город Томск |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А45-10711/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.,
судей Бородулиной И.И.,
Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции дело N А45-10711/2019 по заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N16 по Новосибирской области от 28.12.2018 о государственной регистрации прекращения деятельности публичного акционерного общества "Новосибирский завод конденсаторов" (ИНН 5408108313, ОГРН 1025403668828) путем реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Новосибирский завод конденсаторов-1" (ИНН: 5408022521, ОГРН 1185476108300), внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 7185476244518; признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N16 по Новосибирской области от 28.12.2018 о государственной регистрации создания общества с ограниченной ответственностью "Новосибирский завод конденсаторов-1" (ИНН: 5408022521, ОГРН 1185476108300), внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 1185476108300; третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Новосибирский завод конденсаторов-1", г Новосибирск;
При участии в судебном заседании:
от заявителя: Янин Я.С., представитель по доверенности от 14.05.2018, удостоверение;
от заинтересованного лица: Ожигов А.С., представитель по доверенности от 30.10.2018, удостоверение;
от ПАО "Новосибирский завод конденсаторов": Сурикова Е.В., представитель по доверенности от 24.09.2019, паспорт;
от ООО "Новосибирский завод конденсаторов-1": без участия (извещен);
от Киселевой Н.С.: без участия (извещена);
УСТАНОВИЛ:
центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - заявитель, банк) обратился в арбитражный суд с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (далее - инспекция, регистрирующий орган) от 28.12.2018 о государственной регистрации прекращения деятельности публичного акционерного общества "Новосибирский завод конденсаторов" (ИНН 5408108313, ОГРН 1025403668828) путем реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Новосибирский завод конденсаторов-1" (ИНН: 5408022521, ОГРН 1185476108300), внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 7185476244518; признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области от 28.12.2018 о государственной регистрации создания общества с ограниченной ответственностью "Новосибирский завод конденсаторов-1" (ИНН: 5408022521, ОГРН 1185476108300), внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 1185476108300; заинтересованное лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области.
К участию в деле привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Новосибирский завод конденсаторов-1" (далее - ООО "Новосибирский завод конденсаторов-1") в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица.
Решением суда от 27.08.2019 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области от 28.12.2018 о государственной регистрации прекращения деятельности публичного акционерного общества "Новосибирский завод конденсаторов" (ИНН 5408108313, ОГРН 1025403668828) путем реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Новосибирский завод конденсаторов-1" (ИНН: 5408022521, ОГРН 1185476108300), внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 7185476244518; Признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области от 28.12.2018 о государственной регистрации создания общества с ограниченной ответственностью "Новосибирский завод конденсаторов-1" (ИНН: 5408022521, ОГРН 1185476108300), внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 1185476108300; Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о недействительности записей в Едином государственном реестре юридических лиц, внесенных за государственными регистрационными номерами 7185476244518 и 1185476108300.
Не согласившись с решением суда, ПАО "Новосибирский завод конденсаторов", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Инспекция в жалобе просит отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.08.2019 по делу N А45-10711/2019 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Регистрирующий орган считает, что нарушения норм материального права, допущенные судом первой инстанции при вынесении оспариваемого судебного акта, привели к принятию им неправомерного решения по данному делу.
ПАО "Новосибирский завод конденсаторов", в своей апелляционной жалобе также просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.08.2019 по делу N А45-10711/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме. Считает, что процедура преобразования публичного акционерного общества "Новосибирский завод конденсаторов" (ИНН 5408108313, ОГРН 1025403668828) в общество с ограниченной ответственностью "Новосибирский завод конденсаторов-1" была проведена с соблюдением закона об Акционерных обществах, оснований для отказа в государственной регистрации у регистрирующего органа не имелось.
Банк в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалоб отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно пункту 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий. Пунктом 2 статьи 269 АПК РФ установлено, что по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт (пункт 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Принимая во внимание предмет и основания заявленных требований, апелляционный суд счел необходимым перейти к рассмотрению дела N А45-10711/2018 по правилам установленным АПК РФ для рассмотрения дел в суде первой инстанции и в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 51 АПК РФ, привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ПАО "Новосибирский завод конденсаторов" (ИНН 5408108313, ОГРН 1025403668828), так как судебный акт по настоящему делу непосредственно затрагивает его права и обязанности, связанные с реорганизацией общества в форме присоединения в ООО "Новосибирский завод конденсаторов-1".
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.08.2019 по делу N А45-10711/2019 по настоящему делу подлежит отмене в силу требований части 4 статьи 270 АПК РФ и пунктов 27, 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36.
Определением от 22.10.2019 суд перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, назначил судебное заседание. Привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ПАО "Новосибирский завод конденсаторов".
В судебном заседании представители заявителя, налоговый орган, ПАО "Новосибирский завод конденсаторов" поддержали свои правовые позиции.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в Банк России обратилась Киселева Н.С. с обращением в отношении публичного акционерного общества "Новосибирский завод конденсаторов" (далее - Общество), касающихся соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации к порядку созыва и подготовки к Проведению годового общего собрания акционеров Общества; состоявшегося 17.05.2018, на котором решался вопрос о реорганизации Общества в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Новосибирский завод конденсаторов -1" также соблюдения прав Киселёвой Н.С. при реорганизации Общества.
Банком России в ходе рассмотрения обращения было установлено, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области 28.12.2018 года осуществлена государственная регистрация (государственной регистрационный номер записи в ЕГРЮЛ 7185476244518) прекращения деятельности юридического лица публичного акционерного общества "Новосибирский завод конденсаторов" (ИНН 5408108313, ОГРН 1025403668828) путем реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Новосибирский завод конденсаторов-1"(ИНН: 5408022521, ОГРН 1185476108300).
Банк России посчитав, что государственная регистрация прекращения деятельности публичного акционерного общества "Новосибирский завод конденсаторов" путем реорганизации в форме преобразования его в общество с ограниченной ответственностью Новосибирский завод конденсаторов-1" и государственная регистрация создания общества с ограниченной ответственностью "Новосибирский завод конденсаторов-1" является незаконной, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ, Закон о государственной регистрации) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 129-ФЗ моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Государственный реестр как федеральный информационный ресурс должен формироваться на основании достоверных сведений (пункт 1 статьи 4, пункт "а" статьи 12, пункт 1 статьи 14, пункты 1, 2 статьи 17).
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном указанным законом. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 104 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью с соблюдением требований, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме преобразования общества выносит для решения общим собранием акционеров такого общества вопрос о реорганизации общества в форме преобразования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", если иное не предусмотрено Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций, в том числе, в случае принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации общества, если они голосовали против принятия решения о реорганизации общества либо не принимали участия в голосовании по этому вопросу.
Согласно пункту 1 статьи 76 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Общество обязано информировать акционеров о наличии у них права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, цене и порядке осуществления выкупа. Согласно пункту 2 статьи 76 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", сообщение акционерам о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого включает вопросы, голосование по которым может в соответствии с указанным законом повлечь возникновение права требовать выкупа обществом акций, должно содержать сведения, указанные в пункте 1 статьи 76 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
В соответствии с копией протокола заседания совета директоров Общества, состоявшегося 11.04.2018, советом директоров общества принято решение о проведении 17.05.2018 годового общего собрания акционеров общества с повесткой дня, содержащей, в том числе, вопрос о реорганизации общества путем преобразования.
Согласно тексту сообщения о проведении 17.05.2018 годового общего собрания акционеров общества, общество проинформировало акционеров о наличии у них права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, цене и порядке осуществления выкупа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций.
На основании пунктов 1, 2 статьи 77 Закона об акционерных обществах в случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или порядок ее определения либо цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяются решением совета директоров (наблюдательного совета) общества, они должны определяться исходя из их рыночной стоимости. Для определения рыночной стоимости имущества может быть привлечен оценщик.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что при совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, цена (денежная оценка) имущества должна определяться исходя из его рыночной стоимости.
