г. Москва |
|
25 ноября 2019 г. |
Дело N А40-19724/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Елоева А.М.,
судей: Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Фокиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО ЧОП "МЕГУР" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.07.2019 по делу N А40-19724/19 по иску Государственного автономного учреждения здравоохранения города Москвы "Стоматологическая поликлиника N 9 Департамента здравоохранения города Москвы" к ООО ЧОП "МЕГУР"
о взыскании 735 749,64 руб., по встречному иску о взыскании 1 773 015,8 руб.,
при участии в судебном заседании:
от ГАУЗ г. Москвы "СП N 9 ДЗМ": Болдырев А.М. по доверенности от 15.11.2019,
Иванникова М.В. на основании приказа от 05.12.2018,
от ООО ЧОП "МЕГУР": Микряков В.И. по доверенности от 01.08.2019,
УСТАНОВИЛ:
Стоматологическая поликлиника N 9 Департамента здравоохранения города Москвы (далее - ГАУЗ "СП N 9 ДЗМ") обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО ЧОП "МЕГУР" (далее - ЧОП) о взыскании (с учетом изменения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ) суммы неосновательного обогащения в размере 731 092,68 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 25 141,59 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 12.06.2019 по день фактического исполнения обязательства.
Определением Арбитражный суд города Москвы от 08.04.2019 принят к производству встречный иск ООО ЧОП "МЕГУР" к Стоматологической поликлинике N 9 Департамента здравоохранения города Москвы" о взыскании (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) задолженности в размере 1 742 120 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 29 884,54 руб.
Решением от 28.07.2019 первоначальные исковые требования удовлетворены, в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО ЧОП "МЕГУР" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на отсутствие оснований как для неоплаты услуг, так и для предъявления исполнителя требований о взыскании неосновательного обогащения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 29.11.2016 в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) была размещена информация о проведении Государственным автономным учреждением здравоохранения г. Москвы "Стоматологическая поликлиника N 60 Департамента здравоохранения г. Москвы было размещено извещение о проведении закупки в виде конкурса в электронной форме (закупка является совместной) на предмет оказания охранных услуг (оказание комплекса мер направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутри объектового и пропускного режимов) на объектах медицинских организаций города Москвы в 2017-2018 гг. (СЗАО, ЗелАО, САО).
Согласно условиям технического задания данной закупки, победитель конкурса должен заключить соответствующий договор с каждым заказчиком, являющимся государственным автономным учреждением здравоохранения города Москвы и поименованным в приложении N 1 к техническому заданию и размещенному на электронном ресурсе по адресу http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/download/ download.html?id=26945690.
В соответствии с приложением N 1 к техническому заданию следовало, что в ГАУЗ "СП N 9 ДЗМ" надлежало оказывать услуги охраны посредством двух постов охраны с ежедневным круглосуточным режимом работы.
При этом, как следовало из таблицы расчётов начальной (максимальной) цены договора, размещенной по адресу: http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/download/ download.html?id=26945703, предельная месячная стоимость одного круглосуточного поста охраны в 2017 году не может превышать 109 352 руб., включая НДС, а в 2018 году - 112 249,83 руб., включая НДС.
Указанная предельная стоимость одного круглосуточного поста охраны на 2017 год для заказчиков г. Москвы при формировании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок, в том числе, государственными автономными учреждениями была подтверждена также в пункте 1 Информационного письма Департамента экономической политики и развития города Москвы от 22.11.2016 N ДПР-20-3/1-117/16, представленного в материалы дела.
Согласно таблице расчётов начальной (максимальной) цены договора также следует, что начальная (максимальная) цена договора в 40 788 093 руб. (протокол начальной (максимальной) цены договора, размещённый на электронном ресурсе по адресу http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/download/download.html?id=26945 697 представлен в материалы дела), включая начальную (максимальная) цену договора, явившегося основанием для обращения с рассматриваемыми требованиям, составляющую 5 318 443,92 руб. и рассчитанную, исходя из месячной стоимости одного круглосуточного поста охраны в 2017 году в размере 109 352 руб., а в 2018 году - 112 249,83 руб.
