г. Москва |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А40-132028/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей Н.И. Левченко, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.М. Кулиш,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 сентября 2019 года
по делу N А40-132028/19, принятое судьей Хабаровой К.М.,
по иску Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу
(ОГРН: 1037722029290; юр. адрес: 111033, г. Москва, ул. Волочаевская, д. 40, корп. 1)
к Публичному акционерному обществу "Квадра-Генерирующая компания"
(ОГРН: 1056882304489; юр. адрес: г. Тула, ул. Тимирязева, д. 99в)
о взыскании санкций за необеспечение качественной сохранности материальных ценностей государственного резерва в размере 14 293 961 рубля 42 копеек
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Долгая А.Ю. по доверенности от 01.08.2019
от ответчика: Андреева М.Н. по доверенности от 01.01.2019, Ломова Т.В. по доверенности от 21.11.2019, Китаев В.Н. по доверенности от 21.11.2019
УСТАНОВИЛ:
Управление Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу (далее - Управление Росрезерва по Центральному федеральному округу, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Публичному акционерному обществу (далее - ПАО "Квадра-Генерирующая Компания", ответчик) о взыскании штрафа за необеспечение качественной сохранности материальных ценностей государственного резерва в размере 14 293 961 рубля 42 копеек (с учётом принятых судом первой инстанции уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.09.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого спора.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
В заседании суда апелляционной инстанции 25.11.2019 г. представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам представленного им отзыва в порядке ст. 262 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 123, 156, 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы и отзыва, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 18.09.2019 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в обоснование своих требований истец сослался на то, что в соответствии с п. 1 Положения об Управлении Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу (далее - Управление), утвержденного приказом Федерального агентства по государственным резервам от 04.08.2017 N 180 (далее - Положение), Управление является территориальным органом Федерального агентства по государственным резервам (далее Росрезерв), осуществляющим в пределах своих полномочий функции Росрезерва в сфере управления государственным материальным резервом.
Одним из полномочий Управления является осуществление контроля за количественной и качественной сохранностью материальных ценностей государственного материального резерва, хранящихся в подведомственных Росрезерву организациях, действующих в федеральном округе, и в организациях, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, расположенных на территории федерального округа (раздел второй п. 8.3.1 Положения).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон) государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных вышеуказанным законом, и составляет имущество казны Российской Федерации.
Публичное акционерное общество "Квадра" - Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Воронежская генерация" является ответственным хранителем материальных ценностей государственного материального резерва: мазут топочный марки М-100 в количестве 5 399,115 тонн (далее - материальные ценности) на основании специального плана размещения на ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.10.2008 N 1450-рс.
Так, между Управлением и ответчиком заключен государственный контракт от 12.04.2018 N НТ/28 по оказанию услуг ответственного хранения материальных ценностей (далее - Контракт).
Согласно с п. 1.3. Контракта ответчик осуществляет хранение материальных ценностей в соответствии с ФЗ - N 79 и "Стандартом организации Росрезерва 00034482 024 - 2014. Мазут топочный. Закладка, хранение и выпуск. Требования" (далее - СТО Росрезерва).
В соответствии с п. 4 ст. 11 ФЗ - N 79 ответственные хранители, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва своими силами и средствами.
Согласно п.2.2. Контракта ответственный хранитель (ответчик) обеспечивает количественную и качественную сохранность материальных ценностей. Заложенные на хранение материальные ценности должны соответствовать требованиям действующих ГОСТов, требованиям СТО Росрезерва, сопровождаются подлинными документами по качеству, находящимися у ответственного хранителя.
Также, согласно п. 2.3. Контракта до истечения срока годности или при ухудшении качества материальных ценностей государственного резерва, с целью недопущения снижения качественных показателей, Общество обязано производить самостоятельно своевременное освежение (замену) материальных ценностей без разрыва во времени и уменьшения объема за свой счет без привлечения дополнительных бюджетных средств. Замена другими марками или сортами без согласования с Управлением не допускается.
В соответствии с п. 5.3. СТО Росрезерва ответственные хранители обязаны обеспечить количественную и качественную сохранность топочного мазута в соответствии с Законом и требованиями СТО Росрезерва.
Истец указывает, что в результате проверки состояния работы с материальными ценностями, проведенной на предприятии ответчика 09.08.2018, выявлено необеспечение качественной сохранности материальных ценностей, а именно: показатель качества - массовая доля воды по анализу материальных ценностей государственного материального резерва, фактически составляет 3,3%, что не соответствует требованиям ГОСТ 10585-2013 и СТО Росрезерва.
Данные нарушения зафиксированы в акте проверки состояния работы с материальными ценностями, проведенной на предприятии ответчика от 09.08.2018, который подписан сторонами без возражений и разногласий.
