г. Вологда |
|
18 октября 2019 г. |
Дело N А13-3857/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 октября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Василисиной А.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" Сидорова А.С. по доверенности от 20.09.2019 N 63, Фоменко В.Н. по доверенности от 21.08.2018 N 1, от прокуратуры Вологодской области Иволга О.В. по доверенности от 13.11.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 августа 2019 года по делу N А13-3857/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" (ОГРН 1123536001357, ИНН 3510008972; адрес: 160012, Вологодская область, город Вологда, улица Козленская, дом 119а, офис 401; далее - ООО "АкваЛайн", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к прокуратуре Вологодской области (ОГРН 1033500042696, ИНН 3525044123; адрес: 160035, Вологодская область, город Вологда, улица Пушкинская, дом 17; далее - прокуратура) о признании недействительным представления прокуратуры города Вологды от 19.02.2019 N 07-19-2019 в части требований пункта 2 к принятию конкретных мер к устранению допущенных нарушений закона в части необеспечения территории города Вологды необходимым количеством контейнеров (бункеров).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (ОГРН 1103525002680, ИНН 3525236925; адрес: 160012, Вологодская область, город Вологда, проспект Советский, дом 80б; далее - департамент), администрация города Вологды (ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930; адрес: 160035, Вологодская область, город Вологда, улица Каменный мост, дом 4) в лице Департамента городского хозяйства (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 августа 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права. Считает, что оспариваемым представлением на общество неправомерно возложена обязанность по приобретению и установке на контейнерных площадках города Вологды контейнеров для накопления твердых бытовых отходов, поскольку действующее законодательство не содержит такой обязанности для регионального оператора. По мнению заявителя, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов возложены на организацию, обслуживающую многоквартирный жилой дом. Указывает, что в единый тариф регионального оператора ООО "АкваЛайн" на 2019 год расходы на приобретение контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов не включены.
Представители общества в судебном заседании поддержали доводы и требования апелляционной жалобы.
Прокуратура в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда.
От администрации отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, от администрации поступило ходатайство о рассмотрении жалобе в ее отсутствие. В связи с этим дело рассмотрено без участия представителей третьих лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, исследовав доказательства по делу и доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Вологды проведена проверка по обращению Департамента городского хозяйства администрации от 01.02.2019 (входящий номер 3-29в), по результатам которой директору ООО "АкваЛайн" Копейкину А.Н. прокуратурой города Вологды внесено представление от 19.02.2019 N 07-19-2019 об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих, в котором отражено следующее.
В ходе проверки прокуратурой города Вологды установлено, что на контейнерных площадках, расположенных по адресам в городе Вологде: улица Добролюбова, дом 33, улица Карла Маркса, дома 15, 123, улица Горького, дома 132, 130, 132а, улица Открытая, дома 2б, 2, улица Канифольная, дома 10, 12, 22, улица Набережная 6 Армии, дома 212, 211, улица Прокатова, дом 6, улица Чернышевского, дома 116а, улица Панкратова, дом 9, улица Гончарная, дома 22, 30, Пошехонское шоссе, дома 48б, 48в, улица Благовещенская, дома 76, 78, отсутствуют контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов.
На территории области в Восточной зоне региональным оператором в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами является ООО "АкваЛайн".
В нарушение требований статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ, Закон об отходах производства и потребления), пункта 13 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), пункта 17 раздела III Правил благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), подпункта "д" пункта 11 раздела IV формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, пункта 2.1 Устава ООО "АкваЛайн" данным региональным оператором не принято необходимых мер для обеспечения контейнерных площадок города Вологды контейнерами (бункерами) для накопления твердых коммунальных отходов.
Бездействие общества в части необеспечения территории города Вологды необходимым количеством контейнеров (бункеров) привело к стихийному захламлению контейнерных площадок по указанным адресам твердыми коммунальными отходами, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В связи с этим в пункте 2 представления прокурор потребовал от общества незамедлительно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, в том числе в указанной части, причин и условий им способствующих.
Не согласившись с представлением прокуратуры города Вологды в указанной выше части, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд, руководствуясь положениями статьи 1, пункта 3 статьи 22, статей 24, 28 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1), установил, что прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов и, реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения (названного Закона).
