23 октября 2019 г. |
Дело N А83-11905/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 октября 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Зарубина А.В. и Мунтян О.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калякиной О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью фирмы "Ратон" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 июля 2019 года по делу N А83-11905/2017 (судья - Шкуро В.Н.),
по иску Общества с ограниченной ответственностью фирмы "Ратон",
к Администрации города Ялты Республики Крым
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика:
Департамента социальной политики Администрации города Ялты Республики Крым,
Министерства труда и социальной защиты Республики Крым,
Финансового департамента Администрации города Ялты Республики Крым
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью фирмы "Ратон" - Левицкий Петр Николаевич, представитель по доверенности от 25.07.2019 N 1, удостоверение адвоката, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Администрации города Ялты Республики Крым - Щеповских Сергей Васильевич, представитель по доверенности от 02.09.2019 N 5320/02-1-42, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью фирма "Ратон" (далее - ООО фирма "Ратон") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым о взыскании 16 344 605,83 рублей недополученных доходов, в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду за декабрь 2015 года и 10 месяцев 2016 года.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26 июля 2019 года по делу N А83-11905/2017 (судья - Шкуро В.Н.) иск удовлетворен частично.
Взыскано с Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в лице Администрации города Ялты Республики Крым за счет казны муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в пользу Общества с ограниченной ответственностью фирмы "Ратон" 164 197,13 рублей убытков, а также 1 052,04 рубля расходов на уплату государственной пошлины. Во взыскании 16 180 408,70 рублей убытков, отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество с ограниченной ответственностью фирмы "Ратон" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части определения суммы убытков отменить.
Податель жалобы указывает, что судом первой инстанции не полно выяснены обстоятельства по делу, а также неправильно применены нормы материального права.
Заявитель жалобы ссылается на то, что обжалуемое решение подлежит отмене в части определения суммы убытков истца за 10 месяцев 2016 года, поскольку расчет убытков должен рассчитываться исходя из применения коэффициента 0,61, таким образом, сумма подлежащая взысканию с ответчика составляет 4 096 702,36 рублей.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2019 апелляционная жалоба ООО "Ратон" принята к производству суда апелляционной инстанции, судебное разбирательство назначено на 16.10.2019.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
23.09.2019 от Министерства труда и социальной защиты Республики Крым через электронную систему "Мой арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо не соглашается с доводами, приведенными в апелляционной жалобе, и настаивает на оставлении решения суда первой инстанции в силе.
30.09.2019 от Финансового Департамента Администрации города Ялты Республики Крым поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором сторона просит суд апелляционной инстанции вынести решения без участия его представителя.
14.10.2019 от Министерства труда и социальной защиты Республики Крым через электронную систему "Мой арбитр" поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
В судебном заседании, назначенном на 16.10.2019, представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении и просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился и возражал против ее удовлетворения.
Третьи лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, согласно положениям статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ). В материалах дела имеется почтовое уведомление о вручении судебной корреспонденции.
Суд выяснил мнение представителей сторон относительно поступившего ходатайства Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 14.10.2019 об отложении судебного заседания.
Представители сторон возражали против удовлетворения поступившего ходатайства, считали возможным начать рассмотрение апелляционной жалобы при имеющейся явке.
Частью 2 статьи 9 АПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно части 3 статьи 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
В соответствии с частью 4 статьи 158 АПК РФ, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Указанные нормы предусматривают право, но не обязанность суда отложить судебное разбирательство в случае заявления лицом, участвующим в деле, такого ходатайства с обоснованием причины неявки в судебное заседание и при условии, что эти причины будут признаны судом уважительными.
Невозможность участия в судебном заседании конкретного представителя не является препятствием к реализации стороной по делу ее процессуальных прав.
Поскольку указанные в ходатайствах обстоятельства не препятствуют рассмотрению апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 158 АПК РФ, для удовлетворения ходатайств об отложении судебного разбирательства.
Неявка в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лица, подавшего апелляционную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства (статья 156 АПК РФ).
