г. Красноярск |
|
22 ноября 2019 г. |
Дело N А33-10391/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" ноября 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Юдина Д.В., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" сентября 2019 года по делу N А33-10391/2019,
установил:
Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, далее - служба, административный орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сервис Лайн" (ИНН 2455030940, ОГРН 1102455001362, далее - общество, ООО "Сервис Лайн") об аннулировании лицензии N 185 от 17.04.2015.
Решением от 20.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленное требование.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Сервис Лайн" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии 07 17.04.2015 N 185, выданной Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.
В связи с неоднократным назначением судом административного наказания за воспрепятствование законной деятельности административного органа, заместителем руководителя Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края принято решение от 22.02.2019 (приказ N 142) об исключении с 01.03.2019 из реестра лицензий Красноярского края сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, ул. Кретова, д. 1, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат - общество с ограниченной ответственностью "Сервис Лайн".
20.03.2019 проведено заседание лицензионной комиссии Красноярского края, по итогам которого, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Сервис Лайн", согласно протоколу N 3 от 20.03.2019.
На основании изложенного Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края обратилась в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности административным органом наличия оснований для применения к обществу такой меры ответственности, как аннулирование лицензии.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Отношения в области лицензируемой деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
Понятие лицензии и лицензируемого вида деятельности определено в статье 3 Федерального закона N 99-ФЗ.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона N 99-ФЗ.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 данного Закона лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим согласно пункту 1.1 Положения о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п (далее - Положение), региональный государственный жилищный надзор.
Согласно части 1.3 статьи 161, части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
В соответствии с пунктом 3.3.4 Положения осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется посредством, в том числе: выдачи лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) на основании решения лицензионной комиссии, обращение в суд с заявлением об аннулировании лицензии (Указ Губернатора Красноярского края от 11.02.2015 N 18-уг "О создании комиссии Красноярского края по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами"), прекращение действия лицензии; формирование и ведение реестра лицензий Красноярского края в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из указанных в данной норме способов управления многоквартирным домом.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в соответствующих реестрах.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра, установлены в статье 198 ЖК РФ.
Согласно части 5.3 статьи 198 ЖК РФ в случае, если в течение двенадцати месяцев лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом три и более раза было назначено административное наказание за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиатом были совершены действия (бездействие), направленные на воспрепятствование проведению таких проверок или уклонение от таких проверок.
В силу части 2 статьи 199 ЖК РФ, основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в частях 5 - 5.4 статьи 198 настоящего Кодекса, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Материалами дела подтверждается осуществление обществом деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии 07 17.04.2015 N 185, выданной Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.
Представленными в материалы дела судебными актам мировых судей подтверждается привлечение общества к административной ответственности по части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), повлекшее невозможность проведения проверки.
Данные судебные акты явились основанием для исключения с 01.03.2019 многоквартирного дома, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, ул. Кретова, д. 1, из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Сервис Лайн".
Указанное обстоятельство послужило основанием для принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии 07 17.04.2015 N 185, выданной ООО "Сервис Лайн" (согласно протоколу от 20.03.2019).
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, указывает на нарушение службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края установленного порядка принятия решения об аннулировании лицензии лицензирующим органом.
Рассмотрев возражения общества, суд первой инстанции пришел к выводу, что исправление технической ошибки нормативно не запрещено, не противоречит законодательству, регулирующему деятельность службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края. Фактический состав комиссии, принимающий участие в голосовании подтвержден бюллетенями голосования по вопросам повестки дня заседания комиссии Красноярского края от 20.03.2019.
Представленные копии бюллетеней не предполагают выполнение требований Регламента в том порядке, в котором он утвержден. Бюллетень представляет собой единый лист голосования по всем вопросам повестки дня. Поскольку вопросов в повестке дня пять, члены комиссии должны передать единый бюллетень секретарю комиссии пять раз, и четыре раза получить его обратно - для голосования по каждому следующему вопросу повестки заседания комиссии. Заполнение бюллетеней членами комиссии по каждому вопросу и последующая его передача для подсчета голосов не противоречит требованиям Регламента работы комиссии Красноярского края по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами.
Ссылка общества на не соблюдение истцом требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 28.03.2015 N 289 "О порядке информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом" (вместе с "Правилами информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом"), в части информирования органа местного самоуправления, ресурсоснабжающих организаций и собственников жилых помещений, оценена судом первой инстанции, указано, что в соответствии с данным постановлением служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края обязана информировать только уполномоченный орган - орган местного самоуправления, что и было исполнено. 26.02.2019 служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края направила в адрес главы г. Минусинска письмо (исх. N 14-2253) с информацией о принятии лицензирующим органом решения об исключении из реестра лицензий Красноярского края сведений о многоквартирном доме (приказ от 22.02.2019 N 142-ДЛ) с 01.03.2019.
В дальнейшем, во исполнение требований Правил N 289, орган местного самоуправления должен проинформировать ресурсоснабжающие организации и собственников помещений в многоквартирном жилом доме о принятии Службой соответствующего решения. Однако, на исполнение указанной обязанности органом местного самоуправления Служба повлиять не может. Вместе с тем, в данном деле служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края запросила информацию у администрации города Минусинска. Согласно ответу исполняющего полномочия Главы города В.Б. Носкова исх.N АГ-187-01-09 от 05.03.2019, администрацией города направлены уведомления в ресурсоснабжающие организации об исключении из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Сервис Лайн", многоквартирного дома, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, ул. Кретова, д. 1.
Доводу общества многоквартирный дом, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, ул. Кретова, д. 1, исключен из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Сервис Лайн", в связи с принятием общим собранием собственников жилых жилья решения о выборе другого способа управления - товариществом собственников жилья, дана оценка судом первой инстанции. Довод отклонен, как противоречащий материалам дела.
Вместе с тем, исследовав материалы дела, заслушав позиции сторон, суд первой инстанции признал, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для применения такой меры ответственности, как аннулирование лицензии.
Ссылка административного органа на обстоятельства привлечения общества к административной ответственности отклонена судом первой инстанции, поскольку постановления мирового судьи не содержали выводов об умышленном пренебрежении обязанностями лицом, привлекаемым к ответственности. В совокупности с иными обстоятельствами суд не усмотрел оснований для вывода о воспрепятствовании законной деятельности службы. Из материалов дела следует, что общество, помимо дома N 1, расположенного по ул. Кретова, управляет еще 23 многоквартирными домами. По данным службы, в отношении остальных домов, находящихся в управлении ООО "Сервис Лайн", проверки административным органом не проводились, в том числе по жалобам собственников помещений, предписания не выдавались, к административной ответственности ответчик не привлекался.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в целом общество осуществляет лицензирующую деятельность по управлению многоквартирными домами без нарушений, добросовестно. Аннулирование лицензии у ООО "Сервис Лайн" приведет к необходимости проведения собственниками помещений в данных домах незапланированных собраний по выбору новой управляющей компании.
Руководствуясь положениями постановления Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 N 15211/08 по делу N А68-5254/07-292/8, учитывая совокупность представленных в материалы дела пояснений и доказательств, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что основания для аннулирования лицензии отсутствуют. Аннулирование лицензии у общества в сложившейся ситуации не приведет к необходимой защите прав и законных интересов потребителей услуг ответчика и иных лиц. В связи с чем признал требования истца не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки суда, что не свидетельствует о допущенных им нарушениях норм процессуального права.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" сентября 2019 года по делу N А33-10391/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10391/2019
Истец: СЛУЖБА СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "Сервис Лайн"