г. Самара |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А55-724/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А., судей Поповой Е.Г., Буртасовой О.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В. П. Полякова" на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 августа 2019 года по делу N А55-724/2019 (судья Рагуля Ю.Н.), принятое по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер им.В.П.Полякова", о взыскании денежных средств,
по встречному заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер им.В.П.Полякова", к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области, о признании незаконным акта плановой проверки от 29.08.2018 за период с 01.07.2016 по 30.06.2018 в части,
с участием в судебном заседании:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области - представителей Лапиной А.В. (доверенность от 09.01.2019), Гришаковой О.В. (доверенность от 18.01.2019),
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова" - представитель не явился, извещено,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - ТФОМС Самарской области) обратился в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, с учетом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ, о взыскании с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер им.В.П.Полякова" (далее - ГБУЗ СОККД им. В.П.Полякова, диспансер) 19116620 руб. 43 коп., из которых: 17378745 руб. 85 коп. - средства, использованные не по целевому назначению; 1737874 руб. 58 коп. - штраф за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. ГБУЗ СОККД им. В.П.Полякова обратилось со встречным иском о признании незаконным акта плановой проверки ТФОМС Самарской области использования средств обязательного медицинского страхования и средств финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в ГБУЗ СОККД им. В.П.Полякова от 29.08.2018 за период с 01.07.2016 по 30.06.2018 без номера в части пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.7, 1.8, 1.14 раздела "Выводы", в части требования о взыскании на сумму 15927674 руб. 54 коп., использованных не по целевому назначению, и взыскания штрафа в сумме 1592767 руб. 46 коп. |
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2019 по делу N А55-724/2019 заявленные требования по первоначальному заявлению удовлетворены.
С ГБУЗ СОККД им. В.П.Полякова в пользу ТФОМС Самарской области взыскано 19116620 руб. 43 коп., из которых: 17378745 руб. 85 коп. - средства, использованные не по целевому назначению; 1737874 руб. 58 коп. - штраф за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В удовлетворении встречного искового заявления отказано.
ГБУЗ СОККД им. В.П.Полякова в апелляционной жалобе просит изменить решение суда первой инстанции в части взыскания средств, использованных не по целевому назначению в размере 1046239 руб. 50 коп., а также суммы штрафа в размере 104623 руб. 95 коп. В указанной части принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ТФОМС Самарской области в части взыскания с ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова, средств, использованных не по целевому назначению в размере 1046239 руб. 50 коп., а также суммы штрафа в размере 104623 руб. 95 коп. отказать.
ТФОМС Самарской области доводы апелляционной жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Судебное заседание откладывалось с 28.10.2019 до 25.11.2019.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей диспансера, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Из апелляционной жалобы следует, что ГБУЗ СОККД им. В.П.Полякова обжалует решение только в части взыскания денежных средств использованных не по целевому назначению в размере 1046239 руб. 50 коп., а также суммы штрафа в размере 104623 руб. 95 коп.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку от сторон таких возражений не поступило, законность и обоснованность решения проверяется в обжалуемой части.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон в судебном заседании 28.10.2019 и представителей ТФОМС Самарской области в судебном заседании 25.11.2019, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), проведенной ТФОМС Самарской области в ГБУЗ СОККД им. В.П.Полякова установлено, что за счет средств ОМС произведены расходы на оказание медицинской помощи в круглосуточном стационаре гражданам, не застрахованным по ОМС, на сумму 1881217 руб. 25 коп., в том числе: в период с 01.07.2016 по 31.12.2016 - на сумму 915382 руб. 75 коп., в 2017 году - на сумму 71814 руб., в период с 01.01.2018 по 30.06.2018 - на сумму 894020 руб. 50 коп.
Диспансер не оспаривает период с 01.07.2016 по 31.12.2016 на сумму 915382 руб. 75 коп.
Однако, указывает на незаконность предъявленных требований о взыскании за 2017 и 2018 годы суммы в размере 911459 руб. 50 коп.
Указывает, что действительно, в 2017-2018 годах диспансером производились расходы на лечение не застрахованных по ОМС пациентов за счет средств ОМС.
Однако, между ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова и министерством здравоохранения Самарской области 16.03.2018 было заключено соглашение о предоставлении субсидии на компенсацию расходов, произведенных учреждением в связи с оказанием медицинской помощи не застрахованным по ОМС лицам за счет средств областного бюджета и ее целевом использовании, что дало возможность диспансеру восстановить денежные средства.
В связи с тем, что на не застрахованных по ОМС граждан были потрачены средства ОМС, полученную субсидию ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова может направить только на тот счет, с которого были потрачены средства, т.е. на счет ОМС, открытый в диспансере и ни на какой иной, т.к. предоставленная субсидия является целевой, что и было исполнено в размере 723909 руб. 20 коп.
