г. Санкт-Петербург |
|
26 ноября 2019 г. |
Дело N А21-9368/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Будылева М.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30831/2019) Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калининградской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.09.2019 по делу N А21-9368/2019 (судья И.С. Сергеева), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОГРН 1027739008440) в лице Калининградского филиала Акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" (далее - ответчик) 53 376 руб. штрафа.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением арбитражного суда в виде резолютивной части от 11.09.2019 иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе Ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, истец не подтвердил приобретение самими пациентами пластин.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.01.2013 между Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Калининградской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" и ЗАО ОМСК (далее - Общество) был заключен Договор N 2 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - Договор), согласно которому, Общество приняло на себя обязательства по оказанию необходимой медицинской помощи застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ТП ОМС), а Страховая медицинская организация обязалась оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с ТП ОМС.
07.12.2018 г. ЗАО ОМСК было реорганизовано в АО "Страховая компания "Согаз" (далее - Страховая медицинская организация), при этом Договор, а также права и обязанности по нему перешли, согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ, на реорганизованное лицо.
АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", действующее на территории Калининградской области в лице Калининградского филиала, в силу реорганизации в форме присоединения к нему ООО "ОМСК" является универсальным правопреемником прав и обязанностей последнего по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС N 2 от 01.01.2013 г. и приняло на себя все права и обязанности по данному договору в полном объеме.
Согласно п. 4.1 Договора страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно п. 4.3. Договора страховая медицинская организация обязана проводить контроль объема, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в медицинской организации в соответствии с Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаемым Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ от 29.11.2010 г. "Об обязательном медицинском страховании в российской Федерации" (далее - Закон).
Областной медицинской страховой компанией за 2017 год проведен контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, в результате которого выявлены нарушения оказания медицинской помощи и выданы следующие Предписания на оплату штрафных санкций на общую сумму 53 376 руб.:
1) Предписание N 44/01 от 31.01.2018 в соответствии с Актом ЭКМП (сводным) N 2-12 КС от 04.12.2017, предусматривающим уплату медицинской организацией штрафа в размере 8 896 руб. 00 коп. (Код дефекта мед.помощи/нарушения 1.5.)
2) Предписание N 17/02 от 27.02.2018 в соответствии со сводным актом ЭКМП N 2-11 КС от 11.12.2017 г., предусматривающим уплату медицинской организацией штрафа в размере 8 896 руб. (Код дефекта мед.помощи/нарушения 4.6)
3) Предписание N 16/02 от 27.02.2018 в соответствии со сводным актом ЭКМП N 2-12 КС от 25.12.2017 г., предусматривающим уплату медицинской организацией штрафа в размере 8 896, 00 руб. (Код дефекта мед. помощи/ нарушения 4.6.1)
4) Предписание N 07/06 от 22.06.2018 в соответствии со сводным актом ЭКМП N 02-02 ЭКС от 12.03.2018 г., предусматривающим уплату медицинской организацией штрафа в размере 26 668 руб. 44 коп. (Код дефекта мед. помощи/ нарушения 4.6.1)
Размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества на 2017 год, установлен тарифным соглашением на оплату медицинской помощи в системе ОМС населения Калининградской области от 30 декабря 2016 года (Приложение N 4.1.1 к Тарифному соглашению в системе ОМС Калининградской области от "30" декабря 2016 года).
В силу пункта 5.4 Договора Медицинская организация в числе прочего обязана представлять Страховой организации сведения, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (медицинскую, учетно-отчетную документацию).
На основании пункта 2.2 Договора, при выявлении нарушений установленных Договором обязательств Страховая организация вправе не оплачивать или не полностью оплачивать затраты Медицинской организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в Страховую организацию и (или) уплаты Медицинской организацией штрафов.
Дефекты медицинской помощи, согласно Тарифному соглашению на 2017 год, выявленные при проведении экспертного контроля:
Раздел 1. Нарушения, ограничивающие доступность медицинской помощи для застрахованных лиц
(1.5) Приобретение пациентом или лицом, действовавшим в интересах пациента, лекарственных препаратов и/или медицинских изделий в период пребывания в стационаре по назначению врача, включенных в "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств", согласованного и утвержденного в установленном порядке; на основании стандартов медицинской помощи и (или) клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.
(4.6) Несоответствие данных первичной медицинской документации данным реестра счетов
(4.6.1) Некорректное применение тарифа, требующее его замены по результатам экспертизы.
Пунктом 46 Главы 7 Постановления правительства Калининградской области N 667 от 30.12.2016 "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов" предусмотрено, что: "Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют: за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования (в расчете на 1 застрахованное лицо) в 2017 году - 8 896,0 рубля".
Со своей стороны ответчик не представил доказательств, подтверждающих отсутствие вины. (перечисление денежных средств в страховую медицинскую организацию)
В пункте 73 Приказа ФФОМС N 230 от 01.12.2010 предусмотрено, что в соответствии со ст. 42 Закона N 326-ФЗ медицинская организация имеет право обжаловать заключение страховой медицинской организации по результатам контроля в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации путем направления претензии в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Реестр актов, акты ЭКМП медицинской организацией в установленном порядке в ТФОМС Калининградской области, Арбитражный суд не обжалованы.
