии с п. 43 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 объем потребляемых в помещении, отведенном в многоквартирном доме под машино-места, электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяется исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, а при их отсутствии исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Указанный объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, а также сточных вод распределяется между собственниками машино-мест пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому собственнику.
В силу пп. "б" п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальной услуги пользователям нежилых помещений, рассчитывается исходя из тарифов (цен) для населения только в случае, если собственники нежилых помещений относятся к категории потребителей, приравненных к населению.
При заключении договора теплоснабжения стороны не имеют сведений обо всех собственниках нежилых помещений, которые относятся к категории потребителей, приравненных к населению, в связи с чем, основания для включения в пункт 6.1 договора условия о том, что вся тепловая энергия, используемая для предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению помещений автостоянок, подлежит оплате исходя из тарифов для населения, противоречит нормам действующего законодательства.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2019 по делу N А56-124067/2018 отменить в части удовлетворения требования истца по п.5.1 договора.
В отношении указанной части требований принять по делу новый судебный акт: в удовлетворении иска по п.5.1 договора отказать.
В удовлетворении остальной части жалобы отказать.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Академ-Парк" 3000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Глазков |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-124067/2018
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "АКАДЕМ-ПАРК"
Третье лицо: Жилищный комитет, Комитет по тарифам СПб, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению СПб, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Управление Федеральной антимонопольной службы по СПб