г. Тула |
|
20 октября 2019 г. |
Дело N А68-6019/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.10.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Афанасьевой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сплавмет-Тула" на решение Арбитражного суда Тульской области от 31.07.2019 по делу N А68-6019/2019 (судья Глазкова Е.Н..), принятое в порядке упрощенного производства по исковому заявлению Фонда капитального ремонта Тульской области к обществу с ограниченной ответственностью "Сплавмет-Тула" о взыскании задолженности по состоянию на апрель 2019 года (включительно) по взносам на капитальный ремонт за нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Тула, ул. Металлургов, д. 62, помещение 138, кадастровый номер объекта: 71:30:030221:6303, в сумме 205 312 рублей (с учетом уточнений),
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта Тульской области (далее - истец, Фонд) обратился в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сплавмет-Тула" (далее - ответчик, Общество) о взыскании задолженности в сумме 205 312 рублей (с учетом уточнения).
Решением суда от 31.07.2019 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован обоснованностью заявленных требований.
В жалобе ООО "Сплавмет-Тула" просит решение от 31.7.2019 изменить частично, удовлетворить заявленные требования в размере 205 312,56 рублей, в остальной части - отказать. В обоснование своей позиции ссылается на нарушение норм процессуального права. Отмечает, что истец представил ходатайство об уточнении размера исковых требований по истечении установленного арбитражным судом срока.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "СПЛАВМЕТ-ТУЛА" с 04.10.2016 является собственником нежилого помещения общей площадью 995,4 кв.м, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тула, ул. Металлургов, д. 62, помещение 138, кадастровый номер объекта: 71:30:030221:63031, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 54).
Согласно статье 5 Закона Тульской области от 27.06.2013 N 1958-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тульской области" решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования, утвержденной в установленном Законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта Тульской области была утверждена постановлением Правительства Тульской области N 840 от 30.12.2013 и опубликована в издании "Тульские известия" N 5 от 16.01.2014, приложение к программе было опубликовано в издании "Тульские известия" N 9 от 23.01.2014.
Перечисленные в Реестре дома включены в региональную программу капитального ремонта.
Обязанность по уплате вносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений данного дома с 01.10.2014.
В соответствии с положениями постановления правительства Тульской области от 27.06.2013 N 307 "О создании специализированной некоммерческой организации - "Фонд капитального ремонта Тульской области" и Уставом Фонда капитального ремонта Тульской области, региональным оператором является - Фонд капитального ремонта Тульской области (далее - региональный оператор).
Счет региональным оператором был открыт в Банке ВТБ (открытое акционерное общество) по результатам открытого конкурса по отбору региональным оператором российских кредитных организаций (протокол заседания конкурсной комиссии от 19.09.2014).
В силу статьи 4 Закона Тульской области от 27.06.2013 N 1958-ЗТО функцией регионального оператора является принятие мер, направленных на взыскание задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с законодательством.
Обязанность по организации сбора вносов на капитальный ремонт по Тульской области возложена на ОАО "Областной Единый Информационно-Расчетный Центр" в соответствии с заключенным Фондом капитального ремонта Тульской области агентским договором от 30.12.2014 N 597 с изменениями и дополнениями.
Частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что к функциям регионального оператора относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
В отношении ответчика взносы на капитальный ремонт аккумулируются на счете регионального оператора.
Ежемесячный взнос на капитальный ремонт для квартиры определяется по формуле: (площадь квартиры в м2) * (минимальный размер взноса на капитальный ремонт).
Постановлениями правительства Тульской области от 22.10.2013 N 567, от 19.01.2015 N 12 и от 21.12.2015 N 577 установлен минимальный размер взносов на капитальный ремонт на 2014, 2015 и 2016 годы, который для данного многоквартирного дома составляет 6 руб./кв.м.
Ежемесячный взнос на капитальный ремонт для помещения за период с октября 2014 года по декабрь 2016 года составляет 5972 руб. 40 коп. (6*995,4).
Постановлениями правительства Тульской области от 28.10.2016 N 488, от 31.10.2017 N 513 и от 31.10.2018 N 451 установлены минимальные размеры взносов на капитальный ремонт на 2017-2019 года, которые для данного многоквартирного дома составляют 7,8 рублей/кв.м.
Ежемесячный взнос на капитальный ремонт для помещения за период с января 2017 года по март 2019 года составляет 7 764 рубля 12 копеек (7,8*995,4).
Согласно расчету истца за ответчиком числится задолженность по ежемесячным взносам на капитальный ремонт для помещения площадью 995,4 кв.м за период с октября 2016 года по апрель 2019 года (включительно) в сумме 225 312 рублей 56 копеек.