Согласно пункту 3.4 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденному приказом ФСФР России от 02.02.2012 N 12-6/пз-н, к дополнительной информации (материалам), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания, повестка дня которого включает вопросы, голосование по которым может повлечь возникновение права требования выкупа обществом акций, относятся: · отчет независимого оценщика о рыночной стоимости акций общества, требования о выкупе которых могут быть предъявлены обществу; · расчет стоимости чистых активов общества по данным бухгалтерской отчетности общества за последний завершенный отчетный период; · протокол (выписка из протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором принято решение об определении цены выкупа акций общества, с указанием цены выкупа акций.
Привлечение оценщика для определения рыночной стоимости является обязательным для определения цены выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", а также в иных случаях, если это прямо предусмотрено указанным Федеральным законом. Исполнение данного правила обеспечивает реализацию акций по справедливой цене.
В соответствии с письменными пояснениями общества от 14.09.2018, оценка рыночной стоимости акций общества не проводилась, так как цена акции определялась из расчета стоимости чистых активов общества по состоянию на 31.12.2017.
Таким образом, обществом нарушены требования пункта 3 статьи 75, пункта 2 статьи 77 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пункта 3.4 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденному приказом ФСФР России от 02.02.2012 N 12-6/пз-н.
Кроме того, в соответствии с протоколом годового общего собрания акционеров Общества от 18.05.2018 N 26, решение о реорганизации общества в форме преобразования в ООО "Новосибирский завод конденсаторов-1" принято на указанном собрании.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что в обязательном порядке решение о преобразовании общества должно содержать порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.
Исходя из требований законодательства, установление в решении о реорганизации порядка обмена акций акционерного общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью подразумевает необходимость такого обмена для всех акционеров реорганизуемого общества.
Таким образом, решением общего собрания акционеров должен быть определен порядок обмена акций, принадлежащих всем акционерам, без исключения, а не отдельным акционерам.
Согласно копии протокола годового общего собрания акционеров общества от 18.05.2018 N 26, решением общего собрания акционеров общества был определен порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале создаваемого ООО "Новосибирский завод конденсаторов-1" по их номинальной стоимости в соответствии 1:1.
Обмену на доли в уставном капитале создаваемого общества подлежат только акции акционеров, голосовавших за проведение реорганизации и предоставившие информацию, необходимую для внесения сведений в ЕГРЮЛ в соответствии с решением общего собрания акционеров общества.
Таким образом, обмену на доли в уставном капитале ООО "Новосибирский завод конденсаторов-1" подлежат только акции акционеров, которые проголосовали на годовом общем собрании акционеров общества, состоявшемся 17.05.2018, за реорганизацию общества.
Следовательно, акционеры общества, не принявшие участие в голосовании по указанному вопросу или голосовавшие против принятия такого решения и не направившие требование о выкупе обществом принадлежащих им акций, лишены возможности обменять акции общества на доли в уставном капитале ООО "Новосибирский завод конденсаторов-1".
В случае принятия решения о реорганизации акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью обмену подлежат все акции общества, а не только акции, участвующие в голосовании, что следует из указанного выше положения подпункта 3 пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Из указанной нормы следует, что акции реорганизуемого общества подлежат обязательному (автоматическому) обмену на доли участия создаваемого общества с ограниченной ответственностью (если только акционер не реализует право потребовать выкупа принадлежащих ему акций в порядке статей 75 и 76 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случае принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации общества.
Вместе с тем, статья 75 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусматривает возможность возникновения права акционера потребовать выкуп акций, если он голосовал против принятия решения о реорганизации общества либо не принимал участия в голосовании по этому вопросу. При этом, обязанности у акционера предъявить акции к выкупу, как и права у общества (или других его акционеров) потребовать выкуп акций, в такой ситуации не возникает. Акционер самостоятельно принимает решение о реализации принадлежащих ему акций в пользу общества, либо о продолжении правоотношений с обществом после преобразование такого общества в качестве участника общества с ограниченной ответственностью.