Как следует из представленного в материалы дела протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 23.12.2016 N 31604398051-03 победителем конкурса было признано ООО ЧОП "МЕГУР" с предложенной ценой контракта в размере 39 564 240 руб.
Из материалов дела следует, что на основании сведений технического задания, расчёта начальной (максимальной) цены договора, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 23.12.2016 N 31604398051-03, между сторонами спора 16.01.2017 в электронной форме был заключен договор на оказание охранных услуг N 31604398051_СП9 (далее - договор), согласно условиям которого, исполнитель по заданию заказчика принял на себя обязательства оказать охранные услуги (оказание комплекса мер, направленных на защиту материального имущества объектов, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов) на объектах медицинских организаций города Москвы в 2017-2018 гг. в объеме, установленном в техническом задании (приложение N1), заказчик обязуется принять результат оказанных услуг и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Согласно п. 12.1 договора срок действия договора, согласованный сторонами с 01.02.2017 по 31.12.2018.
В соответствии с п. п. 2.1, 2.2 договора цена договора составила 4 946 720 руб., включая НДС, с ежемесячной стоимостью услуг в 2017 году - 212 140 руб., в 2018 году - 217 765 руб. (пункты 2.1, 2.2 договора).
Обращаясь в суд с иском о взыскании суммы неосновательного обогащения, ГАУЗ "СП N 9 ДЗМ" указало, что у него отсутствовала фактическая потребность в организации второго поста, так как в здании ГАУЗ "СП N 9 ДЗМ" кроме главного входа отсутствовали иные места доступа в здание, требующие организации поста охраны.
Как было предусмотрено абз. 4 п. 3.1 технического задания исполнитель (ответчик по первоначальному иску) выполняет свои обязательства (оказывает охранные услуги) в соответствии, в том числе, с планом-схемой охраны объекта.
План-схема охраны объекта был утвержден 16.01.2017 ответчиком по первоначальному иску и согласован истцом по первоначальному иску, в соответствии с которым стороны предусмотрели организацию только одного поста охраны.
Судом установлено, что во исполнение требований п. 4.1 технического задания сторонами 20.01.2017 составлен акт обследования объекта, подлежащего принятию на охрану, также предусматривающего организацию одного поста охраны с ежедневным круглосуточным режимом работы.
ГАУЗ "СП N 9 ДЗМ" указывает, что 01.02.2017 ответчик приступил к оказанию охранных услуг по договору, которые фактически и оказывались с 01.02.2017 по 31.12.2018 посредством функционирования одного поста охраны с ежедневным круглосуточным режимом работы.
Согласно п. 2.6.1 договора заказчик (истец по первоначальному иску) принял на себя обязательства ежемесячно оплачивать услуги, фактически оказанные исполнителем (истцом по встречному иску) на соответствующем этапе графика оказания услуг (календарного плана).
ГАУЗ "СП N 9 ДЗМ", обращаясь с рассматриваемым иском в суд, ссылается на то обстоятельство, что цена договора складывается, в числе прочего, из стоимостей (количества) постов охраны, используемых для оказания охранных услуг, и так как договор предусматривал размер платы исходя из оказания ответчиком услуг посредством двух постов охраны, тогда как фактически услуги оказывались одним постом, то истец ответчик вправе был претендовать на получение платы в размере лишь половины от цены договора, а именно: в 2017 году - 106 070 руб. в месяц (из расчета 212 140 руб./2) и в 2018 году - 108 882 руб. 50 коп. в месяц (из расчета 217 765 руб./ 2).
