г.Москва |
|
20 ноября 2019 г. |
Дело N А40-168398/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Е.В. Бодровой, |
|
рассмотрев апелляционную жалобу
ГК ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.10.2019 принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-168398/19, по иску ГК ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС" (ОГРН: 1157700012502) к АО "РОССИЙСКАЯ КОРПОРАЦИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ" (ОГРН: 1097746649681) о взыскании 116 250 руб.00 коп. пени за нарушение срока исполнения обязательства по этапу N 2 государственного контракта от 07.11.2016 N 754-8498/16/184,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ГК ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с АО "РОССИЙСКАЯ КОРПОРАЦИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ" 116 250 руб.00 коп. пени за нарушение срока исполнения обязательства по этапу N 2 государственного контракта от 07.11.2016 N 754-8498/16/184.
Решением суда от 11.10.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
ГК ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, между Госкорпорацией "Роскосмос" (далее - Истец, Заказчик) и АО "Российские космические системы" (далее - Ответчик, Головной исполнитель) был заключен государственный контракт от 07.11.2016 N 754-8498/16/184 (шифр: СЧ ОКР "Космо АИС-М-2022") (далее - государственный контракт), согласно которому Головной исполнитель обязуется выполнить в соответствии с условиями государственного контракта составную часть опытно-конструкторской работы на тему: "Создание комплекса аппаратуры космической системы мониторинга судов на базе сигналов автоматической идентификационной системы 2016 - 2022" (далее - СЧ ОКР) и своевременно сдать Заказчику созданную научно-техническую продукцию в порядке и в сроки, предусмотренные государственным контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить СЧ ОКР в порядке и на условиях, предусмотренных государственным контрактом (пункты 1.1 и 1.2 государственного контракта).
В соответствии с пунктом 3.5 государственного контракта оплата СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР) производится в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты утверждения Заказчиком акта сдачи-приемки этапа СЧ ОКР путем перечисления денежных средств с лицевого счета Заказчика на расчетный счет Головного исполнителя с учетом ранее выплаченного аванса.
Истцом обязательства по оплате этапа N 2 государственного контракта выполнены своевременно и в полном объеме.
Согласно пункту 2.1 государственного контракта в редакции дополнительного соглашения к государственному контракту от 08.06.2017 N 2 СЧ ОКР выполняется Головным исполнителем в полном соответствии с требованиями тактико-технического задания и дополнения N 1 к тактико-техническому заданию на СЧ ОКР (приложение N 1 к государственному контракту).
В соответствии с пунктом 2.2 государственного контракта содержание этапов СЧ ОКР и сроки выполнения установлены в ведомости исполнения (приложение N 2 к государственному контракту).
Согласно ведомости исполнения к государственному контракту в редакции дополнительного соглашения к государственному контракту от 08.06.2017 N 2, срок выполнения работ по этапу N 2 - начало 26.11.2017 - окончание 25.11.2018, цена этапа N 2 - 50 000 000,00 рублей.
Пунктом 4.3 государственного контракта установлено, что датой исполнения обязательств Головного исполнителя по этапам государственного контракта является дата утверждения Заказчиком акта сдачи-приемки этапа СЧ ОКР.
В установленный срок обязательство по государственному контракту Головным исполнителем не выполнено, акт сдачи-приемки этапа СЧ ОКР по этапу N 2 утвержден Заказчиком 28.11.2018.
Таким образом, срок просрочки исполнения обязательства по этапу N 2 составляет 3 дня (с 26.11.2018 по 28.11.2018).
В связи с тем, что Ответчиком нарушен срок исполнения обязательства, Истец в адрес Ответчика направил требование исх. от 15.03.2019 N МХ-2768 об уплате пени за просрочку исполнения обязательства по государственному контракту.
Ответчик направил ответ на требование исх. от 15.04.2019 N РКС 12-234 (вх. Истца от 07.05.2019 N МХ-12191), в котором сообщил об отказе в удовлетворении претензионных требований об уплате пени.
До настоящего времени претензионные требования Ответчиком в добровольном порядке не удовлетворены.
Ответчик исковые требования не признает согласно доводам, изложенным в отзыве.
Дело рассмотрено в упрощенном порядке, руководствуясь ст. 226-229 АПК РФ.
Решением от 27.09.2019 в удовлетворении иска отказано.
Истцом подано заявление о составлении мотивированного решения.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Между Истцом и Ответчиком заключен государственный контракт от 07.11.2016 N 754-8498/16/184.
Согласно п. 2.1 Контракта СЧ ОКР выполняются Головным исполнителем в полном соответствии с требованиями технического задания (ТЗ) на СЧ ОКР (приложение N 1 Контракту).
В соответствии с п. 2.2 Контракта содержание этапов СЧ ОКР и сроки выполнения установлены в ведомости исполнения (приложение N 2 к Контракту).