Кроме того, информация о рассмотрении дела размещена в сети "Интернет" на общедоступном сайте Арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделе "Картотека арбитражных дел".
При таких обстоятельствах в соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Согласно условий, предусмотренных Договорами N 1/09, 16/09, 3/09, 5/09, 6/09, 7/09, 8/09, 9/09, 10/09, 17/09, 18/09 от 10.12.2009 на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, ООО фирма "Ратон" осуществляло перевозку пассажиров по маршрутам, указанных в п. 1.1 Договоров (далее - Договора, т.1, л.д. 133-146, т.2, л.д. 1-8).
Указанные Договора заключены сроком до 09.12.2014. Дополнительным соглашением от 10.01.2014 сроки действия договоров на перевозку продлены до 10.03.2015 (т.2, л.д. 10).
11.03.2015 во исполнение постановления Администрации города Ялты от 11.03.2015 N 283-п "Об организации перевозки пассажиров на городских автобусных маршрутах" (т.2, л.д. 12), к указанным выше Договорам на перевозку пассажиров автомобильным транспортом заключены дополнительные соглашения, которыми действие договоров продлены до даты проведения открытого конкурса на право заключения договора осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным городским маршрутам регулярного сообщения муниципального образования городской округ Ялта.
Список договоров на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, срок действия которых продлен до даты проведения конкурса, среди которых значатся и указанные выше договора с ООО фирма "Ратон" приведен в Приложении N 1 к постановлению Администрации от 11.03.2015 N 283-п (т.2, л.д. 13).
29.04.2015 между Министерством транспорта Республики Крым, как организатором пассажирских перевозок на пригородных и междугородних автобусных маршрутах общего пользования и ООО фирма "Ратон" заключены договора N 59/2015 и N 60/2015 на право осуществления пассажирских перевозок на автобусных маршрутах регулярных перевозок. Срок действия договоров установлен с 29.04.2015 по 24.102018 на регулярных маршрутах, указанных в п. 1.2 данных Договоров (т.2, л.д. 14-20).
Постановлением Администрации города Ялты от 11.12.2015 N 3253-п "О назначении временных перевозчиков на муниципальные маршруты регулярных перевозок" ООО фирма "Ратон" было назначено одним из временных перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования городского округа Ялта (т.2, л.д. 21-22).
17.12.2015 между Администрацией города Ялты и ООО фирма "Ратон" заключены Договора N 1-В/2015, N 7-В/2015, N 11-В/2015, N 17-В/2015, N 24-В/2015 на право осуществления пассажирских перевозок на автобусных маршрутах общего пользования (т.2, л.д. 23-37).
Согласно условий данных Договоров ООО фирма "Ратон" осуществляло пассажирские перевозки до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Крым от 01.07.2016 по делу N А83-1083/2016, которым договора N 1-В/2015, N 7-В/2015, N 11-В/2015, N 17-В/2015, N 24-В/2015 были признаны недействительными (т.2, л.д. 38-41).
12.01.2016 между Департаментом социальной политики Администрации города Ялты Республики Крым (Заказчик) и ООО фирма "Ратон" (Перевозчик) заключен договор N 01-12/08 о возмещении расходов, связанных с перевозкой пассажиров, пользующихся правом льготного проезда (т.1, л.д. 25-26).
Согласно пункту 1.1 указанного Договора, предметом договора является компенсация расходов Перевозчику, связанных с перевозкой граждан, имеющих право на льготный проезд в соответствии с Порядком предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки на льготный проезд и Порядком возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575 с изменениями и дополнениями (далее по договору - Порядок и Порядок возмещения).
В соответствии с подпунктами 2.1.1, 2.1.4 пункта 2.1 договора Заказчик обязался возмещать Перевозчику недополученные доходы в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду граждан по предоставленным Перевозчиком расчетам стоимости услуг, предоставленным гражданам в предыдущем месяце, счету или счету-фактуре, акту сверки. Проверять документацию, предоставленную Перевозчиком, подтверждающую факт перевозки льготных категорий граждан, в том числе первичную учетную документацию на бумажных носителях.
