город Воронеж |
|
29 ноября 2019 г. |
Дело N А36-2490/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области: Гревцева М.В. - представителя по доверенности N 5 от 03.04.2019;
от общества с ограниченной ответственностью "Южный ветер": Тонких П.С. - представителя по доверенности от 03.03.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южный ветер" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 22.07.2019 по делу N А36-2490/2019, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южный ветер" (ОГРН 1134813000244, ИНН 4813025143) к Управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (ОГРН 1064823060576, ИНН 4826036368),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Южный ветер" (далее - ООО "Южный ветер", Общество) обратилось Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным приказа Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (далее - Управление, заинтересованное лицо) N 363-Л от 28.11.2018 "Об отказе в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции".
Решением от 22.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ООО "Южный ветер", обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что Управлением не доказан тот факт, что вход для покупателей магазина организован со стороны двора. Полагает, что поскольку площадь лицензируемого помещения менее 15 кв.м., то в силу п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, общество не должно предоставлять доказательства организации загрузки продукции с торцов жилого здания, не имеющих окон, а также наличия подземных туннелей со специальными загрузочными помещениями.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве административный орган возражает против доводов апелляционной жалобы Общества, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 02.10.2018 ООО "Южный ветер" обратилось в Управление с заявлением о переоформлении лицензии серии 48 АА N 001971 (регистрационный номер 48 РПА0011949 от 21.06.2018) на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в связи с созданием нового территориального - обособленного подразделения, в том числе - магазина "Алкобренд" по адресу: Российская Федерация, Липецкая область, городской округ г. Липецк, ул. Политехническая, д. 3, пом.1, Торговый зал N 2, торговый зал N 3, склад N 5, с 9:00-21:00.
Как видно из представленного лицензионного дела N 102/1-Лип, к заявлению был приложен договор аренды нежилого помещения от 12.07.2018, предметом которого являлось помещение общей площадью 119,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Липецк, ул. Политехническая, д. 3, пом. N 1, этаж 1, кадастровый номер 48-48-01/029/2009-598.
08.10.2018 Управлением был издан приказ N 283 о проведении внеплановой выездной проверки в период с 09.10.2018 по 12.10.2018 с целью оценки соответствия лицензиата лицензионным требования, а также проверки достоверности информации, содержащейся в представленных документах, на основании заявления ООО "Южный ветер" от 02.10.2018.
По результатам проведения проверки 11.10.2018 был составлен акт обследования (внеплановой проверки).
Как установлено в ходе обследования, помещение не соответствует положениям статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) и постановлению администрации г. Липецка "Об утверждении схем границ прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в г. Липецке" (далее - Постановление N 339 от 21.02.2014), а именно: вход в магазин для покупателей выходит на сторону двора многоквартирного жилого дома; на территории двора расположен подъезд для жильцов, мусорные контейнеры, автопарковочные места, цветочные клумбы, что является нарушением пункта 1 статьи 5 Закона Липецкой области N 118-ОЗ от 29.12.2012. Кроме того, загрузка продуктов осуществляется со двора жилого здания, имеющего окна, что является нарушением пункта 2.4 Постановления Главного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с "СП.2.3.5. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001).
Как видно из представленных заинтересованным лицом документов, в ходе проведения обследования сотрудниками Управления проводилась видеосъемка, которая обозревалась в ходе судебного заседания.
Заинтересованным лицом 16.10.2018 председателю департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка был направлен запрос N И40-3405 о том, является ли территория, находящаяся напротив входа в магазин для покупателей и подъезда многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Политехническая, д.3, пом. 1, дворовой, и представить информацию о ее границах.
Запрос N И40-3406 от 16.10.2018 аналогичного содержания был направлен Управлением и в департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка.
В ответ на названные запросы департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка сообщил об отсутствии информации о границах дворовой территории названного дома (ответ N 5133-01-09 от 18.10.2018).
Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка в ответе N 5580-01-08 от 25.10.2018 сообщил, что входная группа в жилой дом N 3 и расположенный рядом с ней вход в нежилое помещение 1 (магазин) ориентированы на ул.Политехническую, территорию, прилегающую к дому со стороны улицы, можно считать дворовой территорией, включая подъезды и подходы. К данному ответу была приложена топографическая схема с границами придомовой территории (земельный участок с кадастровым номером 48:20:0014701:3209).
Приказом N 327-л от 31.10.2018 был продлен срок рассмотрения заявления ООО "Южный ветер" о переоформлении лицензии.
06.11.2018 по результатам проведенной проверки Управлением сделано заключение о несоответствии помещения лицензионным требованиям.
Приказом N 363-л от 28.11.2018 заявителю было отказано в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по адресу: г. Липецк, ул. Политехническая, д. 3, пом. 1.
Заявитель, ссылаясь на то, что данный приказ принят с нарушением установленных требований, обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии обособленного подразделения заявителя, расположенного по адресу: Российская Федерация, Липецкая область, г. Липецк, ул. Политехническая, д. 3, помещение 1, торговый зал 2, торговый зал N 3, склад 5, требованиям пункта 2.2 СП 2.3.6.1079-01.2.3.6., пункта 2.4. СП 2.3.6.1066-01.2.3.5, статей 16, 26 Закона N 171-ФЗ.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Подпунктом 1 пункта 9 статьи 19 Закон N 171-ФЗ предусмотрено, что основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Закона.
Пунктом 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ установлено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Закона Липецкой области от 29.12.2012 N 118-ОЗ "О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области" (далее - Закон N118-ОЗ) установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции в стационарных торговых объектах, имеющих залы обслуживания посетителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирного жилого дома, вход для покупателей в которые организован со стороны двора и (или) бокового фасада данного жилого дома.
В силу пункта 10 статьи 16 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. Требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещено нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Как установлено пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 N 23 введены в действие "СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001 (далее - СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5).
В силу пункта 2.2 СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5 организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях, а также размещаться на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников этих организаций. Деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения.
Пунктом 2.4 указанных санитарных правил определено, что загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.
В ходе проведения обследования уполномоченным органом установлено и следует из материалов дела, что вход в обследуемое помещение расположен рядом со входом в подъезды многоквартирного жилого дома, окна жилых помещений также расположены со стороны входа в помещение заявителя, на территории двора расположены контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, парковочные места, зеленые насаждения, автомобильная дорога, образующая проезды к подъездам и отделенная от автомобильной дороги общего пользования ограждением.
Указанные обстоятельства позволяют отнести территорию, непосредственно прилегающую к многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: г. Липецк, ул. Политехническая, 3, к дворовой территории по смыслу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Закона N 118-ОЗ.
Следовательно, обособленное подразделение заявителя, расположенное по вышеуказанному адресу, не отвечает требованиям пункта 2.2 СП 2.3.6.1079-01.2.3.6., пункта 2.4. СП 2.3.6.1066-01.2.3.5, статей 16, 26 Закона N 171-ФЗ.
Довод общества о том, что данные нормы не применимы, т.к. площадь магазина менее 150 метров, не может быть принят судом, поскольку не соблюдены требования силу пункта 2.4 СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5.
.
Соответствующая правовая позиция отражена в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2019 N 89-АД19-7.
В связи с чем, у заинтересованного лица имелись предусмотренные законом основания для отказа в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в отношении спорного обособленного подразделения.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований отказано обоснованно.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Вопрос о возврате ООО "Южный ветер" излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1500 рублей, уплаченной по платежному поручению N 1665 от 05.09.2019 судом не разрешается, поскольку в представленном платёжном поручении отсутствует дата списания денежных средств со счета плательщика.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 22.07.2019 по делу N А36-2490/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-2490/2019
Истец: ООО "Южный ветер"
Ответчик: Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области