Как следует из ведомости исполнения к Контракту срок выполнения работ по этапу N 2: начало - 26.11.2017, окончание - 25.11.2018.
Пунктом 5.4 Контракта предусмотрено, что Головной исполнитель представляет Заказчику с сопроводительным письмом для осуществления приемки выполненных работ: акт сдачи-приемки этапа СЧ ОКР, согласованный ВП (далее - Акт сдачи-приемки); перечень созданного (приобретаемого) имущества по окончании этапа СЧ ОКР; акт инвентаризации созданного (приобретаемого) имущества по окончанию СЧ ОКР и другие документы, относящиеся к выполнению работ по государственному контракту, не позднее срока окончания выполнения работ по этапу, а также не позднее срока окончания выполнения работ по государственному контракту.
В соответствии с п. 6.3.1 Контракта Головной исполнитель обязан выполнить СЧ ОКР (этап СЧ ОКР) в предусмотренный государственным контрактом срок.
Из сопроводительного письма о направлении отчетных документов для осуществления приемки выполненных работ по этапу N 2 Контракта следует, что Акт сдачи - приемки по этапу N 2, а также иные документы, предусмотренные пунктом 5.4 Контракта, были переданы в предусмотренный Контрактом срок - 23.11.2018 через представителя Заказчика (А.В. Олейник).
Обязанность Головного исполнителя о предоставлении отчетных документов заранее до окончания срока выполнения работ в Контракте не содержится.
Исполнитель считается надлежаще исполнившим обязательство после того, как совершит действия (осуществит деятельность), указанные в Контракте.
Обязательства Головного исполнителя по этапу 2 Контракта выполнены в полном объеме, работы приняты без замечаний, что подтверждается утвержденным Актом сдачи-приемки.
Истец просит взыскать неустойку по 2-му этапу за период с 26.11.2018 по 28.11.2018.
Согласно п. 8.3.1. Головной исполнитель несет ответственность:
за качество и сроки выполняемых работ, а также за сохранность принятой НТП (собственности Заказчика) с момента ее приемки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
за нецелевое использование финансовых средств, выплачиваемых Заказчиком Головному исполнителю и предназначенных только для финансирования расходов на выполнение и авансирования соответствующих работ по государственному контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации;
за ненадлежащее качество работ, выполненных исполнителями.
В соответствии с п. 8.3.2 в случае просрочки исполнения Головным исполнителем обязательств, предусмотренных государственным контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Головным исполнителем обязательств, предусмотренных государственным контрактом, Заказчик направляет Головному исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Согласно п. 8.3.3 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Головным исполнителем обязательства, предусмотренного государственным контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены государственного контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных государственным контрактом и фактически исполненных Головным исполнителем, и определяется по формуле Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По смыслу статьи 330 ГК РФ неустойка, в том числе направлена на стимулирование должника к надлежащему исполнению обязательства под угрозой наступления неблагоприятных материальных последствий.
Из положений частей 4, 6, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также Правил определения размера неустойки следует, что законодательство о контрактной системе намеренно отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения обществом обязательства.
Восстановительный характер гражданско-правовой ответственности предполагает, что кредитор будет поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (пункт 2 статьи 393 ГК РФ).
В соответствии с ч. 6 ст. 34 ФЗ-44 в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, заказчик направляет требование об уплате неустойкой (штрафов, пеней). Частью 7 ст. 34 указанного закона, установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном правительством РФ, но не менее чем одна трехсотая действующая на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с действовавшим на момент заключения Договора Постановлением Правительства РФ N 1063 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. N 1042, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически выполненных Подрядчиком.
Из условий государственного контракта следует, что стороны предусмотрели исполнение обязательств по этапам.
Вместе с тем, пункт 8.3.2. не содержит конкретных условий применения ответственности в виде неустойки за каждый этап работ. Данное обстоятельство подтверждается тем, что неустойка (пени) по условиям контракта исчисляется от цены контракта, а не от цены этапа.
Суд считает, что с учетом буквального толкования условий контракта, пунктом 7.4 государственного контракта предусмотрена ответственность только за нарушение конечного срока выполнения работ.
Условие об ответственности за нарушение промежуточных сроков выполнения работ сторонами в государственном контракте не было согласовано.
Толкование п. 8.3.2 контракта в пользу истца, противоречит принципу юридического равенства, предусмотренного ст. 1 ГК РФ, поскольку создает преимущественные условия истцу, являющемуся сильной стороной договора.
Суд считает, что следует избегать расширительного толкования условий контракта, так как к вопросам ответственности предъявляются повышенные требования к определенности и непротиворечивости условий договора.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, определив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности суд считает требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, поскольку не соответствуют нормам права, подлежащим применению при рассмотрении настоящего спора и фактическим обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.10.2019 по делу N А40-168398/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу ГК ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168398/2019
Истец: ГК ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС"
Ответчик: АО "РОССИЙСКАЯ КОРПОРАЦИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ"