г. Санкт-Петербург |
|
22 ноября 2019 г. |
Дело N А42-1085/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Царевым ИИ
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-19491/2019, 13АП-19644/2019) Департамента Росгидромета по СЗФО, Двинско-Печорского БВУ на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.05.2019 по делу N А42-1085/2019, принятое
по заявлению ПАО "МУРМАНСКАЯ ТЭЦ"
к 1) Департаменту Росгидромета по СЗФО; 2) Двинско-Печорскому БВУ
о взыскании
установил:
публичное акционерное общество "Мурманская ТЭЦ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к ДвинскоПечорскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Мурманской области (далее - Двинско-Печорское БВУ, Отдел), Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному Федеральному округу (далее - Департамент Росгидромета, Департамент) об оспаривании отказов в утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, изложенных в письмах от 18.01.2019 N 98, от 29.12.2018 N 03/1359, и обязании Департамента Росгидромета согласовать нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих со сточными водами в реку Роста (выпуск N 3 для ПАО "Мурманская ТЭЦ", заявление от 12.11.2018 2694-05/01), Отдела - в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда от 21.05.2019 заявление удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Двинско-Печорское БВУ и Департамент обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда от 21.05.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Департамента, заявленный иск рассмотрен судом с нарушением правил подсудности, поскольку местонахождением Управления является город Архангельск, местонахождением Департамента - город Санкт-Петербург. Кроме того, Департаментом было правомерно отказано в согласовании проекта в утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты ввиду непредставления справки ФГУБ "Мурманское УГМС" N 60- 23-6451 от 19.12.2017.
Двинско-Печорского БВУ полагает, что Отделом процедура по утверждению НДС выполнена в соответствии с требованиями действующего Административного регламента в полном объеме и без нарушения сроков предоставления государственной услуги.
Определением апелляционного суда от 09.10.2019 производство по настоящему делу приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Северо-Западного округа кассационной жалобы по делу N А42-1086/2019.
Определением от 13.11.2019 производство по настоящему делу возобновлено, назначено судебное заседание.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Общество обратилось в Двинско-Печорское БВУ с заявлением от 13.11.2018 об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в реку Роста от 12.11.2018 N 2694-05/01.
Двинско-Печорское БВУ письмом от 18.01.2019 N 98 отказало обществу в утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, мотивировав свой отказом ссылкой на приказ Департамента Росгидромета от 29.12.2018 N 03/1359.
Как следует из приказа Департамента Росгидромета от 29.12.2018 N 03/1359, отказ в согласовании Проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих со сточными водами в реку Роста для ПАО "Мурманская ТЭЦ" обусловлен отсутствием в материалах проекта подтверждения гидрологической характеристики реки Роста на участке существующего выпуска сточных вод, указанной в разделе 7 (стр. 10 проекта).
Полагая отказы Департамента Росгидромета и Двинско-Печорское БВУ незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, признав необоснованными отказы в утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
В соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности (части 1 и 2 статьи 19 Закона N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 утвержден Порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, в котором закреплено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Согласно пункту 5 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Минприроды России от 02.06.2014 N 246 (далее - Административный регламент) государственная услуга по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей предоставляется территориальными органами Росводресурсов по согласованию с соответствующими территориальными органами Росгидромета, Роспотребнадзора, Росрыболовства и Росприроднадзора.
В соответствии с пунктом 6 Административного регламента результатами предоставления государственной услуги являются: утверждение норматива допустимых сбросов приказом территориального органа Росводресурсов и выдача заверенной копии приказа территориального органа Росводресурсов об утверждении норматива допустимых сбросов заявителю либо предоставление заявителю мотивированного отказа в утверждении норматива допустимых сбросов.
Пунктом 9 Административного регламента предусмотрено, что для утверждения НДС Заявитель представляет в территориальный орган Росводресурсов письменное заявление либо заявление в электронной форме с использованием Единого портала. К заявлению прилагаются следующие документы Заявителя на бумажном носителе и CD-дисках, необходимые для предоставления государственной услуги (далее -документы Заявителя): а) пять экземпляров проекта НДС, содержащего: ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных вод, в том числе дренажных вод, с указанием сведений (расстояния от устья (для водотоков) и географических координат) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных вод, фонового створа, расстояния от места сброса до фонового створа; план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений; данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные, воды; данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки; данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам; водохозяйственный баланс водопользования; гидрологическую и гидрохимическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных, вод, полученную в соответствии с пунктом 11 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333 (далее - Методика); данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в том числе дренажных, вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом лаборатории; по данным аккредитованных в установленном порядке юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей; данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС в соответствии с пунктом 11 Методики; данные о расходе сточных, в том числе дренажных, вод отдельно по каждому выпуску сточных, в том числе дренажных, вод, с характеристикой типа выпуска сточных, в том числе дренажных, вод; перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных вод; расчет НДС в соответствии с Методикой; результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с пунктами 1 - 8 приложения 1 к Методике, для каждого выпуска сточных, в том числе дренажных, вод; б) пять экземпляров заполненных в соответствии с Приложением 2 к Методике данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет.
Согласно пункту 10.2 Административного регламента запрещается требовать от Заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, и настоящим Административным регламентом.
