г. Вологда |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А66-6295/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 октября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери Тверской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 июня 2019 года по делу N А66-6295/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери Тверской области (межрайонное) (ОГРН 1046900020507, ИНН 6901050696; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, Набережная реки Лазури, дом 20; дуле - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Фукаловой Татьяны Анатольевны (место жительства: 170036, Тверская область, город Тверь) финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в сумме 1 500 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление учреждения рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 26 июня 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с названным судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, применение судом норм закона, не подлежащих применению. Полагает, что сроки, применяемые судом первой инстанции, противоречат срокам, установленным статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ЗФ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к правоотношениям по взысканию финансовых санкций применению не подлежат.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальный предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и согласно пункту 2 статьи 14 настоящего Закона обязан представлять в территориальные органы страховщика (Пенсионного фонда Российской Федерации) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Аналогично статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения подаются в форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц".
Таким образом, индивидуальный предприниматель обязан был представить перечисленные сведения за 2017 год не позднее 01.03.2018.
Фактически сведения в отношении трех застрахованных лиц представлены ответчиком 06.03.2018, то есть с нарушением установленного срока, о чем учреждением составлен акт от 26.07.2018 N 078S18180003782.
По итогам рассмотрения названного акта учреждением принято решение от 06.09.2018 N 078S19180004540 о привлечении предпринимателя к ответственности в виде финансовых санкций в размере 1 500 руб.
В связи с неуплатой предпринимателем названной суммы финансовых санкций учреждением в адрес ответчика выставлено требование от 08.10.2018 N 078S01180012469 об уплате в срок до 26.10.2018 финансовой санкции в указанном размере.
Поскольку названное требование предпринимателем не исполнено, учреждение 26.04.2019 обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения ввиду следующего.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа перечисленных правовых норм следует, что к отношениям, связанным со взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ), подлежат применению нормы законодательства о налогах и сборах.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Остальные, не предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ, сроки совершения мероприятий по контролю за уплатой финансовых санкций подлежат применению к правоотношениям по их взысканию в той продолжительности, которая установлена положениями НК РФ, в том числе статьями 46, 70, 88, 100, 101, 101.4.
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
Вместе с тем, как разъяснено в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 57), несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Таким образом, вывод суда первой инстанции в обжалуемом решении о том, что нарушение срока составления акта проверки является достаточным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований, ошибочен. При установлении обстоятельств соблюдения либо пропуска заявителем срока предъявления настоящих требований следует исходить из совокупности нормативно установленных сроков совершения контрольных мероприятий.
Так, в соответствии с указанными нормами Закона N 27-ФЗ и НК РФ срок проведения проверки составляет 3 месяца со дня представления сведений, срок составления акта проверки - 10 дней с момента окончания проверки, срок получения акта - на 6-й день с даты отправки заказного письма, срок представления возражений - 15 дней со дня получения акта, срок вынесения решения - 10 дней, получение решения - на 6-й день со дня отправки заказного письма, вступление решения в законную силу - 10 дней со дня вручения решения страхователю, срок выставления требования - 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, получение требования - на 6-й день со дня отправки заказного письма, срок исполнения требования - 10 календарных дней с даты получения требования, срок обращения в суд - в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.
Датой начала совокупного срока обращения Управления ПФР в суд с заявлением о взыскании с ответчика финансовых санкций является дата представления спорных сведений (06.03.2018).
В соответствии с пунктом 60 постановления Пленума ВАС РФ N 57 при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
В рассматриваемом случае с учетом совокупности установленных Законом N 27-ФЗ и НК РФ сроков осуществления контрольных мероприятий учреждение вправе было обратиться в суд с настоящим заявлением не позднее 12.04.2019.
Поскольку судебный приказ о взыскании с предпринимателя предъявленной суммы финансовых санкций не выдавался и не отменялся судом, оснований для применения положений пункта 3 статьи 48 НК РФ в данном случае не имеется. Кроме того, апелляционный суд также учитывает, что исходя из получения учреждением возражений предпринимателя против применения финансовых санкций за рассматриваемое нарушение учреждению было известно о наличии в данном случае спора о праве и отсутствии оснований для выдачи судебного приказа (пункт 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ).
Учреждение обратилось в суд с заявлением о взыскании с предпринимателя финансовых санкций 25.04.2019, то есть по истечении установленного срока для взыскания финансовой санкции в судебном порядке.
В силу пункта 3 статьи 46 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 60 постановления Пленума ВАС РФ N 57, учитывая, что сроки обращения в суд в силу названной нормы могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
В данном случае, обратившись в суд по истечении установленного выше совокупного срока принудительного взыскания, учреждение ходатайства о восстановлении пропущенного срока не заявило. В материалах дела доказательств наличия уважительных причин пропуска данного срока не имеется.
При таких обстоятельствах основания для восстановления пропущенного заявителем срока предъявления в суд настоящих требований отсутствуют.
В связи с изложенным ошибочный вывод суда первой инстанции о том, что нарушение срока составления акта проверки является достаточным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований, не привел к принятию неправильного решения.
Таким образом, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26 июня 2019 года по делу N А66-6295/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери Тверской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6295/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ТВЕРИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ИП Фукалова Татьяна Анатольевна