город Томск |
|
4 апреля 2024 г. |
Дело N А27-16954/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Кривошеиной С.В.,
Михайловой А.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-1731/24), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.02.2024 по делу N А27-16954/2023 (судья Гатауллина Н.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (ОГРН 1024200706518, ИНН 4208010750) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН 1024200702360; ИНН 4207010740) о признании незаконным решения от 20.04.2023 N420422400013106 третье лицо: Акимова Екатерина Алексеевна
При участии в судебном заседании:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - заявитель, ООО "Прогресс") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - заинтересованное лицо, Фонд, ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу) от 20.04.2023 N 420422400013106 о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Акимова Екатерина Алексеевна (далее - Акимова Е.А., третье лицо).
Решением суда от 06.02.2024 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Фонд социального страхования просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Общество в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу в период с 01.07.2022 по 30.09.2022 проведена выездная проверка полноты и достоверности сведений и документов, представляемых страхователем для назначения и выплаты обеспечения по страхованию ООО "Прогресс".
По результатам проверки 20.03.2023 составлен акт.
На основании акта проверки Фондом вынесено решение от 20.04.2023 N 420422400013106, которым страхователю предложено возместить расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с представлением страхователем недостоверных сведений и документов или сокрытием сведений, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения либо на исчисление размера страхового обеспечения, в сумме 93555,37 руб., в том числе расходы в связи с осуществлением почтового перевода для перечисления пособия через организацию федеральной почтовой связи в размере 3250,96 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Прогресс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд отметил, что поскольку наличие реальных трудовых правоотношений между страхователем и застрахованным лицом доказано (в достаточной степени не опровергнуто), а наступление страхового случая документально подтверждено, то в данной ситуации выплата Акимовой Е.А. социального обеспечения является правомерной. Оснований для возмещения обществом излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения не имеется.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
На основании части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Из положений статьи 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" урегулированы правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Часть 1 статьи 1 Федерального закона N 255-ФЗ определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам. Пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По общему правилу страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (частей 1, 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 2.2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно подпунктам 4, 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, страховщики обязаны обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
Исходя из норм Федерального закона N 165-ФЗ и Постановления фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования", выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что пособие по беременности и родам является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В статье 4 Федерального закона N 81-ФЗ определено, что выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Нормой части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. В случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию (статья 8 Федерального закона N 81-ФЗ).
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно трудовому договору от 01.08.2022 N 3 и приказа о приеме работника на работу от 01.08.2022 N1- К Акимова Е.А. принята в ООО "Прогресс" на должность финансового директора для выполнения трудовой функции: выстраивание устойчивой и прозрачной корпоративной системы по управлению финансами, на неопределенный срок, на основное место работы 01.08.2022.
С 12.09.2022 Акимовой Е.А. предоставлен отпуск по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности N 910131442782 и приказа N1 от 12.09.2022.
ООО "Прогресс" была представлена вся первичная документация, подтверждающая фактическую трудовую деятельность Акимовой Е.А. в должности финансового директора.
Также для подтверждения фактического трудоустройства и работы страхователем была представлена должностная инструкция финансового директора, трудовая книжка ТК-У N 7826840 Акимовой Е.А., справка от ООО "Прогресс" о том, что за период работы, предшествующий декретному отпуску финансовым директором Акимовой Е.А., разработана стратегия развития компании на 2023 финансовый год, расчетные листки за август 2022 г., и сентябрь 2022 г.; табели учета рабочего времени за август 2022 г. и сентябрь 2022 г., трудовой договор от 01.08.2022 N 3 и приказ о приеме работника на работу от 01.08.2022 N 1-К Акимова Е.А.
Наличие экономического образования подтверждено дипломами бакалавра и магистра.
Согласно пункту 1 статьи 9 ФЗ N 129 "О бухгалтерском учете", каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Согласно пункту 1 статьи 6 ФЗ N 98 "О коммерческой тайне", обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну.
Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.
Между тем, следуя материалам дела, проверяющим органом, не было направлено мотивированного требования о предоставлении расчетной части проекта и иных документов, содержащих коммерческую тайну.
Как пояснили заявитель и третье лицо, Акимовой Е.А. была разработана стратегия развития компании на 2023 финансовый год. Были подготовлены необходимые документы для ООО "Прогресс", связанные с осуществлением стратегии. В полномочия Акимовой Е.А., не входило непосредственная реализация данной стратегии, в связи с чем, ее реализация началась после ухода Акимовой Е.А. в декретный отпуск.
