город Москва |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А40-101182/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.10.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Веклича Б.С., Гармаева Б.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного бюджетного учреждения
"Управление по эксплуатации жилого фонда"
Управления делами Президента Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 29 июля 2019 года по делу N А40-101182/19,
принятое судьей Кантор К.А.
по иску Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы
(ИНН 7701090559, ОГРН 1157700003230)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению
"Управление по эксплуатации жилого фонда"
Управления делами Президента Российской Федерации
(ИНН 7710014931, ОГРН 1027700378628)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца Шаймярдянова И.М. по доверенности от 29.03.2019 N АЖП-11-84/9,
от ответчика Тимофеев М.В. по доверенности от 21.11.2018 N УЭЖФ-3434
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском (с учетом принятого судом в порядке ст.49 АПК РФ уточнения иска) Федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление по эксплуатации жилого фонда" Управления делами Президента Российской Федерации о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с июля 2017 по январь 2019 года в размере 42 052,05 руб., неустойки за период с 11.08.2017 по 21.03.2019 в размере 8733,20 руб.
Решением суда от 29.07.2019 исковые требования удовлетворены.
На указанное решение Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда изменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Ответчика поддержал требования и доводы жалобы; представитель Истца заявил о несогласии с требованиями и доводами жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение подлежит изменению, исходя из следующего.
Установлено, что в ЕГРН 16.11.2017 зарегистрировано право оперативного управления Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление по эксплуатации жилого фонда" Управления делами Президента Российской Федерации в отношении жилых помещений в многоквартирном доме по адресам: г. Москва, Хорошёвское ш., д. 12, корп. 1, кв. 1098; Москва, Хорошёвское ш., д. 12, корп. 1, кв. 1124; г. Москва, Хорошёвское ш., д. 12, корп. 1, кв. 1189, г. Москва, Хорошёвское ш., д. 12, корп. 1, кв. 1202, г. Москва, Хорошёвское ш., д. 12, корп. 1, кв. 1337, г. Москва, Хорошёвское ш., д. 12, корп. 1, кв. 1349, г. Москва, Хорошёвское ш., д. 12, корп. 1, кв.1373, г. Москва, Хорошёвское ш., д. 12, корп. 1, кв. 1379, г. Москва, Хорошёвское ш., д. 12, корп. 1, кв. 1384, г. Москва, Хорошёвское ш., д. 12, корп. 1, кв. 1395, г. Москва, Хорошёвское ш., д. 12, корп. 1, кв.1406; г. Москва, Хорошёвское ш., д. 12, корп. 1, кв. 104.
Согласно п. 3.1 ст. 75 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" вышеуказанный дом включен в региональную программу капитального ремонта.
Таким образом, обязанность по уплате взносов за капитальный ремонт возникает у собственников с 1 июля 2015 года
В силу п.п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).
В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ установлены два способа формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 834-ПП учрежден Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы, являющийся региональным оператором капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы.
Поскольку в установленные законом сроки, собственник не выбрал способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по указанному адресу, формирование фонда капитального ремонта производится на счете регионального оператора.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" размер взносов составляет 15 рублей на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязательства Ответчика перед Истцом по оплате взносов на капитальный ремонт возникло за период до государственной регистрации права оперативного управления, а также за период до передачи имущества от собственника Ответчику.
Апелляционный суд с указанным выводом суда первой инстанции не соглашается.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, действующее законодательство Российской Федерации возлагает на собственников помещений.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (Федеральная собственность).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (статьи 294, 296 ГК РФ).
Согласно ст.296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.
На основании п.1 ст.299 ГК РФ, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Государственная регистрация права оперативного управления в отношении жилых помещений расположенных в многоквартирном доме по адресу: г.Москва, Хорошевское ш., д. 12, корп.1, произведена 16.11.2017.
Кроме того, передача имущества от собственника Ответчику, была осуществлена 20.10.2017 при подписании Акта приема-передачи, в соответствии с которым, Государственная казна Российской Федерации, в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Москве, передало, а ФГБУ "Управление по эксплуатации жилого фонда" Управления делами Президента Российской Федерации, приняло указанное имущество.
Согласно ч. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
В данном случае, перехода права собственности на помещение к новому собственнику не было, а обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, после регистрации права оперативного управления, осталась неисполненной Российской Федерацией.
Ответчик не возражает в части задолженности по уплате взносов, рассчитанной с момента передачи имущества, а не с момента государственной регистрации права оперативного управления, что составляет с учетом частичной оплаты за период с 20.10.2017 по 15.11.2017 (25 дней): (17 руб. х 641,7кв.м.) / 30дн. (расчетный месяц) х 25дн. = 9090,75 руб.
Истец по контррасчету Ответчика возражений с их документальным обоснованием не привел.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд, руководствуясь ч. 3 ст. 158 ЖК, ч.14.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ приходит к выводу о взыскании с Ответчика в пользу Истца задолженности по уплате взносов в размере 9090,75 руб., неустойки 933,73 руб.
Решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 июля 2019 года по делу N А40-101182/19 изменить.
Взыскать Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление по эксплуатации жилого фонда" Управления делами Президента Российской Федерации (ИНН 7710014931, ОГРН 1027700378628) в пользу Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (ИНН 7701090559, ОГРН 1157700003230) основного долга в размере 9090,75 руб., неустойки в размере 933,73 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 401 руб.
Возвратить Фонду капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы из Федерального бюджета 378 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче иска по платежному поручению от 08.04.2019 N 21651.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101182/2019
Истец: ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛОГО ФОНДА" УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