Соответственно, неучастие в голосовании или выражение отрицательного мнения акционера в отношении преобразования общества не свидетельствует об отказе акционера в целом от статуса участника корпоративных отношений, и не влечет утрату права участия в создаваемом обществе.
Следовательно, в решении о преобразовании общества определяется порядок обмена акций, как участвующих, так и не участвующих в голосовании на общем собрании.
Кроме того, необходимо учитывать, что участие акционера в общем собрании акционеров является правом акционера, а не его обязанностью.
Согласно пункту 2 статьи 75 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", список акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, составляется на основании данных, содержащихся в списке лиц, имевших право на участие в общем собрании акционеров, повестка дня которого включала в себя вопросы, голосование по которым в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" повлекло возникновение права требовать выкупа акций, и предъявленных обществу требований акционеров о выкупе обществом принадлежащих им акций.
В данном случае тот факт, что Киселёва Н.С, а также другие акционеры общества не участвовали в голосовании по вопросу о реорганизации общества, не может свидетельствовать о согласии Киселёвой Н.С. и таких акционеров на отчуждение принадлежащего им имущества, что установлено пунктом 3 статьи 158 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.
На основании изложенного, Киселёва Н.С., а также акционеры, не принимавшие участия в голосовании по вопросу реорганизации, не могли утратить статуса акционера, и принадлежавшие им акции общества должны были быть конвертированы в доли уставного капитала ООО "Новосибирский завод конденсаторов-1".
Согласно отчету о принятых требованиях о выкупе акций общества, требование о выкупе направили пять акционеров общества, владеющие в совокупности 1 799 обыкновенными акциями и 12 привилегированными акциями общества.
Все акционеры преобразуемого акционерного общества имеют право на получение доли (паев) в уставном (складочном) капитале вновь создаваемого юридического лица, так как неучастие в голосовании или голосование "против" по вопросу реорганизации общества не влечет утрату корпоративных прав.
При этом тот факт, что из 3573 лиц, имевших право на участие в общем собрании, только 5 акционеров воспользовались правом выкупа ценных бумаг по самовольно определенной обществом нерыночной стоимости, не свидетельствует о соблюдении обществом всех прав акционеров, предоставлении гарантий при реорганизации и справедливом возмещении (встречном предоставлении) при лишении акционеров принадлежавших им ценных бумаг.
Таким образом, обществом нарушены требования пункта 1 статьи 15, пунктов 1, 3 статьи 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
На основании изложенного признается необоснованным довод ПАО "Новосибирский завод конденсаторов" о том, что решение общего собрания акционеров от 17.05.2018 принято законно, при отсутствии нарушения прав акционеров, поскольку обществом была предоставлена возможность предъявить акционерам, не желавшим перейти в состав участников вновь создаваемого ООО "Новосибирский завод конденсаторов-1", ценные бумаги к выкупу в соответствии с требованиями статьей 75, 76 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Между тем, как изложено ранее, согласно сведениям ЕГРЮЛ ПАО "Новосибирский завод конденсаторов" прекратило деятельность юридического лица 28.12.2018 путем реорганизации в форме преобразования в ООО "Новосибирский завод конденсаторов-1".
Однако, в соответствии с пунктом 10 статьи 49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", решения общего собрания акционеров, принятые при отсутствии кворума для проведения общего собрания акционеров или без необходимого для принятия решения большинства голосов акционеров, не имеют силы независимо от обжалования их в судебном порядке.
В соответствии с протоколом годового общего собрания акционеров Общества, состоявшемся 17.05.2018, и протоколом об итогах голосования, решение по вопросу реорганизации общества принято 50 987 голосами, что составляет 96,8708% голосов акционеров, принявших участие в указанном собрании. В указанном собрании приняло участие всего 30 акционеров общества, владеющих 52 634 акциями общества, что составляет 61,6742% от общего количества размещенных голосующих акций общества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Федерального закона от 26.12.1995 N 208 - ФЗ "Об акционерных обществах", если повестка дня общего собрания акционеров включает вопросы, голосование по которым осуществляется разным составом голосующих, определение кворума для принятия решения по этим вопросам осуществляется отдельно. При этом отсутствие кворума для принятия решения по вопросам, голосование по которым осуществляется одним составом голосующих, не препятствует принятию решения по вопросам, голосование по которым осуществляется другим составом голосующих, для принятия которого кворум имеется. Кворум по вопросам повестки дня определяется в соответствии с пунктом 4.20 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденных приказом ФСФР России от 02.02.2012 N 12-6/пз-н.
В соответствии с пунктом 4 статьи 49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" решение по вопросу о реорганизации общества принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Согласно пункту 3 статьи 7.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", решение о прекращении публичного статуса акционерного общества принимается общим собранием акционеров большинством в 95 процентов голосов всех акционеров - владельцев акций общества всех категорий (типов).
Таким образом, решение о реорганизации акционерного общества с прекращением публичного статуса должно приниматься реорганизуемым акционерным обществом в 95 процентов голосов всех акционеров - владельцев акций общества всех категорий (типов).
Следовательно, кворум для принятия решения на годовом общем собрании акционеров Общества, состоявшемся 17.05.2018, по вопросу реорганизации Общества определен с нарушением требований установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, решение по указанному вопросу принято без необходимого кворума.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что обществом нарушены требования пункта 3 статьи 7.2, пункта 4 статьи 49, пункта 4 статьи 56, пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Следовательно, государственная регистрация прекращения деятельности ПАО "Новосибирский завод конденсаторов" является незаконной, основанной на ничтожном решении общего собрания акционеров общества от 17.05.2018 и повлекла нарушение прав более 3 500 акционеров общества.
Ссылка ПАО "Новосибирский завод конденсаторов" на разъяснения Пленума ВАС РФ в постановлении от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", согласно которым изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица, так как его организационно-правовая форма не изменяется, отклоняется судом, поскольку указанное постановление Пленума ВАС РФ разъясняет случаи изменения типа акционерного общества с закрытого на открытое акционерное общество (и наоборот).
В связи с вступлением с 01.09.2014 в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) из Гражданского кодекса Российской Федерации исключено понятие типов акционерных обществ (открытые и закрытые) и введено понятие публичных и непубличных акционерных обществ (статья 66.3 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). По правилам пунктов 1 и 2 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 99-ФЗ) публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 названной статьи, признаются непубличными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 104 ГК РФ акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью. При этом согласно пункту 2 статьи 66.3 ГК РФ общество с ограниченной ответственностью признается непубличным.
В силу вышеуказанного, при реорганизации в форме преобразования публичного акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью происходит прекращение публичного статуса общества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" решение по вопросу о реорганизации общества принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Таким образом, Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" прямо установлены случаи исключений, когда кворум по вопросу о реорганизации определяется иным квалифицированным большинством голосов, отданных за принятие решения по данному вопросу (а не большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций).
Вместе с тем, как следует из положений статьи 7.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", решения, связанные с прекращением публичного статуса, принимаются общим собранием акционеров большинством в 95 процентов голосов всех акционеров - владельцев акций общества всех категорий (типов).
Поскольку преобразование публичного общества в непубличное общество влечет прекращение публичного статуса, решение о реорганизации публичного акционерного общества в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью должно приниматься большинством в 95 процентов голосов всех акционеров -владельцев акций общества всех категорий (типов).
Указанная позиция подтверждена решением Арбитражного суда Новосибирской области от 14.05.2019 по делу N А45-10461/2019, которым ООО "Новосибирский завод конденсаторов-1" отказано в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2019 N 19-395/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N ТУ-50-ЮЛ-19-395, возбужденному в отношении ООО "Новосибирский завод конденсаторов-1" по части 6 статьи 15.23.1 КоАП РФ в связи с проведением общего собрания акционеров Общества от 17.05.2018 при отсутствии кворума.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
В соответствии с пунктом 10 статьи 49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" решения общего собрания акционеров, принятые по вопросам, не включенным в повестку дня общего собрания акционеров (за исключением случая, если в нем приняли участие все акционеры общества), либо с нарушением компетенции общего собрания акционеров, при отсутствии кворума для проведения общего собрания акционеров или без необходимого для принятия решения большинства голосов акционеров, не имеют силы независимо от обжалования их в судебном порядке.
Следовательно, решение общего собрания акционеров общества от 17.05.2018, принятое при отсутствии кворума, является ничтожным и не имеет силы независимо от обжалования его в судебном порядке.
Ничтожные решения собраний недействительны сами по себе с момента их принятия, подтверждения их недействительности на основании отдельного иска судом не требуется. Суд квалифицирует решение в качестве ничтожного, если обнаруживает для этого соответствующие основания. Он может сделать это, как среагировав на соответствующее указание стороны какого-либо процесса, так и по собственной инициативе.
В последнем случае суд по смыслу статьи 65 АПК РФ выносит на обсуждение сторон вопрос о неприменении решения собрания в силу его ничтожности (п. 106 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). При этом Верховный Суд РФ разъяснил, что ссылки на ничтожность решения общего собрания оцениваются судом по существу независимо от истечения срока исковой давности для признания этого решения недействительным (п. 106 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25).
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" число участников общества не должно быть более пятидесяти.
В случае, если число участников общества превысит установленный пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке.
Следовательно, в случае если на дату регистрации состав акционеров акционерного общества, акции которых подлежат обмену на доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, будет превышать пятьдесят, такое общество не может быть зарегистрировано как общество с ограниченной ответственностью.
Довод ПАО "Новосибирский завод конденсаторов" об отсутствии права Банка России на предъявлении иска о признании недействительными решений Межрайонной инспекции подлежит отклонению в связи со следующим.
Как предусмотрено частью 1 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон о государственной регистрации) данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
При этом пунктом 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации установлен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации реорганизации юридического лица.
Статьей 23 Закона о государственной регистрации установлено, что отказ в государственной регистрации реорганизации юридического лица допускается в случае непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Согласно статье 76.2 Федерального закона от 27.06.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов. Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.
Банк России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", осуществляет функции надзора и контроля в сфере корпоративных отношений, в число которых входит защита и восстановление нарушенных прав акционеров акционерного общества.
В результате прекращения деятельности ПАО "Новосибирский завод конденсаторов" в связи с реорганизацией в форме преобразования в ООО "Новосибирский завод конденсаторов-1", 28.12.2018 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области были внесены записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ПАО "Новосибирский завод конденсаторов" путем реорганизации в форме преобразования в ООО "Новосибирский завод конденсаторов-1" (ГРН 7185476244518), о создании ООО "Новосибирский завод конденсаторов-1" (ГРН 1185476108300).
В соответствии с пунктом 8 статьи 44 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" Банк России вправе обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России. Пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов на рынке ценных бумаг" определяет, что Банк России вправе обращаться в суд с исками и заявлениями в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2004 N 3-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" отмечено, что предпринимательская деятельность в организационно-правовой форме акционерного общества затрагивает интересы большого числа лиц - акционеров, инвесторов, а также публичные интересы.
Незаконная, основанная на ничтожном решении общего собрания акционеров общества от 17.05.2018 государственная регистрация прекращения деятельности ПАО "Новосибирский завод конденсаторов" повлекла безусловное нарушение прав более 3 500 акционеров общества. В результате противоправных действий общества по предоставлению документов в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области комплекта документов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, его акционерам причинен имущественный ущерб, выражающийся в лишении права собственности на принадлежащие им ценные бумаги.
Таким образом, поскольку государственная регистрация прекращения деятельности ПАО "Новосибирский завод конденсаторов" произведена Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области на основании ничтожного решения общего собрания акционеров, и данное нарушение является существенным и неустранимым, требование Банка России о признании недействительными соответствующих решений налогового органа о регистрации прекращения деятельности юридического лица подлежат удовлетворению на основании статьи 201 АПК РФ.
Без признания недействительными решений налогового органа о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности ПАО "Новосибирский завод конденсаторов" и создания ООО "Новосибирский завод конденсаторов-1"невозможно восстановление нарушенных прав акционеров (инвесторов), а также публичных интересов.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Кроме того, в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 указанного кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о государственный регистрации государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона о государственный регистрации моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о государственный регистрации записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании решения о государственной регистрации, принимаемого регистрирующим органом.
В силу пункта 3 статьи 5 Закона о государственный регистрации в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Таким образом, учитывая, что законодательство не предусматривает возможности исключения записей ЕГРЮЛ, коллегия приходит к выводу о необходимости обязать регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционеров Общества путем внесения в ЕГРЮЛ сведений о недействительности записей, внесенных на основании решений Межрайонной инспекции от 28.12.2018 за государственными регистрационными номерами 7185476244518 и 1185476108300.
Доводы Межрайонной инспекции о том, что государственная регистрация носит заявительный характер, и, как следствие, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица, возлагается на ООО "Новосибирский завод конденсаторов-1", подлежат отклонению, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11, основанной на содержании и смысле применения статьи 21 Закона о государственной регистрации, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Поэтому представление обществом в регистрирующий орган документов, объем которых формально соответствует предъявляемым требованиям, но содержащейся в них информация не соответствует фактическим обстоятельствам и требованиям закона, т.е. не содержит достоверной информации, не давало оснований налоговому органу для принятия решения о прекращении деятельности общества.
Такое нарушение следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Из требований Закона о государственной регистрации, следует, что документы, представляемые в регистрирующий орган при регистрации юридического лица, должны обладать признаками достоверности. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Кроме того, согласно требованиям статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 51 ГК РФ, регистрирующий орган обязан проверить достоверность данных, включаемых в ЕГРЮЛ, при этом может использовать любые возможные для этого способы.
В данном случае, налоговому органу было известно о представлении для государственной регистрации прекращения деятельности общества недостоверных сведений, поскольку Банком России в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области направлялось информационное письмо от 05.10.2018 о нарушениях, допущенных обществом при реорганизации.
Ссылка Межрайонной инспекции в апелляционной жалобе на пп.8 п.5 Оснований и Порядка, утвержденных Приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, согласно которому обстоятельства не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в случаях если в поступившем в регистрирующий орган возражении относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ или заявлении о недостоверности сведений ЕГРЮЛ в качестве обстоятельства, на котором основаны такие возражение или заявление, указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, направленной на возникновение, изменение или прекращение прав заинтересованного лица в отношении юридического лица, признается не обоснованной.
Гражданское законодательство различает понятие оспоримости и ничтожности решений органов управления юридического лица; а доводы, содержавшиеся в письме Банка России, свидетельствовали о ничтожности решения общего собрания акционеров общества от 17.05.2018 и могли быть приняты во внимание регистрирующим органом.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали законные основания для принятия оспариваемых решений.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 27.08.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10711/2019 отменить, принять судебный акт:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области от 28.12.2018 о государственной регистрации прекращения деятельности публичного акционерного общества "Новосибирский завод конденсаторов" (ИНН 5408108313, ОГРН 1025403668828) путем реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Новосибирский завод конденсаторов-1" (ИНН: 5408022521, ОГРН 1185476108300), внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 7185476244518;
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области от 28.12.2018 о государственной регистрации создания общества с ограниченной ответственностью "Новосибирский завод конденсаторов-1" (ИНН: 5408022521, ОГРН 1185476108300), внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 1185476108300;
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о недействительности записей в Едином государственном реестре юридических лиц, внесенных за государственными регистрационными номерами 7185476244518 и 1185476108300.
Возвратить ПАО "Новосибирский завод конденсаторов" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по апелляционной инстанции по платежному поручению N 669 от 19.09.2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Павлюк Т.В. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10711/2019
Истец: Центральный банк Российской Федерации
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 16 по Новосибирской области, ООО "НОВОСИБИРСКИЙ ЗАВОД КОНДЕНСАТОРОВ-1"
Третье лицо: Киселева Наталья Сергеевна, ПАО "Новосибирский завод конденсаторов"