г. Москва |
|
04 апреля 2024 г. |
Дело N А40-224279/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой,
судей: |
В.А. Яцевой, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
АО "Мосинжпроект"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.11.2023 по делу N А40- 224279/23
по заявлению АО "Мосинжпроект"
к Объединению административно-технических инспекций города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления от 14.09.2023 года по делу N 23- 64- С08-00042/01 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.18 КоАП Москвы, признании незаконным решения от 26.09.2023 года N 23-64-С08- 00042/01, о признании незаконным решения и предписания от 28.06.2023 по делу N 223ФЗ245/23,
при участии:
от заявителя: |
Шматков В.А. - по дов. от 28.03.2023; |
от заинтересованного лица: |
Наташкина И.А. - по дов. от 01.02.2023; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Мосинжпроект" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ОАТИ (далее - ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.09.2023 года по делу N 23-64-С08-00042/01 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.18 КоАП Москвы, признании незаконным решения от 26.09.2023 года N 23-64-С08-00042/01.
Решением суда от 21.11.2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, в действиях АО "Мосинжпроект" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.18 КоАП Москвы.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.08.2023 ОАТИ было проведено визуальное обследование объекта, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхние Поля, дом 53, корпус 2, в ходе которого были выявлены признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы.
В ходе ведомственного контроля за состоянием объектов благоустройства в городе Москве по адресу: ул. Верхние Поля, дом 53, корпус 2, зафиксированы нарушения, а именно: АО "Мосинжпроект" на месте установки бытового городка и прилегающей к нему территории не оборудовало должным образом место складирования мусора и отходов строительного производства в месте проведения работ, отсутствует бункер-накопитель для сбора мусора, а также допустило складирование мусора и отходов строительного производства вне специально оборудованных мест и несвоевременный вывоз строительных отходов и мусора, чем нарушены пункты 2.2.8, 2.2.9 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 299-ПП (далее - постановление N 299-ПП).
Согласно пунктам 2.2.8 и 2.2.9 постановления N 299-ПП в подготовительный период до начала основных работ необходимо в соответствии с проектом проведения (производства) работ оборудовать места для складирования почв, грунтов, материалов, отходов строительства и сноса, изделий, конструкций и инвентаря, а также места для установки землеройной и грузоподъемной техники в соответствии с проектом проведения (производства) работ; установить бункер-накопитель для сбора строительного мусора или выгородить для этих целей специальную площадку, исключающую вынос мусора на прилегающие территории.
Генеральным подрядчиком АО "Мосинжпроект" по вышеуказанному адресу проводятся работы на основании государственного контракта, от 25.11.2019 N 230-р-1 на выполнение работ и оказание услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию участков улично-дорожной сети Юго-Восточной хорды и Южной рокады заключенного между ГКУ "УДМС" и АО "Мосинжпроект" (далее -Договор).
Таким образом, проводимые АО "Мосинжпроект" работы полностью попадают под положение п. 1.8 постановления от 06.07.2016 N 387 в рамках исполнения обязательств по государственному контракту.
По данным ЕИС ОАТИ на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов с целью строительства участков улично-дорожной сети Юго-Восточной хорды и Южной рокады в ОАТИ зарегистрировано уведомление от 21.04.2022 N У0408325.
Государственный заказчик - ГКУ "УДМС", исполнитель работ - АО "Мосинжпроект". Работы на объекте не завершены, уведомление не снято с регистрации.
Таким образом ответственной организацией за содержание мест проведения работ является АО "Мосинжпроект".
На основании выявленных нарушений главным инспектором ОАТИ в отношении АО "Мосинжпроект" составлен протокол от 05.09.2023 года N 23-64-С08-00042/01 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.18 КоАП Москвы.
Заместителем начальника управления - начальником отдела вынесено оспариваемое постановление от 14.09.2023 года по делу N 23-64-С08-00042/01 о привлечении АО "Мосинжпроект" к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, АО "Мосинжпроект" обжаловало его у вышестоящего должностного лица.
Жалоба рассмотрена заместителем начальника ОАТИ 26.09.2023 с участием представителя АО "Мосинжпроект".
Решением заместителя начальника ОАТИ постановление оставлено без изменения, жалоба АО "Мосинжпроект" - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением от 14.09.2023 года по делу N 23-64-С08-00042/01 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.18 КоАП Москвы, а также с решением от 26.09.2023 года N 23-64-С08-00042/01, АО "Мосинжпроект" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об их оспаривании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом наличия в действиях Общества вмененного ему правонарушения.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.18 КоАП Москвы нарушение установленных Правительством Москвы правил производства земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства, в том числе отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении указанных работ, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), связанного с производством разрытий, а также несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с п. 4.3.2 постановления Правительства Москвы от 08.09.2009 N 960 "Об утверждении Положения об Объединении административно-технических инспекций города Москвы" (далее - Положение) на ОАТИ возложен ведомственный контроль за соблюдением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в городе Москве правил и технологий производства работ, оказания услуг, создания товаров в рамках исполнения обязательств по государственным контрактам (иным договорам) в области благоустройства, заключенным органами исполнительной власти города Москвы, государственными учреждениями города Москвы, а также в рамках осуществления государственными учреждениями города Москвы, государственными унитарными предприятиями (государственными предприятиями, казенными предприятиями) города Москвы деятельности в области благоустройства.
Согласно п. 4.3.7 Положения контроль осуществляется за соответствием выполненных работ (их результатов) условиям государственных контрактов, включая контроль в процессе производства работ по благоустройству объектов (дворовых территорий, территорий объектов социальной сферы, территорий организаций, территорий объектов озеленения, в том числе парков, скверов) и по ремонту объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы.
В соответствии с п. 1.3.1 постановления Правительства Москвы от 06.07.2016 N 387 "О ведомственном контроле в области благоустройства в городе Москве" (далее-постановление от 06.07.2016 N 387) ведомственный контроль осуществляется: ОАТИ - в форме визуальных обследований объектов контроля с выходом на территорию, в том числе с использованием средств фото- и киносъемки, видеозаписи, средств инструментального контроля, специальных технических средств и оборудования, позволяющего проводить оценку выполняемых работ, результатов выполнения работ на предмет их соответствия правилам и технологиям производства работ.
Согласно п. 1.8 постановления от 06.07.2016 N 387 объектами ведомственного контроля, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю, являются работы по созданию, содержанию и облагораживанию объектов (элементов объектов) благоустройства, результаты выполнения таких работ, проводимые поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в рамках исполнения обязательств по государственным контрактам (иным договорам) в области благоустройства, заключенным органами исполнительной власти города Москвы, государственными учреждениями города Москвы, а также в рамках осуществления государственными учреждениями города Москвы, государственными унитарными предприятиями (государственными предприятиями, казенными предприятиями) города Москвы деятельности в области благоустройства.
В соответствии с п. 1.2 постановления Правительства Москвы от 19.05.2015 N 283-ПП "О проведении земляных работ, установке временных ограждений, размещении временных объектов в уведомительном порядке" (далее - Постановление), проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в целях проведения работ, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы или за счет средств Фонда реновации, АНО "РСИ", АНО "РСИО", осуществляется после направления органом исполнительной власти города Москвы, определенным в установленном порядке в качестве государственного заказчика на выполнение работ, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы (государственным учреждением города Москвы, за счет средств которого планируется проведение работ), Фондом реновации, АНО "РСИ" или АНО "РСИО" в ОАТИ уведомления, содержащего:
- вид проводимых работ (земляные работы, установка временных ограждений, размещение временных объектов) с обязательством их проведения в соответствии с утвержденными Правительством Москвы правилами проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве;
- цель проведения работ;
- адрес места проведения работ;
- сроки проведения работ, включающие в себя даты начала и завершения проведения работ;
- полное наименование государственного заказчика (заказчика) проведения работ;
- сведения об исполнителе работ (полное наименование, государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика, банковские реквизиты, адрес места нахождения, телефон).
В соответствии с п. 1.3 постановления, в случае изменения сведений, указанных в уведомлении, орган исполнительной власти города Москвы, определенный в установленном порядке в качестве государственного заказчика на выполнение работ, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы (государственное учреждение города Москвы, за счет средств которого планируется проведение работ), направляет в Объединение административно-технических инспекций города Москвы новое уведомление, содержащее измененные сведения.
В соответствии с п. 1.3(1) Постановления, уведомления, указанные в пунктах 1.3 указанного постановления, направляются в электронном виде с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы в срок не позднее одного рабочего дня со дня изменения сведений.
АО "Мосинжпроект" заключен государственный контракт от 25.11.2019 N 230-р-1 с государственным заказчиком ГКУ "УДМС" на выполнение работ и оказание услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию участков улично-дорожной сети Юго-Восточной хорды и Южной рокады. В целях реализации условий госконтракта на производство земляных работ и установку временных ограждений, размещение временных объектов зарегистрировано уведомление от 21.04.2022 N У0408325.
В соответствии с данным уведомлением АО "Мосинжпроект" является исполнителем работ на объекте по указанному адресу.
В ОАТИ не регистрировалось новое уведомление об изменении сведений об исполнителе работ, указанном в уведомлении от 21.04.2022 N У0408325.
Ссылка АО "Мосинжпроект" на п. 6.3.12 Договора от 21.01.2020 N 604-1119-ОК-1/Н на выполнение комплекса строительных-монтажных работ по объекту "Реконструкция ул. Верхние поля на участке от ул. Марьинский парк до МКАД", заключенным между АО "Мосинжпроект" и ООО "Руслан-1", в соответствии с которым именно ООО "Руслан-1" обязано обеспечивать содержание и уборку строительной площадки и прилегающей непосредственно к ней территории и вывод, что ООО "Руслан-1" как непосредственный исполнитель работ является ответственным лицом за вменяемое АО "Мосинжпроект" нарушение не состоятельна, так как регулирование отношений между подрядчиком и субподрядчиком находятся в области гражданско - правовых отношений, в соответствии с п. 3 ст. 706 Гражданского Кодекса РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 ст. 313 и ст. 403 Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Так, в соответствии с п. 6.1.3, 6.1.4, 6.2.1 договора от 21.01.2020 N 604-1119-ОК-1/Н, АО "Мосинжпроект" обязано осуществлять контроль за ходом строительства, культурой производства работ, соблюдением требований нормативных документов как в силу закона, так и в силу договора.
В соответствии с п. 6.5.4 государственным контрактом от 25.11.2019 N 230-р-1, АО "Мосинжпроект" обязан нести ответственность перед компетентными государственными и муниципальными органами в установленном порядке за нарушение правил и порядка ведения Работ, как со стороны самого Генерального подрядчика, так и со стороны привлеченных им субподрядных организаций.
Таким образом, наличие у генподрядчика договора с подрядной организацией не освобождает АО "Мосинжпроект" от ответственности за выявленное правонарушение.
АО "Мосинжпроект" имело возможность и должно осуществлять контроль за действиями ООО "Руслан-1".
Материалы дела содержат фактические сведения, имеющие значение для правильного разрешения дела, и, в соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 26.2, ч. 1, ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ являются доказательствами по делу об административном правонарушении.
Оснований не доверять представленным доказательствам не имеется. Допустимость и достоверность данных доказательств никаких сомнений в своей совокупности не вызывают, поскольку они непротиворечивы, согласуются друг с другом, получены с соблюдением требований закона должностным лицом, находящимся при исполнении своих должностных обязанностей. Собранных доказательств достаточно для разрешения дела по существу.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, не установлены.
На основании вышеизложенного, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, и правовые позиции заявителя и ответчика, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности административным органом события и состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, а также вины АО "Мосинжпроект" в его совершении.
Событие правонарушения и вина Общества нашли свое подтверждение и полностью доказаны собранными по делу доказательствами.
Довод заявителя со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 судом отклоняются, поскольку из материалов дела следует, что в отношении АО "Мосинжпроект" не проводились какие-либо мероприятия государственного и муниципального контроля в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина АО "Мосинжпроект" состоит в отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом своих обязанностей, отсутствии факта реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, то есть лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не приняло всех зависящих от него мер к ее выполнению.
Доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалы дела не представлено.
В свою очередь, полученные в ходе производства по административному делу доказательства согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы.
Размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен с учетом обстоятельств согласно ст. 4.1 КоАП РФ, согласно санкции ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, судом установлен, обстоятельств, исключающих в отношении Общества производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) не выявлено.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений п. п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10, не установлено, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, постановление ОАТИ от 14.09.2023 года по делу N 23-64-С08-00042/01 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.18 КоАП Москвы и решение по жалобе на указанное постановление от 26.09.2023 года N 23-64-С08-00042/01 законны и обоснованны.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.11.2023 по делу N А40- 224279/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-224279/2023
Истец: АО "МОСИНЖПРОЕКТ"
Ответчик: ОБЪЕДИНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИНСПЕКЦИЙ ГОРОДА МОСКВЫ