Как усматривается их материалов дела, заказчику предоставлялись акты сдачи-приёмки оказанных услуг со сведениями, предусмотренными договором, но, по сути, не соответствующими, по мнению истца по первоначальному иску, фактическим обстоятельствам, в связи с чем, истец по первоначальному иску представленные в материалы дела акты за период с февраля 2017 года по июль 2018 года ответчику подписывал (акты сдачи-приёмки оказанных услуг N 69 от 31.01.2018 г., N 99 от 28.02.2017 г., N 180 от 31.03.2017 г., N 196 от 31.03.2018 г., N 228 от 30.04.2017 г., N 255 от 30.04.2018 г., N 295 от 30.04.2018 г., N 329 от 31.05.2018 г., N 355 от 30.06.2017 г., N 398 от 30.06.2018 г., N 408 от 31.07.2017 г., N 447 от 31.07.2018 г., N 452 от 31.08.2017 г., N 488 от 30.09.2017 г., N 532 от 31.10.2017 г., N 562 от 31.08.2018 г., N 577 от 30.11.2017 г., N 626 от 30.09.2018 г., N 642 от 28.12.2017 г., N 419 от 31.10.2018 г., N 797 от 30.11.2018 г., N 872 от 25.12.2018 г.) и осуществлял оплату на основании условий, предусмотренных договором и не соответствующих, по мнению ГАУЗ "СП N 9 ДЗМ", фактическим обстоятельствам оказания спорных услуг.
Так за указанный период истцом по договору ГАУЗ "СП N 9 ДЗМ" ответчику было уплачено 3 204 305 руб. 36 коп., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Как указывает ГАУЗ "СП N 9 ДЗМ", в июле-августе 2018 года у него проходила проверка правомерности расходования бюджетных средств органами казначейства за 2017 год и проверяющими органами было обращено внимание истца на несоответствие объёма фактически оказанных охранных услуг договорным условиям и, как следствие, превышению оплаты, произведенной по договору, объёму фактически оказанных по договору охранных услуг.
Из материалов дела следует, что 16.08.2018 заказчик в соответствии с п. 5.1.3 договора направил в адрес исполнителя запрос о предоставлении информации о ходе оказываемых услуг с просьбой дать ответы на следующие вопросы: почему в актах сдачи-приёмки оказанных услуг указывается на оказание услуг посредством двух постов охраны; почему в графиках сменности дежурства сотрудников указываются охранники фактически не оказывавшие услуги по охране поликлиники; так как в пунктах 3 актах сдачи-приёмки оказанных услуг указано, что фактически оказанные услуги подтверждены соответствующими отчётами об оказанных услуга, предложено представить в адрес заказчика указанные отчёты за весь период действия договора.
ГАУЗ "СП N 9 ДЗМ" указывает, что ответ на направленный им запрос от исполнителя не последовал, в связи с чем, 17.09.2018 заказчик представил в адрес исполнителя представленную в материалы дела претензию, в которой указал на отсутствие возражений относительно оказания услуг посредством одного поста охраны и потребовал возврата переплаты за фактически оказанные услуги и внесения соответствующих исправлений в акты сдачи-приёмки оказанных услуг за период действия договора.
ООО ЧОП "МЕГУР" представило в материалы дела письмо от 01.10.2018, согласно которому, по мнению ЧОП, исполнитель представил ответ на претензию заказчика, в котором он указал, что направлял ответ заказчику на запрос от 16.08.2018 с приложением документов, обосновывающих фактическое предоставление охранных услуг посредством двух постов, в связи с чем, по мнению заявителя, переплата не обеспеченная предоставлением встречного исполнения на стороне ответчика по первоначальному иску отсутствует.
Также материалами дела подтверждается, что письмом от 12.12.2018 ГАУЗ "СП N 9 ДЗМ" направило 13.12.2018 в адрес ответчика исправленные акты сдачи-приёмки оказанных услуг за период с февраля 2017 года по ноябрь 2018 года, а также акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 30.11.2018, которые были получены исполнителем 21.12.2018.
