г. Ессентуки |
|
2 декабря 2019 г. |
Дело N А22-1286/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.12.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курганской Т.А., при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия - Санжиевой Ю.П. по доверенности от 09.01.2019; от публичного акционерного общества "Газпром" - Балакирева А.И. по доверенности от 29.10.2019, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкии от 28.08.2019 по делу N А22-1286/2019 (судья Челянов Д.В.) по заявлению публичного акционерного общества "Газпром" (ИНН 7736050003; ОГРН 10277000518) об оспаривании действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Калмыкия и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия и обязании восстановить нарушенные права и законные интересы, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград",
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Газпром" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Калмыкия (далее - Кадастровая палата) по исключению из ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, внесенных в ЕГРН как зона с особыми условиями использования территорий и обязать устранить нарушения путем восстановления в ЕГРН сведений о следующих зонах минимальных расстояний: 08:08-6.107 - Зона минимальных расстояний "Площадки ГРС с. Кануково" на территории Сарпинского района Республики Калмыкия; 08:05-6.26 - Зона минимальных расстояний "Газопровода-отвода к ГРС с. Садовое" на территории Малодербетовского района Республики Калмыкия; 08:08-6.64 - Зона минимальных расстояний "Газопровода-отвода к узлу редуцирования с. Малые Дербеты" на территории Сарпинского района Республики Калмыкия; 08:08-6.106 - Зона минимальных расстояний "Линейного-сооружения газопровода-отвода к ГРС с. Садовое" на территории Сарпинского района Республики Калмыкия; 08:08-6.117 - Зона минимальных расстояний "Газопровода-отвода к ГРС пос. Кетченеры" на территории Сарпинского района Республики Калмыкия; 08:05-6.24 - Зона минимальных расстояний "Газопровода-отвода к узлу редуцирования с. Малые Дербеты" на территории Малодербетовского района Республики Калмыкия; 08:04-6.59 - Зона минимальных расстояний "Газопровода-отвода к ГРС пос. Кетченеры" на территории Кетченеровского района Республики Калмыкия; о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее - Управление Росреестра) по исключению сведений о зонах минимальных расстояний и обязать устранить нарушения путем восстановления в ЕГРН сведений о минимально допустимых расстояний следующих зон: 08:08-6.106, 08:05-6.26, 08:05-6.24, 08:02-6.120.
Решением суда от 28.08.2019 заявленные требования Общества удовлетворены, признаны незаконными действия Кадастровой палаты и Управления Росреестра. Суд обязал Кадастровую палату и Управление Росреестра устранить допущенные нарушения.
Не согласившись с решением суда, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований Общества.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Также просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Кадастровой палаты и общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград".
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить. Считает правомерными действия по исключению из ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний.
Представитель Общества возразил по существу доводов Управления Росреестра, поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителей Управления Росреестра и Общества, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 21.12.2018 в адрес Общества от Управления Росреестра поступило письмо N 02-3536 (т.1, л.д. 15), с уведомлением о том, что из ЕГРН были исключены ранее внесенные сведения о зонах минимальных расстояний (зоны 08:08-6.106, 08:05-6.26, 08:05-6.24, 08:02-6.120).
29.12.2018 в адрес Общества поступило письмо Кадастровой палаты (т.1, л.д. 13-14) с уведомлением о том, что из реестра границ ЕГРН исключены сведения о границах минимальных расстояний газопроводов на территории Сарпинского, Малодербетовского, Кетченеровского районов Республики Калмыкия.
В обоснование данных уведомлений Кадастровая палата и Управление Росреестра сослались на пункт 9 протокола совещания заместителя Председателя Правительства РФ от 08.10.2018 N ДК-П9- 182пр и протокол рабочей группы от 30.10.2018 N 10. По мнению Кадастровой палаты и Управления Росреестра, сведения об указанных выше зонах были внесены в ЕГРН до вступления в силу Федерального закона N 342-ФЗ от 03.08.2018 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ" (далее-Закон N 342-ФЗ), они в соответствии со ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее-Закон N218-ФЗ) подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости. Основанием для исключения сведений о зонах с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ) из ЕГРН, является то обстоятельство, что действующее до принятия Закона N 342-ФЗ законодательство не предусматривало постановку на кадастровый учет или внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных газопроводов и трубопроводов.
Общество, считая указанные действия Кадастровой палаты и Управления Росреестра незаконными и необоснованными, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Общества, исходил из следующего.
Полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества с 01.01.2017 осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра картографии и ее территориальными органами, в данном случае - Управлением Росреестра.
Со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требуют дополнительного подтверждения.
Сведения в отношении объектов недвижимости, которые ранее подлежали внесению государственный кадастр недвижимости, считаются внесенными в ЕГРН.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным названным Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном указанным Кодексом для охранных зон.
В соответствии со статьей 71.1 Закона N 218-ФЗ до 01.09.2019 в реестр границ наряду со сведениями, предусмотренными статьей 10 названного закона, также вносятся сведения о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
При этом в реестр границ в отношении сведений о местоположении указанных границ минимальных расстояний вносятся сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 и 6 части 1 статьи 10 Закона N 218-ФЗ применительно к зонам с особыми условиями использования территорий.
Соответствующие зоны устанавливаются с целью исключения возможности повреждения объектов, являющихся составной частью трубопроводов, а соблюдение особого режима использования земельных участков в пределах минимальных расстояний от них обусловлено совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды (разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта; возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара; взрыв газовоздушной смеси; обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок; пониженная концентрация кислорода; дым; токсичность продукции).
Пунктом 18 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, предусмотрено проведение кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
Таким образом, учитывая, что зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов относятся к ЗОУИТ, обязанность по внесению соответствующих зон в ЕГРН была предусмотрена и до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 69-ФЗ от 31.03.1999 "О газоснабжении в Российской Федерации" и пункта 6 статьи 90 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент внесения сведений в ЕГРН) границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов, на указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Перечень). Пунктом 24 указанного Перечня в целях обеспечения состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий установлена обязательность применения СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы".
Согласно п. 7.15 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* минимальные расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности.
В соответствии с п. 7.16 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* минимальные расстояния газораспределительных станций до населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий и сооружений следует принимать в зависимости от класса и диаметра газопровода и категории станций и необходимости обеспечения их безопасности.
При этом применение положений актуализированной редакции СНиП 2.05.06-85* при определении минимальных допустимых расстояний от оси трубопроводов, в том числе возведенных до введения в действие данных норм, также соответствует правовому подходу Верховного Суда Российской Федерации (пункт 1 Обзора судебной практики N 2 (2016).
Магистральные трубопроводы, автоматические газораспределительные станции и газораспределительные станции являются опасными производственными объектами имеют особое правовое регулирование. В связи с фактом наличия вышеуказанных объектов и потенциальной опасности возможных аварийных ситуаций законодательно накладываются особые условия, запреты и ограничения, в том числе законодательно устанавливаются запреты на строительство в границах минимальных расстояний от магистральных трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что зона минимальных расстояний магистральных газопроводов относится к зоне с особыми условиями использования территории и устанавливается для исключения возможности повреждения объектов, являющихся составной частью трубопроводов, а соблюдение особого режима использования земельных участков в пределах минимальных расстояний от них обусловлено совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды (разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта; возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара; взрыв газовоздушной смеси; обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок; пониженная концентрация кислорода; дым; токсичность продукции).
Наличие сведений о зонах минимальных расстояний в ЕГРН способствует предотвращению незаконного строительства в данных зонах, информирует граждан и организации об опасности осуществления различных видов деятельности, направлены на минимизацию последствий аварийных ситуаций.
Исключение из ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний из ЕГРН фактически позволяют органам местного самоуправления уклоняться от выполнения требований действующего законодательства, предусматривающих необходимость соблюдения ограничений в границах зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, что может повлечь угрозу жизни и здоровью граждан, а также возможный ущерб имуществу граждан и юридических лиц.
В материалы дела не представлено доказательств законности действий по исключению сведений о зонах минимальных расстояний из ЕГРИП.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований Общества. Исключение указанных сведений из ЕГРП нарушает права Общества и неопределенного круга лиц (владельцев земельных участков на которых или вблизи которых расположен трубопровод).
Судом первой инстанции правомерно применены нормы права, регулирующие правоотношения Сторон на момент возникновения спора.
При этом судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы Учреждения о том, что зоны минимальных расстояний до принадлежащих заявителю объектов газоснабжения исключены из ЕГРН на основании пункта 9 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Козака Д.Н. от 08.10.2018 N ДК-П9-182пр, поскольку пунктом 9 обозначенного протокола Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии рекомендовано провести инвентаризацию содержащихся в ЕГРН сведений о ЗОУИТ и обеспечить исключение ранее внесенных сведений о границах зон минимальных расстояний до магистральных трубопроводов в случае их необоснованного внесения в качестве ЗОУИТ.
В свою очередь, Управлением Росреестра в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что сведения о зонах минимальных расстояний внесены Обществом в ЕГРН необоснованно, равно как и не представлено доказательств наличия предусмотренных пунктом 18 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ условий для исключения соответствующих сведений из ЕГРН.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания незаконными действий Учреждения по исключению из ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний.
Таким образом, суд первой инстанции с целью восстановления нарушенного права обоснованно возложил на Управление Росреестра и Кадастровую палату обязанность устранить нарушения прав и законных интересов Общества путем восстановления в ЕГРН сведений о вышеуказанных зонах минимальных расстояний.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установлены судом первой инстанции на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения суда первой инстанции (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкии от 28.08.2019 по делу N А22-1286/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1286/2019
Истец: ПАО "Газпром"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО РК, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: ООО Газпром трансгаз Волгоград, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО РК, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", ФГБУ Филиал ФКП Росреестра по РК
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1815/20
02.12.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4765/19
25.10.2019 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4765/19
28.08.2019 Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-1286/19