г. Москва |
|
27 ноября 2019 г. |
Дело N А40-207483/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ЦИУС ЕЭС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.09.2019 г. по делу N А40-207483/19,
принятое судьей Н.В. Дейна,
по заявлению АО "ЦИУС ЕЭС"
к Северо - Кавказскому Управлению Ростехнадзора
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: |
Журавлева Я.А. по доверенности от 30.09.2019; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Центр инжиниринга и управления строительства Единой энергетической системы" (далее - Заявитель, АО "ЦИУС ЕЭС", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Северо-Кавказскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Заинтересованное лицо, Северо-Кавказское Управление Ростехнадзора, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 29.07.2019 г. N 3088-Р-В-А/1.8/Ц.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2019 г. в удовлетворении заявления АО "ЦИУС ЕЭС" отказано.
АО "ЦИУС ЕЭС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель АО "ЦИУС ЕЭС" доводы апелляционной инстанции поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Управление, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, заявлений и ходатайств суду не представили.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что Постановлением Северо-Кавказскому Управлению Ростехнадзора от 29.07.2019 г. N 3088- Р-В-А/1.8/Ц АО "ЦИУС ЕЭС" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.4. КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Кавказского управления Ростехнадзора от 18.06.2019 г. N 3088-Р-В-А/1.8 в отношении АО "ЦИУС ЕЭС" с 01.06.2019 г. по 19.07.2019 г. осуществлялась выездная проверка с целью проверки соблюдения обязательных требований законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации при реконструкции объекта капитального строительства "ВЛ 500 кВ Невинномысск - Моздок с расширением ПС 500 кВ Невинномысск и ПС 330 кВ Моздок (сооружение ОРУ 500 кВ)", на основании пунктов 1-73 программы проверок от 05.06.2019, в результате которой выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение части 1, части 2 статьи 53 ГрК РФ; части 1 статьи 6 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ; пункта "а", пункта "в" части 5, части 9 Положения о порядке проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утв. постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 г. N 468: не осуществляется строительный контроль за состоянием строительных конструкций и выполненных строительно-монтажных работ при устройстве конструкций опор (нарушения выявлены на участке при полностью выполненных работах по подвеске провода ЛЭП):
- не осуществляется строительный контроль за состоянием строительных конструкций и выполненных строительно-монтажных работ:
-не выполнено антикоррозионное защитное покрытие резьбовой части анкерных болтов креплений основания опор ЛЭП);
-не выполнено закрепление тросовых оттяжек;
-не установлены шайбы анкерных болтов креплений тросовых оттяжек опоры ЛЭП;
-анкерные крепления тросовых оттяжек опоры ЛЭП ослаблены, откручены контргайки; -фундаменты тросовых оттяжек опор ЛЭП имеют сколы, нарушен защитный слой; -не выполнена вертикальная планировка площадей у опор ЛЭП.
2. В нарушение части 1, части 2 статьи 53 ГрК РФ; части 1 статьи 6 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ; пункта "а", пункта "в" части 5, части 9 Положения о порядке проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утв. постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 г. N 468, пункта 8.1.1, 8.1.2 СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство"; подпунктов а, б, в, ж пункта 255 приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 г. N 533 (ред. от 12.04.2016 г.) "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 г. N30992): не выполнены мероприятия по предупреждению воздействия на работников следующих опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы по замене деформированной консоли подвески провода опоры ЛЭП N193: не осуществляется строительный контроль за состоянием строительных конструкций и выполненных строительно-монтажных работ:
1) в работу допущен автокран (далее - ПС), при проверке установлено, что:
-не представлены документы машиниста ПС;
-не представлены документы специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС;
-не представлены документы о проведении соответствующего технического освидетельствования ПС;
-не представлены ППР, ТК, наряды-допуски на работу на высоте;
2) в работу на опоре ЛЭП при высоте более 1,3-м допущен персонал без наряд-допуска на работу на высоте, не представлен ППР (ТК). АО "ЦИУС ЕЭС" своими действиями (бездействиями) нарушило обязательные требования в области градостроительной деятельности, требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации к зданиям и сооружениям при строительстве объекта капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Обстоятельства правонарушения подтверждают (протокол(ы), постановление(ия), акт(ы) и т.п.): акт проверки от 23.07.2019 г. N 3089-Р-В-А/1.8, предписание от 23.07.2019 г. N 3089-Р-В-А/1.8, протокол об административном правонарушении от 25.07.2019 г. N 3089-Р-В-А/1.8, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена часть 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Допущенные нарушения требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) могут создать угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, в связи с чем к Заявителю применены меры административной ответственности.
Как правильно указал суд первой инстанции, лицом, осуществляющим строительство, является АО "ЦИУС ЕЭС", осуществляющее строительство на основании договоров подряда N 183 от 23.08.2018 г. оп. 545 - 612, N 184 от 23.08.2018 г. оп. 684 - 749, N 185 от 23.08.2018 г. оп. 750 - 811, N 186 4 от 23.08.2018 г. оп. 812 - 874 + Заходы 330 кВ на ПС Моздок-2, N 187 от 23.08.2018 г. оп. 613 - 683, N 239 от 28.12.2018 г. oп. 1 -544 с ПАО "ФСК ЕЭС", выполняющим функции технического заказчика.
Объект в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 48 ГрК РФ, линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более относится к особо опасным и технически сложным объектам, и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации и экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы.
Государственный строительный надзор в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 54 ГрК РФ осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе (государственной экспертизе) в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. N 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение о проведении строительного контроля).
В силу пункта 9 Положения в ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка: - соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка; -соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.
Пункт 5 Положения о проведении строительного контроля установлено, что строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий: а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль); б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции; 5 в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства; г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; д) приемка законченных видов (этапов) работ; е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных статьей 9.4. КоАП РФ, состоит в несоблюдении требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, является безосновательным довод АО "ЦИУС ЕЭС" о наличии при осуществлении строительства объекта капитального строительства исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.
Вышеуказанные нарушения подпадают под часть 1 статьи 9.4 КоАП РФ в части действий по нарушению требований проектной документации, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, нормативных актов в области строительства при строительстве, реконструкции при строительстве объектов капитального строительства. Доказательств, что юридическим лицом, привлекаемым к административной ответственности, были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, ответственность за нарушения которых предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ не предоставлено.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности (статьи 25.1, 25.4, 28.2, 29.7, 29.10, 30.6 КоАП РФ), которые могут являться основанием для отмены оспариваемого Постановления согласно пункту 10 Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
Оспариваемое Постановление полностью соответствует данным требованиям согласуется с принципами юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Вина Общества подтверждается материалами дела и представленными в дело доказательствами.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем постановление постановления о назначении административного наказания от 29.07.2019 г. N 3088-Р-В-А/1.8/Ц является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.09.2019 по делу N А40-207483/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-207483/2019
Истец: АО ЦИУС ЕЭС
Ответчик: Кавказское управление Ростехнадзора