г. Владимир |
|
29 ноября 2019 г. |
Дело N А43-23294/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2019.
Полный текст постановления изготовлен 29.11.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Кастальской М.Н., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.10.2019 по делу N А43-23294/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово" (ОГРН 1155250001818, ИНН 5250063394) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области N 515-05-19ТКО-2019 от 27.05.2019.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Реал-Кстово" - Мантурова Ю.М. по доверенности от 12.08.2019 (т. 2, л.д. 62), Степанов А.С. на основании доверенности от 01.02.2019 и диплома о высшем юридическом образовании.
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее - Инспекция, административный орган, заявитель) при проведении планового (рейдового) обследования состояния территорий земельных участков, не занятых строениями и сооружениями, 16.04.2019 и 17.04.2019 в г.Кстово установлено, что на территории, прилегающей к контейнерным площадкам в месте определенном для складирования ГКМ, более суток не произведен вывоз крупногабаритного мусора (навалы в виде веток, смета, мешки с листвой и ветками, части мебели, доски).
Указанные обстоятельства отражены в актах от 16.04.2019 N 515-05-90/2019, от 17.04.2019 N 515-05-90/1/2019 с приложенными фотоматериалами.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), уполномоченным должностным лицом Инспекции 21.05.2019 был составлен протокол об административном правонарушении N 515-05-19ТКО-2019 и постановлением от 27.05.2019 Общество к административной ответственности по указанной норме в виде штрафа в размере 5 200 рублей.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Решением от 18.10.2019 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные требования.
При этом, руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) положениями КоАП РФ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N1156 (далее - Правила N 1156), учитывая разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Инспекцией не доказано наличие события вменяемого административного правонарушения в деянии ООО "Реал-Кстово".
Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Административный орган указывает, что Общество, как региональный оператор обязано осуществлять вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО), в том числе крупногабаритных отходов (КГО) с контейнерных площадок и специальных площадок для складирования КГО.
Заявитель настаивает на том, что состав рассматриваемого административного правонарушения выражается в не вывозе ТКО с территории контейнерной площадки и прилегающей к ней территории.
По мнению Инспекции, вывод суда об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что территория, прилегающая к контейнерной площадке, является специально отведенной площадкой для КГО, опровергается имеющимися в материалах дела фотографиями.
Подробно доводы заявителя приведены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании с доводами Инспекции не согласились, просили оставить обжалуемое решение суда без изменения.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Инспекции.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей ООО "Реал-Кстово", Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
На основании пункта 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, к которым относится и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 148 (1) Правил N 354 предоставление потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении данной коммунальной услуги, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Из содержания пунктов 148 (3) - 148 (5) Правил N 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а также собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) может выступать, в том числе региональный оператор по обращению с ТКО.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а" пункта 148 (22) Правил N 354).
В пункте 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлено, что обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления - в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) должно производится не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Также названным пунктом предусмотрено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом настоящих Правил (пункт 5 Правил N 1156).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В силу пункта 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) их накопления складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) их накопления складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (пунктом 11 Правил N 1156).
Согласно пункту 12 Правил N 1156 вывоз КГО обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки КГО на площадку для их складирования.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО в том числе КГО из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
При этом в силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 148 (26) Правил N 354. Следовательно, обязанности регионального оператора по вывозу ТКО из предусмотренных договором и специально оборудованных мест (контейнерных площадок и площадок для складирования КГМ) корреспондируется обязанность потребителей коммунальной услуги складировать ТКО в таких местах и исключительно в контейнеры (бункеры, иные емкости, предназначенные для сбора ТКО), установленные на соответствующих контейнерных площадках, либо, в случае складирования КГМ, на специальной площадке для складирования КГМ, которая также должна быть надлежащим образом обустроена и предусмотрена договором.
Обязанность по надлежащему содержанию контейнерной площадки, а также территории, прилегающей к данной площадке, ни Правилами N 1156, ни иными нормативными правовыми актами на регионального оператора не возложена.
Как следует из материалов дела, 22.03.2018 между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и ООО "Реал-Кстово" заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Нижегородской области (зона деятельности 5).
Согласно пункту 2.1.4 Соглашения региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО с использованием объектов, предусмотренной схемой обращения с отходами.
Пунктом 2.1.16 Соглашения предусмотрено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления КГО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления КГО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, самостоятельно.
Согласно приложению N 1 к распоряжению администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области от 19.12.2018 N 531-р по адресу: г. Кстово, 3-й микрорайон, в районе домов N N 3, 23, ул. Зеленая, в районе дома N 2А, пр. Капитана Рачкова, в районе дома N 9А, ул. Школьная, в районе дома N 9, предусмотрены места расположения контейнерных площадок.
Как указано выше, обнаруженные 16.04.2019 и 17.04.2019 должностным лицом Инспекции ТКО складированы на территории, прилегающей к контейнерной площадке.
При этом из представленных Инспекцией фотографий, являющихся приложением к актам инспекционного обследования, следует, что сами контейнеры не переполнены, от мусора очищены, что свидетельствует о том, что вывоз ТКО из контейнеров, размещенных на специально оборудованной площадке, региональным оператором производится надлежащим образом.
Вместе с тем заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что территории, прилегающие к контейнерной площадке, являются специально отведенными площадками для КГМ.
Представленные Инспекцией фотографии от 30.07.2019 не являются относимыми доказательствами по делу, поскольку датированы спустя более трех месяцев с момента обнаружения вмененного Обществу нарушения. Кроме того, из их содержания не представляется возможным установить место осуществления фотосъемки.
При этом, как указывалось выше, в зону ответственности регионального оператора не входит содержание территории, прилегающей к контейнерной площадке, в частности очистка такой территории от ТКО, самовольно складированными потребителями в нарушение требований Правил N 354 и N 1156, в рамках договора по оказанию услуг по вывозу ТКО. Иное противоречило бы целям деятельности регионального оператора.
Доказательства, достоверно подтверждающие, что места, на которых административным органом обнаружены складированные ветки деревьев и строительный мусор, являются специально отведенными площадками для складирования КГО, в материалах дела отсутствуют.
Согласно пункту 13 Правил N 1156 орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
Вместе с тем из распоряжения администрации Кстовского муниципального района от 19.12.2018 N 531-р "О согласовании мест накопления твердых коммунальных отходов" не следует, что рядом с контейнерными площадками по указанным выше адресам значатся площадки для накопления отходов (сбора крупногабаритного мусора).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт складирования около спорных контейнерных площадок крупногабаритного мусора не позволяет считать ООО "Реал-Кстово" лицом, ответственным за данное нарушение.
Доводу Инспекции о нарушении Обществом сроков (графика) вывоза мусора по указанным адресам, судом дана надлежащая правовая оценка.
Согласно утвержденному графику вывоз ТКО по указанным адресам должен осуществляться ООО "Реал-Кстово" ежедневно с 07 час. 00 мин. до 22 час. 00 мин.
Обследование спорных контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий проводилось должностным лицом административного органа 16.04.2019 в 15 час. 00 мин. и 17.04.2019 в 15 час. 00 мин.
Доказательства того, что вывоз ТКО с контейнерных площадок по указанным адресам не осуществлялся Обществом в период с 22 час.00 мин. 16.04.2019 до 07 час. 00 мин. 17.04.2019 в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, как следует из материалов дела, контейнеры и контейнерная площадка, ответственность чистоту которой несет Общество, на момент проверки не были переполненными. Приложенные к актам фотографии с достоверностью свидетельствуют о том, что мусорные контейнеры очищены от мусора.
При этом в материалах дела отсутствуют и административным органом в нарушение требований статьи 9, части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ не представлены доказательства неисполнения Обществом обязанностей по вывозу мусора с территории контейнерных площадок.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что доказательств наличия объективной стороны вменяемого административного правонарушения, выразившегося в нарушении Обществом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальной услугой по вывозу ТКО с территории контейнерных площадок, материалы дела не содержат.
Следовательно, правильным является вывод суда о недоказанности в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения.
Отсутствие состава административного правонарушения, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, в данном случае отсутствуют основания для привлечения ООО "Реал-Кстово" к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Инспекции по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.10.2019 по делу N А43-23294/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-23294/2019
Истец: ООО "Реал-Кстово"
Ответчик: Государстввенная жилищная инспекция Нижегородской области, Кстовский отдел Государственной жилищной инспекции Нижегородской области