г. Воронеж |
|
22 ноября 2019 г. |
Дело N А64-7267/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ореховой Т.И.,
судей Серегиной Л.А.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Стрельниковой А.А.,
при участии в судебном заседании:
от публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра"-"Тамбовская генерация" - Полянской И.А., представителя по доверенности N ТГ-51/2019, паспорт гражданина РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "КомСервисПлюс" - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КомСервисПлюс" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.09.2019 по делу N А64-7267/2018 (судья Белоусов И.И.)
по иску публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" (ПАО "Квадра"; ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) в лице филиала ПАО "Квадра"-"Тамбовская генерация" к обществу с ограниченной ответственностью "КомСервисПлюс" (ООО "КомСервисПлюс"; ОГРН 1066829047746, ИНН 6829021814) о возложении обязанности восстановить учет горячего водоснабжения по многоквартирным домам, расположенным по адресу: г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 16, ул. Пензенская, д. 1, ул.Тулиновская, д.20А,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - Тамбовская генерация" (далее - ПАО "Квадра", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "КомСервисПлюс" (далее - ООО "КомСервисПлюс", ответчик) о возложении обязанности восстановить учет горячего водоснабжения по многоквартирным домам, распложенным по ул. М. Горького, д. 16, ул. Пензенская, д. 1, ул.Тулиновская, д. 20А города Тамбова.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 03.12.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2019, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18.04.2019 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.12.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2019 по делу N А64-7267/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
При новом рассмотрении дела истец уточнил исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать ответчика ввести в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета горячего водоснабжения согласно требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034) по многоквартирным домам, расположенным в г. Тамбове по ул. М.Горького, д.16, ул. Пензенская, д. 1, ул. Тулиновская, д. 20А.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 03.09.2019 исковые требования ПАО "Квадра" удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением и ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "КомСервисПлюс" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился, считал обжалуемое решение законным и обоснованным, по основаниям, указанным в отзыве на жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, представил в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлением администрации города Тамбова от 30.12.2016 N 8118 ПАО "Квадра" осуществляет функции единой теплоснабжающей организации в городе Тамбове с 01.01.2017, а также является организацией, осуществляющей горячее водоснабжение потребителей, технологически присоединенных к сетям горячего водоснабжения, принадлежащих ПАО "Квадра".
ООО "КомСервисПлюс" является управляющей организацией, в обслуживании у которой находятся следующие многоквартирные дома в городе Тамбове по ул. М. Горького, д. 16, ул. Пензенская, д. 1, ул. Тулиновская, д.20А.
Между ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - Тамбовская генерация" (поставщик) и ООО "КомСервисПлюс" (абонент) 01.01.2016 заключен договор горячего водоснабжения N 0022 - ГВ, по условиям которого поставщик обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
В подпункте "л" пункта 14 договора горячего водоснабжения N 0022 - ГВ от 01.01.2016 (в редакции протокола разногласий от 16.11.2016) стороны предусмотрели, что абонент обязан установить приборы учета (оборудовать узлы учета), в случае отсутствия таковых на дату заключения договора при наличии технической возможности и принятия решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об установке общедомовых приборов учета.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по договору горячего водоснабжения N 0022 - ГВ от 01.01.2016, истец обратился в арбитражный суд с иском об обязании ввести в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований ввиду следующего.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав определены в статье 12 ГК РФ. Согласно абзацу третьему статьи 12 ГК РФ к числу таких способов относится пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений в зависимости от способа управления многоквартирным домом, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управляющая организация при управлении многоквартирным домом в силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ и правовой позиции, изложенной в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В части 2 статьи 36 ЖК РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
На основании пункта 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом "а" части 16 раздела 2 Правил N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Исходя из части 1 статьи 161 ЖК РФ, пунктов 2, 10, 11 Правил N 491 управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (подпункты "а", "б", "д" пункта 10 Правил N 491).
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т. д.).
Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Статья 13 Закона об энергосбережении предусматривает, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении предусмотрено, что в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Таким образом, в силу требований федерального закона лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом работы по установке общедомовых приборов учета используемых коммунальных ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться управляющей организацией с оплатой понесенных расходов собственниками помещений.
Поскольку в спорных правоотношениях был избран не непосредственный способ управления, а посредством управляющей компании, именно ответчик несет обязательства по установке общедомового прибора учета коммунального ресурса.
С учетом приведенного правового регулирования суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета потребленного ресурса, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) являются обязанностью управляющей организации в силу части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Довод управляющей компании об отсутствии доказательств принятия собранием собственников помещений решения, обязывающего ее приобрести и установить общедомовые приборы учета опровергается материалами дела.
Судом установлено, что спорные многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, были оборудованы общедомовыми приборами учета, узлы учета тепловой энергии уже установлены, однако не введены в эксплуатацию по причине непредставления управляющей организацией паспортов на данные приборы учета (т.1, л.д. 19-22).
Управляющей компанией не представлено в материалы дела доказательств выхода из строя (утраты) установленных коллективных (общедомовых) приборов учета, истечения срока их эксплуатации, некорректности фиксации приборами учета фактического объема потребленного ресурса.
Довод ответчика о том, что в связи с отнесением обязанности по установке коллективных (общедомовых) приборов учета на управляющую организацию последней будут понесены убытки, основан на неверном толковании норм права. Ответчик как управляющая организация обязан нести расходы по установке и содержанию общего имущества многоквартирного дома, к которому относятся и общедомовые приборы учета, с последующим возмещением таких расходов собственниками помещений многоквартирного дома.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда. При этом судебная коллегия учитывает, что доказательства по рассмотренному вопросу судом первой инстанции оценены правильно, нарушений требований статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допущено.
Поскольку при принятии обжалуемого решения нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 03.09.2019 по делу N А64-7267/2018 не имеется.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.09.2019 по делу N А64-7267/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КомСервисПлюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т. И. Орехова |
Судьи |
Л. А. Серегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7267/2018
Истец: ПАО "Квадра - Генерирующая компания" ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация"
Ответчик: ООО "КомСервисПлюс"
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-10064/18
03.09.2019 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7267/18
18.04.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1506/19
20.02.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-10064/18
03.12.2018 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7267/18