Указанные доводы ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова, судом апелляционной инстанции не принимаются по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС) территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 34 Закона об ОМС предусмотрено, что территориальный фонд осуществляет управление средствами ОМС на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона об ОМС территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии. Контроль за использованием средств ОМС осуществляется в соответствии с Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования".
Согласно части 9 статьи 39 Закона об ОМС за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Таким образом, восстановление ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова средств на своем же лицевом счете, открытом для получения средств ОМС, в данном случае противоречит части 9 статьи 39 Закона об ОМС.
Кроме того, ТФОМС Самарской области указывает, что указанные выше средства были восстановлены на счете ОМС на основании заключенных с Минздравом Самарской области дополнительных соглашений N 1 от 01.08.2018 и N 2 от 24.12.2018 к соглашению.
Указанные дополнительные соглашения заключены после проведения проверки ТФОМС по Самарской области, подписания Акта проверки, предъявления требования. Дополнительные соглашения заключенные 01.08.2018 и 24.12.2018, не являлись предметом проверки, поскольку проверяемый период с 01.07.2016 по 30.06.2018.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что восстановление средств ОМС подлежит на расчетный счет ТФОМС Самарской области в соответствии с требованиями части 9 статьи 39 Закона об ОМС.
Кроме того, ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова указывает, что за 2017 год с диспансера взыскано 71814 руб.
Полагает, что из указанной суммы неправомерно взыскана сумма в размере 28179 руб., т.к. фактически не была потрачена, а также сумма в размере 28269 руб., т.к. данные средства были восстановлены диспансером на счет ОМС после получения субсидии.
Также указывает, что за 2018 год с диспансера взыскано 894020 руб. 50 коп.
Полагает, что из указанной суммы неправомерно взыскана сумма в размере 70660 руб. 80 коп., т.к. фактически не была потрачена, неправомерно была взыскана сумма в размере 88710 руб. 50 коп., т.к. 3 пациента уже были застрахованы по ОМС и соответственно не могут считаться нецелевыми, неправомерно взыскана сумма в размере 695640 руб. 20 коп., т.к. данные средства были восстановлены диспансером на счет ОМС после получения субсидии.
Указанные доводы ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова в части неправомерно взысканных суммах в размере 28179 руб. (за 2017 год), 70660 руб. 80 коп. (за 2018 год) и 88710 руб. 50 коп., судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку не подтверждены диспансером какими-либо допустимыми доказательствами.
В свою очередь ТФОМС Самарской области указывает, что информация о расходах за оказанную медицинскую помощь незастрахованным по ОМС гражданам, указанная в акте проверки, взята ТФОМС Самарской области исключительно на основании сводных реестров оказанных услуг незастрахованным по ОМС лицам за январь-декабрь 2017 года, январь-июнь 2018 года, представленных ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова из информационной системы АИС "Стационар". Указанные реестры подписаны и заверены уполномоченными должностными лицами ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова.
Таким образом, лиц, являющихся не застрахованными по ОМС (графа 2 реестров), и стоимость оказанных услуг (графа 8 реестров) с учетом коэффициента изменения тарифа (графа 7 реестров), взятую ТФОМС по Самарской области для расчета расходов, представил сам диспансер.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что данные расходы не связаны с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, что является использованием средств ОМС не по целевому назначению.
Суд апелляционной инстанции также не принимает доводы ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова относительно неправомерного взыскания 87200 руб. в результате дублирования списков сотрудников, технической ошибкой при подсчете сотрудников.
Судом первой инстанции установлено, что ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова в проверяемом периоде были заключены 3 договора с Кузьминым А.Н. на оказание услуг по оформлению медицинского заключения о профессиональной пригодности или непригодности сотрудников на сумму 298,8 тыс. рублей, которые в полном объеме оплачены за счет средств ОМС, в том числе:
по договору от 10.05.2017 N 122-У оплачено 99,6 тыс. рублей (за 249 человек);
по договору от 16.10.2017 N 223-У оплачено 99,6 тыс. рублей (за 249 человек);
по договору от 10.11.2017 N 244-У оплачено 99,6 тыс. рублей (за 249 человек).
Основанием для приемки и оплаты выполненных Кузьминым А.Н. работ, в соответствии с условиями договоров, являются акты приемки выполненных работ.
ТФОМС Самарской области указывает, что сверкой списков сотрудников ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова, приложенных к актам выполненных работ, установлено дублирование 198 сотрудников по 7 отделениям на общую сумму 79200 руб.
Кроме того, в связи с технической ошибкой в нумерации списков сотрудников, необоснованно оплачены услуги за фактически не проведенные работы по 20 сотрудникам (по договорам от 10.05.2017 N 122-У - 2 человека; от 16.10.2017 N 223-У - 3 человека; от 10.11.2017 N 244-У - 15 человек) на общую сумму 8000 руб.
