г. Москва |
|
29 октября 2019 г. |
Дело N А40-317681/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Н.В. Юрковой,
Судей: А.М. Елоева, Л.А. Яремчук,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ТСЖ Дом на Лесной на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2019 по делу N А40-317681/18 по иску ТСЖ Дом на Лесной (ОГРН: 1035006105914) к ООО "ХАРТИЯ" (ОГРН: 1127746462250) об обязании,
при участии в судебном заседании:
от истца Воронина Е.Ю. по доверенности от 27.12.2018;
от ответчика Малыхин А.В. по доверенности от 15.04.2019;
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ Дом на Лесной обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с требованием к ООО "Хартия" о разрешении разногласий путем утверждения пунктов договоров в редакции ТСЖ "Дом на Лесной".
Решением суда от 09.07.2019 требования ТСЖ Дом на Лесной удовлетворены частично.
ТСЖ Дом на Лесной не согласилось с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
ООО "Хартия" представило письменные пояснения, в которых считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Пункт 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В силу норм статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
В соответствии с положениями статей 421, 422, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из принципа свободы договора, арбитражный суд при урегулировании разногласий, возникших при заключении публичного договора, не вправе включать в договор хоть и заявленное ко включению, но не согласованное сторонами условие, за исключением случая, когда содержание этого условия предусмотрено законом или иным правовым актом. При этом отсутствие в договоре каких-либо условий, предусмотренных законом или иным правовым актом, само по себе не исключает применения к нему соответствующих норм права, регулирующих спорное правоотношение.
В случаях передачи на рассмотрение суда разногласий, возникших при заключении договора, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда (статьи 445 и 446 ГК РФ).
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что 01 ноября 2018 года Истцом был получен проект Договора N 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Договор), предлагаемого к заключению. В зоне деятельности Истца Ответчик является региональным оператором. Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса РФ, статьями 24.6 и 24.7 Федерального закона N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктом 4 "Правил обращения с ТКО", утвержденных постановлением Правительства РФ N1156.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно ч. 2 ст. 24.6 Закона об отходах накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации. Как установлено ч. 3 ст. 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
01 ноября 2018 года Истцом был получен проект Договора N 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (Договор), предлагаемого к заключению. В зоне деятельности Истца Ответчик является региональным оператором.
В силу ч. 1 ст. 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
На основании ч. 4 ст. 24.7 Закона об отходах собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Частью 5 ст. 24.7 Закона об отходах установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.09.2018 N 1094) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Постановление N 1156) утверждены Правила обращения с ТКО, включая Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Порядок), утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Типовой договор).
Как следует из п. 8(4) Порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно п. 8(10) Порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с Типовым договором и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
В опровержение заявленных исковых требований ответчик указывает на следующее.
Как следует из п. 8(4) Правил обращения с ТКО, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пункт 3 Типового договора предусматривает определение способ складирования ТКО, в том числе крупногабаритных отходов. Распоряжением Минэкологии МО от 19.04.2018 N 159-РМ утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области (далее - Порядок накопления) (Приложение N 2).
Пунктом 2.2 Порядка накопления предусмотрено, что накопление ТКО может осуществляться следующим способом:
- складирование отходов в многоквартирных домах (далее - МКД) в мусоропроводы и мусороприемные камеры (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
- накопление отходов в контейнерах и бункерах, расположенных на контейнерных площадках и предназначенных для накопления ТКО, в том числе для раздельного накопления ТКО;
- накопление крупногабаритных отходов на специальных площадках для накопления крупногабаритных отходов.
Пунктом 2.15 Порядка накопления предусмотрено, что при наличии на контейнерной площадке отдельных контейнеров для сухих и смешанных отходов мусоропровод в МКД используется только для смешанных отходов, размещаемых в отдельном пакете. Сухие отходы, годные к переработке, отдельным пакетом выносятся непосредственно на контейнерную площадку и размещаются в синем контейнере, предназначенном для раздельного накопления ТКО.
В отсутствие заявки Истца с указанием способа складирования отходов Ответчиком было предложено - складирование ТКО в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов, соответствующий проект Договора был вручен 01.11.2018.
В заявлении об уточнении исковых требований от 18.02.2019 Истцом предложено установить способ складирования отходов - в контейнер, расположенный в мусоропроводе и мусороприемной камере, в контейнер на открытой контейнерной площадке.
С учетом использования мусоропроводов и мусороприемных камер, а также с учетом использования контейнеров для раздельного сбора отходов пункт 3 Договора N 0088-2019/МО от 01.11.2018 подлежит изложению в соответствии с Типовым договором в следующей редакции:
3. Способ складирования твердых коммунальных отходов - мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов.
По пункту 5 Договора о применении тарифа в будущих периодах согласно нормативным актам об установлении тарифов Истцом предложено заключение дополнительных соглашений к Договору, в случаях издания нормативных актов, устанавливающих новые тарифы, с указанием даты начала применения указанного тарифа в таких соглашениях.