В соответствии с п. 12 ст. 16 ФЗ - N 79 и п.4.6. Контракта, в случае нарушения правил и условий хранения, несвоевременного освежения и замены материальных ценностей государственного резерва, а также хранение материальных ценностей, не соответствующих утвержденной номенклатуре, действующим стандартом, ответственный хранитель уплачивает штраф в размере 20% стоимости материальных ценностей по операциям, с которыми допущено нарушение.
Согласно акту сверки наличия хранимых ценностей госрезерва на предприятии Ответчика по состоянию на 01.01.2019, стоимость материальных ценностей, в отношении которых допущены нарушения, составляет 85 763 768 рублей 49 копеек (с НДС).
Таким образом, истцом, за необеспечение качественной сохранности материальных ценностей, ответчику начислен штраф в размере 14 293 961 рубля 42 копеек.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств в адрес ответчика была направлена претензия с требованием оплаты неустойки и штрафа. Оставление указанной претензии без удовлетворения со стороны ответчика послужило основанием для обращения в Арбитражный суд города Москвы с настоящими исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд привел нижеследующие основания.
Основанием для обращения с требованием о взыскании штрафных санкций к ПАО "Квадра" Управление указывает несоответствие показателя качества массовой доли воды, находящегося на хранении у общества мазута, показателям ГОСТ 10585-2013.
Согласно п. 13 Контракта ответственный хранитель осуществляет хранение материальных ценностей госрезерва в соответствии с Федеральным законом "О Государственном материальном резерве" и "Стандартом организации Росрезерва 00034482 024 - 2014. Мазут топочный. Закладка, хранение и выпуск. Требования".
На основании п. 2.2 Контракта ответственный хранитель обязался обеспечивать количественную и качественную сохранность материальных ценностей госрезерва. Заложенные на ответственное хранение материальные ценности государственного госрезерва должны соответствовать требованиям действующих ГОСТов, требованиям Стандарта организации Росрезерва 00034482 024 - 2014. Мазут топочный. Закладка, хранение и выпуск. Требования".
На основании п. 2.3 Контракта до истечения срока годности или при ухудшении качества материальных ценностей госрезерва, с целью недопущения снижения качественных показателей, ответственный хранитель проводит своевременное освежение (замену) материальных ценностей без разрыва во времени и уменьшении объема за свой счет без привлечения дополнительных бюджетных средств.
В соответствии с ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения", качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Согласно п. 24 ГОСТ 26098-84 "Нефтепродукты. Термины и определения" основным назначением мазута является использование в топливных агрегатах. Раздел "Эксплуатационные, физико-химические свойства и показатели качества нефтепродуктов" ГОСТ 26098-84 не содержит такого показателя качества, как "массовая доля воды".
Главами "Требования к качеству и срокам хранения топочного мазута", "Хранение топочного мазута" Стандарта организации Росрезерва 00034482 024 - 2014 "Мазут топочный. Закладка, хранение и выпуск. Требования" не установлено требований к содержанию массовой доли воды находящегося на ответственном хранении мазута не выше 1%.
Из положений ГОСТа 10585-2013 следует, что при изготовлении мазута топочного марки М-100, содержание воды в мазуте не должно превышать 1%. Содержание воды в указанной продукции является физико-химическим показателем, обеспечивающим ее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды, и гарантируется изготовителем при получении мазута из продуктов переработки нефти и газоконденсантного сырья.
Таким образом, суд первой инстанции здесь отмечает, что указанный показатель определен для нефтеперерабатывающих заводов-изготовителей мазута.
Согласно Общероссийскому классификатору стандартов OK (МК (ИСО/инфко МКС) 001-96) 001-2000, утв. Постановлением Госстандарта России от 17.05.2000 N 138-ст), ГОСТ 10585-2013 (Код ОКС 75.160.20) отнесён к разделу N 75 "Добыча и переработка нефти, газа и смежные производства".
Из чего следует, что ГОСТ 10585-2013 является техническими условиями на мазут топочный как на товар. Данный ГОСТ не содержит положений, регламентирующих длительное хранение мазута топочного.
Кроме того, как верно указал судп первой инстанции, в соответствии с п.п. 6.12, 6.13 Стандарта организации Росрезерва 00034482 024-2014 срок хранения топочного мазута (всех марок) в государственном резерве составляет 5 лет и может быть продлен, если к концу 5-летнего срока хранения топочный мазут будет соответствовать требованиям ГОСТ 10585 по всем показателям качества, кроме массовой доли воды.
Таким образом, в утвержденном самим Росрезервом Стандарте отмечено, что показатель массовой доли воды не влияет на признание материальных ценностей госрезерва некачественными, так как в противном случае продление срока их хранения было бы невозможно.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно делает вывод о том, что отклонение показателя массовой доли воды в мазуте топочном относительно ГОСТ 10585-2013 "Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия" само по себе не свидетельствует необеспечении его качественной сохранности и непригодности к использованию по назначению, поскольку указанный ГОСТ содержит технические требования при изготовлении мазута, а не хранении.
