г. Воронеж |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А14-4120/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Ореховой Т.И.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь А.И.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж": Якунина В.Н., представитель по доверенности N 01-19-108 от 07.05.2019;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Спутник": Косогонова Т.В., представитель по доверенности N б/н от 09.01.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.10.2018 по делу N А14-4120/2018 (судья Росляков Е.И.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" (ОГРН 1033600131366, ИНН 3663046559) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Спутник" (ОГРН 1103627000091, ИНН 3627026123) о взыскании 3 882 руб. 08 коп. задолженности, 192 руб. 56 коп. пени,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" (далее - ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж", истец) обратилось (с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ) в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЖКХ Химик - 1" (после переименования - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Спутник", далее - ООО "УК Спутник", ответчик) о взыскании задолженности за потребленный и неоплаченный коммунальный ресурс (горячее водоснабжение) в целях содержания общедомового имущества многоквартирных домов за период с 01.12.2017 по 31.12.2017 в размере 3 882 руб. 08 коп., пени за период просрочки с 26.01.2018 по 08.06.2018 в сумме 192 руб. 56 коп.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.10.2018 в удовлетворении иска ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции от 18.11.2019 объявлялся перерыв до 25.11.2019.
Представитель ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "УК Спутник" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж", отзыва ООО "УК Спутник" на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.01.2017 между ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "ЖКХ Химик-1" (в настоящее время ООО "УК Спутник", исполнитель) заключен договор ресурсоснабжения N ЖВ-04-018 в целях обеспечения обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома (в редакции протокола согласования разногласий от 07.03.2017), по условиям которого (п. 1.1) ресурсоснабжающая организация обязалась на условиях, предусмотренных договором обеспечивать поставку коммунального ресурса (горячая вода), подавая через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем горячего водоснабжения, в целях содержания общедомового имущества многоквартирных домов указанных в приложении N 1, а исполнитель обязался на условиях, предусмотренных договором, оплачивать поставленный коммунальный ресурс, обеспечивать безопасность находящейся в его ведении внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, соблюдать режим потребления коммунального ресурса, обслуживать и обеспечивать исправность общедомовых приборов учета горячей воды.
Согласно п. 1.2 договора датой начала поставки коммунального ресурса считается 01.01.2017.
Договор заключен на срок с 01.01.2017 по 31.12.2017 и считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо о заключении договора на иных условиях (п.п. 9.2, 9.3 договора).
Пунктом 1.3 договора установлено, что граница раздела внутридомовых инженерных систем, которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно п. 5.1 договора порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по настоящему договору, устанавливается п. 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с п.п. 7.1, 7.3 договора оплата по договору производится до 25 числа месяца, следующего за расчетным, в размере 100% стоимости фактического объема поставленного коммунального ресурса, определенного в соответствии с разделом 5 договора. Расчетный период, установленный договором, равен 1 (одному) календарному месяцу. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.
В многоквартирном доме по адресу: г. Россошь, ул. Луговая, д. 3, установлен индивидуальный тепловой пункт, в котором осуществляется подогрев холодной воды для оказания собственникам помещений дома услуги по горячему водоснабжению. Ресурсоснабжающая организация поставляет только тепловую энергию, которая в дальнейшем используется исполнителем коммунальных услуг для приготовления горячей воды. Холодную воду (один из компонентов горячей воды, получаемой потребителями) истец не покупает.
В договоре ресурсоснабжения N ЖВ-04-018, заключенном между истцом и ответчиком, указанный многоквартирный дом отсутствует.
В уточненном исковом заявлении указано, что в период с 01.12.2017 по 31.12.2017 ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" поставило в находящийся в управлении ответчика многоквартирный дом по адресу: г. Россошь, ул. Луговая, д. 3, коммунальный ресурс (тепловую энергию) в целях содержания общего имущества указанного многоквартирного дома на сумму 3 882 руб. 08 коп.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по оплате коммунального ресурса в полном объеме, начислив пени в соответствии с ч. 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ "О теплоснабжении") за период с 26.01.2018 по 08.06.2018, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом принятых уточнений).