В свою очередь Ответчиком, предлагается заранее установить порядок действий сторон при изменении тарифа, не требующий заключения дополнительных соглашений.
С учетом возможности продления действия договора в отсутствии заявлений сторон о его расторжении, предусмотренной пунктом 27 Типового договора, и положения пункта 5 Типового договора о том, что размер оплаты услуг указывается региональным оператором, предложенные Ответчиком условия определения цены обеспечивают правовую определенность в отношениях сторон Договора и позволяют избежать споров в будущем при вступлении в силу нормативных актов, устанавливающих тарифы на будущие периоды.
Таки образом суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пункт 5 Договора подлежит изложению в следующей редакции:
5. Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: Единый тариф на услугу регионального оператора доступен на официальном сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области (http://ktc.mosreg.ru/). В случае изменения единого тарифа на услугу регионального оператора такой тариф вступает в силу с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта уполномоченного органа исполнительной власти Московской области (Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области).
По пункту 6 Договора о сроке оплаты услуг Истцом предложено исключить абзац 1 из пункта 6 Договора.
Согласно пункту 8(10) Правил обращения с ТКО Типовой договор может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Следовательно, условия Типового договора могут быть дополнены, но не могут быть изменены.
Сроки оплаты коммунальных услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами конкретизированы пунктами 1 и 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" (Приложение N 3).
В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно установил, что пункт 6 Договора подлежит изложению в следующей редакции:
6. Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
По подпункту з) пункта 13 Договора об обеспечении беспрепятственного проезда мусоровозов и бункеровозов.
Истец ссылается на то, что подпункт з), в котором устанавливается обязанность обеспечить беспрепятственный проезд мусоровозов/бункеровозов к контейнерным/бункерным площадкам, отсутствует в пункте 13 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Условие, установленное подпунктом з) пункта 13 Договора, включено региональным оператором, поскольку возможность исполнения обязанности по вывозу ТКО напрямую зависит от наличия подъездных путей, возможности подъехать к контейнерным площадкам потребителя.
Услуга по обращению с ТКО оказывается Потребителю, следовательно, в его обязанности входит содействие Региональному оператору в той мере, в какой это необходимо для исполнения обязательства согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации о содействии заказчика подрядчику и исполнителю (п. 1 ст. 718, ст. 783 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подпункт з) пункта 13 Договора на оказание услуг по обращению с ТКО не может быть исключен исходя из норм Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 15.10.2003 N 5176), пунктом 3.7.1. которого установлено, что потребитель обязан обеспечить свободный подъезд и освещение площадок под установку контейнеров и мусоросборников.
Между тем, заявление Истца о том, что контейнерными площадками пользуются также и третьи лица, и он не может отвечать за действия третьих лиц, не исключает его собственную обязанность содействовать исполнителю.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в пункт 13 Договора подлежит включению подпункт з): з) обеспечить беспрепятственный проезд мусоровозов/бункеровозов к контейнерным/бункерным площадкам.
Из пункта 15 Типового договора следует, что способ учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов должен быть согласован сторонами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила коммерческого учета).
Согласно пункту 6 Правил коммерческого учета в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 указанных правил.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил коммерческого учета предусмотрены следующие способы учета: исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Истцом предложено осуществлять коммерческий учет ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование своего предложения Истец ссылается на пункт 8 Правил коммерческого учета, согласно которому при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 указанных правил.
Истцом также сформулировано предложение об определении объема ТКО в Приложении N 1 к Договору, а именно определить объем принимаемых твердых коммунальных отходов равным 0,28 (куб.м/сутки).
При этом приведенный в обоснование объема расчет основан на умножении объема контейнеров на количество вывозов этого контейнера в неделю, а именно 2 раза в неделю для контейнера в мусорокамере объемом 0,78 куб.м, 1 раз в неделю для контейнера на открытой контейнерной площадке объемом 0,58 куб.м.
Пунктами 7.2 и 7.3 Порядка накопления установлено, что вывоз смешанных отходов с мест их накопления осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в день, сухих - не реже 2 раз в неделю.
Согласно п. 2.15 Порядка накопления при наличии на контейнерной площадке отдельных контейнеров для сухих и смешанных отходов мусоропровод в МКД используется только для смешанных отходов, размещаемых в отдельном пакете. Сухие отходы, годные к переработке, отдельным пакетом выносятся непосредственно на контейнерную площадку и размещаются в синем контейнере, предназначенном для раздельного накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64) контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Также согласно п. 5.9.12 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" отходы из камер должны удаляться ежедневно.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что приведенный расчет ежесуточного объема ТКО основан на произвольном и неверном графике вывоза ТКО.
Кроме того, в приведенном расчете как арифметически, так и фактически неверно приведены данные об объеме контейнеров.
Согласно Акту об установке/замене контейнеров от 30.11.2018, составленному Истцом и Ответчиком, на объекте Истца установлены следующие контейнеры: металлический контейнер объемом 0,8 куб.м в мусорокамере, пластиковый контейнер объемом 1,1 куб.м и контейнер для раздельного сбора отходов (сетка) объемом 1,1 куб.м на контейнерной площадке.
Таким образом, приведенный расчет ежесуточного объема ТКО основан на неверных данных о количестве и объеме контейнеров,
Кроме того, в расчете, приведенном Истцом, также как и в Протоколе разногласий отсутствуют сведения о порядке определения объема крупногабаритных отходов.
Согласно пункту 6.1 Порядка накопления размещение крупногабаритных отходов осуществляется исключительно в бункеры, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов. Запрещается размещение крупногабаритных отходов в контейнерах, предназначенных для накопления ТКО.
Как верно установлено судом первой инстанции, расчет стоимости услуг Регионального оператора проведен Истцом без учета объемов крупногабаритных отходов.
При применении способа учета в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 указанных Правил обращения с ТКО объем ТКО определяется исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно контррасчету объема ТКО, составленному Ответчиком исходя из количества и объема контейнеров по Акту об установке/замене контейнеров от 30.11.2018 и периодичности вывоза ТКО по пунктам 7.2 и 7.3 Порядка накопления ежемесячный объем ТКО, без учета КГО составит 67,35 куб.м, а ежемесячная стоимость услуг 49 817,66 руб.
В силу п. 2.14 Порядка накопления каждая контейнерная площадка на территории МКД Московской области оборудуется отдельным контейнером для сухих отходов, годных к переработке, и контейнерами для смешанных отходов.
В соответствии с п. 2.15 Порядка накопления при наличии на контейнерной площадке отдельных контейнеров для сухих и смешанных отходов мусоропровод в МКД используется только для смешанных отходов, размещаемых в отдельном пакете. Сухие отходы, годные к переработке, отдельным пакетом выносятся непосредственно на контейнерную площадку и размещаются в синем контейнере, предназначенном для раздельного накопления ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. В силу п. 3 и п. 4 указанных правил места (площадки) накопления ТКО либо создаются органами местного самоуправления, либо согласуются ими, если обязанность по их созданию возложена на иных лиц. Как следует из п. 20 и п. 21 указанных правил, места (площадки) накопления ТКО подлежат включению в соответствующий реестр.
В Реестр существующих и планируемых мест (площадок) накопления ТКО на территории городского округа Черноголовка (далее - Реестр существующих и планируемых мест (площадок) накопления ТКО), утвержденный Распоряжением администрации муниципального образования "Городской округ Черноголовка" от 22.04.2019 N 261, внесены данные о следующей контейнерной площадке:
Адрес размещения контейнерной площадки - г. Черноголовка, ул. Лесная, д.11, Геопривязка (координаты широта, долгота) - 56.014196, 38.376799, Существующая / планируемая - существующая, Балансовая принадлежность (ОМСУ, УО, прочее) - прочие, Площадь контенерной площадки (кв. м) - 10, Кол-во контейнеров (шт.) - 4.
По данным публичной кадастровой карты контейнерная площадка частично размещена на участке с кадастровым номером 50:16:0101035:21 не относящемся к объекту Истца.
Кроме того согласно Реестру существующих и планируемых мест (площадок) накопления ТКО на участке расположено 4 контейнера, соответственно не представляется возможным определить ограничение доступа третьих лиц к конкретным контейнерам.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что как жителями объекта Истца, так и третьими лицами возможно использование всех контейнеров на контейнерной площадке, что в случае установления учета по количеству и объему контейнеров приведет к неправомерному использованию контейнеров, предоставленных Истцу третьими лицами.
По состоянию на 31.05.2019 в МКД по адресу г. Черноголовка, ул. Лесная, д.11 зарегистрированы по месту нахождения 11 организаций. Перечень указанных организаций и сведения ЕГРЮЛ в отношении этих организаций приведены в Приложении N 9. По состоянию на 31.05.2019 заявки от указанных организаций на заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не поступали, договоры не заключались.
Следовательно, организации, зарегистрированные по месту нахождения в объекте Истца, неправомерно используют близлежащие контейнерные площадки, в том числе контейнеры, установленные по Акту об установке/замене контейнеров от 30.11.2018.
Как верно указал суд первой инстанции, осуществление достоверного учета объема и количества контейнеров, используемых Истцом не представляется возможным, а значит не может быть применен способ учета объема исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 15 Договора N 0088-2019/МО от 01.11.2018 подлежит изложению в соответствии с Типовым договором в следующей редакции:
15. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Исходя из учета объема на основе нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, Приложение N 1 к Договору следует изложить с учетом следующего.
В соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление нормативов накопления ТКО. Распоряжением Минэкологии МО от 01.08.2018 N 424-РМ утверждены Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области (далее - Нормативы).
Согласно нормативам для многоквартирных домов Годовой норматив накопления отходов на 1 кв. метр площади составляет 0,087 куб.м., Годовой норматив накопления крупногабаритных отходов - 0,027 куб.м.
Жилая площадь объекта Истца составляет 3 991,84 кв.м, что не оспаривается Истцом.
Следовательно, объем накопления на объекте Истца составляет:
- твердых коммунальных отходов; 347,29008 куб.м в год; 28,94084 куб.м в месяц; 0,95147 куб.м в сутки;
- крупногабаритных отходов 107,77968 куб.м в год, 8,98164 куб.м в месяц, 0,29525 куб.м в сутки - всего 455,06976 куб.м в год, 37,92248 куб.м в месяц, 1,247 куб.м в сутки.
Предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с ТКО на территории Московской области на 2019 год утверждены Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 N 690/34 "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области".
Для Ответчика предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на периоды с 01.01.2019 по 30.06.2019 и с 01.07.2019 по 31.12.2019 определены в размере 739,67 руб./куб. м с НДС.
Таким образом, ежемесячная стоимость услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Договору составит 28 050,12 руб.
Между тем, ответчик указывает, что согласно пункту 3.4 Порядка накопления необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются исходя из нормативов накопления отходов. При этом пунктами 3.1 и 3.7 Порядка накопления предусмотрено, что контейнеры для вывоза сухих и смешанных отходов должны иметь емкость от 0,7 до 1,1 куб.м. Принимая во внимание ежесуточное накопление ТКО по нормативу в объеме 0,951 куб.м и установленный в мусорокамере контейнер объемом 0,8 куб.м, необходимо установление дополнительного контейнера на площадке для обеспечения объекта Истца (установлен по Акту от 30.11.2018), а также для обеспечения раздельного сбора отходов (установлен по Акту от 30.11.2018). В приведенных условиях стоимость услуг Регионального оператора составит в месяц 49 817,66 руб., то есть в точном соответствии с расчетом исходя из объема и количества контейнеров.
Также Истец в рамках Приложения N 2 к Договору предлагает установить график вывоза ТКО из мусорокамеры 2 раза в неделю, с открытой контейнерной площадки 1 раз в неделю.
Периодичность вывоза ТКО, предложенная Истцом, судом первой инстанции правомерно не принята, поскольку противоречит действующему законодательству Российской Федерации и Соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Ногинской зоне Регионального оператора от 28.04.2018, заключенному с Министерством экологии и природопользования Московской области (далее - Соглашение).
Пунктом 5.1.45 Соглашения установлена обязанность Ответчика осуществлять сбор ТКО в местах (площадках) их накопления, в период с 7 часов 00 минут до 23 часов 00 минут.
Согласно п. 1.12. "СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и 16 пищевые отходы необходимо удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.
Как подтверждено Письмом Роспотребнадзора от 25.09.2018 N 09-8585-2018-40 "О статусе санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88" указанные санитарные правила в установленном порядке не отменялись и действуют в части и в целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64) контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Согласно п. 5.9.12 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" отходы из камер должны удаляться ежедневно.
Пунктами 7.2 и 7.3 Порядка накопления установлено, что вывоз смешанных отходов с мест их накопления осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в день, сухих - не реже 2 раз в неделю.
Пунктом 6.4 Порядка накопления предусмотрено, что вывоз крупногабаритных отходов с мест их накопления осуществляется отдельно от ТКО по мере накопления крупногабаритных отходов, но не реже 1 раза в неделю.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правильно указал, что Приложение N 1 к Договору N 0088-2019/МО от 01.11.2018 подлежит изложению в следующей редакции: Информация по предмету договора
I. Объем и место накопления твердых коммунальных отходов, N п/п - 1. Наименование объекта - жилой дом, Адрес потребителя - ул. Лесная, д. 11, Жилая площадь объекта, кв.м. - 3 991,84, Место накопления твердых коммунальных отходов - ул. Лесная д. 11, Место накопления крупногабаритных отходов - ул. Лесная, д. 11, Объем принимаемых твердых коммунальных отходов, куб.м/сутки, - ТКО - 0,951, - КГО - 0,295
Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов - ежедневно с 7:00 до 23:00, КГО по заявке в течение 24х часов
II. Информация о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) На сайте регионального оператора mo.hartiya.com.
С учетом изложенного, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2019 по делу N А40-317681/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-317681/2018
Истец: ТСЖ Дом на Лесной
Ответчик: ООО "ХАРТИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-91/20
18.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-77677/20
23.11.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-317681/18
19.02.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-91/20
29.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-50038/19
09.07.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-317681/18