г. Москва |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А40-317681/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 22.06.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Голобородько В.Я.,
судей Ядренцевой М.Д., Кочергиной Е.В.
при участии в заседании:
от истца: Воронина Е.Ю. по дов от 11.02.2020
от ответчика: Малыхин А.В. по дов от 25.11.2020
рассмотрев 15.06.2021 в судебном заседании кассационные жалобы ООО "Хартия", ТСЖ "Дом на Лесной"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021
по иску ТСЖ "Дом на Лесной"
к ООО "Хартия"
о разрешении разногласий путем утверждения пунктов договоров в редакции истца,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Дом на Лесной" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием к ООО "Хартия" о разрешении разногласий путем утверждения пунктов договоров в редакции ТСЖ "Дом на Лесной".
Решением суда от 09.07.2019 требования ТСЖ "Дом на Лесной" удовлетворены частично.
Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2019 года оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19.02.2020 года решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.07.2019 года и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2019 г. года отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Суд кассационной инстанции, направляя дело на новое рассмотрение, указал на то, что судом при рассмотрении спора не дана оценка доводам истца, который ссылался на положения пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", согласно которому регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, определенным соглашением сторон, но не превышающим утвержденных тарифов. Также судами не было рассмотрено требований о возможности включения в пункт 13 договора подпункта: "з) обеспечить беспрепятственный проезд мусоровозов/бункеровозов к контейнерным/бункерным площадкам".
Суд округа указал на необходимость соотнесения объёмов принимаемых твердых коммунальных отходов, куб.м/сутки с объёмом контейнеров, установленных в мусорокамере истца - 0,8 куб.м, а также учета факта раздельного накопления ТКО истцом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2020 г. требования ТСЖ "Дом на Лесной" удовлетворены частично. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021 решение Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2020 оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, ООО "Хартия" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на неверную оценку обстоятельств дела в части оценки справедливого распределения баланса интересов сторон, с учетом утвержденной редакции договора, просило принять новый судебный акт.
Также с кассационной жалобой об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение обратилось ТСЖ "Дом на Лесной", которое ссылалось на невыполнение судами указаний суда округа, в части исследования вопроса об объёме контейнеров для твердых коммунальных отходов, а также проверки представленного расчета стоимости оказания услуг.
В судебном заседании стороны поддержали доводы своих кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01 ноября 2018 года истцом был получен проект договора N 0088-2019/МО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - договор), предлагаемого к заключению.
В зоне деятельности истца ответчик является региональным оператором. Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса РФ, статьями 24.6 и 24.7 Федерального закона No89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктом 4 "Правил обращения с ТКО", утвержденных постановлением Правительства РФ N 1156.
По итогам рассмотрения оферты, истец, в связи с невозможностью подписания договора на предложенных ответчиком условиях, 29 ноября 2018 года направил в адрес ответчика протокол разногласий к договору на новых условиях и подписанный на условиях протокола разногласий договор.
Также истец указывал, что протокол разногласий с сопроводительным письмом был лично вручен представителю ответчика Касилину М.М.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и руководствуясь положениями статей 421, 422, 446 ГК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска.
Суд округа находит выводы судебных инстанций обоснованными.
Как установлено статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 данного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно статье 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему, в частности, при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора.
В силу положений пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в таком случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Таким образом, разрешая переданный на рассмотрение суда спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд в силу названных норм должен определить в решении и отразить в его резолютивной части, в какой редакции действуют те условия договора, по которым у сторон возникли разногласия.
Согласно пункту 4 статьи 421, пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422); договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу названных норм суд должен оценить законность и обоснованность редакций спорных условий, предложенных обеими сторонами, а также определить в решении и отразить в резолютивной части редакцию принятого судом условия, соответствующую законодательству и отвечающую балансу интересов сторон.