Закладываемый на хранение мазут соответствовал требованиям ГОСТ 10585-2013 "Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия", что подтверждается паспортами качества мазута, и не оспаривалось Управлением.
В соответствии с п. 8.2 ГОСТ 10585-2013 транспортировка и хранение мазута регламентируется ГОСТ 1510-84.
При этом согласно акту проверки от 09.08.2018, на основании которого заявлены исковые требования, установлено, что количественная и качественная сохранность материальных ценностей госрезерва обеспечены (п.3 акта).
При этом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что доказательств необеспечения качественной сохранности мазута Точного госрезерва на Воронежской ТЭЦ-1 филиала ПАО "Квадра" - "Воронежская генерация", подтверждающих невозможность использования материальных ценностей по прямому назначению, истцом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.
Таким образом, как следует из фактических обстоятельств дела и подтверждается актом проверки Управления Росрезерва по ЦФО от 09.08.2018, ПАО "Квадра" не были нарушены правила и условия хранения мазута топочного, произведено своевременное освежение материальных ценностей госрезерва и выполнены необходимые мероприятия по устранению последствий проектной технологии слива мазута из цистерн, в том числе согласно предложению Управления Росрезерва.
При этом, истцом также не представлено доказательств необеспечения качественной сохранности мазута топочного госрезерва на Воронежской ТЭЦ-1 филиала ПАО "Квадра" - "Воронежская генерация", подтверждающих невозможность использования материальных ценностей по прямому назначению.
В своей апелляционной жалобе Управление ссылается на наличие полномочий по установлению технических требований для мазута топочного при осуществлении его хранения, установленные п. 4 ст. 11 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве".
Однако, согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, имеет право устанавливать требования только к качеству поставляемых материальных ценностей, тары, упаковки с учетом назначения и сроков хранения материальных ценностей.
На основании п. 3.10 Стандарта организации Росрезерва поставка материальных ценностей - государственный контракт, заключаемый между Росрезервом (территориальным управлением) и поставщиком на поставку топочного мазута для закладки в государственный резерв.
В свою очередь, между сторонами дела заключен договор ответственного хранения, а не поставки, ввиду чего ссылка Управления на указанные полномочия в жалобе необоснованна.
Ссылка Управления на п. 6.9 Стандарта организации Росрезерва несостоятельна, ввиду того что указанный пункт содержит только требования к маркам топочного мазута в соответствии с ГОСТ 10585.
Требования о необходимости сохранения массовой доли воды в хранящемся мазуте не выше 1 % указанные положения не содержат.
Кроме того, пункт 6.9 Стандарта организации Росрезерва не применим в правоотношениях сторон, поскольку Управлением проводилась контрольная проверка, перечень показателей для анализа по которой установлен в п. 6.8 Стандарта организации Росрезерва и не содержит такого показателя как массовая доля воды.
Также в соответствии с ГОСТ 10585 (пункт 4.3) и Стандарте организации Росрезерва (Примечание Таблицы 2) указано, что только показатель "теплота сгорания" является браковочным по условиям договоров и контрактов на поставку мазута. Показатель "массовая доля воды" браковочным в соответствии с ГОСТ 10585 и нормами Стандарта организации Росрезерва браковочным не является.
Напротив, в соответствии с п.п. 6.12, 6.13 Стандарта организации Росрезерва 00034482 024-2014 срок хранения топочного мазута (всех марок) в государственном резерве составляет 5 лет и может быть продлен, если к концу 5-летнего срока хранения топочный мазут будет соответствовать требованиям ГОСТ 10585 по всем показателям качества, кроме массовой доли воды.
Пунктом 8.8 Стандарта организации Росрезерва допускается даже закладка топочного мазута с показателем массовой доли воды до 5 %.
Таким образом, в утвержденном самим Росрезервом Стандарте отмечено, что показатель массовой доли воды не влияет на признание материальных ценностей госрезерва некачественными, так как в противном случае продление срока их хранения было бы невозможно.
Отклонение показателя массовой доли воды в мазуте топочном относительно ГОСТ 10585-2013 "Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия" само по себе не свидетельствует необеспечении его качественной сохранности и непригодности к использованию по назначению, поскольку указанный ГОСТ содержит технические требования при изготовлении мазута, а не хранении.
Так, доказательств признания истцом какого-либо количества мазута непригодным к использованию, несоответствия его номенклатуре материальных ценностей государственного резерва в материалы дела в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что из Акта проверки от 09.08.2018 усматривается, что замечаний к условиям хранения и в целом к качеству хранимых материальных ценностей при проведении проверки у Управления Росрезерва по ЦФО отсутствовали.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 сентября 2019 года по делу N А40-132028/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132028/2019
Истец: Управление Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу
Ответчик: ПАО "КВАДРА-ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ"