город Омск |
|
25 января 2024 г. |
Дело N А70-14321/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12193/2023) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вектор" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.09.2023 по делу N А70-14321/2023 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вектор" (ИНН 7203446467 ОГРН 1187232008457, 625046, г. Тюмень, ул. Моторостроителей, д.9 корп. 1/1) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (ИНН 7203000979, ОГРН 1047200671880, 625009, г. Тюмень, ул. Товарное шоссе, 15) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в ознакомлении с материалами налоговой проверки и налогового контроля о возможном занижении базы для начисления страховых взносов в отношении ООО "Управляющая компания "Вектор" за период с 2020, 2021 и 9 месяцев 2022 года и выплаты заработной платы в "конвертах", об обязании ознакомить заявителя с материалами налоговой проверки и материалами налогового контроля о возможном занижении базы для начисления страховых взносов в отношении ООО "УК "Вектор" за период с 2020, 2021 и 9 месяцев 2022 года и выплаты заработной платы в "конвертах",
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вектор" - Тушин А.С. (по доверенности от 20.01.2023 сроком действия 2 года),
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 - Чуркина И.В. (по доверенности от 27.12.2023 N 125 сроком действия до 31.12.2024),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вектор" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "Вектор", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 (далее - заинтересованное лицо, инспекций, ИФНС России по г. Тюмени N 3, налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в ознакомлении с материалами налоговой проверки и налогового контроля о возможном занижении базы для начисления страховых взносов в отношении ООО "УК "Вектор" за период с 2020, 2021 и 9 месяцев 2022 года и выплаты заработной платы в "конвертах" и об обязании ознакомить заявителя с материалами налоговой проверки и материалами налогового контроля о возможном занижении базы для начисления страховых взносов в отношении ООО "УК "Вектор" за период с 2020, 2021 и 9 месяцев 2022 года и выплаты заработной платы в "конвертах".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.09.2023 по делу N А70-14321/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что 02.09.2023 ООО "УК "Вектор" заявлено уточнение требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), вместе с тем, оспариваемое решение не содержит мотивов и выводов принятия или не принятия уточнения исковых требований налогоплательщика, что является существенным нарушением норм процессуального права.
Общество полагает, что налоговый орган обязан ознакомить налогоплательщика со всеми материалами налоговой проверки во время их рассмотрения с целью обеспечения полноценной защиты его прав и законных интересов, вместе с тем, в настоящем случае, заявитель с испрашиваемыми материалами должностными лицами налогового органа ознакомлен не был.
ИФНС России по г. Тюмени N 3 в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган не соглашается с доводами налогоплательщика, полагает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в силу чего изменению не подлежащим.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "УК "Вектор" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 18.01.2023 специалистом 1 разряда отдела камеральных проверок N 3 инспекции Налимовой И.В. (далее - Налимова И.В.) в адрес ООО "УК "Вектор" направлено уведомление N 168 о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на 31.01.2023 в 10 час. 00 мин. для дачи пояснений в связи с имеющейся у налогового органа информацией о возможном занижении базы для начисления страховых взносов за период с 2020, 2021 и 9 месяцев 2022 года и выплаты заработной платы в "конвертах".
Как указывает заявитель, 31.01.2023 в 10 час. 00 мин. представитель налогоплательщика по доверенности Тушин А.С. прибыл в здание ИФНС России по г.Тюмени N 3; специалист 1 разряда отдела камеральных проверок N 3 инспекции Налимова И.В. приняла у представителя ООО "УК "Вектор" письменный ответ на уведомление N 168 от 18.01.2023.
При этом, как указывает заявитель, Налимова И.В. сообщила, что предметом проверки было обращение гражданина, которое инспектор налоговой службы отказалась предоставлять для ознакомления, указала на необходимость предоставить информацию: по полноте начисления, удержания и перечисления НДФЛ, начисления и перечисления страховых взносов за периоды 2020 год - 9 месяцев 2022 года; по выплате заработной платы "в конвертах" за 2020 года, за 2021 года, за 9 месяцев 2022 года.
Ответ был представлен представителем заявителя Налимовой И.В. нарочно; отметка о получении пояснений не проставлена.
Как следует из заявления общества, рассмотрение материалов проверки, доводов заявителя в назначенное время в 10 час. 00 мин. 31.01.2023 налоговой службой с участием представителя заявителя фактически не проводилось, с материалами проверки представитель не ознакомлен.
07.02.2023 ООО "УК "Вектор" направлено заявление об ознакомлении с материалами налоговой проверки, о выдаче копии материалов проверки в порядке требований части 1 подпунктов 5-9 статьи 21, абзаца 2 пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в котором общество просило: предоставить возможность ознакомления с материалами налоговой проверки в отношении ООО "УК "Вектор" на основании вынесенного уведомления N 168 от 18.01.2023; выдать копии материалов налоговой проверки в отношении ООО "УК "Вектор" на основании уведомления N 168 от 18.01.2023, с основаниями к ее проведению (жалобы, поступившие в ИФНС России по г. Тюмени N 3).
13.02.2023 за исх. N 12-3-31/004457@, ИФНС России по г. Тюмени N 3 в ответ на обращение ООО "УК "Вектор" от 07.02.2023 вх. N 010255/В23 сообщено, что "инспекцией в адрес организации направлено уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений по вопросам о возможном занижении базы для исчисления страховых взносов и начисления, удержания и перечисления НДФЛ за период 2020-2022 гг. В назначенное время представитель организации в налоговый орган не явился, представил пояснение".
06.03.2023 налогоплательщик повторно обратился с заявлением об ознакомлении с материалами налоговой проверки, о выдаче копии материалов проверки. Письмом от 17.03.2023 N 05-20/007645@ в удовлетворении заявления налогоплательщику было отказано.
Не согласившись с действием (бездействием) налогового органа по отказу налогоплательщику в ознакомлении с материалами налоговой проверки в отношении ООО "УК "Вектор" на основании вынесенного уведомления N 168 от 18.01.2023 и выдачи копии материалов налоговой проверки в отношении ООО "УК "Вектор" на основании указанного уведомления, общество направило апелляционную жалобу в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее - вышестоящий налоговый орган, управление, УФНС России по Тюменской области), которая решением УФНС России по Тюменской области от 30.03.2023 N 0288 оставлена без рассмотрения.
Обществом в адрес УФНС России по Тюменской области повторно направлена апелляционная жалоба на действие (бездействие) ИФНС России по г.Тюмени N 3 по основаниям, указанным в нем. Решением управления N 0417 от 16.05.2023 апелляционная жалоба ООО "УК "Вектор" оставлена без удовлетворения.
Не соглашаясь с действием (бездействием) заинтересованного лица, полагая его незаконным и необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 26.09.2023 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право, в том числе, представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя; представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.
В силу пункта 2 статьи 22 НК РФ права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Подпунктом 2 статьи 32 НК РФ предусмотрена обязанность налоговых органов осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Вектор" состоит на учете в ИФНС России по г. Тюмени N 3 с 09.04.2018.
Основной заявленный вид деятельности - "Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе" (ОКВЭД 68.32.1).
ООО "УК "Вектор" применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСНО) с момента регистрации (с 09.04.2018), с выбранным объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Отчетность по УСНО, а также по налогу на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма N 6-НДФЛ), по страховым взносам с момента регистрации представлена в полном объеме.
Как указывает налоговый орган, ИФНС России по г. Тюмени N 3 проведен анализ данных финансово-хозяйственной деятельности ООО "УК "Вектор", в том числе, на основании представленной налоговой отчетности по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам за периоды 2020 года - 9 месяцев 2022 года, в ходе которого установлены расхождения в части полноты начисления, удержания и перечисления НДФЛ, начисления и перечисления страховых взносов за указанный период с дохода, выплаченного в пользу физических лиц.
ИФНС России по г. Тюмени N 3, в соответствии с положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, в адрес ООО "УК "Вектор" направлено уведомление от 18.01.2023 N 168 о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в 10:00 31.01.2023 для дачи пояснений в связи с имеющейся у налогового органа информацией о возможном занижении базы для исчисления страховых взносов.
31.01.2023 представителем ООО "УК "Вектор" Тушиным А.С. на уведомление от 18.01.2023 N 168 были представлены письменные пояснения, которые были приняты инспекцией.
Как следует из пояснений налогового органа, по результатам камеральных налоговых проверок представленных расчетов по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам за указанный период нарушений не установлено.
07.02.2023 (вх. N 010255/В23) и 06.03.2023 (вх. N 000442/ВЗГ) в ИФНС России по г. Тюмени N 3 от представителя общества Тушина А.С. поступили заявления об ознакомлении с материалами налоговой проверки, а также о выдаче их копий, в отношении ООО "УК "Вектор" на основании вынесенного уведомления N 168 от 18.01.2023 с основаниями к ее проведению (жалобы, поступившей в ИФНС России по г. Тюмени N 3).
Налоговым органом, в рамках Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", подготовлено два аналогичных ответа на заявления представителя общества Тушина А.С.: от 13.02.2023 N 12-3-31/004457@, от 17.03.2023 N 05-20/007645@, в которых указано, что уведомление от 18.01.2023 N 168 направлено инспекцией в связи с необходимостью представления пояснений по вопросам полноты начисления, удержания и перечисления НДФЛ, начисления и перечисления страховых взносов за периоды 2020 года - 9 месяцев 2022.
Налоговым органом в ответах на заявления приведены ссылки на подпункт 2 пункта 1 статьи 32, подпункт 4 пункта 1 статьи 31, статьи 88, 100 НК РФ, а также указано, что, учитывая то обстоятельство, что актов при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ, по состоянию на дату подготовки ответов, инспекцией не составлялось, налоговый орган не усматривает правовых оснований с ознакомлением с материалами, послужившими основанием для оформления уведомления от 18.01.2013 N 168 и их выдачи в виде копий.
Полагая указанные действия налогового органа законными и обоснованными, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы налогоплательщика, отмечая следующее.
В соответствии со статьей 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные налоговые проверки (статья 88 НК РФ); выездные налоговые проверки (статья 89 НК РФ).
При этом, необходимость обеспечения реализации прав налогоплательщика, в том числе на ознакомление с материалами налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля, на участие в их рассмотрении, на получение документов, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах и т.д., предусмотрена положениями статей 100, 101, 101.4 НК РФ.
Как указано выше, по результатам камеральных налоговых проверок расчетов по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам за указанный период нарушений не установлено, акты налоговых проверок в рамках статьи 100 НК РФ и решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в рамках статьи 101 НК РФ налоговым органом не составлялись.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в настоящем случае письменное уведомление направлено обществу в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им налогов и сборов.
Из указанной нормы следует, что пояснения налоговым органом могут быть истребованы не только в связи с налоговой проверкой, но и в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогов и сборов.
Из материалов дела не следует, что налоговым органом за указанный период в отношении общества составлялись акты и решения в рамках статьи 101.4 НК РФ об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ.
Поскольку в рассматриваемом случае нарушений законодательства о налогах и сборах не установлено, ненормативные акты налогового органа, спор о признании недействительными которых разрешается в соответствии с нормами НК РФ, инспекцией не составлялись, при этом уведомление N 168 от 18.01.2023 было направлено в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) обществом налогов и сборов, правовые основания, как обоснованно указано налоговым органом, с ознакомлением с материалами, послужившими основанием для оформления уведомления от 18.01.2013 N 168, и их выдачи в виде копий, отсутствуют.
Таким образом, в рассматриваемом случае налоговый орган действовал в рамках действующего законодательства и прав заявителя не нарушил.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции неприняты во внимание уточнения от 02.09.2023 судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку, вопреки утверждению налогоплательщика, судом первой инстанции оспариваемое решение вынесено с учетом доводов заявления, а также уточнения заявленных требований, всем доводам заявителя дана надлежащая оценка, следовательно, нарушения норм процессуального права отсутствуют.
Поскольку оспариваемые действия соответствуют законодательству, не нарушают права и законные интересы заявителя, незаконно не возлагают на него какие-либо обязанности, суд первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ правильно посчитал, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных обществом требований, не нарушив при этом норм главы 24 АПК РФ при распределении бремени доказывания.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Вектор" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.09.2023 по делу N А70-14321/2023 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "УК "Вектор" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 560 от 16.10.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-14321/2023
Истец: ООО "Управляющая Компания "Вектор"
Ответчик: Инспекция Федеральной Налоговой Службы по Г. Тюмени N 3
Третье лицо: Восьмой арбитражный апелляционный суд