Основанием для отказа в утверждении НДС является несоответствие проекта НДС положениям Методики и (или) мотивированный отказ в согласовании проекта НДС от одного или нескольких согласующих уполномоченных органов исполнительной власти (пункт 12.2 Административного регламента). Мотивированный отказ в утверждении НДС с перечислением несоответствий Методике и (или) приложением копий отказов в согласовании от согласующих уполномоченных органов исполнительной власти передается лично в руки Заявителю или его представителю (по доверенности) либо отправляется по почте в адрес Заявителя в течение 45 рабочих дней с момента регистрации в уполномоченном территориальном органе Росводресурсов документов заявителя.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа Департамента Росгидромета в согласовании заявителю НДС послужило отсутствие подтверждения гидрологической характеристики реки Роста на участке существующего выпуска сточных вод, указанной в разделе 7, стр. 10 проекта. Департамент полагает, что в соответствии с пунктом 14.1 Методики проект НДС должен содержать гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных вод по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики.
Основанием для отказала также послужило отсутствие в пояснительной записке к водохозяйственному балансовому расчету по источникам теплоснабжения ПАО "Мурманская ТЭЦ" на 2018 год (приложение 4 проекта) в расчете среднегодового объема поверхностных сточных вод, образующихся на площадке в период выпадения дождей и таяния снега, ссылки на источник и подтверждение используемых метеорологических данных (слой осадков за теплый и холодный период года). По мнению Департамента, при расчете объемов ливневого и талого стока необходимо использовать метеорологические данные, полученные в соответствии с пунктом 11 Методики.
Пунктом 14.1 Методики предусмотрено, что проект НДС за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14.2 и главой X Методики, должен содержать: ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в том числе дренажных вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных вод; план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений; данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные воды; данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки; данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам; водохозяйственный баланс водопользования; гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных вод по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики; данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в том числе дренажных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (центра); данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 23 Методики) по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики; данные о расходе сточных, в том числе дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных, в том числе дренажных вод с характеристикой типа выпуска сточных, в том числе дренажных вод; перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных вод; расчет НДС в соответствии с настоящей Методикой; результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с пунктами 1 - 8 приложения 1 к настоящей Методике. Также должны быть представлены данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый из пяти лет), заполненные в соответствии с Приложением 3 к настоящей Методике.
В пункте 11 Методики установлено, что исходная информация для разработки проекта НДС запрашивается водопользователем:
в управлениях по гидрометеорологии по мониторингу окружающей среды Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды или в организациях, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (в части получения информации о количественных и качественных характеристиках водного объекта - приемника сточных вод, а также метеорологических данных);
в территориальном органе Федерального агентства по рыболовству (в части получения информации о рыбохозяйственном значении и категории водного объекта - приемника сточных вод.
Судом установлено, что Общество в соответствии с пунктом 11 Методики принимало меры по надлежащему получению метеорологических данных о среднем количестве осадков за теплый и холодный периоды, принятых для расчета НДС, а также гидрологической характеристики водного объекта. Эти данные были представлены заявителю органом, уполномоченным на предоставление соответствующей информации - филиалом ФГБУ "Мурманское УГМС (входит в структуру Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) в виде ответа от 03.09.2018 N 60-23-4319 и ответа от 19.12.2017 N 60-23-6451, и использованы заявителем для гидрологической характеристики и расчета водохозяйственного баланса.
В разделе 7 "Гидрологическая характеристика" отмечено, что гидрологическая характеристика водного объекта - р. Роста на участке выпуска сточных вод N 3 отсутствует (письмо ФГБУ "Мурманское УГМС" N 60-23-4317 от 03.09.2018, приложено в разделе дополнительная документация).
Таким образом, заявитель представил необходимые документы в соответствии с перечнем, установленным пунктом 9 Административного регламента, пунктами 11 и 14.1 Методики. При этом, суд сделал обоснованный вывод о том, что нормативными актами на водопользователя не возложена обязанность по предоставлению в составе проекта нормативов допустимых сбросов метеорологической информации в виде отдельного документа либо обязанность сделать в проекте соответствующие ссылки на такой документ.
Судом также установлено, что при направлении проектных материалов на согласование заявитель в соответствии с пунктом 11 Методики получил метеорологические данные о среднем количестве осадков за теплый и холодный периоды для расчета нормативов допустимых сбросов, которые были представлены органом, уполномоченным на предоставление соответствующей информации, - филиалом ФГБУ "Мурманское УГМС", входящим в структуру Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, указанные данные были использованы заявителем для расчета водохозяйственного баланса. Суд обоснованно исходили из того, что заявитель представил в Двинско-Печорское БВУ весь пакет документов, необходимый для согласования проекта нормативов допустимых сбросов; данные о среднем количестве осадков, использованные в проекте, могли быть проверены Департаментом Росгидромета по СЗФО; достоверность этих данных не оспаривается Двинско-Печорским БВУ и Департаментом Росгидромета по СЗФО.
Дав надлежащую оценку всем обстоятельствам дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности отказов Департамента Росгидромета и Двинско-Печорское БВУ в согласовании Проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих со сточными водами в реку Роста для ПАО "Мурманская ТЭЦ".
Довод подателей жалоб о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции с нарушением правил о подсудности, отклоняется апелляционной коллегий, как противоречащий части 2 статьи 9, частей 2, 5, 7 статьи 36 АПК РФ, статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации. При рассмотрении дела в суде первой инстанции доводов о неподсудности спора Арбитражному суду Мурманской области не заявлялось.
Остальные доводы апелляционных жалоб аналогичны доводам, приведенным ответчиками при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку нормы права применены судом первой инстанции правильно, выводы соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательства, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21 мая 2019 года по делу N А42-1085/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному Федеральному округу и Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1085/2019
Истец: ПАО "МУРМАНСКАЯ ТЭЦ"
Ответчик: ДВИНСКО-ПЕЧОРСКОЕ БАССЕЙНОВОЕ ВОДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ, ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