Перевозчик согласно подпунктов 2.3.1, 2.3.2 пункта 2.3 договора обязался осуществлять перевозку пассажиров в соответствии с маршрутной сетью. Осуществлять перевозку граждан, указанных в пункте 2 Порядка без непосредственного взимания провозной платы при предъявлении удостоверения или иных документов, подтверждающих принадлежность лица к ответствующим льготным категориям граждан.
Пунктом 3.1 договора стороны предусмотрели, что возмещение затрат Перевозчику, указанных в пунктах 2.1.2 договора, осуществляется в соответствии с Порядком и Порядком возмещения с лицевого счета Заказчика на лицевой счет Перевозчика.
Договор действует до полного исполнения, но не позже чем до 31 декабря 2016 года (пункт 7.1 договора).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575 утверждены Порядок предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки на льготный проезд (Приложение N 1) и Порядок возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду (Приложение N 2).
Согласно Приложению N 1 (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) перевозчик осуществляет расчет средств, подлежащих компенсации за предоставленные услуги по перевозке отдельных категорий граждан на основании формулы, в которой средства, подлежащие компенсации - это произведение суммы выручки, полученной за отчетный период, за перевозку платных пассажиров по соответствующему маршруту и коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров оплативших проезд.
В соответствии с пунктом 7 Приложения N 1 меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2 - 5 Порядка (в рассматриваемом случае право на льготный проезд по маршрутам регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении в пределах Республики Крым), предоставляются предприятиями, оказывающими соответствующие услуги, непосредственно гражданам по месту их жительства на основании документа, подтверждающего право на меры социальной поддержки.
В соответствии с абзацами 2 и 3 подпункта 3.1 пункта 3 Приложения N 2, коэффициент определяется на отчетный год в декабре года, предшествующего отчетному, на основании актов ежемесячного обследования фактически перевезенных пассажиров, в том числе льготных категорий, который составляется комиссиями по обследованию фактически перевезенных пассажиров (далее - комиссия). В случае необходимости в течение отчетного года коэффициент может корректироваться. В 2015 году коэффициент определяется на основании актов обследования фактически перевезенных пассажиров, в том числе льготных категорий, которые составляются комиссиями.
Постановлениями Администрации города Ялты от 27.11.2015 N 3046-п создана комиссия по обследованию пассажиропотока льготных категорий граждан в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым, утверждены состав комиссии, Положение о комиссии, Регламент работы комиссии.
29.12.2015 решением комиссии по обследованию пассажиропотока льготных категорий граждан в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым, оформленным протоколом N 14, были рассмотрены вопросы утверждения коэффициентов соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, за декабрь 2015 года и на 2016 год. Решением комиссии приняты расчетные коэффициенты количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, для возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду для ООО фирма "Ратон" за декабрь 2015 года составляет 1,22 и с января 2016 года - 0,40 (т.12, л.д. 136-138).
Решениями от 13.01.2016 (протокол N 1, т.10, л.д. 95) и от 29.02.2016 (протокол N 2, т.10, л.д. 96) комиссия отменила ранее установленный коэффициент 1,22 и установила расчетный коэффициент 0,41 за декабрь 2015 года, а также 0,33 с января 2016 года и 0,38 за февраль 2016 года.
Решениями Арбитражного суда Республики Крым от 18.08.2016 по делу N А83- 2450/2016 и от 17.08.2016 по делу N А83-2827/2016, оставленными в силе соответственно постановлениями Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 и 24.11.2016, решения комиссии от 13.01.2016 и от 29.02.2016 признаны незаконными (т.1, л.д. 66-92).
Таким образом, с учетом признания решений комиссии от 13.01.2016 и от 29.02.2019 незаконными, истцу был утвержден коэффициент количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, для возмещения недополученных доходов, в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду за декабрь 2015 года 1,22 и с января на 2016 год 0,40, которые были приняты предыдущим решением комиссии от 29.12.2015, протокол N 14.
