город Ростов-на-Дону |
|
29 октября 2019 г. |
дело N А32-18173/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
п председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.
при участии:
от заявителя: представитель Орешникова Л.А. по доверенности от 01.07.2019,
от заинтересованного лица: представитель Дуванская М.Г. по доверенности от 16.10.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2019 по делу N А32-18173/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная компания "Советская Кубань" (ИНН 2333012616, ОГРН 1082333000342) к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края при участии третьих лиц: администрации Краснодарского, федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю" (ИНН 2312042708, ОГРН 1032307159521), Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, администрации муниципального образования Калининский район о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная компания "Советская Кубань" (далее - ООО "СХК "Советская Кубань") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным отказа департамента выраженного в письме от 28.03.2017 N 52-8620/17-32-20; обязании департамента подготовить, подписать и направить в адрес общества в течении 30-ти календарных дней с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0701001:18, общей площадью 2659130 кв. м, расположенного по адресу: "установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир с. Гришковское. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, р-н Калининский, в границах плана земель СПК "Советская Кубань", участок N 206", предназначенного для сельскохозяйственного производства, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, право на который подтверждается государственной регистрацией права от 25.10.2004 N 23-01/00-216/2004-399 (с учетом уточнения заиленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Краснодарского края (далее - администрация); федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю"; администрация муниципального образования Калининский район; межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.01.2019 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018 по делу N А32-18173/2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Суд округа указал, что с учетом положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-29220/2012 обстоятельства тождественности земельного участка с кадастровым номером 23:10:0701001:18 и участка площадью 265 га, ранее представленного колхозу "Советская Кубань" по договору аренды от 21.01.1999 N47, не подлежали доказыванию вновь при рассмотрении арбитражными судами настоящего дела, в котором участвуют те же лица. Суд кассационной инстанции также отметил, что не может быть признан обоснованным вывод судебных инстанций о невозможности предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:10:0701001:18 ввиду ограниченности его в обороте (в связи с наличием на нем мелиоративной системы, входящей в состав Понуро-Калининской оросительной системы).
Принятым по результатам нового рассмотрения решением от 22.08.2019 суд признал незаконным отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выраженный в письме от 28.03.2017 N 52-8620/17-32-20 и обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края подготовить, подписать и направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "СК "Советская Кубань" в течение 30-ти календарных дней с даты вступления в законную силу судебного акта проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0701001:18, общей площадью 2 659 130 кв.м, расположенного по адресу: "установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир с. Гришковское. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, р-н Калининский, в границах плана земель СПК "Советская Кубань", участок N 206".
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что при обращении в департамент общество не представило доказательств тождественности земельных участков; в департаменте план (схема) к договору аренды земельного участка отсутствует; письмом от 20.03.2017 N 52-7606/17-32-05 департамент уведомил ООО "СК "Советская Кубань" об отказе от договора аренды земельного участка от 21.01.1999 N47.
Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная компания "Советская Кубань" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам представленного отзыва, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения
Остальные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
От администрации Краснодарского края в суд поступил отзыв, в котором администрация просит решения суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - удовлетворить, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя администрации.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, судебными актами по делу N А32-29220/2012 установлены следующие обстоятельства, не подлежащие доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
На основании постановления главы Калининского района от 24.11.1998 N 435 и договора аренды от 21.01.1999 N 47 колхозу "Советская Кубань" передан в аренду для сельскохозяйственного использования сроком на 5 лет земельный участок площадью 265 га из земель ирригированного рисового фонда, в том числе 217 га орошаемой пашни (рис), 34 га под каналами, 14 га прочих земель.
Договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Калининского района 24.02.1999.
В ходе кадастрового учета земельному участку площадью 2 659 130 кв.м присвоен кадастровый номер 23:10:0701001:0018, установлено разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения).
По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:10:0701001:0018 зарегистрировано за Краснодарским краем.
Общество "СК "Советская Кубань" создано путем реорганизации в форме преобразования сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) "Советская Кубань" (до переименования - колхоз "Советская Кубань").
Из материалов настоящего дела следует, что общество неоднократно обращалось в департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка на новый срок.
Письмом от 28.03.2017 N 52-8620/17-32-20 заинтересованное лицо отказало заявителю в предоставлении земельного участка в связи с невозможностью установить тождественность земельного участка, являющегося предметом договора, и земельного участка с кадастровым номером 23:10:0701001:18.
Считая незаконным отказ в заключении договора аренды, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
На основании пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101 -ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101 -ФЗ).
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Закона N 101 -ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ)
На основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Статьей 39.17 (пункты 1 и 2) Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, когда с заявлением о его предоставлении обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 2 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Закон N 4-ФЗ) определяет понятие мелиоративных систем как комплексов взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях. Оросительная система представляет собой земельную территорию с расположенными на ней гидротехническими (водозаборные и водонапорные сооружения, каналы и трубопроводы и др.) и эксплуатационными (дороги, мосты и др.) сооружениями, обеспечивающими ее орошение. Рисовая оросительная система, предназначенная для орошения риса и сопутствующих культур севооборота, состоит из каналов оросительной и водоотводной сети, поливных карт (разделенных на чеки валиками), сооружений (водозаборов, насосных станций, отстойников), сети дорог, лесополос, оборудования и построек для нужд эксплуатации.
Государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации и на праве собственности субъекту Российской Федерации (статья 11 Закона о мелиорации).
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что судебными актами по делу N А32-29220/2012 обществу "СК "Советская Кубань" было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа департамента от 16.07.2012 в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:10:0701001:0018.
При этом, судом при разрешении спора было установлено, что находящийся в собственности Краснодарского края земельный участок площадью 265 га с кадастровым номером 23:10:0701001:0018 использовался ранее в сельскохозяйственной деятельности колхозом "Советская Кубань" (правопредшественник общества) на основании заключенного с главой Калининского района договора аренды от 21.01.1999 N 47.
Таким образом, в силу статьи 69 АПК РФ обстоятельства тождественности земельного участка с кадастровым номером 23:10:0701001:18 и земельного участка площадью 265 га, ранее представленного колхозу "Советская Кубань" по договору аренды от 21.01.1999 N 47, не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела, в котором участвуют те же лица.
Кроме того, в подтверждение идентичности земельных участков общество представило в суд дополнительное соглашение от 13.11.2012 к договору аренды от 21.01.1999 N 47 (т. 3, л. д. 39, 40), в приложении к которому указан кадастровый номер земельного участка (23:10:0701001:18) и соответствующая арендуемому ему площадь (265 га).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы департамента о том, что при обращении в департамент общество не представило доказательств тождественности земельных участков; в департаменте план (схема) к договору аренды земельного участка отсутствует.
Доводы департамента направлены на переоценку обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным актом по делу N А32-29220/2012, который существовал по состоянию на дату обращения общества в департамент с заявлением о заключении договора аренды на новый срок.
Судом также отклоняются доводы жалобы о том, что письмом от 20.03.2017 N 52-7606/17-32-05 департамент уведомил ООО "СК "Советская Кубань" об отказе от договора аренды земельного участка от 21.01.1999 N47.
Срок действия договора аренды от 21.01.1999 N 47 был определен до 21.01.2004. С учетом того, что до 21.01.2004 года не направили друг другу возражения относительно каких-либо условий договора, договор, заключенный между сторонами, был возобновлен на неопределенный срок.
02.03.2017 ООО "СК "Советская Кубань" направила в адрес Департамента заявление о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:10:0701001:18, площадью 265 га., расположенного по адресу: Краснодарский край, Калининский район, в границах плана земель СПК "Советская Кубань", участок N 206.
Таким образом, ООО "СК "Советская Кубань" реализовало свое право на заключение нового договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов на основании пп. 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, до истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка.
Уведомление о расторжении заключенного между сторонами договора аренды в адрес заявителя было направлено 20.03.2017, то есть после обращения общества с заявлением о заключении договора аренды на новый срок.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции также установил, что материалы дела не свидетельствуют о нахождении в границах испрашиваемого обществом в аренду земельного участка водных объектов общего пользования.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и расположенные под объектами гидротехнических сооружений являются ограниченными в обороте (подпункт 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, испрашиваемый обществом земельный участок с кадастровым номером 23:10:0701001:18 не может быть приобретен им в собственность, если на нем находятся объекты гидротехнических сооружений, что, однако, не исключает наличие арендных отношений применительно к такому земельному участку.
Ходатайств о назначении экспертизы стороны не заявили.
Мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорируемых землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов на мелиорируемых землях. Отдельно расположенные гидротехнические сооружения представляют собой не входящие в мелиоративные системы инженерные сооружения и устройства, обеспечивающие подъем, подачу, распределение воды, отвод вод с помощью мелиоративных систем, защиту почв от водной эрозии, противооползневую и противоселевую защиту (статья 2 Закона N 4-ФЗ).
Материалы дела не подтверждают обстоятельства нахождения на испрашиваемом обществом в аренду земельном участке принадлежащих иным лицам (в том числе, публично-правовым образованиям) объектов гидротехнических сооружений, внесенных в Российский регистр гидротехнических сооружений. Доказательства содержания мелиоративной системы, размещенной в границах спорного участка, как государственного объекта, департаментом также не представлены.
Если мелиоративная система создана для улучшения качества и обслуживания земельного участка и не обладает самостоятельным функциональным назначением, она является неотъемлемой частью такого участка.
Мелиоративная система не является объектом, самостоятельно выступающим в гражданском обороте. Наличие в границах земельного участка гидротехнических сооружений мелиоративной системы, улучшающих качество земель, и не являющихся самостоятельными объектами недвижимости, не исключает возможность предоставления земельного участка в аренду. При этом на арендаторе лежат обязанности по содержанию указанных объектов в исправном (надлежащем) состоянии и принятию мер по предупреждению их повреждения (статья 29 Закона N 4-ФЗ).
При рассмотрении дела N А32-29220/2012 судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:10:0701001:0018 входит в состав Понуро-Калининской оросительной системы (расположен в водовыделах Р-0-4, Р-0-5), включает рисовые чеки и внутрихозяйственную мелиоративную сеть, которая не является автономной (не предназначена для индивидуального использования) и проектировалась в едином комплексе Понуро-Калининской оросительной системы. Конфигурация участка с кадастровым номером 23:10:0701001:0018 идентична схеме водовыделов Р-0-4, Р-0-5 Понуро-Калининской оросительной системы (конфигурации участка и схемы совпадают).
Таким образом, земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность обществу (абзац второй пункта 2, подпункт 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса), что вместе с тем не исключает предоставление земельного участка в аренду.
В апелляционной жалобе департаментом не приведено доводов относительно невозможности предоставления земельного участка вследствие размещения на нем части оросительной системы.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка в аренду не соответствует закону и нарушает права заявителя по делу, соответственно является незаконным в силу ст.ст. 198-201 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Решение суда от 22.08.2019 об удовлетворении заявления является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2019 по делу N А32-18173/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18173/2017
Истец: ООО "Сельскохозяйственная компания "Советская Кубань"
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Администрация Калининского района, Администрация Краснодарского края, Администрация муниципального образования Калининский район, ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз"
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10397/18
29.10.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18041/19
22.08.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-18173/17
22.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10397/18
12.09.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12608/18
21.08.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6773/18
22.06.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-18173/17
21.06.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8004/18