г. Пермь |
|
18 октября 2019 г. |
Дело N А60-33103/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Е.О.,
судей Васевой Е.Е., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при участии представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области Петровой И.В. (доверенность N 35 от 17.01.2019),
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 июля 2019 года по делу N А60-33103/2019,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.,
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (ИНН 6659117971, ОГРН 1056603149789)
к обществу с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Чистые продукты" (ОГРН 1156658078829, ИНН 6679080448)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Чистые продукты" (далее - общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 июля 2019 года в удовлетворении требований отказано.
Заявитель с принятым судом решением не согласился, обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает необоснованным вывод о том, что общество не является производителем продукции, а лишь его изготовителем и фасовщиком, поскольку из информации на этикетке масла этот факт не следует. Иными собранными доказательствами также не подтверждается, что поставленная в гимназию продукция была произведена не обществом. Заявитель также считает необоснованным и неконкретизированным вывод суда первой инстанции о наличии неких неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержала.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, изложив свои возражения на доводы жалобы. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы общество извещено надлежащим образом, представителя для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 18.02.2019 в 09-00 часов государственным инспектором отдела ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасности продукции животного происхождения и лабораторного контроля Управления Россельхознадзора по Тюменской области на основании акта отбора проб N 1145704 были отобраны пробы продукции - масло сладко-сливочное несолёное "Традиционное". Пробы продукции отобраны, согласно ГОСТ 26809.2-2014.
Согласно протоколу испытаний N 30111 от 18.03.2019 в масле сладкосливочном несолёном "Традиционном", мдж. 82,5 %, изготовленном по ГОСТУ 32261-2013, произведённому ООО "Производственная компания "Чистые продукты", расположенным по адресу : 620010, г. Екатеринбург, ул. Славянская 14 А, стр. А. выявлено несоответствие техническим регламентам: TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", TP ТС 033/2013 " О безопасности молока и молочной продукции". Несоответствие показателей: массовая доля жира: 70,5 %, по нормативам: не менее 82,5 %.
Массовая доля влаги: 27, 2 % по нормативам: не более 16 %.
Также обнаружено присутствие в жировой фазе фитостеринов, подтверждающих содержание в пробе продукта растительных масел и жиров.
По нормативам: отсутствие в жировой фазе продукта растительных масел и жиров на растительной основе. Жирно-кислотный состав масла также не соответствует ГОСТу.
04.04.2019 заявителем в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 01-02/19 по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, который вместе с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и материалами проверки направлен для рассмотрения в Арбитражный суд Свердловской области.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования, указав на не доказанность в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Повторно рассмотрев дело, апелляционный суд находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, а заявленные требования о привлечении общества к административной ответственности - удовлетворению, ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к статье 14.43 Кодекса под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, 7 перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 Кодекса, образуют действия (бездействие) изготовителя, исполнителя, продавца, выражающиеся в несоблюдении (нарушении) конкретных требований технических регламентов или действующих до принятия технических регламентов требований к конкретной продукции, а также требований, связанных с процессом производства, хранения, транспортирования, реализации, установленных, соответственно, для изготовителя, продавца.
В пункте 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) сказано, что субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В материалы дела административным органом представлена товарная накладная на поставку обществом с ограниченной ответственностью "Ваш продукт" (г. Екатеринбург Свердловской области) в адрес МБОУ "Гимназия" (г. Югорск Тюменской области) молочной продукции, в том числе масла сладко-сливочного, сладко-сливочного несоленого (л.д. 19) с приложенной к ней копией декларации о соответствии Таможенного союза от 22.06.2016, в соответствии с которой декларантом, ООО "Производственная компания "Чистые продукты", заявлено о соответствии масла сладко-сливочного несоленого Традиционного с массовой долей жира не менее 82,5 %, масла сладко-сливочного несоленого Крестьянского с массовой долей жира не менее 72,5 %, изготовителем которого является ООО "Производственная компания "Чистые продукты" (л.д. 20), а также представлена фотография упаковки сливочного масла, на котором имеются сведения об изготовителе - ООО "Производственная компания "Чистые продукты" (л.д. 21).
Доказательств изготовления поставленного в адрес МБОУ "Гимназия" (г. Югорск Тюменской области) масла иным лицом в материалах дела не представлено, в силу не могут быть обоснованными доводы общества о том, что ООО "Производственная компания "Чистые продукты" не является субъектом вменяемого правонарушения, так как не является производителем масла сладко-сливочного.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, что производственный процесс общества по изготовлению продукции ограничен исключительно фасовкой сливочного масла, полученного от иных изготовителей. Более того, данные доводы прямо противоречат информации, размещенной самим же обществом на упаковке поставляемого сливочного масла (л.д. 21). В объяснениях представителя общества, данного при составлении протокола об административном правонарушении, об изготовлении поставленного в адрес МБОУ "Гимназия" (г. Югорск Тюменской области) масла иным лицом также не заявлено. Объяснения представителя общества сведены к отсутствию нарушений технических регламентов при изготовлении продукции (л.д. 10а).
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе: защиты жизни или здоровья граждан.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно статье 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (пункт 1). Указанная в пункте 1 данной статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (пункт 2).
На основании пункта 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей установлено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации; цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 данного Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги); указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Информация, предусмотренная пунктом 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей (пункт 3 статьи 10 Закона о защите прав потребителей).
Таким образом, указанная информация, размещенная самим обществом в целях соблюдения указанных требований информация (л.д. 21), в том числе информация об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) изготовителя (исполнителя, продавца), подтверждает, что заинтересованное лицо является надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Как указывалось выше, пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) предусмотрено, что со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе, потребителей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Преамбулой Закона о защите прав потребителей установлено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы) (пункт 2 статьи 7 Закона о защите прав потребителей).
Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя (пункт 3 статьи 7 Закона о защите прав потребителей).
Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами (пункт 4 статьи 7 Закона о защите прав потребителей).
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 52-ФЗ пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие (пункт 1). Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2). Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования (пункт 5). Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации (пункт 6).
В силу пункта 1 статьи 3, статьи 4, части 1 статьи 22 Федерального закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством, в том числе проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 и устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения.
Согласно подпункту "в" пункта 2 ТР ТС 033/2013 Технический регламент распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза и используемые в пищевых целях, включая процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции.
Согласно пункту 30 ТР ТС 033/2013 молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна. Молочная продукция должна соответствовать требованиям настоящего Технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
На основании пункта 47 ТР ТС 033/2013 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей молока и молочной продукции, обязаны осуществлять процессы их хранения, перевозки и реализации таким образом, чтобы молоко и молочная продукция соответствовали требованиям настоящего Технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011).
Согласно п. 8.1 СП 2.3.6.1066-01 "Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденного Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001, пищевые продукты, реализуемые в организациях торговли, должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией, а также гигиеническим требованиям к пищевой ценности и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья.
В силу пункта 5.6.1 ГОСТ 32261-2013 "Межгосударственный стандарт. Масло сливочное. Технические условия" масло по химическим показателям должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 3 (далее - ГОСТ 32261-2013).
Как следует из материалов дела, 18.02.2019 в 09.00 час. в ходе проведенного Управлением пищевого мониторинга молочной продукции (государственное задание, приказ МСХ РСХН N 1520 от 28.12.2018) отобраны пробы масла сладко-сливочного несоленого Традиционного, ГОСТ 32261-2013 массовая доля жира 82,5%, дата изготовления 28.12.2018, срок годности до 28.04.2019, размер партии 12 кг, изготовитель ООО "ПК "Чистые продукты", находящегося в обороте у МБОУ "Гимназия" (г. Югорск Тюменской области) - л.д. 16.
Как следует из поименованной выше товарной накладной, реализацию в указанное учебное учреждение сливочного масла осуществило ООО "Ваш продукт" в рамках заключенного договора по результатам электронного аукциона. То обстоятельство, что поставленная ООО "Ваш продукт" в учебное учреждение продукция получена поставщиком от ООО "ТК "Чистые продукты" обществом в рамках настоящего дела не оспаривается. Из смысла отзыва общества на заявление, представленного в суд первой инстанции, следует, что обстоятельство наличия данной цепочки правоотношений общество подтверждает.
Лабораторные исследования отобранных проб сливочного масла проведены аккредитованной государственной лабораторией - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория", о чем свидетельствует протокол испытаний N 30111 от 18.03.2019 (л.д. 17).
По результатам лабораторных испытаний установлено, что в масле сладкосливочном несолёном "Традиционном", мдж. 82,5 %, изготовленному по ГОСТУ 32261-2013, произведённому ООО "Производственная компания "Чистые продукты", расположенным по адресу : 620010, г. Екатеринбург, ул. Славянская 14 А, стр. А. выявлено несоответствие техническим регламентам: TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", TP ТС 033/2013 " О безопасности молока и молочной продукции". Несоответствие показателей: массовая доля жира: 70, 5 %, по нормативам: не менее 82, 5 %. Массовая доля влаги: 27, 2 % по нормативам: не более 16 %. Также, обнаружено, присутствие в жировой фазе фитостеринов, подтверждающих содержание в пробе продукта растительных масел и жиров. По нормативам: отсутствие в жировой фазе продукта растительных масел и жиров на растительной основе. Жирно-кислотный состав масла также не соответствует ГОСТу.
В силу пункта 5.1.7 ГОСТ 32261-2013 установлено, что жировая фаза масла должна содержать только молочный жир коровьего молока. Жировую фазу масла по содержанию молочного жира коровьего молока устанавливают по ГОСТ 32261-2013 путем сравнения полученных соотношений массовых долей метиловых эфиров жирных кислот (или их сумм) с показателями, указанными в таблице 4. Если значение хотя бы одного из соотношений массовых долей метиловых эфиров жирных кислот (или их сумм) выходит за установленные границы соотношений, указанных в таблице 4, то это свидетельствует о фальсификации жировой фазы масла жирами немолочного происхождения.
Следовательно, сравнив полученные результаты соотношения метиловых эфиров жирных кислот молочного жира и сравнив их с показателями, указанными в таблице 4, административный орган правомерно пришел к выводу о фальсификации жировой фазы масла жирами немолочного происхождения.
Фальсификация жировой фазы масла жирами немолочного происхождения является нарушением пункта 5.1.7 ГОСТ 32261-2013, так как установлено, что жировая фаза масла должна содержать только молочный жир коровьего молока.
Следовательно, событие и объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.43, образуют действия общества, выразившиеся в изготовлении и реализации масла сладко-сливочного Традиционного, массовая доля жира 82,5%, дата изготовления 28.12.2018, срок годности до 28.04.2019, размер партии 12 кг, не соответствующего пункту 5.1.7 ГОСТ 32261-2013 "Масло сливочное. Технические условия"; п. 30, 36 главы 7 таблица 2 приложения N 1 Технического Регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013.
Каких-либо нарушений процедур по административным делам в рамках мероприятий по пищевому мониторингу административным органом не допущено.
В соответствии со статьей 14 Закона N 29-ФЗ в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, охраны здоровья населения, а также в целях разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий органами государственного надзора организуется и проводится мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения. Мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения проводится в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В пункте 5 Постановления Правительства РФ от 22.11.2000 N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения" предусмотрено, что мониторинг осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных и методических документов.
Под мониторингом понимается система наблюдения, анализа, оценки качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами (далее именуются - пищевая продукция), питания и здоровья населения.
Мероприятия пищевого мониторинга проводились в отношении МБОУ "Гимназия" (г. Югорск Тюменской области), которым мероприятия, проведенные в рамках пищевого мониторинга, не оспорены.
Следовательно, доказательства в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ являются допустимыми, поскольку добыты в результате мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения (статья 14 Закона N 29-ФЗ), проведенного в соответствии с Положением о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 883.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 28.3, статьи 23.49 КоАП РФ полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, а также рассмотрению соответствующих дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, возложены на должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный и фитосанитарный надзор.
Должностным лицом Управления в рамках предоставленных полномочий рассмотрены документы, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Факт поставки в образовательное учреждение партии сливочного масла, не соответствующего ГОСТ 32261-2013 "Масло сливочное. Технические условия", выявленный в ходе пищевого мониторинга, явился достаточным основанием для возбуждения административным органом дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Протокол от N 01-02/19 от 04.04.2019 об административном правонарушении составлен государственным инспектором Управления Надеиной О.В. в пределах предоставленных указанным должностным лицам полномочий, в присутствии уполномоченного представителя общества (л.д. 10-10а).
Ссылки общества на представленные протоколы испытаний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Свердловской области" (л.д. 42-45), согласно которым продукция, аналогичная поставленной соответствует необходимым требования, отклоняются, так как в пробах продукции, поставленной в МБОУ "Гимназия" (г. Югорск Тюменской области), установлено несоответствие требованиям законодательства. Следовательно, в данном случае подлежит доказыванию соответствие требованиям именно той продукции, которая поставлена МБОУ "Гимназия" (г. Югорск Тюменской области). Представленные обществом протоколы испытаний представлены на другую партию товара, не имеющую отношения к партии, из которой были отобраны пробы.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Допущенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере соблюдения требований технических регламентов, связанных с охраной жизни и здоровья граждан, в связи с чем носит общественно опасный характер. Общество как профессиональный участник рынка, по производству молочной продукции, обязано было принять все необходимые меры для того, чтобы продукция, предназначенная для реализации, соответствовала техническим регламентам или иным обязательным требованиям, предъявляемым к ней. Права и интересы потребителей продукции могут быть обеспечены только при условии соответствующего контроля качества продукции на всех этапах ее оборота.
Указанное нарушение совершено в результате активных действий заявителя и доказательств наличия объективных препятствий для несовершения этих действий не представлено, суд апелляционной инстанции полагает подтвержденной также вину общества в совершении указанного правонарушения.
Таким образом, наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
Существенных процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к ответственности, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
При таких обстоятельствах, основания для отказа в привлечении общества к административной ответственности у суда первой инстанции отсутствовали.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного заявителем правонарушения, как малозначительного с учетом положений пунктов 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, из материалов дела не усматривается, равно как не усматривается оснований для применения положений 4.1.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, заявление Управления подлежит удовлетворению, общество - привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей (по нижней границе, предусмотренной санкцией статьи).
Решение суда первой инстанции в связи с этим подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 июля 2019 года по делу N А60-33103/2019 отменить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Чистые продукты" (ОГРН 1156658078829, ИНН 6679080448, адрес: 620010, г. Екатеринбург, ул. Славянская, 14А, оф. 1-5) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам: получатель: УФК по Свердловской области (Управление Россельхознадзора по Свердловской области л/с 04621798170), Банк получателя: Уральское ГУ Банка России г. Екатеринбург ИНН 6659117971, КПП 67801001, р/с 40101810500000010010, БИК 046577001, Код по БК 08111690010016000140, назначение: штраф за нарушение законодательства в области ветеринарии.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-33103/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ "ЧИСТЫЕ ПРОДУКТЫ"