Не согласившись с установленными коэффициентами ООО фирма "Ратон" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском о признании незаконным решения комиссии от 29.12.2015 в части принятия для истца расчетного коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, для возмещения недополученных доходов, в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду на 2016 год в размере 0,40 и обязании комиссии определить для общества расчетный коэффициент на 2016 год в размере 0,61.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.04.2019 по делу N А83- 18460/2018 в иске ООО фирма "Ратон" отказано.
ООО фирма "Ратон" в соответствии с условиями ДоговораN 01-12/08 от 12.01.2016 ежемесячно предоставляло в Департамент социальной политики Администрации города Ялты Республики Крым расчеты возмещения средств, подлежащих компенсации за предоставленные услуги по перевозке льготных категорий граждан, а также счета на их оплату (т.2, л.д. 50-65, 69-70).
Департамент социальной политики Администрации города Ялты Республики Крым в свою очередь на основании предоставленных счетов выплачивал истцу вышеуказанную компенсацию.
Согласно Акта сверки N 1 взаимных расчетов за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, подписанного сторонами и скрепленного печатью организаций, запрошенные истцом суммы компенсаций недополученных доходов за период декабрь 2015, 2016 год по состоянию на 31.12.2016 были выплачены истцу в полном объеме (т.2, л.д. 66).
Департамент социальной политики Администрации города Ялты Республики Крым представил свой расчет недополученных истцом средств, подлежащих компенсации за предоставленные услуги по перевозке отдельных категорий граждан и их выплата осуществлялась с использованием коэффициентов 0,41 за декабрь 2015 года, который был установлен решением комиссии от 13.01.2016 (протокол N 1), за январь 2016 - 0,33 и с февраля по октябрь 2016 года - 0,38, которые были установлены решением комиссии от 29.02.2016 (протокол N 2). За ноябрь и декабрь 2016 размер подлежащей выплате компенсации был рассчитан с использованием коэффициента 1,22 (т.13, л.д. 1-2).
Истец, считая неправильным применение коэффициентов 0,41, 0,33 и 0,38 выставил Департаменту социальной политики Администрации города Ялты Республики Крым счет на оплату N 16 от 09.12.2016 на сумму 16 344 605 рублей возмещения расходов, связанных с перевозкой пассажиров, пользующихся правом льготного проезда за декабрь 2015 года и январь-октябрь 2016 (т.2, л.д. 68). Расчет им произведен исходя из размера полученной выручки в указанный период с применением коэффициента 1,22.
Кроме того, ООО фирма "Ратон" направило в Администрацию города Ялты требование от 09.12.2016 за исх. N 107 о выплате возмещения недополученного дохода, в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду за декабрь 2015 год и 10 месяцев 2016 года в размере 16 344 605,83 рублей (т.10, л.д. 85-86).
В ответ на указанное требование Департамент социальной политики Администрации города Ялты Республики Крым письмом от 31.01.2017 N 01-9/05-390 предложил истцу представить справку о размере выручки за период с января по октябрь 2016 года по каждому маршруту отдельно (т.10, л.д. 87).
В ответ на указанное письмо, ООО фирма "Ратон" предоставило соответствующий расчет по каждому маршруту отдельно (т.10, л.д. 88-90).
Оставление Департаментом социальной политики Администрации города Ялты Республики Крым вышеуказанного требования ООО фирма "Ратон" без ответа, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков вследствие невыплаты компенсации за предоставленные услуги по перевозке отдельных категорий граждан.
Исследовав доказательства по делу, заслушав в судебном заседании представителей сторон, изучив доводы, приведенные в жалобе, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу норм статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
За перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 790 ГК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Поскольку транспортные предприятия, осуществляющие перевозку льготной категории граждан, имеют право на получение от публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы, то при рассмотрении данной категории дел в предмет судебного исследования входит вопрос, связанный с фактом оказания услуг и размер понесенных предприятием расходов.
Истец, как лицо, осуществляющее перевозку льготной категории граждан, в силу Постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575 "О Порядке предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки на льготный проезд и Порядке возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду" и Договора имеет право на получение субсидий в связи с предоставлением льгот по проезду граждан в городском и пригородном сообщении.
Судом первой инстанции, для проверки доводов истца, о размере полученной в спорном периоде выручки, была назначена по делу судебная бухгалтерская экспертиза.
Согласно заключению эксперта N 04/18 по судебной бухгалтерской экспертизе от 30.07.2018, выполненного судебным экспертом ООО "Крымское экспертное бюро" Жилиной А.Г., установлено, что получение ООО фирма "Ратон" выручки от перевозки пассажиров городскими и пригородными маршрутами подтвердилось документально в размерах, которые указаны истцом. В данных бухгалтерского учета и отчетности ООО фирма "Ратон" не имеется искажений, повлиявших на размер полученной в декабре 2015 года и январе-октябре 2016 года обществом выручки от перевозки пассажиров городскими и пригородными маршрутами (т.11, л.д. 33-39).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статей 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции относительно того, что принятие комиссией незаконных решений привело к неправомерному применению расчетных коэффициентов соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, для возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду в размере 0,41 за декабрь 2015 года, 0,33 за январь 2016 год и с февраля по октябрь 2016 года 0,38, вместо коэффициентов 1,22 за декабрь 2015 и 0,40 за весь 2016 год.
На основании указанного, суд первой инстанции правомерно пересчитал сумму убытков, понесенных истцом, применив коэффициент соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, для возмещения недополученных доходов, в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду в размере 0,40 за 10 месяцев 2016 года. В связи с чем, частично удовлетворил исковые требования в размере 164 197,13 рублей, которые подлежат взысканию за счет казны муниципального образования в пользу истца.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что расчет убытков за 10 месяцев 2016 года должны рассчитываться исходя из применения коэффициента 0,61, а не 0,40 отклоняются судом апелляционной инстанции исходя из следующего.
Так, решением Комиссии по обследованию пассажиропотока льготных категорий граждан в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым, оформленным протоколом N 14 от 29.12.2015, Обществу с ограниченной ответственностью фирма "Ратон" утвержден коэффициент соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, для применения при расчетах с января 2016 года в размере 0,40.
Не согласившись с установленными коэффициентами ООО фирма "Ратон" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском о признании незаконным решения комиссии от 29.12.2015 в части принятия для истца расчетного коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, для возмещения недополученных доходов, в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду на 2016 год в размере 0,40 и обязании комиссии определить для общества расчетный коэффициент на 2016 год в размере 0,61.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24.04.2019 по делу N А83- 18460/2018 в иске ООО фирма "Ратон" отказано, в связи с пропуском истцом установленного срока. Указанное решение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу.
Судом первой инстанции при принятии указанного решения установлено, что на заседании Комиссии по обследованию пассажиропотока льготных категорий граждан в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым от 29.12.2015 (протокол N 14) присутствовал директор общества с ограниченной ответственностью фирма "Ратон" Поддубный С.В.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью фирма "Ратон" знало о принятии вышеуказанного протокола с момента его издания, согласилось с установленным расчетным коэффициентом на 2016 год в размере 0,40, поскольку не обжаловало данное решение в установленный законом срок.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании указанного, суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы относительно того, что решение Комиссии от 29.12.2019, оформленное протоколом N 14, в части применения для общества расчётного коэффициента на 2016 год в размере 0,40, является незаконным.
Таким образом, аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, подателем апелляционной жалобы на момент ее рассмотрения суду не представлено.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушение норм процессуального законодательства, влекущее безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 июля 2019 года по делу N А83-11905/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью фирмы "Ратон" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-11905/2017
Истец: ООО ФИРМА "РАТОН"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ФИНАНСОВЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Министерство труда и соцзащиты, ООО "КЭБ"
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-408/20
23.10.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3237/19
26.07.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11905/17
27.09.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11905/17
17.09.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11905/17
01.08.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11905/17
03.07.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11905/17
18.06.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11905/17
05.06.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11905/17
13.02.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11905/17
14.11.2017 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11905/17
25.09.2017 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11905/17
22.08.2017 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11905/17