ТФОМС Самарской области указывает, что данные выводы сделаны на основании актов выполненных работ, представленных диспансером для проверки.
В судебное заседание ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова представил иные акты выполненных работ с другими фамилиями, отличные от тех, по которым проводилась проверка и была произведена оплата оказанных услуг.
Следовательно, оплата услуг по оформлению медицинского заключения о профессиональной пригодности сотрудников ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова, не отраженных в актах выполненных работ, является оплатой Кузьмину А.Н. за фактически не выполненные работы по оформлению заключений на 218 сотрудников на общую сумму 87200 руб., что является нецелевым использованием средств ОМС.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в нарушение пунктов 3.2, 3.3 Тарифных соглашений на 2017-2018 годы, в результате дублирования списков сотрудников, технической ошибки при подсчете сотрудников, ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова произведена оплата Кузьмину А.Н. за фактически не выполненные работы по оформлению медицинского заключения о профессиональной пригодности 218 сотрудников на общую сумму 87200 рублей, что является нецелевым использование средств ОМС.
Доводы ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова о необоснованном взыскании 47580 руб. за услуги по аутсорсингу, судом апелляционной инстанции также не принимаются.
Диспансер указывает, что никакие суммы излишне к оплате за счет средств ОМС не предъявлялись.
Расхождения между данными проверки и сведениями ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова образовались по причине неверно (ошибочно) предоставленных статистических данных.
Статистические данные по питанию ежемесячно предоставляет отдел статистики в бухгалтерию и на основании указанных статистических данных бухгалтерия производит расчет с ООО "АВК".
Между тем, указанные доводы не подтверждены каким-либо надлежащими доказательствами.
ТФОМС Самарской области указывает, что в проверяемом периоде оказание услуг по поставке готового питания пациентам ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова осуществляло ООО "АВК" на основании следующих контрактов:
II полугодие 2016 года - от 19.12.2015 N 214-к;
2017 год - от 26.12.2017 N 0142200001316012501;
1 полугодие 2017 года - от 18.12.2017 N 0142200001317012408.
Согласно вышеуказанным контрактам исполнитель обязуется оказывать услуги по организации готового лечебного диетического питания пациентам диспансера в соответствии с условиями контракта, спецификацией и техническим заданием заказчика с приложением семидневного меню. Оплата услуг производилась за фактически оказанные услуги на основании счетов на оплату, актов сдачи-приемки.
За период с 01.07.2016 по 30.06.2018 по контрактам с "АВК" произведена оплата за поставку готового питания за счет средств ОМС на общую сумму 49083 тыс. рублей.
Из представленных диспансером сведений о пролеченных пациентах в круглосуточном стационаре следует, что согласно актам сдачи-приемки услуг ООО "АВК" во II полугодии 2016 года предъявлено к оплате за поставку готового питания за счет средств ОМС - 59727 койко-дней, а по данным статистических сведений ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова фактическое количество проведенных койко-дней пациентами за II полугодие 2016 года за счет средств ОМС - 59667 койко-дней.
Излишне предъявлено к оплате за счет средств ОМС 60 койко-дней на общую сумму 11,940 тыс. рублей.
В 2017 году согласно актов сдачи - приемки услуг предъявлено к оплате за счет средств ОМС - 123596 койко-дней. По данным статистических сведений фактическое количество проведенных койко-дней пациентами за 2017 год за счет средств ОМС - 123416 койко-дней.
Излишне предъявлено к оплате за счет средств ОМС 180 койко-дней на общую сумму 35, 640 тыс. рублей.
Таким образом, ТФОМС Самарской области пришел к правильному выводу о том, что при расчетах ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова за услуги по аутсорсингу излишне оплачено из средств ОМС за пациентов по платной и бюджетной деятельности за 240 койко-дней на общую сумму 47580 рублей (2016 год -11,94 тыс. рублей, 2017 год - 35,64 тыс. рублей), что согласно разделов 4 и 5 Территориальных программ государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2016-2017 годы, утвержденных постановлениями Правительства Самарской области от 24.12.2015 N 880, от 27.12.2016 N 827, является нецелевым использованием средств ОМС.
Статистические сведения не могут быть недостоверными, так как в период проверки были выгружены из Медицинской информационной системы (МИС) - система автоматизации документооборота для лечебно-профилактического учреждения ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова. Указанные сведения были подписаны и представлены для проверки ответственным должностным лицом ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова.
Сведения из указанной системы не могут быть изменены.
Указанные доводы ТФОМС Самарской области в нарушение положений ст.65 АПК РФ диспансером не опровергнуты.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании части 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на ГБУЗ СОККД им. В.П. Полякова расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 августа 2019 года по делу N А55-724/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-724/2019
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер"