г. Санкт-Петербург |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А56-42962/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29264/2019) ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2019 по делу N А56-42962/2019, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "Эгида"
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, УФАС) от 26.02.2019 по жалобе NТ02-124/19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Эгида" (далее - ООО "Эгида").
Решением суда от 15.08.2019 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильную оценку судом обстоятельств дела, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Лица, участвующие в дел, извещены о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие по правилам статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
08.02.2019 на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, включая документацию о проведении закупки у единственного поставщика.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг Общества.
18.02.2019 в Управление поступила жалоба ООО "Эгида" (вх. N 4701-ЭП/19) с указанием на неправомерный выбор способа проведения процедуры закупки.
Решением УФАС от 26.02.2019 по жалобе N Т02-124/19 жалоба признана обоснованной; в действиях Общества признано нарушение части 1 статьи 2, пунктом 2, 3 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в нарушений условий Положения о закупках, а также в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, допущенное путем безосновательного и неправомерного проведения Закупки способом закупки у единственного поставщика.
Решение УФАС оспорено Обществом в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг: к государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии пунктами 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с частью 3.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
В соответствии со статьей 3.6 Закона N 223-ФЗ порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Как следует из материалов дела, протоколом внеочередного собрания участников ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" от 26.12.2018 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг (в новой редакции).
Согласно пункту 8.2 раздела 8 главы 4 Положения о закупках в зависимости от инициативной стороны закупка у единственного поставщика (подрядчика, (исполнителя) может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному контрагенту либо принятия предложения о заключении договора от одного контрагента, без рассмотрения конкурирующих предложений.
Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки установлен главой 12 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 главы 12 Положения закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному контрагенту в случаях, указанных в пунктах 2.1.1 - 2.1.23 Положения о закупках.
Как установил суд первой инстанции, организатор торгов в данном случае руководствовался пунктом 2.1.8 Положения, согласно которому закупка у единственного поставщика осуществляется, если возникла срочная потребность в товарах, работах, услугах вследствие произошедшей аварии, непреодолимой силы, необходимости срочного принятия мер по недопущению причинения вреда, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в связи с чем применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Обосновывая избранный способ закупки, Общество сослалось на представление Прокуратуры Невского района Санкт-Петербурга N 07-02- 2019/23 от 31.01.2019 об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере, согласно которому нарушением законодательства было признано отсутствие у ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" договора на техническое диагностирование ВДГО со специализированной организацией. При этом в представлении указано, что несвоевременно принятые меры по диагностированию могут привести к негативным последствиям, а потому ООО "Жилкомсервис N1 Невского района" предъявлено требование о "незамедлительном принятии мер к устранению указанных нарушений и недопущению их впредь".
В целях определения перечня многоквартирных домов, ВДГО которых требует проведения технического диагностирования в первоочередном порядке, ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района" обратилось в организацию, осуществляющую техническое обслуживание ВДГО - ООО "ПетербургГаз", которое письмом от 07.02.2019 г. N ОГ-1141/19 сообщило о необходимости "обеспечить исполнение Адресной программы диагностики ВДГО многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис N1 Невского района", в полном объеме на 2019 год".
Означенное обстоятельство, по мнению Общества, соотносится с пунктом 2.1.8 Положения о закупках.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с доводами Общества, указав, что Управление верно квалифицировало его действия как нарушающие положения части 1 статьи 2, подпунктов 2, 3 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в нарушении условий Положения о закупках, а также в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
Как обоснованно отметил суд, в представлении Прокуратуры Невского района Санкт-Петербурга N 07-02-2019/23 от 31.01.2019 причинами выявленных в представлении нарушений действующего законодательства названо ненадлежащее отношение должностных лиц ООО "Жилкомсервис N1 Невского района" к исполнению возложенных на них законом обязанностей. Означенная причина не может быть отнесена к случаям возникшей потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие произошедшей аварии, непреодолимой силы, необходимости срочного принятия мер по недопущению причинения вреда, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в связи с чем применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно, который предусмотрен подпунктом 2.1.8. пункта 2.1 раздела 2 главы 12 Положения о закупках.
Апелляционный суд отклоняет доводы подателя апелляционной жалобы о неправильной оценке судом первой инстанции обстоятельств дела, поскольку предусмотренных подпунктом 2.1.8 пункта 2.1 раздела 2 главы 12 Положения о закупках условий для осуществления закупки у единственного поставщика применительно к приведенным Обществом доводам не установлено - произошедшей аварии, непреодолимой силы, необходимость принятия мер по недопущению причинения вреда, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
В апелляционной жалобе Общество также указало на неоднократное проведение конкурентных процедур, которые не были завершены заключением договоров, ввиду жалоб ООО "Эгида", признаваемых обоснованными антимонопольным органом. Означенное обстоятельство, являясь субъективным, также не соотносится с подпунктом 2.1.8. пункта 2.1 раздела 2 главы 12 Положения о закупках.
Указанные Обществом меры по недопущению причинения вреда, а именно - организация выполнения работ по диагностированию ВДГО, подлежали принятию в соответствии с требованиями действующего законодательства, Адресной программы диагностики ВДГО многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района на 2019 год", а не во исполнение выданного прокуратурой представления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2019 по делу N А56-42962/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42962/2019
Истец: ООО "Жилкомсервис N 1 Невского района"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО эгида