город Омск |
|
22 ноября 2019 г. |
Дело N А75-9902/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Кливера Е.П., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13588/2019) Администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.08.2019 по делу N А75-9902/2019, принятое по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Маяк" к Администрации города Сургута об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы образования земельного участка, изложенного в письме от 10.04.2019 N 01-02-2728/9 и об обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставить земельный участок в безвозмездное пользование сроком на 4 года и 11 месяцев, для ведения садоводства,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации города Сургута - Шигорин П.В. (паспорт, по доверенности от 28.10.2019 N 470 сроком действия три года);
от садоводческого некоммерческого товарищества "Маяк" - Альшевский М.Ю. (паспорт, по доверенности от 01.04.2019 сроком действия три года); Быков А.С., (председатель правления, выписка из ЕГРЮЛ),
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Маяк" (далее - СНТ "Маяк", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Администрации города Сургута (далее - Администрация, заинтересованное лицо):
- об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы образования земельного участка, изложенного в письме от 10.04.2019 N 01-02-2728/9;
- о возложении на Администрацию обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставить земельный участок в безвозмездное пользование сроком на 4 года и 11 месяцев, для ведения садоводства.
Решением от 20.08.2019 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-9902/2019 заявленные товариществом требования удовлетворены: признано недействительным решение Администрации об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы образования земельного участка, изложенное в письме от 10.04.2019 N 2728/9. На Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СНТ "Маяк".
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 20.08.2019 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-9902/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что суд первой инстанции ссылается на Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", который утратил силу с 01.01.2019.
Согласно позиции Администрации судом первой инстанции неправомерно к регулированию спорных правоотношений не применена статья 87 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку вопрос об отнесении спорного участка к городским лесам города Сургута следовало разрешать исходя из положений лесохозяйственного регламента, утвержденного постановлением Администрации от 07.02.2018 N 923 "Об утверждении лесохозяйственного регламента городских лесов".
Заинтересованное лицо отмечает, что в дополнение к оспариваемому отказу в адрес заявителя направлено письмо Администрации от 05.06.2019 N 01-02-4988/9, содержащее уточнение об утверждении действующих материалов лесоустройства постановлением Администрации от 07.02.2018 N 923 "Об утверждении лесохозяйственного регламента городских лесов", согласно которому испрашиваемый участок расположен в границах городских лесов; данное письмо получено СНТ "Маяк" 10.06.2019.
Податель апелляционной жалобы полагает, что ссылки на судебные акты по делу N А75-5816/2018 несостоятельны, поскольку оспоренный в рамках указанного дела отказ был оценен судом с учётом норм законодательства, действовавших на дату подачи соответствующего заявления.
В предоставленных до начала судебного заседания возражениях СНТ "Маяк" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель СНТ "Маяк" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, возражения на нее, заслушав представителей СНТ "Маяк" и Администрации, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, СНТ "Маяк", зарегистрированное в качестве юридического лица 05.06.2015, обратилось в Администрацию с заявлением от 11.03.2019 N 2 о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы образования земельного участка со следующими характеристикам: описание местонахождения земельного участка: в районе СНТ "Кедровый бор", г. Сургут, категория земель - земли населенных пунктов; территориальная зона СХ.3 (зона садоводства); разрешенный вид использования - ведение садоводства; испрашиваемое право - безвозмездное пользование; срок, на который испрашивается земельный участок - 4 года 11 месяцев.
По результатам рассмотрения указанного заявления Администрацией в адрес заявителя направлено письмо от 10.04.2019 N 01-02-2728/9, согласно которому схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, так как разработка схемы расположения земельного участка проведена с нарушением предусмотренных пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам; не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков; по материалам лесоустройства, утвержденным постановлением администрации города от 07.10.2010 N 5154, испрашиваемый земельный участок расположен в границах городских лесов (т. 1 л.д. 12).
Полагая, что данный отказ нарушает права и законные интересы СНТ "Маяк", последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
20.08.2019 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрена возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
Статьей 39.15 ЗК РФ определено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются, кроме прочего, схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, и подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассматривается уполномоченным органом в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, в том числе проверяется наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указанных в пункте 8 названной статьи.