Калининградским филиалом в адрес ГБУЗ Калининградской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" в досудебном порядке направлена претензия от 11.06.2019, исх. N И-3926/Р-39/19, с требованием в срок до 28.06.2019 оплатить сумму задолженности, 22.06.2019 претензия получена Ответчиком, однако осталась без ответа и удовлетворения.
Поскольку Медицинская организация не исполнила предписание добровольно, Страховая организация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив факт допущенных ответчиком нарушений при оказании медицинских услуг в территориальной программы ОМС, удовлетворил требования Истца.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС и договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
Согласно п. 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля (МЭК), медико-экономической экспертизы (МЭЭ), экспертизы качества медицинской помощи (ЭКМП).
Порядок контроля установлен Приказом Федерального Фонда ОМС N 230 от 01.12.2010 г. "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию".
Пунктом 2.2 Тарифного соглашения предусмотрено, что документы, принятые в рамках настоящего соглашения, являются обязательными к исполнению на территории Калининградской области.
Таким образом, перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) и санкции за допущенные медицинской организацией нарушения при оказании медицинских услуг в рамках территориальной программы ОМС, установленные нормативными актами субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, носят обязательный характер для участников ОМС на территории Калининградской области и подлежат применению к правоотношениям сторон, вытекающим из Договора.
Таким образом, доводы подателя жалобы о том, что законодательство, действующее в сфере обязательного медицинского страхования, не содержит конкретных размеров финансовых санкций и удержаний применительно к конкретным перечням нарушений медицинской организацией объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, основаны на ошибочном толковании приведенных нормативных актов
В п. 2.3 Договора указано, что Страховая медицинская организация вправе применять к Медицинской организации санкции в соответствии со ст. 41 Закона N 326-ФЗ.
Как следует из ч. 2 ст. 41 Закона N 326-ФЗ, взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами ОМС. Размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с настоящей частью, указываются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Порядок оплаты медицинской помощи по ОМС определен в Правилах обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства и социального развития Российской федерации от 28.02.2011 г. N 158н.
Согласно Приложению N 1 к Правилам обязательного медицинского страхования полномочиями по установлению размеров экономических санкций наделена Комиссия по разработке территориальной программы ОМС.
В соответствии с п.п. 3 п. 4 Положения о деятельности комиссии она осуществляет рассмотрение тарифов и формирование соглашения с указанием размеров санкций, применяемых к медицинским организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации.Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калининградской области принимает тарифное соглашение на каждый календарный год. Тарифное соглашение утверждает Порядок организационного и финансового взаимодействия субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области медицинской помощи и устанавливает Перечень оснований для отказа или уменьшения оплаты медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, и соответствующих штрафов, применяемых при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. Тарифное соглашение носит обязательный характер для участников ОМС на территории Калининградской области и подлежит применению к правоотношениям сторон, вытекающим из Договора.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А21-7563/2014.
В пункте 2.2 Договора предусмотрено право Страховой организации при выявлении допущенных Медицинской организацией нарушений не оплачивать или не полностью оплачивать затраты Медицинской организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в Страховую организацию и (или) уплаты Медицинской организацией штрафов.
Отсутствие в пункте 2.2 Договора конкретного перечня нарушений и размеров экономических санкций не освобождает стороны от обязанности соблюдать правила, установленные законом и иными правовыми актами (императивные нормы).
Факт допущенных ответчиком нарушений при оказании медицинских услуг в рамках территориальной программы ОМС установлен судом и не оспаривается Ответчиком.
Медицинская организация несет ответственность в соответствии со ст. 41 Закона N 326-ФЗ, согласно Размеру неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества на 2017 год, утвержденному Тарифным соглашением на оплату медицинской помощи в системе ОМС населения Калининградской области от 30 декабря 2016 года (Приложение N 4.1.1 к Тарифному соглашению в системе ОМС Калининградской области от "30" декабря 2016 года).
На основании представленных документов, суд первой инстанции установил, что ответчик не уплатил штраф в определенный срок, признал требования истца законными по праву и по размеру.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, об ошибочности и необоснованности вывода арбитражного суда, положенных в основу обжалуемого судебного акта, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном понимании и толковании норм действующего законодательства. Кроме того, аналогичные аргументы Ответчика являлись предметом рассмотрения арбитражным судом и в результате чего получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену состоявшего по делу судебного акта в любом случае, арбитражным судом также не допущено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.09.2019 по делу N А21-9368/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.В.Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9368/2019
Истец: АО "Страховая компания "Согаз-Мед" Калининградский филиал "Страховая компания "Согаз-Мед"
Ответчик: ГБУЗ КО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи"
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30831/19