Отказывая в удовлетворении требований ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж", арбитражный суд области исходил из того обстоятельства, что основания для определения объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, руководствуясь показаниями общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в МКД в целях оказания услуги по горячему водоснабжению, отсутствуют. При этом суд пришел к выводу, что, поскольку отношения между истцом и ответчиком нельзя квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети для последующего предоставления коммунальных услуг, обязательств по оплате полученного теплового ресурса у ответчика не имеется, так как управляющая организация ООО "УК Спутник" в данном случае не может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии у ответчика обязательств по оплате полученного теплового ресурса, поскольку находит их не соответствующими обстоятельствам дела, предмету рассматриваемого спора (с учетом уточнения истцом исковых требований) и основанными на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу п. 1 ст. 548 Кодекса правила, предусмотренные ст.ст. 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Поскольку подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии осуществлялась в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подп. 10 п. 1 ст. 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг и определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 544 ГК РФ).
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Частью 4 ст. 154 ЖК РФ закреплено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
В п. 2 Правил N 354 определено, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Материалами дела подтверждается, что ООО "УК Спутник" является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Россошь, ул. Луговая, д. 3.
Как следует из материалов дела, истцом предъявлена к взысканию с ответчика задолженность за общедомовое потребление тепловой энергии, фактически поставляемой в многоквартирный дом для ее использования при производстве горячей воды в индивидуальном тепловом пункте.
В силу прямого указания п. 13 Правил 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм права в их системном истолковании на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями исключается возложение обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Таким образом, объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и совокупный объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями (приложение N 2 к Правилам N 354).
Применительно к горячему водоснабжению Правилами N 354 предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того, производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (раздел IV приложения N 2), либо приобретается исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения N 2).
Как следует из пояснений истца, которые подтверждаются материалами дела, ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" поставляло в многоквартирный дом по адресу: г. Россошь, ул. Луговая, д. 3, только тепловую энергию, которая в дальнейшем использовалась исполнителем коммунальных услуг для приготовления горячей воды, поставляемой конечным потребителям (собственникам и пользователям помещений дома), в индивидуальном тепловом пункте, который входит в состав общего имущества данного дома.
Индивидуальный тепловой пункт не оборудован прибором учета. Холодную воду (один из компонентов горячей воды) истец не приобретал и не оплачивал. Холодная вода для приготовления горячей воды приобреталась ответчиком у иной ресурсоснабжающей организации.
Факт потребления тепловой энергии для подогрева холодной воды в целях предоставления собственникам услуги по горячему водоснабжению в декабре 2017 года подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривался.
Нахождение индивидуального теплового пункта в составе общего имущества жилого дома N 3 по ул. Луговая г. Россоши, содержание и обслуживание которого входит в полномочия ответчика, как управляющей организации данного дома, ООО "УК Спутник" не отрицало.
Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
То есть индивидуальный тепловой пункт и трубопровод, по которому поставляется тепловая энергия для подогрева горячей воды, являются общедомовым имуществом.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае договор на приобретение коммунальных ресурсов (тепловой энергии) для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям между истцом и ответчиком не заключался. Между сторонами заключен только договор ресурсоснабжения N ЖВ-04-022 от 01.01.2017 в целях обеспечения обязанности по содержанию общего имущества многоквартирных домов, указанных в приложении N 1 к договору, которые используют горячую воду из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
При этом судебная коллегия учитывает, что с соответствующими требованиями о заключении договора на приобретение тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Россошь, ул. Луговая, д. 3, управляющая организация к поставщику в порядке п. 31 Правил N 354, п. 4 Правил N 124 не обращалась. С требованием о понуждении истца к заключению такого договора в судебном порядке ответчик также не обращался.
Однако отсутствие договора ресурсоснабжения не является основанием, освобождающим исполнителя коммунальных услуг от оплаты фактически поставленного в многоквартирный дом ресурса, в том числе тепловой энергии, необходимой для приготовления горячей воды на внутреннем оборудовании дома с целью дальнейшего оказания собственникам и пользователям коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирных домов (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе на горячее водоснабжение, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, должны включаться в состав платы за содержание жилого помещения (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
В целях реализации данных изменений в п.п. 21 и 21 (1) Правил N 124 предусмотрено, что организация, управляющая многоквартирным домом, даже в случаях наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличия заключенных договоров между собственниками помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества многоквартирного дома обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей организацией.
В соответствии с п. 2 Правил N 124 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), п. 2 Правил N 354 коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо (при наличии печного отопления), используемые для предоставления коммунальных услуг. Коммунальными услугами является осуществление исполнителем деятельности по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно подп. "б" п. 4 Правил N 354 потребителю может быть оказана услуга по горячему водоснабжению, то есть снабжению горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В ч. 12 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении") определено, что нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
При приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 31 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Принимая во внимание, что в многоквартирном доме по адресу: г. Россошь, ул. Луговая, д. 3, который находится в управлении ответчика, приготовление горячей воды осуществлялось непосредственно в доме с использованием индивидуального теплового пункта, ввиду отсутствия централизованного горячего водоснабжения, начисление платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в данном доме должно производиться в соответствии Правилами N 354.
В соответствии с абз. 3 п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с п. 54 настоящих Правил.
В абз. 2 п. 54 Правил N 354 указано, что объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения.
Согласно абз. 3 п. 54 Правил N 354 общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений п. 42 (1) настоящих Правил.
Как следует из пояснений сторон и материалов дела, за индивидуальное потребление тепловой энергии в целях приготовления горячей воды ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" выставляет счета на оплату напрямую потребителям.
В настоящем споре к управляющей компании предъявлено требование об оплате тепловой энергии, затраченной на приготовление горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
По индивидуальному потреблению спор между истцом и ответчиком отсутствует.
В соответствии с п. 17 раздела III Приложения N 2 к Правилам N 354 объем коммунального ресурса, представленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым (коллективным) прибором учета, определяется по формуле 15 исходя из установленного норматива потребления коммунального ресурса.
Для Воронежской области норматив определен Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 19.06.2017 N 128 и составляет 0,05 м3/м2.
Разделом IV Приложения 2 Правил N 354 определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период потребителю в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении при самостоятельном производстве исполнителем в МКД коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2 раздела IV Приложения 2 Правил N 354:
*, где
* - объем горячей воды, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, который определяется:
- при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 12, предусмотренной настоящим приложением;
- при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
Тхв - тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством РФ;
qvкр - удельный расход v-гo коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством РФ норматив расхода v-гo коммунального ресурса на (общедомового) прибора учета v-гo коммунального ресурса, подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Понятие Ткр раскрыто при описании формулы 20 в п. 22 раздела IV Приложения 2 к Правилам N 354. В частности, Tкр - тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В многоквартирном доме по адресу: г. Россошь, ул. Луговая, д. 3, отсутствует коллективный (общедомовой) прибора учета горячей воды.
Истец указывает, что поскольку ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" не покупает холодную воду, а производит только ее нагрев, к оплате ответчику предъявляется только часть формулы 20.2, другая же ее часть должна быть предъявлена той ресурсоснабжающей организации, которая предоставляет холодную воду на нужды ГВС, а именно
Vодн х Тхв - ресурсоснабжающей организации, представляющей коммунальный ресурс - холодную воду на нужды горячего водоснабжения;
qvкр х V одн х Tкр - Россошанскому филиалу ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж", представляющему v-й коммунальный ресурс (тепловая энергии) на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В результате начисления производятся по формуле:
Vi одн = Sои х V одн х qvкр, где
(Sои = 548,8 м2 V одн = 0,05 (m3/m2) qvкр = 0,0642 Гкал/м3)
Приказом УРТ Воронежской области от 18.12.2015 N 62/34 для ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" установлены тарифы на горячее водоснабжение в границах городского поселения г. Россошь на период 2016-2018 годов. В частности, с 01.07.2017 по 31.12.2017 в рамках тарифного регулирования установлена стоимость компонента на тепловую энергию 1 869, 26 руб. (без НДС).
Исходя из расчета истца Tкр - 1 869, 26 руб. (без НДС).
Таким образом, стоимость услуги, оказываемой истцом ответчику в целях приготовления горячей воды для содержания общего имущества в многоквартирном доме по расчету ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" составляет 548,8 м2х 0,05 (м3/м2) х 0,0642 Гкал/м3 = 1,76 Гкал х 1 869, 26 руб. (без НДС) + 18% НДС = 3 882 руб. 08 коп.
Суд апелляционной инстанции считает возможным применение части формулы 20.2, учитывая наличие в рассматриваемом споре частного случая, когда законодатель не предусмотрел для ресурсоснабжающей организации формулы (в том числе в разделе IV Приложения 2 Правил N 354) в целях расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), предоставленную на общедомовые нужды, в ситуации приобретения холодной воды непосредственно потребителями либо управляющими компаниями.
В ином случае управляющая компания необоснованно освобождается от возложенной на неё обязанности по оплате расходов ресурсоснабжающей организации на общедомовые нужды, поскольку, если принять во внимание возражения ответчика об отсутствии специальной формулы, он может не платить ни поставщику холодной воды, ни поставщику тепловой энергии - ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж".
При этом, как пояснил в судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика, ООО УК "Спутник" производит сбор оплаты с потребителей, проживающих в многоквартирном доме по адресу: г. Россошь, ул. Луговая, д. 3, за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, именно по формуле 20.2.
Проверив представленный истцом расчет, судебная коллегия находит его методологически правильным.
Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с примененным ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" в расчете удельным расходом v-гo коммунального ресурса на подогрев воды - qvкр - 0,0642 Гкал/м3, который, как указывает истец, утвержден приказом ДЖКХиЭ Воронежской области N 259 от 14.11.2017.
Согласно п. 2 приказа ДЖКХиЭ Воронежской области N 259 от 14.11.2017 настоящий приказ вступает в силу с 01.10.2018, однако в настоящем деле спорным является период декабрь 2017 года.
Кроме того приказ ДЖКХиЭ Воронежской области N 259 от 14.11.2017 признан недействующим решением Воронежского областного суда от 20.12.2018 по делу N 3а-767/2018 со дня вступления решения суда в законную силу.
Ссылки ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" на необходимость применения приказа ДЖКХиЭ Воронежской области N 54 от 03.03.2017, которым установлен аналогичный показатель удельного расхода v-гo коммунального ресурса на подогрев воды 0,0642 Гкал/м3, отклоняются судебной коллегией, поскольку установленный порядок по официальному опубликованию указанного нормативного правового акта соблюден не был.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Частью 2 ст. 11 Устава Воронежской области от 07.06.2006 (принят Воронежской областной Думой 25.05.2006) определено, что законы Воронежской области, а также иные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Воронежской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию.
Нормативные правовые акты Воронежской области должны быть официально опубликованы в порядке, установленном законом Воронежской области. Неопубликованные нормативные правовые акты Воронежской области применению не подлежат, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами (ч. 7 ст. 15 Устава Воронежской области).
Официальным опубликованием нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Воронежской области считается первая публикация их полного текста в периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт, предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов Воронежской области, либо в официальных периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти Воронежской области, либо первое размещение (опубликование) в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" (www.govvrn.ru) или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (ст. 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 86-ОЗ "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации" (принят Воронежской областной Думой 29.06.2006).
Сведений о размещении в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" (www.govvrn.ru) или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) приказа ДЖКХиЭ Воронежской области N 54 от 03.03.2017 не имеется.
Обстоятельство отсутствия сведений об официальном опубликовании указанного приказа также установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.12.2018 по делу N А14-20545/2018.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63) споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
В соответствии с п. 5 Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63 в случае непринятия заменяющего нормативного правового акта спор о взыскании задолженности за поставленные ресурсы рассматривается с участием регулирующего органа.
При этом при рассмотрении дела суд может учесть консультации специалистов, материалы тарифного дела, исходя из которых устанавливалась регулируемая цена, принять во внимание выводы, содержащиеся в судебных актах по делам, при рассмотрении которых уже определялась стоимость того же ресурса, поставленного тем же лицом за тот же регулируемый период, а также назначить в соответствии с процессуальным законодательством судебную экспертизу.
Приказом УРТ Воронежской области от 18.12.2015 N 62/34 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж", осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского поселения - город Россошь (за исключением системы централизованного горячего водоснабжения котельной по адресу: ул. Линейная, д. 15к) Воронежской области, на период 2016 - 2018 годов.
В частности, на 2017 год данным приказом установлено удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды 0,0636 Гкал/м3.
Суд апелляционной инстанции считает возможным применение данного показателя, установленного Приказом УРТ Воронежской области от 18.12.2015 N 62/34, в качестве альтернативного для расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Иных вариантов сторонами предложено не было. При этом правовая неопределенность в данном вопросе, а именно отсутствие в спорный период утвержденного в установленном порядке норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды, не должна приводить к нарушению прав ресурсоснабжающей организации.
