г. Санкт-Петербург |
|
01 апреля 2024 г. |
Дело N А21-9128/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Колосовым М.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-44816/2023) Администрации МО "Гусевский ГО" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.11.2023 по делу N А21- 9128/2023, принятое
по заявлению Администрации МО "Гусевский ГО"
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области
3-е лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу
о признании бездействия незаконным, об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Гусевский городской округ" (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо), выразившегося в не внесении изменений в Государственный лесной реестр об отсутствии "городских лесов" на территории муниципального образования "Гусевский городской округ", а также об обязании Министерства внести изменения в Государственный лесной реестр об отсутствии "городских лесов" на территории муниципального образования "Гусевский городской округ".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (194021, г. Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 21 "б") (далее - Рослесхоз).
Решением суда от 16.11.2023 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Администрация просит отменить решение суда и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, оспариваемое бездействие Министерства является неправомерным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение подпункта "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 декабря 2016 года N Пр-2563 Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить установление границ лесов, расположенных на землях населенных пунктов, и внесение в Единый государственный реестр недвижимости (в том числе в реестр границ) сведений о таких лесах.
Соответствующие мероприятия по установлению границ городских лесов в Калининградской области наряду с другими муниципалитетами поручены и Администрации.
Согласно информации, содержащейся в Государственном лесном реестре (далее также - ГЛР), на территории муниципального образования "Гусевский городской округ" на площади земель населенных пунктов располагается 100 га городских лесов.
В этой связи, Администрация 25 сентября 2019 года обратилась в Северо-Западный филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" Федерального агентства лесного хозяйства с запросом о предоставлении сведений о нахождении на территории муниципального округа лесов, подпадающих под понятие "городские леса", соответствующей диспозиции статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Согласно ответу от 26 декабря 2019 года в базе данных Северо-Западного филиала ФГБУ "Рослесинфорг" такая информация о городских лесах отсутствует.
Согласно выписке из ГЛР N 28/2022, поступившей из Министерства, на территории муниципального образования "Гусевский городской округ" имеется 100 га лесов, расположенных на землях населенных пунктов.
Согласно сведениям Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) (исх. N ВС-04-27/11413 от 12 мая 2022 года), приказы о создании лесничеств на землях населенных пунктов Гусевского городского округа, занятых городскими лесами, и установлении их границ, Рослесхозом не издавались.
Действующим генеральным планом муниципального образования "Гусевский городской округ" наличие земель, занятых "городскими лесами", не предусмотрено.
Сведения о наличии городских лесов отсутствовали и в ранее принятом и действовавшем генеральном плане.
Из представленной ОГКУ Государственный архив Калининградской области копии распоряжения от 14 декабря 1983 года N 472-р исполнительного комитета Калининградского областного Совета народных депутатов, которым утвержден генеральный план, совмещенный с проектом детальной планировки города Гусева и приложенных документах, а именно, выписках из протоколов N 3 и N 4 от 14 апреля 1983 года отдела по делам строительства и архитектуры Калининградского областного Совета народных депутатов, сведения о наличии городских лесов в границах города Гусева отсутствуют.
Согласно статье 83 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, осуществляют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений.
На территории Калининградской области таким органом является Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, и по этому основанию 09 марта 2023 года Администрацией в адрес заинтересованного лица направлен запрос с просьбой о проведении административного обследования лесов, расположенных по информации ГЛР на территории Гусевского городского округа, с целью установления фактического наличия или отсутствия таких лесов, определения их количественного и качественного состава, установления границ и географического расположения в пределах территории городского округа.
Письмом от 05 мая 2023 года Министерство сообщило, что в соответствии с пунктом 2 Правил проведения административного обследования лесов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июля 2021 года N 1112, обследование лесов, расположенных на землях населенных пунктов, не входит в полномочия Министерства и является прерогативой органа местного самоуправления.
В дальнейшем, Администрацией был направлен запрос в ППК "Роскадастр", в соответствии с ответом на который по сведениям ЕГРН в границах населенных пунктов Гусевского городского округа отсутствуют земельные участки с видом разрешенного использования "под лесами", "под городскими лесами".
Администрацией 18 апреля 2023 года на основании статьи 90.1 ЛК РФ, остановления Правительства Российской Федерации от 03 июля 2021 года N 1112 "Об утверждении правил проведения административного обследования лесов", Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", распоряжения Администрации от 14 апреля 2023 года N 19 - р "О создании рабочей группы по проведению административного обследования лесов, расположенных на землях муниципального образования "Гусевский городской округ" (городских лесов)", проведено административное обследование, по результатам которого составлен акт административного обследования от 18 апреля 2023 года N 1 по факту отсутствия на землях населенных пунктов, расположенных на территории "Гусевского городского округа", городских лесов.