В числе оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в подпункте 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ указано: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ определено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, кроме прочего, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Администрация оспариваемым письмом от 10.04.2019 N 01-02-2728/9 отказала в утверждении схемы расположения земельного участка ввиду его нахождения в границах городских лесов.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами и оценив предоставленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что Администрацией не представлено надлежащих доказательств того, что испрашиваемый СНТ "Маяк" земельный участок расположен в границах городских лесов, в связи с чем решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы образования земельного участка, изложенное в письме от 10.04.2019 N 01-02-2728/9, являются незаконными.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон, с учетом которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков (части 1, 15 статьи 35 ГрК РФ).
Частью 3 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Так, согласно генеральному плану города Сургута, утвержденному решением исполнительного комитета Тюменского областного Совета народных депутатов от 06.05.1992 N 153, в редакции решения Думы города Сургута от 21.04.2017, испрашиваемая территория располагается в функциональной зоне сельского использования (ведение садоводства, огородничества).
В соответствии с картой градостроительного зонирования, утвержденной решением Сургутской городской Думы от 28.06.2005 N 475-III ГД "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории города Сургута" (далее - Правила землепользования и застройки на территории города Сургута), границы испрашиваемого земельного участка расположены в территориальной зоне СХ.3 - зоне садоводства.
При этом ссылка Администрации на постановления Администрации от 07.02.2018 N 923 "Об утверждении лесохозяйственного регламента городских лесов" (далее - постановление N 923) не опровергает данного обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, на неприменение которой сослалось заинтересованное лицо в апелляционной жалобе, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 27.02.2017 N 72 утвержден состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений.
В силу пункта 6 данного Приказа глава 1 лесохозяйственного регламента должна содержать, в том числе, краткую характеристику лесничества (лесопарка), включающую: наименование и местоположение лесничества, лесопарка (далее - лесничество); общую площадь лесничества и участковых лесничеств; распределение территории лесничества по муниципальным образованиям (таблица 1 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений); карту-схему субъекта Российской Федерации (формата не более A3) с выделением территории лесничества.
Постановлением N 923 утвержден лесохозяйственный регламент городских лесов, согласно которому общая площадь городских лесов по состоянию на 01.01.2017 по данным лесоустройства 2010 года составила 4445 га, в рамках краткой характеристики определена структура городских лесов, их распределение по лесорастительным зонам и лесным районам.
Однако карты-схемы, позволяющие установить на местности данные леса, в названном регламенте отсутствуют.
Кадастровый учет земель, свидетельствующий об отнесении спорного участка к территории городских лесов, не осуществлен; в едином государственном реестре недвижимости такие сведения отсутствуют.
Таким образом, утверждение данного регламента, вопреки позиции заинтересованного лица, само по себе (в отсутствие доказательств, свидетельствующих о привязке к территории) не свидетельствует об отнесении спорного земельного участка к территории городских лесов.
Более того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что согласно названному регламенту площадь городских лесов города Сургута определена в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории города Сургута, утвержденными решением Думы от 28.06.2005 N 475-III ГД, согласно которым границы испрашиваемого земельного участка расположены в территориальной зоне СХ.3 - зоне садоводства.
Таким образом, с учетом приведенных выше обстоятельств вывод Администрации о нахождении спорного участка в границах городских лесов не основан на сведениях, содержащихся в генеральном плане города Сургута и Правилах землепользования и застройки на территории города Сургута, а, следовательно, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы образования земельного участка, изложенного в письме от 10.04.2019 N 01-02-2728/9, является незаконным.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, удовлетворив заявленные СНТ "Маяк" требования, принял законное и обоснованное решение.
Ссылка суда первой инстанции на положения Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", который утратил силу с 01.01.2019, не привела к принятию неправильного решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Администрации распределению не подлежат, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации города Сургута оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.08.2019 по делу N А75-9902/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9902/2019
Истец: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "МАЯК"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7621/19
23.12.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12824/20
10.02.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7621/19
22.11.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13588/19
20.08.2019 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-9902/19