г. Вологда |
|
21 октября 2019 г. |
Дело N А66-2764/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 октября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от публичного акционерного общества "Газпром" Гилевой А.В. по доверенности от 10.04.2019, Балакирева А.И. по доверенности от 10.06.2019, от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области Гусаковой С.В. по доверенности от 24.09.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 июля 2019 года по делу N А66-2764/2019,
установил:
публичное акционерное общество "Газпром" (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003; адрес: 117420, Москва, улица Наметкина, дом 16; далее - ПАО "Газпром", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; адрес: 107078, Москва, переулок Орликов, дом 10, строение 1; далее - учреждение, кадастровая палата) о признании незаконными действий по присвоению сведениям о зонах минимальных расстояний:
69:00-6.322, |
69:04-6.17, |
69:04-6.34, |
69:04-6.72, |
69:04-6.73, |
69:04-6.79, |
69:04-6.81, |
69:04-6.84, |
69:06-6.108, |
69:06-6.121, |
69:06-6.167, |
69:06-6.75, |
69:06-6.95, |
69:09-6.57, |
69:10-6.120, |
69:10-6.131, |
69:10-6.164, |
69:10-6.322, |
69:10-6.325, |
69:10-6.326, |
69:10-6.330, |
69:12-6.14, |
69:12-6.32, |
69:12-6.70, |
69:13-6.12, |
69:13-6.19, |
69:13-6.42, |
69:13-6.9, |
69:14-6.38, |
69:14-6.89, |
69:15-6.92, |
69:19-6.19, |
69:19-6.41, |
69:26-6.15, |
69:26-6.6, |
69:26-6.62, |
69:27-6.31, |
69:27-6.33, |
69:27-6.62, |
69:27-6.81, |
69:27-6.97, |
69:29-6.141, |
69:31-6.3, |
69:31-6.43, |
69:32-6.64, |
69:32-6.72, |
69:32-6.92, |
69:33-6.114, |
69:33-6.116, |
69:33-6.125, |
69:33-6.126, |
69:33-6.129, |
69:33-6.134, |
69:33-6.23, |
69:33-6.6, |
69:33-6.99, |
69:39-6.10, |
69:47-6.25, |
69:47-6.26, |
69:47-6.29, |
69:02-6.70, |
69:47-6.32 |
69:04-6.80, |
69:06-6.21, |
69:10-6.164, |
69:10-6.331, |
69:13-6.28, |
69:17-6.10, |
69:27-6.18, |
69:27-6.98, |
69:32-6.91, |
69:33-6.127, |
69:36-6.40 |
|
|
статуса "Архивный", возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем восстановления в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о вышеуказанных зонах минимальных расстояний.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30 июля 2019 года по делу N А66-2764/2019 заявленные требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия учреждения по присвоению сведениям о зонах минимальных расстояний:
69:00-6.322, |
69:04-6.17, |
69:04-6.34, |
69:04-6.72, |
69:04-6.73, |
69:04-6.79, |
69:04-6.81, |
69:04-6.84, |
69:06-6.108, |
69:06-6.121, |
69:06-6.167, |
69:06-6.75, |
69:06-6.95, |
69:09-6.57, |
69:10-6.120, |
69:10-6.131, |
69:10-6.164, |
69:10-6.322, |
69:10-6.325, |
69:10-6.326, |
69:10-6.330, |
69:12-6.14, |
69:12-6.32, |
69:12-6.70, |
69:13-6.12, |
69:13-6.19, |
69:13-6.42, |
69:13-6.9, |
69:14-6.38, |
69:14-6.89, |
69:15-6.92, |
69:19-6.19, |
69:19-6.41, |
69:26-6.15, |
69:26-6.6, |
69:26-6.62, |
69:27-6.31, |
69:27-6.33, |
69:27-6.62, |
69:27-6.81, |
69:27-6.97, |
69:29-6.141, |
69:31-6.3, |
69:31-6.43, |
69:32-6.64, |
69:32-6.72, |
69:32-6.92, |
69:33-6.114, |
69:33-6.116, |
69:33-6.125, |
69:33-6.126, |
69:33-6.129, |
69:33-6.134, |
69:33-6.23, |
69:33-6.6, |
69:33-6.99, |
69:39-6.10, |
69:47-6.25, |
69:47-6.26, |
69:47-6.29, |
69:02-6.70, |
69:47-6.32 |
69:04-6.80, |
69:06-6.21, |
69:10-6.164, |
69:10-6.331, |
69:13-6.28, |
69:17-6.10, |
69:27-6.18, |
69:27-6.98, |
69:32-6.91, |
69:33-6.127, |
69:36-6.40 |
|
|
статуса "Архивный".
На учреждение возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем восстановления в ЕГРН сведений о вышеуказанных зонах минимальных расстояний. Кроме того, с учреждения в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что на момент внесения спорных сведений в кадастр недвижимости действующее законодательство не предусматривало отнесение зон минимальных расстояний объектов трубопроводов к зонам с особыми условиями использования, в связи с этим такие сведения не подлежали внесению в государственный кадастр недвижимости. По мнению подателя жалобы, его действия соответствуют требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), определяющему порядок исправления технических ошибок, содержащихся в ЕГРН.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществу как лицу, которому на праве собственности принадлежат объекты газоснабжения, поступило уведомление кадастровой палаты от 19.11.2018 N 18-22593/08-10 об исключении из ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территории с указанными выше реестровыми номерами и о присвоении им статуса "архивный" (том 1, листы 31-32).
В указанном уведомлении кадастровой палатой указано, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) на основании статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) отнесена к зонам с особыми условиями использования территорий. При этом порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон, а также требования к предельным размерам указанных зон и (или) правила определения размеров таких зон должны быть определены Правительством Российской Федерации при утверждении положения в отношении указанного вида зон с особыми условиями использования территорий.
До вступления в силу указанного Федерального закона основания для внесения в единый государственный реестр недвижимости и отображения на публичной кадастровой карте сведений о границах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, в том числе как о зонах с особыми условиями использования территорий, отсутствовали.
В связи с этим учреждением отметило, что с момента вступления в силу Закона N 342-ФЗ зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов должны быть внесены в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия в порядке, установленном ст. 71.1 Закона 218-ФЗ.
Не согласившись с этим, общество обратилось в арбитражный суд с указанными выше заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. К таким основаниям, в числе прочих относятся особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Понятие зоны с особыми условиями использования территорий дано в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Приложения 1 к данному Закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
Согласно абзацу пятому пункта 6 статьи 90 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до принятия Закона 342-ФЗ) границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 28, пунктом 4 статьи 32 Закона N 69-ФЗ, пунктом 6 статьи 90 ЗК РФ на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Из абзаца девятого статьи 2, статьи 28 Закона N 69-ФЗ в редакции, действовавшей на дату внесения соответствующих сведений в ЕГРН, охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Сводом правил "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы", утвержденным приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС (далее - СНиП 2.05.06-85*), определены минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности.
Применение положений актуализированной редакции СНиП 2.05.06-85* при определении минимально допустимого расстояния от оси трубопроводов, в том числе возведенных до введения в действие данных норм, также соответствует правовому подходу Верховного Суда Российской Федерации (пункт 1 Обзора судебной практики N 2 (2016)).
Подобное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением.
Пунктом 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила N 9), предусмотрено, что в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается: а) возводить любые постройки и сооружения; б) высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда; в) сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать сады и огороды; г) производить мелиоративные земляные работы, сооружать оросительные и осушительные системы; д) производить всякого рода открытые и подземные, горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта, е) производить геологосъемочные, геолого-разведочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, связанные с устройством скважин, шурфов и взятием проб грунта (кроме почвенных образцов).
Как усматривается из пункта 4.1 Правил N 9, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны; вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы, нестабильные бензин и конденсат, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 100 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
Порядок охраны магистральных газопроводов с 20.09.2017 регулируется Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, в пункте 2 которых также установлено, что магистральный газопровод может включать следующие объекты: а) линейная часть магистрального газопровода; б) компрессорные станции; в) газоизмерительные станции; г) газораспределительные станции, узлы и пункты редуцирования газа; д) станции охлаждения газа; е) подземные хранилища газа, включая трубопроводы, соединяющие объекты подземных хранилищ газа; границы охранных зон определены в пункте 3 Правил.
Кроме того пунктом 18 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, предусмотрено проведение кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, действовавшим в спорный период законодательством предусматривалось определение охранных зон объектов системы газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, вне зависимости от внесения в ЕГРН сведений о данных ограничениях.
Указанные зоны (охранная зона, зона минимальных расстояний) являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов на земельных участках и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.
Сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, что следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2318-О.
При этом судом также принято во внимание, что на момент исключения соответствующих сведений, присвоения им статуса "Архивный" и рассмотрения настоящего дела Земельный кодекс Российской Федерации Законом N 342-ФЗ дополнен главой XIX, согласно которой (пункты 6, 25 статьи 105 ЗК РФ) к зонам с особыми условиями использования территорий могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
При таких обстоятельствах исключение из ЕГРН сведений о вышеуказанных зонах с приведенными реестровыми номерами не может быть признано правомерным.
Кроме того, в пункте 18 статьи 34 Закона N 218-ФЗ закреплены основания, по которым такие зоны могут быть исключены из ЕГРП, к ним относится истечение срока, на который установлена зона с особыми условиями использования территории, а также прекращение существования объекта недвижимости, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае, если в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о зоне с особыми условиями использования территории такая зона прекращает существование одновременно с прекращением существования указанного объекта. Таким образом, действующее законодательство прямо установило основания для исключения имеющихся записей в ЕГРП.
Таких обстоятельств по настоящему делу не установлено. Податель жалобы на них также не ссылается.
Доводы учреждения о том, что данные изменения внесены с учетом пункта 9 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 08.10.2018 N ДК-П9-182пр также не могут быть приняты, поскольку в пункте 9 указанного протокола Росреестру (В.В.Абрамченко) рекомендовано провести инвентаризацию содержащихся в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий и обеспечить исключение ранее внесенных сведений о границах зон минимальных расстояний до магистральных трубопроводов в случае их необоснованного внесения в качестве зон с особыми условиями использования территорий.
То есть, рекомендовано исключить из ЕГРП сведения только о тех зонах, которые необоснованно внесены в ЕГРП. При этом следует учитывать, что такое исключение должно быть произведено в соответствии с пунктом 18 статьи 34 Закона N 218-ФЗ.
Однако доказательств соблюдения таких положений Закона N 218-ФХ кадастровая палата также не приводит.
В связи с этим, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 июля 2019 года по делу N А66-2764/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-2764/2019
Истец: ПАО "ГАЗПРОМ"
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра по Тверской области