На основании вышеуказанного акта административного обследования был составлен акт от 19 апреля 2023 года N 1 несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
В последующем, 26 апреля 2023 года копия распоряжения администрации от 14 апреля 2023 года N 191-р "О создании рабочей группы по проведению административного обследования лесов, расположенных на землях муниципального образования "Гусевский городской округ" (городских лесов)", акт административного обследования от 18 апреля 2023 года N 1, акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 19 апреля 2023 года N 1, были направлены в Министерство для внесения изменений в ГЛР в части отсутствия на территории "Гусевского городского округа" "городских лесов".
Однако 16 июня 2023 года Администрацией получен отказ Министерства во внесении изменений в ГЛР на основании приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение", в соответствии с которым акт административного обследования лесов не является основанием для внесения или изменения информации в ГЛР.
Не согласившись с указанным бездействием Министерства по невнесению изменений в Государственный лесной реестр об отсутствии "городских лесов" на территории муниципального образования "Гусевский городской округ", Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно положениям части 1.1 статьи 84 ЛК РФ с 01 января 2022 года органы местного самоуправления наделены полномочиями по принятию решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, установлению их границ.
По правилам статьи 83 ЛК РФ полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Калининградской области, возложены на Министерство.
В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр (ГЛР) представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В ГЛР содержится информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, в том числе о лесах, расположенных на землях населенных пунктов (городские леса).
Документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, является первичная документация, поименованная в пункте 2.2.9 Перечня, утвержденного приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение", то есть лесоустроительная документация.
Судом установлено, что в 2003 году в рамках проведения лесоустроительных работ ФГУП "Северо-Западное Государственное лесоустроительное предприятие" в отношении ФГУ "Гусевский лесхоз" выполнены мероприятия по лесоустройству лесов, в том числе по распределению лесного фонда по органам управления лесным хозяйством.
Органом управления лесным хозяйством в лесах, расположенных на землях городских поселений, ранее являлся Гусевский административный район.
По состоянию на 2003 год лесной фонд лесхоза представлен только лесами I группы, где в соответствии с выполняемыми ими функциями они разделены на категории защитности:
1. Леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов - лесопарковая часть лесов зеленой зоны (лесопарковая часть) город Гусев. Основание: постановление СМ РСФСР от 20 января 1950 года N 351, решения Калининградского облисполкома от 07 мая 1966 года N 140 и от 08 апреля 1967 года N 104;
2. Защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей и тд.
Следовательно, на территории Гусевского административного района выделены городские леса площадью 100 га на основании сведений учета лесного фонда (Инструкция о порядке ведения государственного учета лесного фонда от 30 мая 1997 года N 72), что подтверждается фрагментом из пояснительной записки лесоустройства.
Заинтересованное лицо обратило внимание, что в настоящее время в Министерстве отсутствует картография установленных городских лесов по материалам лесоустройства 2002 - 2003 годов.
Более того, распределение площадей лесов, расположенных на землях населенных пунктов (городские леса), согласовано заместителем руководителя Комитета по земельным ресурсам Калининградской области и руководителем районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, что подтверждается актом согласования площадей.
Согласно части 2.1 статьи 91 ЛК РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При таком положении, по состоянию на 01 января 2023 года по форме N 3 ГЛР площадь лесов, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования "Гусевский городской округ", составляет 100 га.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что правовые основания для исключения сведений о лесах, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования "Гусевский городской округ", отсутствуют.
В отношении отказа Министерства во внесении изменений в ГЛР на основании представленного Администрацией акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, утвержденного Администрацией после проведения административного обследования лесов, судом правомерно установлено следующее.
Согласно пункту 4.3 приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, или лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом, в случае выявления несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года N 122.
Следовательно, административное обследование лесов проводится систематически для исследования состояния лесов, их количественных и качественных характеристик наличия древесной растительности, просек, болот, прогалин и т.д. Для проведения такого обследования должны быть определены земельные (лесные) участки, на которых расположены леса. Проведение административного обследования лесов на территории населенных пунктов муниципального образования в соответствии со статьей 84 ЛК РФ относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Между тем, подготовленный Администрацией акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию не является документом для внесения Министерством изменений в ГЛР в части отсутствия земельных участков "городских лесов" площадью 100 га.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 16 ноября 2023 года по делу N А21-9128/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9128/2023
Истец: Администрация МО "Гусевский ГО"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу