г. Чита |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А58-5745/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Каминского В.Л., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Механизированная колонна N 120" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 сентября 2019 года по делу N А58-5745/2019 по исковому заявлению Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска без даты и номера к обществу с ограниченной ответственностью "Механизированная колонна N120" (ИНН 1435193342, ОГРН 1071435015662) о взыскании 40 355 930, 15 рублей,
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - истец) обратился с исковым заявлением без даты и номера к обществу с ограниченной ответственностью "Механизированная колонна N 120" (далее - ответчик) о взыскании 40 355 930, 15 рублей, в том числе 10 493 043, 28 рублей основного долга, 29 862 886, 87 рублей неустойки.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) 16 сентября 2019 года исковые требования удовлетворены частично.
Взыскано с ответчика в пользу истца 4 153 125, 63 рублей, из них 3 637 343, 52 рублей арендной платы за период с 2 квартала 2016 года по 1 квартал 2019 года и 515 782, 11 рублей неустойки за период с 16.06.2016 по 21.03.2019 и в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 23 152 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 сентября 2019 года по делу N А58-5745/2019 в части взыскания в пользу истца арендной платы за период с 2 квартала 2016 года по 1 квартал 2019 год в сумме 1 341 750 рублей. Принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как следует из апелляционной жалобы, ответчик указывает на неприменение судом первой инстанции основных принципов определения арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, а именно четвертого принципа. Полагает, что требования истца могут быть удовлетворены только в сумме 805 050 рублей из расчета применения кадастровой стоимости земельного участка в размере 8 945 000 рублей и двухкратной ставки земельного налога.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 31.10.2019.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 14.03.2007 между Департаментом имущественных отношений мэрии г. Якутска (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Востоксельэлектросетьстрой" (арендатор) в соответствии с распоряжением мэра города Якутска от 11.02.2003 N 23р заключен договор аренды земельного участка N 5563, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:36:107050:0001, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. Автодорожная, дом 28, квартал "14", площадью 23 656 кв.м. для размещения производственной базы.
Срок договора определен со 02.10.2003 по 01.08.2011 (п. 2.1 договора).
Одновременно между сторонами составлен акт приема-передачи земельного участка (т.1,л.д.10-15).
Между открытым акционерным обществом "Востоксельэлектросетьстрой", обществом с ограниченной ответственностью "Механизированная колонна N 120" и Департаментом градостроительства и земельных отношений Окружной администрации города Якутска 24.04.2012 заключен договор о передаче прав и обязанностей N 048, согласно которому открытое акционерное общество "Востоксельэлектросетьстрой" передает, а общество с ограниченной ответственностью "Механизированная колонна N 120" принимает все права и обязанности по договору аренды земельного участка от 14.03.2007 N 5563.
Пунктом 1.4 договора предусмотрено, что с момента регистрации договора право аренды и иные права и обязанности, предусмотренные договором аренды земельного участка от 04.03.2007 N 5563 в части перенайма переходят обществу с ограниченной ответственностью "Механизированная колонна N 120".
В последующем арендная плата за земельный участок оплачивается обществом с ограниченной ответственностью "Механизированная колонна N 120" в порядке и сроки, установленные договором аренды земельного участка от 14.03.2007 N 5563; договор имеет силу акта приема-передачи (п. 1.5 договора).
Договор действует с момента государственной регистрации и в пределах срока действия договора от 14.03.2007 N 5563 с 02.10.2003 по 01.08.2011 с учетом возобновления на тех же условиях на неопределенный срок при отсутствии возражений со стороны арендодателя.
27.01.2017 в Окружную администрацию г. Якутска с сопроводительным письмом от 25.01.2017 N 18-12.1/00513-17 (вх. N 1248) поступило решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республики Саха (Якутия) по земельному участку с кадастровым номером 14:36:107050:0001, находящемуся по адресу: Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. Автодорожная, дом 28, квартал "14" об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 8 945 000 рублей (т.1 л.д. 32-34).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 14:36:107050:1 имеет кадастровую стоимость 8 945 000 рублей, имеются сведения о государственной регистрации договора о передаче прав и обязанностей от 24.04.2012 N 048 за N 14-14-01/045/2012-156 от 24.05.2012.
04.10.2019 в адрес ответчика направлено уведомление от 01.10.2018 N 9417- ДИЗО/18 о необходимости уплаты задолженности по арендным платежам и пени в размере 32 478 334, 59 рублей в течение 15 дней со дня получения уведомления в соответствии с договором от 24.04.2012 N 048 (т.1 л.д. 23-25).
Ненадлежащее исполнение арендатором обязательств по своевременному и полному внесению арендных платежей, повлекли образование задолженности, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что спорные отношения сторон возникли на основании договора аренды земельного участка от 14.03.2007 N 5563, договора о передаче прав и обязанностей от 24.04.2012 N 048 и регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно применены нормы статьей 606, 607, 610, 614, 621, 421, 422, 424, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 65, 39.7, Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Выводы суда первой инстанции о том, что договор аренды, заключенный сторонами 14.03.2007, то есть до даты вступления в законную силу изменений, внесенных в Земельный кодекс Российской Федерации, считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, фактическом пользовании ответчиком земельным участком, а также вывод о пропуске срока исковой давности по требованию о взыскании арендной платы и пени по ней за периоды до 2 квартала 2016 года (с 24.04.2012 по 15.03.2016) на сумму арендной платы 6 855 699,76 рублей и начисленной неустойки на указанную сумму, сторонами спора не оспариваются.
Суд первой инстанции, проверив представленный истцом расчет за период с 2 квартала 2016 года по 1 квартал 2019 года, оценив доводы ответчика о необходимости применения к расчету арендной платы кадастровой стоимости земельного участка, установленной Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республики Саха (Якутия) и установлении рыночной стоимости объекта недвижимости, указал на необходимость применения при расчете арендной платы кадастровой стоимости в размере 8 945 000 рублей с 01 января 2016 года. Данный вывод суда сторонами не оспаривается.
Проверяя расчет арендной платы за период с 2 квартала 2016 года по 1 квартал 2019 года, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей с 01.03.2015, если иное не установлено названным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Республики Саха (Якутия), установлен постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 в пределах компетенции, определенной пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 1.1. Положения о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участок, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 26.01.2008 N 26, размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления. Базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок.
Ежегодно к размеру арендной платы за использование земельных участков применяется поправочный коэффициент, учитывающий показатель инфляции на текущий финансовый год.
За 2016-2019 годы истцом при расчете арендной платы применен нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 22.12.2014 N 221-НПА "О внесении изменений в нормативный правовой акт от 20.11.2013 N 157-НПА "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" (принят решением Якутской городской Думы от 22.12.2014 N РЯГД-13-6), согласно которого базовая ставка арендной платы по земельным участкам под объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок установлена в размере 8%.
Поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости применения при расчете арендной платы, начиная с 01 января 2016 года, кадастровой стоимости земельного участка в размере 8 945 000 рублей, с учетом ставки арендной платы 8%, суд признал обоснованным годовой размер арендных платежей за 2016 год (2-4 кварталы) - 536 700 рублей, за 2017 год - 715 600 рублей, за 2018 год - 715 600 рублей, за 1 квартал 2019 года - 178 900 рублей.
Заявитель апелляционной жалобы, не соглашаясь с данным выводом суда первой инстанции, полагает, что размер арендной платы должен рассчитываться исходя из двойной ставки земельного налога (1,5%) и должен составлять в год не более 268 350 рублей. Свой довод ответчик обосновывает применением основных принципов определения арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, а именно четвертого принципа.
В соответствии постановлением Правительства РФ "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" от 16.07.2009 N 582 четвертым принципом установлено недопущение ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Согласно ответу на вопрос 7, данному в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015: "В соответствии с п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, а также в силу действующих до 1 марта 2015 г. положений п. 3 ст. 65 ЗК РФ и п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу данного разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
Следовательно, утвержденные постановлением Правительства РФ N 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем в силу п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Таким образом, постановление Правительства N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами."
Пунктом 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрен перечень конкретных случает, когда размер арендной платы на земельный участок не может превышать размер земельного налога на такой участок. Вместе с тем, земельный участок, арендуемый заявителем апелляционной жалобы, не относится к земельным участкам, перечисленным в данной норме ЗК РФ.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
Как следует из раздела V Методических рекомендаций, в целях применения Принципа N 4 в порядке определения размера арендной платы рекомендуется предусматривать, что при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двукратного размера земельного налога, исчисляемого в отношении таких земельных участков (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что после вступления в силу указанного закона у юридических лиц, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, возникла обязанность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что заявитель апелляционной жалобы не относится к категории юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ, и не переоформлял право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право его аренды, апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно не применил при расчете арендной платы по спорному земельному участку двухкратный размер ставки земельного налога, применив арендную ставку, установленную решением Якутской городской Думы от 22.12.2014 N РЯГД-13-6.
На основании изложенного, довод апелляционной жалобы подлежит отклонению. В связи с чем, апелляционный суд полагает обоснованным подлежащий взысканию размер задолженности по арендной плате, установленный судом первой инстанции, в сумме 2 146 800 рублей, из них: за 2016 год (2-4 кварталы) - 536 700 рублей, за 2017 год - 715 600 рублей, за 2018 год - 715 600 рублей, за 1 квартал 2019 года - 178 900 рублей.
Вследствие данного вывода обоснованным является также размер неустойки, рассчитанный судом первой инстанции на указанную сумму задолженности. При указанном выводе апелляционный суд принимает во внимание, что размер неустойки оспаривается заявителем апелляционной жалобы только по основанию неверного определения суммы задолженности, а также с учетом отсутствия несогласия с применением судом первой инстанции положений статьи 333 Гражданского кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 сентября 2019 года по делу N А58-5745/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
В.Л.Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5745/2019
Истец: Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска
Ответчик: ООО "Механизированная колонна N120"