В этой связи стоимость услуги, оказываемой истцом ответчику в целях приготовления горячей воды для содержания общего имущества в многоквартирном доме составит 548,8 м2 х 0,05 (м3/м2) х 0,0636 Гкал/м3 = 1,745 Гкал х 1 869, 26 руб. (без НДС) + 18% НДС = 3 848 руб. 99 коп.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении заявленного ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" требования о взыскании с ответчика задолженности за тепловую энергию за период с 01.12.2017 по 31.12.2017 в размере 3 848 руб. 99 коп. В части 33 руб. 09 коп. (3 882,08 руб. - 3 848,99 руб.) исковые требования ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В связи с нарушением ответчиком сроков оплаты коммунального ресурса истцом в соответствии с ч. 9.3 ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении" начислены пени за период с 26.01.2018 по 08.06.2018 в сумме 192 руб. 56 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными залогом или договором.
В силу ст. 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Частью 9.3 ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" представлен расчет пени за период с 26.01.2018 по 08.06.2018 на сумму 192 руб. 56 руб. по задолженности 3 882 руб. 08 коп. В расчете истцом допущена ошибка за счет указания меньшего количества дней в периоде просрочки при математическом подсчете.
Судебной коллегией произведен перерасчет пени от суммы долга 3 848 руб. 99 коп. за тот же период, исходя из которого несмотря на уменьшение суммы долга сумма пени составила большую величину.
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Пени |
||
с |
по |
дней |
|||||
3 848,99 |
26.01.2018 |
26.03.2018 |
60 |
7,25 % |
1/300 |
3 848,99 Ч 60 Ч 1/300 Ч 7.25% |
55,81 р. |
3 848,99 |
27.03.2018 |
25.04.2018 |
30 |
7,25 % |
1/170 |
3 848,99 Ч 30 Ч 1/170 Ч 7.25% |
49,24 р. |
3 848,99 |
26.04.2018 |
08.06.2018 |
44 |
7,25 % |
1/130 |
3 848,99 Ч 44 Ч 1/130 Ч 7.25% |
94,45 р. |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
199,50 руб. |
Сумма основного долга: 3 848,99 руб. | |||||||
Сумма пени: 199,50 руб. |
В этой связи с ответчика следует взыскать пени за период с 26.01.2018 по 08.06.2018 в размере 192 руб. 56 коп., поскольку суд не вправе выходить за пределы заявленных исковых требований.
Таким образом, решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.10.2018 подлежит отмене (п.п. 3,4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), с ООО "УК Спутник" в пользу ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" надлежит взыскать 3 848 руб. 99 коп. основного долга, 192 руб. 56 коп. пени за период с 26.01.2018 по 08.06.2018. В удовлетворении остальной части иска следует отказать.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина за рассмотрение настоящего иска (с учетом принятых уточнений) составляет 2 000 руб., между тем, истец при обращении в арбитражный суд уплатил государственную пошлину по платежному поручению N 1272 от 19.02.2018 в сумме 15 700 руб., исходя из положений ст. 104 АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ истцу из федерального бюджета подлежит возврату 13 700 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб. по платежному поручению N 9370 от 15.08.2018.
По итогам рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований с ответчика в пользу истца следует взыскать 1 983 руб. 13 коп. судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска и 2 974 руб. 70 коп. - за рассмотрение апелляционной жалобы, всего 4 957 руб. 83 коп. (1 983,13 руб. + 2 974,70 руб.).
На основании ч. 2 ст. 319 АПК РФ исполнительный лист выдается судом первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 110, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.10.2018 по делу N А14-4120/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Спутник" (ОГРН 1103627000091, ИНН 3627026123) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" (ОГРН 1033600131366, ИНН 3663046559) 3 848 руб. 99 коп. основного долга, 192 руб. 56 коп. пени за период с 26.01.2018 по 08.06.2018, а также 4 957 руб. 83 коп. судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" (ОГРН 1033600131366, ИНН 3663046559) справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 13 700 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Т.И. Орехова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4120/2018
Истец: ООО "Газпром Теплоэнерго Воронеж"
Ответчик: ООО "УК Спутник"
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-845/20
02.12.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-9126/18
21.10.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-9126/18
09.10.2018 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-4120/18