Направленная 05.04.2018 претензия от 03.04.2019 N 125 осталась без ответа и удовлетворения (л.д. 54-60).
Неисполнение Обществом обязанности по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт для помещения, послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу положений пункта 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 2 статьи 168 ЖК РФ (в редакции Закона N 176-ФЗ) региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирные дома, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирного дома из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 ЖК РФ).
Региональная программа капитального ремонта Тульской области была утверждена постановлением правительства Тульской области N 840 от 30.12.2013 и опубликована в издании "Тульские известия" N 5 от 16.01.2014, приложение к программе было опубликовано в издании "Тульские известия" N 9 от 23.01.2014.
Таким образом, обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома возникает с 01.10.2014.
Бремя расходов по содержанию общего имущества в МКД несут собственники помещений (статья 39 ЖК РФ).
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
По своей правовой природе взносы на капитальный ремонт аналогичны расходам по содержанию общего имущества.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, от 12.04.2011 N 16646/10).
Размер платы на капитальный ремонт общего имущества МКД определен истцом на основании тарифов, утвержденных постановлениями правительства Тульской области от 22.10.2013 N 567 на 2014 год, от 19.01.2015 N 12 на 2015 год, от 21.12.2015 N 577 на 2016 год, от 28.10.2016 N 488 на 2017 год, от 31.10.2017 N 513 на 2018 год, от 31.10.2018 N 451 на 2019 год.
Как указано выше, расчет ежемесячной суммы взносов определяется по формуле: (площадь квартиры в кв. метров) * (минимальный размер взноса на капитальный ремонт), соответственно. Для спорного помещения площадью 995,4 кв.м. взносы на капитальный ремонт за период с октября 2016 года по декабрь 2016 года (3 месяца) составляют 17 917 руб. 20 коп. (995,4*6*3); за период с января 2017 года по апрель 2019 года (28 месяцев) - 217 395 руб. 36 коп. (995,4*7,8*28). Общий размер взносов составляет 235 312 рублей 56 копеек (17917,20+217 395,36).
При предъявлении иска Фонд учел оплату в сумме 10 000 рублей, произведенную в апреле 2019 года, поэтому в иске просил взыскать долг в сумме 225 312 рублей 56 копеек.
Ответчик представил платежное поручение от 22.04.2019 N 129 на сумму 10 000 рублей (согласно назначению платежа оплата за апрель 2019 года) и платежное поручение от 22.05.2019 N 152 на сумму 10 000 рублей (согласно назначению платежа за май 2019 года, задолженность по которому не предъявлена).
Истец, несмотря на назначение платежа, с учетом данных оплат 10.07.2019 уточнил требование (л.д. 74), и просил взыскать долг в сумме 205 312 рублей 56 копеек, т.е. им в оплату спорного периода (по апрель 2019 года включительно) учтено и платежное поручение от 22.05.2019 N 152 на сумму 10 000 рублей за май 2019 года (уточненное исковое заявление в порядке статьи 49 АПК РФ принято судом области к рассмотрению).
Учитывая вышеизложенное и то, что доказательств погашения обществом ежемесячных взносов на капитальный ремонт в материалы дела не представлено, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт в сумме 205 312 рублей 56 копеек.
Доводы заявителя жалобы о том, что истец представил ходатайство об уточнении размера исковых требований по истечении установленного арбитражным судом срока, не заслуживают внимания, поскольку в силу части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основания или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Из материалов дела следует, что данное уточнение поступило в суд - 10.07.2019, решение судом принято - 12.07.2019.
Более того, следует отметить, что истец просил взыскать с ответчика задолженность по взносам на капитальный ремонт, которая сложилась за период с января 2015 года по апрель 2019 года включительно. В платежном поручение N 152 от 22.05.2019 в графе "назначение платежа" указано - "взнос на капремонт за май месяц 2019 г. л/с 7113378290101 НДС не облагается". Истец, несмотря на назначение платежа, учел данную оплату при расчете суммы задолженности, сложившейся за указанный период (с января 2015 года по апрель 2019 года). Соответственно, без учета указанного платежа сумма задолженности была бы выше.
Иные доводы заявителя, содержащиеся в жалобе, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой суда установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Сплавмет-Тула" и отмены вынесенного решения.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 31.07.2019 по делу N А68-6019/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.И. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-6019/2019
Истец: Фонд капитального ремонта Тульской области
Ответчик: ООО "СПЛАВМЕТ-ТУЛА"