В подтверждении данного факта представлено решение о смене основного вида деятельности от 13.01.2023; лист записи из ЕЕРЮЛ; акт приема-передачи предмета лизинга по договору лизинга N 2589/2023 от 25.01.2023; выписка из электронного паспорта транспортного средства 164302055365910; расчетная часть проекта. Отсутствие подписи в расчетной части проекта вопреки позиции Фонда не свидетельствует о невыполнении работником своих трудовых функций.
Таким образом, обществом представлены доказательства фактического осуществления работником трудовой деятельности и исполнения возложенных на нее обязанностей, получения работником заработной платы за выполненную работу в установленном размере, наступления страхового случая.
С учетом изложенного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимной связи и в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции также полагает, что вопреки мнению Фонда, в данном случае не представлено достаточных доказательств, позволяющих прийти к выводу о том, что со стороны заявителя имеет место злоупотребление правом и создание искусственной ситуации по фиктивному трудоустройству Акимовой Е.А. для получения средств обязательного социального страхования, представление недостоверных сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом, соответствующего вида пособий или исчисление его размера.
Выводы Фонда относительно принятия работника незадолго до наступления страхового случая не свидетельствует о создании обществом искусственной ситуации получения оплаты в виде пособия по беременности и родам.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно учтено, что согласно положениям статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
Возникшие у Фонда сомнения в фактическом исполнении Акимовой Е.А. носят предположительный характер и опровергаются документами, представленными заявителем.
Поскольку действующее законодательство не ставит выплату социального обеспечения в зависимость от того, какой срок работник отработал до наступления страхового случая, и от срока беременности на дату принятия на работу, суд апелляционной инстанции соглашается, что сам факт принятия работника незадолго до наступления страхового случая не может принят как создание страхователем искусственной ситуации, направленной на неправомерное возмещение денежных средств обязательного социального страхования, в отсутствие доказательств создания такой ситуации.
Вопрос о соответствии квалификации работника занимаемой им должности решается работодателем самостоятельно. Доказательств, подтверждающих несоответствие Акимовой Е.А. занимаемой должности, либо отсутствия у нее опыта и знаний, соответствующих объему требований, необходимых для выполнения ею соответствующих обязанностей, Фондом не представлено.
Довод Фонда о том, что после ухода Акимовой Е.А. в отпуск по беременности и родам должность финансового директора осталась вакантной не имеет правового значения при установлении факта исполнения ею своих трудовых обязанностей в спорный период. Кроме того, штатная единица не упразднена.
Также как верно отмечает суд, целесообразность принятия новых работников, определения порядка распределения должностных обязанностей между работниками является прерогативой работодателя и не входит в компетенцию Фонда.
Наличие одинаковых фамилий и места регистрации у директора ООО "Прогресс" Акимова К.С. и финансового директора Акимовой Е.А., также никаким образом не свидетельствует об отсутствии фактического исполнения трудовых обязанностей Акимовой Е.А.. равно как и не свидетельствует об умышленном создании обществом искусственной ситуации для возмещения средств фонда.
Законодательный запрет на прием на работу лиц, находящихся в родственных (брачных) отношениях с работодателем не установлен. Сам по себе факт аффилированности работодателя и работника не может являться безусловным основанием для признания фиктивности трудоустройства, поскольку действующим законодательством прием на работу родственников, а конкретно в данном случае жены, не запрещен.
Со стороны Фонда не представлено каких-либо достаточных доказательств, позволяющих усомниться в достоверности вышеприведенных обстоятельств и подтверждающих эти обстоятельства документов. Имеющиеся в материалах дела документы не оспорены лицами, участвующими в деле, об их фальсификации в установленном процессуальным законом порядке (статья 161 АПК РФ) заявлено не было. Иных оснований для возмещения страхователем расходов Фондом не приведено.
С учетом изложенного коллегия суда также приходит к выводу, что предпринимателем были соблюдены требования, необходимые для получения средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию, представлены доказательства для выделения средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в полном объеме. Доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Иное толкование Фондом положений действующего законодательства не свидетельствует о судебной ошибке. Принимая во внимание конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что Фонд не доказал обоснованность заявленных требований и доводов апелляционной жалобы; приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.02.2024 по делу N А27-16954/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16954/2023
Истец: ООО "ПРОГРЕСС"
Ответчик: Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Кемеровской области-Кузбассу
Третье лицо: Акимова Екатерина Алексеевна