Разрешение судом спора об урегулировании разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Однако при согласовании разногласий сторон по спорным условиям договора следует иметь в виду, что не все условия договоров регулируются императивными нормами. Согласовывая разногласия сторон в отношении тех условий договора, редакция которых может изменяться, редактироваться, вырабатываться по взаимному соглашению сторон (то есть условий, не регулирующихся императивными нормами закона), а также условий договора, предусмотренных диспозитивной нормой закона, следует учитывать принцип свободы договора.
Следует отметить, что разрешение судом преддоговорных споров сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N11657/11, определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2017 N305-ЭС16-16501).
Принимая обжалуемые судебные акты, суды обеих инстанций исходили из того, что спорный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены законом (Федеральными законами от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг).
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.09.2018 N 1094) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Постановление N 1156) утверждены Правила обращения с ТКО, включая Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Порядок), утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - Типовой договор).
Как следует из п. 8(4) Порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно п. 8(10) Порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Проект указанного договора составляется в соответствии с Типовым договором и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Правила учета ТКО, регулирующие порядок коммерческого учета объема и или массы ТКО с использованием средств измерения (соответствующих требованиям законодательства о единстве измерения) или расчетным способом, содержат закрытый (исчерпывающий) перечень способов коммерческого учета:
1) исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
2) исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
3) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом первые два способа являются расчетными (подпункт "а" пункта 5 Правил), а использование средств измерения предусматривает только третий способ (подпункт "б" пункта 5 Правил).
Одновременно с перечнем допустимых способов учета Правила устанавливают применимость каждого способа к отношениям между различными участниками, осуществляющими накопление, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО.
Так, первые два способа подлежат применению при осуществлении расчетов с собственниками ТКО (пункт 6), третий способ - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО (пункт 9), все три способа - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 7).
Следовательно, Правила учета ТКО не допускают коммерческий учет ТКО исходя из массы, определенной с использованием средств измерения, при расчетах с собственниками ТКО.
Таким образом, налицо коллизия между обладающими равной юридической силой нормативными правовыми актами - Типовым договором, не предусматривающим ограничение собственника ТКО в выборе способа учета (пункт 15), и Правилами учета ТКО, огранивающими названного собственника в выборе одного из двух расчетных способов (пункты 5 и 6).
С учетом содержащейся в Типовом договоре (пункты 13 и 15) прямой отсылки к Правилам учета ТКО, в соответствии с которыми стороны обязаны осуществлять учет ТКО, нормы пункта 6 Правил учета ТКО являются специальными по отношению к нормам пункта 15 Типового договора.
Следовательно, при разрешении коллизии между этими нормами приоритетом обладает специальная норма в соответствии с общеправовым принципом lex specialis derogat generali, определяющим критерий выбора в случае конкуренции общей и специальной норм, регулирующих одни и те же общественные отношения.
Из изложенного следует, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил учета ТКО).
Из пункта 15 Типового договора следует, что способ учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов должен быть согласован сторонами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила коммерческого учета).
Согласно пункту 6 Правил коммерческого учета в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 указанных правил.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил коммерческого учета предусмотрены следующие способы учета: исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Истцом предложено осуществлять коммерческий учет ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование своего предложения истец ссылался на пункт 8 Правил коммерческого учета, согласно которому при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 указанных правил.
Истцом также сформулировано предложение об определении объема ТКО в Приложении N 1 к договору, равным 0,28 (куб.м/сутки). При этом приведенный в обоснование объема расчет основан на умножении объема контейнеров на количество вывозов этого контейнера в неделю, а именно 2 раза в неделю для контейнера в мусорокамере объемом 0,78 куб.м, 1 раз в неделю для контейнера на открытой контейнерной площадке объемом 0,58 куб.м.
Пунктами 7.2 и 7.3 Порядка накопления установлено, что вывоз смешанных отходов с мест их накопления осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в день, сухих - не реже 2 раз в неделю.
Пунктами 7.2 и 7.3 Порядка накопления установлено, что вывоз смешанных отходов с мест их накопления осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в день, сухих - не реже 2 раз в неделю.
Согласно п. 2.15 Порядка накопления, при наличии на контейнерной площадке отдельных контейнеров для сухих и смешанных отходов мусоропровод в МКД используется только для смешанных отходов, размещаемых в отдельном пакете. Сухие отходы, годные к переработке, отдельным пакетом выносятся непосредственно на контейнерную площадку и размещаются в синем контейнере, предназначенном для раздельного накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64), контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Также согласно п. 5.9.12 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" отходы из камер должны удаляться ежедневно.
Судами установлено, что согласно акту об установке/замене контейнеров от 30.11.2018, составленному истцом и ответчиком, на объекте истца установлены следующие контейнеры: металлический контейнер объемом 0,8 куб.м в мусорокамере, пластиковый контейнер объемом 1,1 куб.м и контейнер для раздельного сбора отходов (сетка) объемом 1,1 куб.м на контейнерной площадке.
С учетом изложенного суды установили, что объем принимаемых твердых коммунальных отходов, куб.м/сутки - ТКО-0,951, полностью соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку помимо контейнера объемом 0,8 куб. м установленного в мусорокамере, на объекте истца установлены еще два контейнера объемом 1,1 куб. м каждый, которые расположены в контейнерной площадке.
Согласно пункту 6.1 Порядка накопления размещение крупногабаритных отходов осуществляется исключительно в бункеры, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов. Запрещается размещение крупногабаритных отходов в контейнерах, предназначенных для накопления ТКО.
По результатам исследования представленных в материалы дела доказательств, суды пришли к выводу, что расчет стоимости услуг регионального оператора проведен истцом без учета объемов крупногабаритных отходов.
При применении способа учета в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 указанных Правил обращения с ТКО объем ТКО определяется исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно контрарасчету объема ТКО, составленному ответчиком исходя из количества и объема контейнеров по Акту об установке/замене контейнеров от 30.11.2018 и периодичности вывоза ТКО по пунктам 7.2 и 7.3 Порядка накопления ежемесячный объем ТКО, без учета КГО составит 67,35 куб.м, а ежемесячная стоимость услуг 49 817,66 руб.
В соответствии с п. 2.14 Порядка накопления каждая контейнерная площадка на территории МКД Московской области оборудуется отдельным контейнером для сухих отходов, годных к переработке, и контейнерами для смешанных отходов.
Согласно п. 2.15 Порядка накопления при наличии на контейнерной площадке отдельных контейнеров для сухих и смешанных отходов мусоропровод в МКД используется только для смешанных отходов, размещаемых в отдельном пакете. Сухие отходы, годные к переработке, отдельным пакетом выносятся непосредственно на контейнерную площадку и размещаются в синем контейнере, предназначенном для раздельного накопления ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. Согласно п. 3 и п. 4 указанных правил места (площадки) накопления ТКО либо создаются органами местного самоуправления, либо согласуются ими, если обязанность по их созданию возложена на иных лиц. Как следует из п. 20 и п. 21 указанных правил, места (площадки) накопления ТКО подлежат включению в соответствующий реестр.
В Реестр существующих и планируемых мест (площадок) накопления ТКО на территории городского округа Черноголовка (далее - Реестр существующих и планируемых мест (площадок) накопления ТКО), утвержденный Распоряжением администрации муниципального образования "Городской округ Черноголовка" от 22.04.2019 N 261, внесены данные о следующей контейнерной площадке: Адрес размещения контейнерной площадки - г. Черноголовка, ул. Лесная, д.11, Геопривязка (координаты широта, долгота) - 56.014196, 38.376799, Существующая / планируемая - существующая, Балансовая принадлежность (ОМСУ, УО, прочее) - прочие, Площадь контенерной площадки (кв. м) - 10, Кол-во контейнеров (шт.) - 4.
По данным публичной кадастровой карты, контейнерная площадка частично размещена на участке с кадастровым номером 50:16:0101035:21, не относящемся к объекту истца.
Кроме того, согласно Реестру существующих и планируемых мест (площадок) накопления ТКО на участке расположено 4 контейнера, соответственно не представляется возможным определить ограничение доступа третьих лиц к конкретным контейнерам.
Оценивая указанные обстоятельства, суды пришли к справедливому выводу, что как жителями объекта истца, так и третьими лицами возможно использование всех контейнеров на контейнерной площадке, что в случае установления учета по количеству и объему контейнеров приведет к неправомерному использованию контейнеров, предоставленных истцу третьими лицами.
По состоянию на 10.07.2020 в МКД по адресу г. Черноголовка, ул. Лесная, д.11 зарегистрированы по месту нахождения 11 организаций. По состоянию на 10.07.2020 заявки от указанных организаций на заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не поступали, договоры не заключались.
Следовательно, организации, зарегистрированные по месту нахождения в объекте истца, неправомерно используют близлежащие контейнерные площадки, в том числе контейнеры, установленные по акту об установке/замене контейнеров от 30.11.2018.
Таким образом, как установлено судами, осуществление достоверного учета объема и количества контейнеров, используемых истцом не представляется возможным, а значит не может быть применен способ учета объема исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Помимо установленного порядка раздельного накопления, необходимо фактическое исполнение требований такого порядка, для признания раздельного накопления организованным.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что истец не осуществляет фактический раздельный сбор отходов, что подтверждается актами о несоответствии накопления ТКО в контейнеры РСО от 26.06.2020 г., от 03.07.2020 г., от 07.07.2020 г., от 08.07.2020 г.
Согласно представленному акту от 26.06.2020 г. выявлен факт ненадлежащего накопления ТКО в контейнеры РСО: в контейнере для раздельного сбора отходов (РСО) обнаружен пакет со смешанными отходами (пищевые отходы) и защитная тканевая маска.
Согласно представленному акту от 03.07.2020 г. выявлен факт ненадлежащего накопления ТКО в контейнеры РСО: в контейнере для раздельного сбора отходов (РСО) обнаружены загрязненные упаковки продуктов питания, сумка.
Согласно представленному акту от 07.07.2020 г. выявлен факт ненадлежащего накопления ТКО в контейнеры РСО: в контейнере для раздельного сбора отходов (РСО) обнаружены загрязненные упаковки продуктов питания, несгоревшие остатки сигарет (окурки).
Согласно представленному акту от 08.07.2020 г. выявлен факт ненадлежащего накопления ТКО в контейнеры РСО: в контейнере для раздельного сбора отходов (РСО) обнаружены крупногабаритные отходы, загрязненные упаковки продуктов питания.
Таким образом, как обоснованно отметили суды, осуществление раздельного сбора отходов истцом не доказан, в связи с чем, не может быть применен способ учета объема исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В связи с вышеизложенным пункт 15 Договора 0088-2019/МО от 01.11.2018 был справедливо изложен в соответствии с Типовым договором в следующей редакции:
15. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Исходя из учета объема на основе нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, Приложение N 1 к договору следует изложить с учетом следующего.
В соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление нормативов накопления ТКО.
Распоряжением Минэкологии МО от 01.08.2018 N 424-РМ утверждены Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области (далее - Нормативы).
Согласно нормативам для многоквартирных домов Годовой норматив накопления отходов на 1 кв. метр площади составляет 0,087 куб.м., Годовой норматив накопления крупногабаритных отходов - 0,027 куб.м.
Жилая площадь объекта истца составляет 3 991,84 кв.м, что не оспаривается истцом.
Следовательно, объем накопления на объекте истца составляет: - твердых коммунальных отходов; 347,29008 куб.м в год; 28,94084 куб.м в месяц; 0,95147 куб.м в сутки; - крупногабаритных отходов 107,77968 куб.м в год, 8,98164 куб.м в месяц, 0,29525 куб.м в сутки - всего 455,06976 куб.м в год, 37,92248 куб.м в месяц, 1,247 куб.м в сутки.
Предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с ТКО на территории Московской области на 2019 год утверждены Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 N 690/34 "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области".
Согласно пункту 3.4 Порядка накопления, необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются исходя из нормативов накопления отходов. При этом пунктами 3.1 и 3.7 Порядка накопления предусмотрено, что контейнеры для вывоза сухих и смешанных отходов должны иметь емкость от 0,7 до 1,1 куб.м. Принимая во внимание ежесуточное накопление ТКО по нормативу в объеме 0,951 куб.м и установленный в мусорокамере контейнер объемом 0,8 куб.м, необходимо установление дополнительного контейнера на площадке для обеспечения объекта истца (установлен по акту от 30.11.2018), а также для обеспечения раздельного сбора отходов (установлен по акту от 30.11.2018).
Судами исследованы разногласия сторон, относительно графика периодичности вывоза ТКО, применитлеьно к соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Ногинской зоне Регионального оператора от 28.04.2018, заключенному с Министерством экологии и природопользования Московской области.
Пунктом 5.1.45 Соглашения установлена обязанность ответчика осуществлять сбор ТКО в местах (площадках) их накопления, в период с 7 часов 00 минут до 23 часов 00 минут.
Согласно п. 1.12. "СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы необходимо удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.
Как подтверждено Письмом Роспотребнадзора от 25.09.2018 N 09-8585-2018-40 "О статусе санитарных правил СанПиН 42-128-4690-88" указанные санитарные правила в установленном порядке не отменялись и действуют в части и в целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 No 64) контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Также согласно п. 5.9.12 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" отходы из камер должны удаляться ежедневно.
Пунктами 7.2 и 7.3 Порядка накопления установлено, что вывоз смешанных отходов с мест их накопления осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в день, сухих - не реже 2 раз в неделю.
Пунктом 6.4 Порядка накопления предусмотрено, что вывоз крупногабаритных отходов с мест их накопления осуществляется отдельно от ТКО по мере накопления крупногабаритных отходов, но не реже 1 раза в неделю.
С учетом изложенного, суды справедливо изложили приложение к договору N 0088-2019/МО от 01.11.2018 в следующей редакции:
Объем принимаемых твердых коммунальных отходов (куб.м/сутки)-0,951, периодичность вывоза твердых коммунальных отходов - ежедневно с 07:00 до 23:00; КГО- по заявке в течение 24 -х часов.
Разрешая настоящий спор с целью максимального соблюдения интересов сторон, суды правомерно распределили бремя ответственности и баланс взаимных прав и обязательств по договору.
Так, в части положений договора, регулирующих складирование ТКО, суды справедливо руководствовались следующим.
Пункт 3 Типового договора предусматривает определение способ складирования ТКО, в том числе крупногабаритных отходов. Распоряжением Минэкологии МО от 19.04.2018 N 159-РМ утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области (далее - Порядок накопления).
Пунктом 2.2 Порядка накопления предусмотрено, что накопление ТКО может осуществляться следующим способом:
- складирование отходов в многоквартирных домах (далее - МКД) в мусоропроводы и мусороприемные камеры (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
- накопление отходов в контейнерах и бункерах, расположенных на контейнерных площадках и предназначенных для накопления ТКО, в том числе для раздельного накопления ТКО;
- накопление крупногабаритных отходов на специальных площадках для накопления крупногабаритных отходов.
Пунктом 2.15 Порядка накопления предусмотрено, что при наличии на контейнерной площадке отдельных контейнеров для сухих и смешанных отходов мусоропровод в МКД используется только для смешанных отходов, размещаемых в отдельном пакете. Сухие отходы, годные к переработке, отдельным пакетом выносятся непосредственно на контейнерную площадку и размещаются в синем контейнере, предназначенном для раздельного накопления ТКО.
В отсутствие заявки истца с указанием способа складирования отходов ответчиком было предложено - складирование ТКО в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов, соответствующий проект договора был вручен 01.11.2018.
В заявлении об уточнении исковых требований от 18.02.2019 истцом предложено установить способ складирования отходов - в контейнер, расположенный в мусоропроводе и мусороприемной камере, в контейнер на открытой контейнерной площадке.
С учетом использования мусоропроводов и мусороприемных камер, а также с учетом использования контейнеров для раздельного сбора отходов пункт 3 договора N 0088-2019/МО от 01.11.2018 был обоснованно изложен в соответствии с Типовым договором в следующей редакции:
3. Способ складирования твердых коммунальных отходов - мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов.
По пункту 5 договора, о применении тарифа в будущих периодах согласно нормативным актам об установлении тарифов, истцом предложено заключение дополнительных соглашений к договору, в случаях издания нормативных актов, устанавливающих новые тарифы, с указанием даты начала применения указанного тарифа в таких соглашениях.
В заседании суда кассационной инстанции истец пояснил суду, что редакция истца и ответчика пункта 5 договора не является его типовой формой, поскольку конкретный размер тарифа в пункте 5 договора региональным оператором не указан. При этом истец пояснил суду, что пункт 5 договора в его редакции не является оспариванием величины установленных новых тарифов в случае издания нормативных актов об их установлении, а касается лишь порядка доведения новых тарифов до потребителя, путем заключения дополнительных соглашений к договору, с указанием величины тарифа и даты начала применения указанного тарифа в таких соглашениях.
В свою очередь ответчиком, предлагается заранее установить порядок действий сторон при изменении тарифа, не требующий заключения дополнительных соглашений.
С учетом возможности продления действия договора в отсутствии заявлений сторон о его расторжении, предусмотренной пунктом 27 Типового договора, а также с учетом отступления ответчиком от положений пункта 5 типового договора об указании конкретного размера оплаты услуг региональным оператором, предложенные истцом условия о порядке доведения новых тарифов до потребителя, путем заключения дополнительных соглашений к договору, с указанием величины тарифа и даты начала применения указанного тарифа в таких соглашениях обеспечивают правовую определенность в отношениях сторон договора и позволяют избежать споров в будущем при вступлении в силу нормативных актов, устанавливающих тарифы на будущие периоды.
Таким образом, суд первой инстанции справедливо изложил пункт 5 договора в следующей редакции:
5. Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора: в случае изменения тарифа на услугу, региональный оператор направляет в адрес потребителя дополнительное соглашение к договору N 0088-2019/МО с указанием нового тарифа и даты начала его действия на услугу регионального оператора. Дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора."
Согласно пункту 8(10) Правил обращения с ТКО Типовой договор может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Следовательно, условия Типового договора могут быть дополнены, но не могут быть изменены.
Исходя из изложенных выше обстоятельств, доводы кассационной жалобы ответчика со ссылкой на судебные акты по иным делами, во внимание приняты быть не могут, поскольку они приняты по иным фактическим обстоятельствам.
Таким образом, суд округа не находит оснований для несогласия с выводами судебных инстанций относительно справедливого и сбалансированного изложения условий спорного договора. Доводы кассационных жалоб по существу сводятся к несогласию с оценкой судами обстоятельств дела и направлены на пересмотр установленных обстоятельств, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 АПК РФ, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2020, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021 по делу N А40-317681/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
М.Д. Ядренцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 3 Типового договора предусматривает определение способ складирования ТКО, в том числе крупногабаритных отходов. Распоряжением Минэкологии МО от 19.04.2018 N 159-РМ утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области (далее - Порядок накопления).
...
С учетом возможности продления действия договора в отсутствии заявлений сторон о его расторжении, предусмотренной пунктом 27 Типового договора, а также с учетом отступления ответчиком от положений пункта 5 типового договора об указании конкретного размера оплаты услуг региональным оператором, предложенные истцом условия о порядке доведения новых тарифов до потребителя, путем заключения дополнительных соглашений к договору, с указанием величины тарифа и даты начала применения указанного тарифа в таких соглашениях обеспечивают правовую определенность в отношениях сторон договора и позволяют избежать споров в будущем при вступлении в силу нормативных актов, устанавливающих тарифы на будущие периоды."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 июня 2021 г. N Ф05-91/20 по делу N А40-317681/2018
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-91/20
18.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-77677/20
23.11.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-317681/18
19.02.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-91/20
29.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-50038/19
09.07.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-317681/18