В силу п.п. 12.1, 12.2 договора 31.12.2018. договор прекратил своё действие.
Указав, что сумма переплаты в размере 731 092,68 руб. ответчиком не была возвращена, обратился в суд с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения, учитывая, что договор на момент рассмотрения спора по существу прекратил свое действие.
ООО ЧОП "МЕГУР", возражая против удовлетворения первоначальных исковых требований, представило встречное исковое заявление, по основаниям того, что у заказчика в настоящее время имеется задолженность за оказанные исполнителем услуги в размере 1 742 120 руб. за период с 01.05.2018 по 31.12.2018.
Согласно п. 2.6.1. договора, заказчик ежемесячно оплачивает фактически оказанные услуги, оказанные исполнителем на соответствующем этапе графика оказания услуг (календарного плана), в безналичном порядке путем перечисления денежных средств со своего лицевого счета на расчетный счет исполнителя, реквизиты которого указаны в разделе "Адреса, реквизиты и подписи сторон" договора, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг по соответствующему этапу, с приложением документов, подтверждающих объем оказанных услуг, в течение 15 банковских дней с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки оказанных услуг по соответствующему этапу.
Как указывает истец по встречному иску, факт оказания услуг по договору за период с 01.05.2018 по 31.07.2018 подтверждается ежемесячными актами сдачи-приемки оказанных услуг, подписанными обеими сторонами договора без претензий по качеству и объему оказанных услуг.
Также истец по встречному иску ссылается на то, что оказание услуг за период 01.08.2018 по 31.12.2018 подтверждается направленными актами сдачи-приемки оказанных услуг N 562 от 31.08.2018, N 626 от 30.09.2018, N 716 от 31.10.2018, N 797 от 30.11.2018, N 872 от 25.12.2018, направленными исполнителем в адрес заказчика и полученными им, однако, в подписанном со стороны заказчика виде не возвращенными, счетами, счетами-фактурами и иными документами (документацией наблюдательного дела, служебной документацией, книгами и журналами, графиком дежурства сотрудников охраны согласованного заказчиком).
Порядок приемки услуги регламентирован разделом 4 договора и истец по встречному иску ссылается на то, что согласно п. 4.1 договора исполнитель ежемесячно направлял заказчику документы для приемки работ и их оплаты, что подтверждается отметками на сопроводительных письмах к комплекту отчетной документации и не было по сути оспорено или документально опровергнуто ответчиком по встречному иску.
Согласно п. 4.1. договора, стороны согласовали, что после завершения этапа оказания услуг, не позднее 5 числа месяца следующего за отчетным, предусмотренных договором, исполнитель письменно уведомляет заказчика о факте завершения оказания услуг.
Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения заказчиком уведомления исполнитель представляет заказчику комплект отчетной документации, предусмотренной техническим заданием, и акт сдачи-приемки услуг, подписанный исполнителем, в 2 (двух) экземплярах.
Пунктом 4.2. договора стороны установили порядок сдачи-приемки оказанных услуг, а именно: не позднее 3 рабочих дней после получения от исполнителя документов, указанных в п. 4.1. договора, заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку оказанных услуг по настоящему договору на предмет соответствия их объема, качества требованиям, изложенным в настоящем договоре и техническом задании, и направляет заказным письмом с уведомлением, либо отдает нарочно исполнителю подписанный заказчиком 1 экземпляр акта сдачи-приемки услуг либо запрос о предоставлении разъяснений касательно результатов оказанных услуг, или мотивированный отказ от принятия результатов оказанных услуг, или акт с перечнем выявленных недостатков и сроком их устранения.
В случае отказа заказчика от принятия результатов оказанных услуг в связи с необходимостью устранения недостатков результатов оказанных услуг исполнитель обязуется в срок, установленный в акте, составленном заказчиком, устранить указанные недостатки за свой счет.
Как указывает заявитель, заказчиком не были представлены мотивированные возражения относительно качества оказанных услуг, заказчик в нарушение условий п. 4.2. договора не произвел действия, которые надлежало совершить заказчику в случае передачи исполнителем работ ненадлежащего качества.
При этом заявителем указывается, что претензии заказчика не могут быть квалифицированы, как запрос о предоставлении разъяснений касательно оказанных услуг, как мотивированный отказ от приемки оказанных услуг или как акт с перечнем выявленных недостатков и сроком их устранения, поскольку претензии не отвечают требованиям договора и были направлены заказчиком исполнителю в целях соблюдения претензионного порядка разрешения спора.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что, согласно п.п. 4.3, 7.3, 7.5,а также разделам 8 и 9 договора, заказчик имел полное право осуществить экспертизу представленных исполнителем результатов оказанных услуг, в части их соответствия условиям договора, в случае неоказания услуг выставить пеню/штраф, затребовать обеспечение исполнения договора (по банковской гарантии), затребовать расторжения договора, однако, ничего этого сделано не было, заказчик не воспользовался этим правом.
В обоснование встречного искового заявления, а также возражая против первоначального иска, заявитель сослался на необоснованность доводов истца по первоначальному иску о количество постов охраны, учитывая, что указанное в конкурсной документации и в договоре количество постов охраны и количество сотрудников охраны использовалось и при проведении ГАУЗ "СП N 9 ДЗМ" закупок в предшествующие годы.
Таким образом, по мнению заявителя, согласованное сторонами в договоре количество постов и количество охранников (количество постов охраны - 2; количество сотрудников охраны - 2) являлось оптимальным для выполнения задач по охране и обеспечению сохранности материальных ценностей, а также осуществления нормального контрольно-пропускного режима на объекте заказчика с учетом территории поликлиники (3 этажа здания стоматологической поликлиники, прилегающая территория с зоной разгрузки и автопарковкой на 11 автомашин, включающая в себя неавтоматические ворота для въезда автотранспорта), большого количества сдаваемых под охрану кабинетов с товарноматериальными ценностями и большого количества посетителей и сотрудников поликлиники (86 сотрудников, согласно списка размещенного на интернет-сайте ГАУЗ "СП N 9 ДЗМ").
Из пояснений ЧОП следует, что в соответствии с положениями конкурсной документации и заключенного сторонами договора исполнитель для оказания охранных услуг заказчику выставил 2 круглосуточных поста охраны в составе 2 охранников, при этом один пост охраны являлся стационарным, а другой пост охраны являлся подвижным/мобильным, с установленным маршрутом обхода, который был указан в плане-схеме охраны объекта согласованном заказчиком 16.01.2017.
Кроме того, сторонами договора был подписан акт о выставлении постов, требующийся исполнителю для выполнения пункта 4 правил уведомления частной охранной организацией территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 г. N 498, в котором была указана информация о выставлении на объекте заказчика 2 круглосуточных постов, в составе 2 охранников, с режимом работы - круглосуточно.
На основании названного акта о выставлении постов исполнитель 06.02.2017 уведомил соответствующие территориальные подразделения Отдела лицензионно-разрешительной работы Главного управления Росгвардии по г. Москве о принятии под охрану объекта заказчика и о том, что охрана будет осуществляться сотрудниками ЧОП в количестве 2 человек в смену с режимом работы круглосуточно с 08:00 до 08:00, о чем в материалы дела представлено уведомление о начале оказания охранных услуг N 3880-141.
Также заявитель полагает, что документами, подтверждающими, что исполнителем было выставлено 2 поста охраны с 2 сотрудниками охраны, являются представленное в материалы дела дополнительное соглашение N 1 от 16.01.2017 к договору о необходимости охраны объекта с применением специальных средств (резиновая палка и наручники) - 1 комплект на каждого охранника на посту и график дежурства сотрудников охраны на объекте на декабрь 2018 года, согласованный заказчиком.
На основании п. 3.1. технического задания (приложение N 1 к договору) исполнитель выполнял свои обязательства (оказывал охранные услуги) в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 16.10.2007 N 911-ПП "Об утверждении базовых требований к охране объектов города Москвы, оплачиваемой за счет средств бюджета города Москвы" (далее - Постановление N 911-ПП), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и г. Москвы, регламентирующими вопросы частной охранной деятельности, Инструкцией по организации охраны объекта, планом-схемой охраны объекта, техническим заданием и условиями договора.
Согласно положениям раздела 2 Постановления N 911-ПП предусмотрены следующие определения и термины: Пост охраны - место или участок местности, на котором сотрудник охраны исполняет должностные обязанности в соответствии с договорными обязательствами ЧОП. Патрулирование - способ охраны поста путем перемещения сотрудников охраны по указанному им маршруту.
В соответствии с разделом 3 Постановления N 911-ПП установлено, что посты охраны подразделяются: по месту расположения - на внутренние и наружные; по характеру несения службы - на подвижные и стационарные (п. 3.3).
Также в соответствии с п. 3.4. Постановления N 911-ПП определен порядок патрулирования, а именно: охрана объекта может осуществляться сотрудниками охраны путем патрулирования. Патруль (подвижный наряд) может состоять из одного, двух и более человек. Патруль может нести службу, как на автотранспорте, так и в пешем порядке. Патрулю для несения службы устанавливаются маршрут движения и его границы, которые определяются в зависимости от инженерно-технической укрепленности объекта и условий окружающей местности.
С учетом изложенного, по мнению заявителя встречного иска, охранные услуги были оказаны исполнителем заказчику в соответствии с положениями Постановления N 911-ПП, действующему на момент возникновения спорных правоотношений и, исходя из вышеприведенных определений и терминов, ЧОП считает, что им был организован 1 стационарный пост охраны с 1 сотрудником охраны и 1 подвижный (мобильный) пост охраны с 1 сотрудником охраны, то есть пост охраны на обозначенном участке местности (в коридоре поликлиники), охрана которого осуществлялась патрулированием по указанному и согласованному сторонами договора маршруту.
Заявителем указано, что в договоре (с учетом приложения) стороны предусмотрели конкретное количество постов и регулярно заступающих на посты охранников и заказчик не вправе в одностороннем порядке (без согласования с исполнителем) уменьшать их количество, поскольку такое уменьшение могло повлиять на безопасность объекта в целом и сохранность материального имущества поликлиники. Стоимость охранных услуг рассчитана исходя именно из того количества постов/охранников, режима, способов охраны, которые указаны в договоре (приложении к нему).
Ссылаясь на на п. 12.3. договора, согласно которому определено, что изменение и дополнение настоящего договора возможно по соглашению сторон, все изменения и дополнения оформляются в письменном виде путем подписания сторонами дополнительных соглашений к договору, дополнительные соглашения к договору являются его неотъемлемой частью и вступают в силу с момента их подписания сторонами, заявитель указал, что в нарушение положений указанных в п.п. 2.5, 11.2. и 12.3. договора заказчик не обращался к исполнителю с предложением изменить предусмотренный договором объем услуг, а также не направлял и не предоставлял охранному предприятию на рассмотрение, согласование или подписание дополнительное соглашение к договору о снижении объема охранных услуг (об уменьшении количества постов и количества сотрудников охраны), установленного техническим заданием, или проект такого дополнительного соглашения.
Указав, что оказанные исполнителем услуги в размере 1 742 120 руб. за период с 01.05.2018 по 31.12.2018 заказчиком не оплачены, ООО ЧОП "МЕГУР" обратилось в суд с встречным иском о взыскании суммы задолженности за оказанные услуги и начисленных на указанную сумму процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ в размере 29 884,54 руб.
Удовлетворяя первоначальные требования и отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Так, судом сделан вывод, что из акта обследования объекта от 20.01.2017, а также приведенных в нормативном акте, действовавшем на момент заключения спорного договора, дефиниций, плана-схемы охраны объекта, согласованного ГАУЗ "СП N 9 ДЗМ" с ответчиком 16.01.2017, следует, что услуги охраны оказывались посредством только одного постоянного стационарного поста охраны.
Так, из п. 1 договора исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать охранные услуги в объеме, установленном в техническом задании.
Согласно п. 3.1 технического задания исполнитель выполняет свои обязательства (оказывает охранные услуги) в соответствии, в том числе, с вышеназванным Постановлением N 911-ПП, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, регламентирующими вопросы частной охранной деятельности, инструкцией по организации охраны объекта, планом-схемой охраны объекта, настоящим техническим заданием и условиями договора.
Как следует из п. 4.1.1 технического задания до приёмки объекта под охрану исполнитель проводит обследование объекта и оценку его уязвимости - изучение на месте состояния, характеристик и особенностей объекта для определения и разработки исполнителем организационно-технических рекомендаций по охране.
Данное обследование регламентировано разделом 6 "Базовые требования к охране объектов города Москвы за счет средств бюджета города Москвы" (приложение к Постановлению N 911-ПП).
Результаты обследования объекта оформляются актом, подписанным представителями заказчика и представителями исполнителя.
Как указано в п. 2.3 подписанного сторонами акта обследования объекта от 20.01.2017, количество и расположение постов, численность сотрудников, осуществляющих охрану зданий "Объекта": на "Объекте" расположены: пост N 1- главный вход, холл, служебный вход.
Также п. 6 акта обследования объекта от 20.01.2017 предусмотрено, что комиссией принят способ организации охраны - смешанный.
В п. 7 акта обследования сторонами определено необходимое количество постов, режим охраны и дислокация, а именно: Пост 1 - парный, внутренний, круглосуточный. Центр поста: главный вход в ГАУЗ СП 9 ДЗМ, холл объекта. Режим охраны - сторожевой. Состав смены: 1-пост 2 охранника ежедневно круглосуточно.
Согласно разделу 2 Постановлению N 911-ПП определены базовые требования к охране объектов города Москвы за счет средств бюджета города Москвы, а именно: порядок охраны объекта - последовательность выполнения охранных мероприятий.
Пост охраны - место или участок местности, на котором сотрудник охраны исполняет должностные обязанности в соответствии с договорными обязательствами ЧОП. Внутренний пост - пост, расположенный внутри охраняемой территории. Наружный пост - пост, выставленный за пределами охраняемой территории с целью наблюдения. Подвижный пост - пост, расположенный на транспортном средстве, на котором сотрудники охраны несут службу, передвигаясь вместе с объектом охраны или меняя свое расположение вокруг объекта в зависимости от решения поставленных задач. Стационарный пост - пост, расположенный на определенном участке местности. Постоянный стационарный пост - стационарный пост, на территории которого сотрудники охраны несут службу в течение неопределенного отрезка времени. Временный стационарный пост - стационарный пост, на территории которого сотрудники охраны несут службу в течение определенного отрезка времени. Патрулирование - способ охраны поста путем перемещения сотрудников охраны по указанному им маршруту.
Согласно Методике определения количества постов и сотрудников охраны, достаточного для охраны объекта города Москвы (приложение к названным базовым требованиям Постановления N 911-ПП), количество стационарных постов зависит от количества и режима работы действующих контрольно-пропускных пунктов (КПП), протяженности периметра объекта, режима охраны территории и объема возложенных на сотрудников охраны обязанностей.
Количество сотрудников охраны, достаточное для охраны того или иного объекта, напрямую зависит от количества постов и их режима работы".
С учетом изложенного, апелляционный суд соглашается с отклонением судом первой инстанции доводов заявителя о том, что услуги охраны оказывались посредством размещения охранников на 2 постах (стационарный и подвижный с установленным маршрутом обхода), как ошибочных и не соответствующих представленным в материалы дела доказательствам.
При этом, заявителем в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств организации исполнителем какого-либо подвижного/мобильного поста охраны, поскольку ответчик не предоставлял транспортное средство для этих целей, а отмеченный на плане-схеме маршрут обхода является маршрутом патрулирования охранника, входившего в смену одного стационарного поста, что относится к способу охраны уже имеющегося поста, но не самим постом.
Таким образом, содержание названных документов опровергает утверждения заявителя об организации им двух постов.
В представленном ЧОП уведомлении о начале оказания охранных услуг от 06.02.2019, направленным им в контролирующий деятельность ответчика орган, указание на количество постов охраны не содержится.
Ссылка заявителя на ежемесячно согласуемый график дежурств его сотрудников охраны также не может подтвердить наличие двух постов охраны, учитывая, что количество задействованных в оказании услуг сотрудников охраны также не может свидетельствовать о количестве постов охраны.
При этом судом учтено, что в соответствии с п. 3.18 технического задания, частному охраннику запрещается покидать пост охраны.
Однако, как пояснил в судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика по первоначальном иску, принимая во внимание наличие двух постов (одного стационарного и одного мобильного), функции подменного охранника возлагались, при необходимости, на администратора или заведующего хозяйственной частью самого заказчика.
Суд правомерно не согласился с тем, что при таком способе организации охраны объекта с возложением обязанностей исполнителя на сотрудников самого заказчика услуги оказывались в соответствии с условиями договора.
Вместе с тем, учитывая, что фактически на объекте был организован только один стационарный пост, необходимость задействования в оказании услуг двух охранников обусловлено необходимостью обеспечения круглосуточного режима работы одного поста, и сама по себе не может не свидетельствовать о наличии двух постов охраны.
Оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, указав, что при доказанности истцом по первоначальному иску фактического оказания услуг в меньшем объеме, чем предусмотрено договором, сторона договора, оказывающая такие услуги, не вправе претендовать на вознаграждение в размере, указанном в договоре для случая оказания услуг в полном объеме, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований о взыскании с ООО ЧОП "МЕГУР" суммы неосновательного обогащения в размере 731 092,68 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 25 141,59 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 12.06.2019 по день фактического исполнения обязательства.
Принимая во внимание удовлетворение первоначальных исковых требований, суд также пришел к выводу о неподтвержденности правомерности заявленных встречных исковых требований, поскольку, исходя из фактических обстоятельств спора, первоначальные и встречные исковые требования носят взаимоисключающий характер.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Оценивая доводы жалобы, апелляционный суд отмечает, что, исходя из буквального толкования сведений, отраженных в представленных акта сдачи-приемки оказанных услуг, объем фактически оказанных услуг (пункт 3 актов) не указан, а лишь отражен объем услуг, предусмотренных договором (пункт 2 актов).
При этом в выставленных ответчиком актах сдачи-приемки оказанных услуг указано: "единица измерения - пост" и, вместе с тем, акты не содержат ссылки на количество охранников, оказывающих услуги.
Более того, исходя из пояснений сторон, представленных доказательств, в том числе плана-схемы охраны объекта, утвержденного сторонами договора, у заказчика отсутствовала фактическая потребность в организации второго поста, так как в здании истца кроме главного входа отсутствовали иные места доступа в здание, требующие организации поста охраны.
Учитывая, что встречные не основаны на условиях заключенного между сторонами договора, документально не подтверждены, суд первой инстанции правомерно оценил требования в части взыскания задолженности в размере 1 742 120 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 29 884,54 руб., как не соответствующие действующему законодательству и не подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.07.2019 по делу N А40-19724/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Л.А. Яремчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-19724/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА N 9 ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ"
Ответчик: ООО ЧОП "МЕГУР"