При этом с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015, а также в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", такие представления могут быть обжалованы в судебном порядке в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку за невыполнение лицом, которому выдано представление, требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, что затрагивает права этих лиц.
Поэтому если, юридическое лицо, орган или должностное лицо, в отношении которых вынесено представление, считают, что это представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном, в частности, главой 24 АПК РФ (определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2017 года N 308-КГ16-16394 по делу N А63-12736/2015).
При изложенных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что общество вправе было обжаловать вышеназванное представление прокуратуры города Вологды.
На основании статьи 1 Закона N 2202-1 прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять надзор за исполнением законов, в частности, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона N 2202-1, а также в силу статьи 22 данного Закона вносить представления об устранении выявленных нарушений в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В рассматриваемом случае в апелляционной жалобе общество настаивает, по сути, на доводах, приведенных при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которые получили надлежащую оценку в решении суда.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Законом N 89-ФЗ.
В абзацах двадцать шестом и двадцать седьмом статьи 1 Закона об отходах производства и потребления определено, что:
- оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
- региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - это оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Согласно абзацу пятидесятому статьи 5 и пункту 4 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
В данном случае, как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора ООО "АкваЛайн" определено региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Восточной зоны Вологодской области, в которую включено муниципальное образование "Городской округ город Вологда" в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Вологодской области, утвержденной приказом департамента от 29.12.2016 N 174 (в редакции приказа департамента от 07.02.2018 N 27).
Обществом и департаментом заключено соглашение от 10.04.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Восточной зоне Вологодской области сроком до 10.04.2028.
Приказом департамента от 14.12.2018 N 665-р установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Восточной зоне Вологодской области на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Общество осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Вологды с 1 января 2019 года.
Администрацией 31.01.2019 проведен осмотр контейнерных площадок, расположенных на территории муниципального образования "Город Вологда" и установлено, что на контейнерных площадках по перечисленным выше в настоящем постановлении адресам отсутствуют контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, зафиксировано складирование мусора непосредственно на контейнерных площадках и возле них. Соответствующая информация с актами осмотра направлена в прокуратуру города Вологды.
Факт отсутствия на момент проведенного администрацией осмотра и выдачи оспариваемого представления контейнеров и наличия на контейнерных площадках невывезенного мусора (твердых коммунальных отходов) заявителем не оспаривается.
Прокуратура города Вологды по результатам проверки пришла к выводу о ненадлежащем исполнении региональным оператором возложенных на него обязанностей по обеспечению территории города Вологды необходимым количеством контейнеров.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого представления в оспариваемой заявителем части.
Согласно пункту 2 Правил N 1156 "контейнер" - это мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; "контейнерная площадка" - это место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В силу части 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В пункте 2 Правил N 1039 указано, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В порядке статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Руководствуясь пунктами 2.1.3, 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", пунктами 8.2.4, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", пунктом 1.12.6 приложения 1 к Правилам благоустройства муниципального образования "Город Вологда", утвержденных решением Вологодской городской Думы от 02.04.2007 N 392, а также пунктом 3.1 этих Правил N 392, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что потребители на территории города Вологды осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в контейнеры на контейнерных площадках, в местах, определенных договором в соответствии со схемой обращения с отходами. На регионального оператора возложена обязанность принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, определенных в договоре, и обеспечить их транспортирование в соответствии с установленной санитарными правилами периодичностью, то есть ежедневно от жилых зданий.
Проанализировав положения статьи 8 Закона N 89-ФЗ, пункта 3 Правил N 1039, суд обоснованно указал, что из буквального содержания приведенных норм не следует, что возложенная на органы местного самоуправления обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов включает в себя приобретение и установку ими контейнеров на контейнерных площадках.
В силу пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов не предполагает безусловной обязанности органов местного самоуправления по приобретению и установке контейнеров на территории муниципального образования.
Как верно указано судом в обжалуемом решении, в силу пункте 1 статьи 209, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "д(2)" пункта 11, пунктов 2, 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, бремя приобретения контейнеров может быть возложено на собственников помещений в многоквартирном доме при условии включения этого имущества в состав общего имущества в порядке, установленном жилищным законодательством.
Согласно статье 6 Закона N 89-ФЗ, статье 2 Закона Вологодской области от 02.12.2008 N 1912-ОЗ "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области" к полномочиям органов исполнительной государственной власти области относятся, в частности: принятие нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; разработка, утверждение и реализация региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения конкурсного отбора региональных операторов; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Принятые во исполнение указанных норм постановление правительства Вологодской области от 22.10.2018 N 941 "Об утверждении Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами", постановление правительства Вологодской области от 10.07.2017 N 612 "Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории области", постановление правительства Вологодской области от 03.09.2018 N 792 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)" не распределяют бремя приобретения, установки и содержания контейнеров между участниками правоотношений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем на основании Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 02.06.2016 N 175-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2016 года услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ранее - твердые бытовые отходы) отнесена к коммунальным, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом обязанность по предоставлению данной услуги возложена на специальных субъектов - операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В свою очередь, в пункте 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку сборников для твердых отходов на обслуживаемой территории.
Согласно пункту 2.1 Устава ООО "АкваЛайн" основными целями деятельности данного общества является удовлетворение общественных потребностей в производимых обществом продукции (работах, услугах), а также получение прибыли.
Одним из основных видов деятельности заявителя в силу пункта 2.2 Устава является деятельность по сбору неопасных отходов.
Заявителем в письме от 24.08.2018 N 00032/АЛ (том 1, листы 45-49) подтверждено, что на основании заключенного с департаментом соглашения от 10.04.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Восточной зоне Вологодской области сроком до 10.04.2028 общество обязано осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в указанной зоне в соответствии с Территориальной схемой, утвержденной приказом департамента от 29.12.2016 N 174.
При этом в данную схему включено муниципальное образование "Городской округ город Вологда".
Оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами отнесена к коммунальным услугам, оказываемым населению, то есть жилищному фонду. При этом названная услуга является оплачиваемой по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, в силу вышеизложенного общество относится к организациям по обслуживанию жилищного фонда.
Поскольку в соответствии с положениями статьи 1 Закона N 89-ФЗ региональный оператор является одновременно оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, то есть организацией по обслуживанию жилищного фонда, то на него также распространяется действие требований пункта 3.7.1 Правил N 170, обязывающих обеспечивать установку сборников для твердых отходов на обслуживаемой территории.
Кроме того, в силу пункта 3.4 Правил N 392 содержание и уборку объектов благоустройства (их элементов), зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, обязаны осуществлять физические, юридические лица, которым объекты благоустройства (их элементы) здания (включая жилые дома), сооружения и (или) земельные участки, на которых они расположены, принадлежат на соответствующем праве, в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
Следовательно, как верно отмечено судом, обязанность по установке мусоросборников Правилами N 392 возложена на лиц, которым контейнеры принадлежат, либо на лиц, которым принадлежат земельные участки, на которых расположены контейнеры.
Судом обоснованно учтено, что в рассматриваемом случае заявителем в материалы дела не представлено доказательств наличия права собственности каких-либо лиц на контейнеры или земельные участки по адресам, указанным в представлении прокурора, в том числе включения их в состав общего имущества многоквартирных домов по перечисленным выше адресам либо муниципальной собственности.
При этом из содержания информации о местах накопления отходов, представленной департаментом, администрацией, усматривается, что спорные контейнерные площадки используются для накопления твердых коммунальных отхоов нескольких многоквартирных домов, при этом количество контейнеров, как правило, менее числа обслуживаемых многоквартирных домов. По некоторым адресам (улица Карла Маркса, дома 15, 123, улица Чернышевского, дом 116а) информация о наличии в утвержденной схеме сведений о контейнерных площадках уполномоченными органами не представлена, отсутствует.
Между тем статья 13.4 Закона N 89-ФЗ и Правила N1039 предусматривают создание и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, который представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов и включает в числе прочего данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункты 11, 15 названных Правил).
В соответствии с пунктом 17 Правил N 1039 раздел "Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема. Информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Информация о планируемых к размещению контейнерах определяется уполномоченным органом с учетом предложений регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 9 Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В порядке пункта 13(1) Правил N 1156 региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры. Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N1039.
В силу пункта 16 Правил N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 17 Правил N 1156 если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, предусмотрено, что необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Таким образом, как верно указано судом в обжалуемом решении, действующим законодательством предусмотрено несение региональным оператором расходов на приобретение и содержание контейнеров на обслуживаемой территории.
Определение количества необходимых для размещения контейнеров относится к исключительной компетенции регионального оператора, на него также возложена обязанность по выявлению мест накопления твердых коммунальных отходов, не отраженных в схеме обращения с отходами.
Кроме того, действующим законодательством именно на регионального оператора возложена обязанность принимать меры по выявлению мест складирования твердых коммунальных отходов с нарушением установленного порядка и ликвидации таких мест.
В данном случае прокурором в ходе проверки установлен и указан в оспариваемом представлении факт отсутствия контейнеров на контейнерных площадках только по ряду адресов города Вологды.
При этом заявителем не отрицается тот факт, что услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов обществом в реальности не оказывались, при этом взимание соответствующей платы с граждан производилось.
Суд обоснованно отклонил доводы заявителя о том, что функции регионального оператора ограничиваются погрузкой твердых коммунальных отходов из контейнеров для дальнейшего их транспортирования и уборкой места погрузки, а при отсутствии контейнеров обязанность по транспортированию твердых коммунальных отходов у регионального оператора не возникает.
Как верно отмечено судом в обжалуемом решении, исходя из приведенного регулирования, в целях исполнения возложенной на регионального оператора по договору обязанности принимать твердые коммунальные отходы в объеме и местах (на площадках) накопления и транспортировать их ежедневно от жилых зданий, региональный оператор обязан проводить мероприятия, направленные на установку необходимого для транспортирования отходов числа контейнеров, а при невозможности их установки изменить в договоре способ складирования твердых коммунальных отходов, в том числе на предусмотренный подпунктом "в" пункта 10 Правил N 1156, в целях надлежащей очистки территории от твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарного и экологического законодательства, правил благоустройства.
То обстоятельство, что при установлении заявителю на 2019 год тарифа, утвержденного приказом департамента от 14.12.2018 N 665-р, расходы на приобретение контейнеров в него не вошли, не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку оспариваемое представление внесено заявителю 19.02.20149, то есть уже после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1572. При этом никаких отлагательных условий данное постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1572 не содержит.
Следовательно, названное обстоятельство не освобождает заявителя от исполнения требований указанного законодательства, вступившего в силу с 27.12.2018.
При этом в силу пункта 11 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Таким образом, законодательством предусмотрен механизм компенсации региональному оператору понесенных экономически обоснованных расходов, в том числе на приобретение контейнеров, не учтенных при установлении тарифа, в следующем периоде регулирования.
Ссылка подателя жалобы на установление неизвестным ему лицом (лицами) на спорных адресах контейнеров (фотографии представлены в материалы дела) не имеет правового значения для рассматриваемого вопроса, поскольку проверка законности и обоснованности представления в оспариваемой части проводится судом на дату его внесения.
Судом первой инстанции установлено, что в данном случае апеллянтом не представлено доказательств принятия им каких-либо мер для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей регионального оператора в сфере обращения твердых коммунальных отходов в целях надлежащей очистки территории муниципального образования "Город Вологда" от таких отходов по фактам, изложенным в оспариваемом представлении прокурора.
В связи с этим является правильным вывод суда о том, что требование прокурора к обществу принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона в части необеспечения ряда территорий в городе Вологды необходимым количеством контейнеров (бункеров), которое привело к стихийному захламлению контейнерных площадок твердыми коммунальными отходами, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, причин и условий им способствующих, является законным и обоснованным.
Таким образом, признается верным вывод суда о том, что представление от 19.02.2019 N 07-19-2019 в оспоренной заявителем части внесено при наличии законных оснований, в пределах возложенных полномочий и в связи с выявленными нарушениями законодательства, в целях их устранения.
Установив отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для признания оспаривания ненормативного правового акта недействительным, суд первой инстанции на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, получивших надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 августа 2019 года по делу N А13-3857/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-3857/2019
Истец: ООО "АкваЛайн"
Ответчик: Прокуратура города Вологды
Третье лицо: Администрация города Вологды, Департамент топливно-Энергетического комплекса и тарифного регулирования ВО, Прокуратура Вологодской области