г. Санкт-Петербург |
|
26 ноября 2019 г. |
Дело N А42-7352/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30368/2019) ООО "АЛЬЯНС ПЛЮС" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.09.2019 по делу N А42-7352/2019 (судья Карачева А.Е.), принятое
по заявлению Прокуратуры города Апатиты Мурманской области
к ООО "Альянс Плюс"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Исполняющий обязанности прокурора города Апатиты Мурманской области (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Альянс Плюс" (далее - Общество, ООО "Альянс Плюс") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 10.09.2019 заявление удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что Общество является образовательной организацией.
Участники процесса, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем, дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
ООО "Альянс Плюс" является держателем лицензии N 93-12 на осуществление образовательной деятельности по указанным в приложении (приложениях) образовательным программам, выданной Министерством образования и науки Мурманской области 28.03.2012.
17.06.2019 на основании решения заместителя прокурора г. Апатиты N 106 от 05.06.2019, изданного во исполнение задания Прокуратуры Мурманской области N 07-42-2019 от 03.04.2019, в период с 05.06.2019 по 04.07.2019 проведена проверка исполнения ООО "Альянс Плюс" лицензионного законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при подготовке и обучению водителей.
В ходе проверки, проводимой в присутствии законного представителя Общества, с применением средств фотофиксации, осуществлен осмотр автодрома (кадастровый номер земельного участка 51:14:0010404:86), расположенного по адресу: ул. Промышленная, г. Апатиты, Мурманская обл.
Осмотром установлено, что территория автодрома ООО "Альянс Плюс" оборудована сооружениями для обучения основным навыкам вождения учащихся Общества, а именно:
- на земельном участке с кадастровым номером 51:14:0010404:86, расположен эстакадный мост, разметка с конусами для выполнения упражнения "Разворот", разметка с конусами для выполнения упражнения "Парковка", разметка с конусами для выполнения упражнения "Гараж", разметка с конусами для выполнения упражнения "Змейка", разметка с конусами для выполнения упражнения "Параллельная парковка", разметка с конусами для выполнения упражнения "Поворот".
Также проверкой установлено, что теоретическая подготовка водителей осуществляется в учебных классах, расположенных по адресу: Мурманская обл., г.Апатиты, ул. Космонавтов, д. 10, практические навыки вождения и выполнение обязательных упражнений осуществляются на территории автодрома (закрытой площадки), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 51:14:0010404:86 (ул. Промышленная, г. Апатиты, Мурманская обл.), используемого ООО "Альянс Плюс" на основании договора аренды земельного участка N 1538 от 05.02.2015, заключенного с Комитетом по управлению имуществом Администрации города Апатиты сроком с 05.02.2015 по 13.12.2019.
Результаты осмотра отражены в соответствующем акте от 17.06.2019, результаты проверки - в справке (акт) проверки от 17.06.2019 с приложенной к нему фототаблицей.
В ходе проверочных мероприятий прокуратурой г. Апатиты также направлен запрос в уполномоченные органы, во исполнение которого, Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в городе Апатиты, городе Кировске и Ковдорском районе письмом от 30.05.2019 сообщено, что санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии (несоответствии) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам автодромов субъекту деятельности ООО "Альянс Плюс" не выдавалось.
Также Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г.Апатиты и г.Кировска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий по Мурманской области представлены сведения (письмо N 299-2-6-11 от 29.05.2019) согласно которым, ООО "Альянс Плюс" заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты (автодрома) требованиям пожарной безопасности не выдавалось.
Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения 02.07.2019 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Обществу вменено нарушение подпунктов "ж", "з" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение N 966), выразившееся в отсутствии у лицензиата заключения о соответствии объекта автодрома (закрытой площадки), расположенного по адресу: ул.Промышленная, г. Апатиты, Мурманская обл. (кадастровый номер 51:14:0010404:86), обязательным требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции посчитал доказанными вмененные нарушения, в связи с чем пришел к выводу о наличии состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и привлек Общество к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к статье 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом данного правонарушения является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.
Объективную сторону данного правонарушения образуют нарушения условий осуществления конкретного вида лицензируемой деятельности, которые законодательством Российской Федерации отнесены к числу грубых нарушений таких условий. При этом субъектом данного правонарушения является лицо, имеющее лицензию на осуществление соответствующего вида лицензируемой деятельности и осуществляющее такую деятельность.
В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность), установлен в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с подпунктами "ж", "з" пункта 6 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966, к лицензионным требованиям относится, в том числе:
- наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Несоблюдение данного требования, исходя из подпункта "а" пункта 9 Положения о лицензировании относится к числу грубых нарушений лицензионных требований и условий.
При этом, подпунктом "ж" пункта 10 Положения N 966 определено, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие документы (копии документов) и сведения: реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если соискателем лицензии является образовательная организация).
В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Согласно части 2 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления, в том числе образовательного вида деятельности.
В соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 1 Требований к техническим средствам контроля знаний и навыков управления транспортными средствами кандидатов в водители, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами": "автодром" - комплекс технических средств и сооружений, предназначенный для обучения вождению и (или) проведения экзаменов по первоначальным навыкам управления транспортными средствами и обустроенный в этих целях стационарным оборудованием и разметкой для выполнения испытательных упражнений кандидатами в водители; "закрытая площадка" - участок местности с твердым покрытием, ограниченный для движения транспортных средств и пешеходов, обустроенный съемным оборудованием и временной разметкой для выполнения испытательных упражнений кандидатами в водители.
В рассматриваемом случае, расположенный на арендованном земельном участке автодром, является сооружением, используемым для обучения кандидатов в водители практическим навыкам вождения, и на него распространяются требования подпунктов "ж", "з" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 года N 966.
В силу подпункта "а" пункта 9 Положения N 966 к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.
При этом, как установлено частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Как следует из объяснений генерального директора ООО "Альянс Плюс", изложенных в постановлении, Общество осуществляет образовательную деятельность по подготовке водителей автотранспортных средств на следующие категории: "А", "А1", "В", и переподготовки с категории "В" на "С", с "С" на "D", в "В" на "С1", согласно приложению к лицензии.
Факты осуществления ООО "Альянс Плюс" теоретической подготовки кандидатов в водители (ученики) в помещении, расположенном по адресу: Мурманская обл., г. Апатиты, ул.Космонавтов, д. 10, а также отсутствия санитарно-эпидемиологического заключения на данный объект, письменно подтверждены генеральным директором при проведении проверки.
Практические же занятия выполняются на автодроме (закрытой площадке), расположенном по адресу: ул. Промышленная, г. Апатиты, Мурманская обл. (кадастровый номер земельного участка: 51:14:0010404:86) и соответственно в городе.
Как верно отметил суд первой инстанции, совокупностью вышеприведенных положений действующего законодательства, обязательного к соблюдению при осуществлении лицензионного вида деятельности, установлена обязанность лицензиата по осуществлению образовательных услуг по месту осуществления указанной деятельности, обеспечивающем безопасность проведения обучения, посредством получения заключений уполномоченных органов о соответствии такого объекта требованиям пожарной безопасности и санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества.
Таким образом, территория автодрома (закрытой площадки), расположенного ул. Промышленная, г. Апатиты, Мурманская обл. (кадастровый номер 51:14:0010404:86), является местом оказания образовательных услуг, что свидетельствует о необходимости получения лицензиатом заключений уполномоченных органов, подтверждающих безопасность такого объекта при осуществлении образовательной деятельности.
Представленные в материалы дела заключения о соответствии объекта защиты обязательных требований пожарной безопасности N 0010997 от 13.12.2011 и санитарно-эпидемиологические заключения N 51.02.09.114.М.000050.03.07 о 06.03.2007 и N 51.02.09.114.М.000049.03.07 от 06.03.2007 о соответствии используемого Обществом, в целях предоставления образовательных услуг, автодрома требованиям вышеприведенного законодательства, не свидетельствуют, поскольку выданы в отношении места осуществления лицензируемого вида деятельности: Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Космонавтов, д. 10.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ)
Учитывая изложенное, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства (акт осмотра от 17.06.2019, справка (акт) проверки от 17.06.2019 с приложенной фототаблицей; постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.07.2019; объяснения генерального директора от 02.07.2019), суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о виновном совершении правонарушения заинтересованным лицом. В данном случае апелляционный суд учитывает, что выдача лицензии означает возложение на лицензиата повышенных требований государства к определенному виду деятельности, выраженных в виде лицензионных требований и условий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях организации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о том, что Общество не является образовательной организацией, рассмотрены и отклонены апелляционным судом, как противоречащие положениям пунктов 2.1, 2.2 его Устава, а также содержанию выданной ему лицензии.
Согласно пункту 2.1 Устава ООО "Альянс Плюс" целью деятельности Общества является получение прибыли.
2.2 Устава основными видами деятельности Общества в том числе являются:
- обучение водителей транспортных средств;
- образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки.
При этом материалами дела подтверждается, что услуги по обучению заинтересованное лицо осуществляет на платной основе на основании выданной ему лицензии.
Следовательно, деятельность организации в соответствии с ее уставом имеет экономическое содержание, поскольку являясь некоммерческой организацией, заинтересованное лицо для достижения своих целей осуществляет деятельность, приносящую доход.
Следовательно, совершенное заинтересованным лицом противоправное деяние может быть квалифицировано по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек. Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ КоАП РФ предусматривает наложение штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Суд первой инстанции при назначении наказания учел все обстоятельства дела, в том числе характер и степень общественной опасности, отсутствие сведений о привлечении Общества ранее к административной ответственности за аналогичные нарушения, отнесение Общества к субъектам малого предпринимательства, и пришел к выводу о возможности назначения наказания в виде административного штрафа ниже низшего размера, определенного санкцией указанной статьи, в размере 50 000 рублей.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное подателю жалобы наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.09.2019 по делу N А42-7352/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7352/2019
Истец: Прокуратура города Апатиты Мурманской области
Ответчик: ООО "АЛЬЯНС ПЛЮС"