г. Ессентуки |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А61-1519/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Егорченко И.Н., Марченко О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исрепиловой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленности и транспорта Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.08.2019 по делу N А61-1519/2019, принятое по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Атаман Дениса Павловича (г. Моздок, ИНН 151002308929, ОГРНИП 304151019000087) к Министерству промышленности и транспорта Республики Северная Осетия-Алания (г. Владикавказ, ИНН 1513063939, ОГРН 1171513000735) с участием третьих лиц: Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания (г. Владикавказ, ИНН 1501023924. ОГРН 1021500582950), Правительства Республики Северная Осетия-Алания в лице Администрации Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания, о взыскании 198 700 руб., в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Атаман Денис Павлович (далее - предприниматель, ИП Атаман Д.П.) обратился в арбитражный суд с иском к Министерству промышленности и транспорта Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство транспорта) о взыскании невозмещенной суммы субсидий (недополученных доходов), связанных с оказанием услуг населению на социально значимых маршрутах за период с июня по декабрь 2018 года в размере 198 700 рублей.
Определениями от 23.07.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Республики Северная Осетия - Алания в лице Администрации Главы Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация), Правительство Республики Северная Осетия - Алания (далее - правительство); Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство финансов).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.08.2019 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтвержден факт невыплаченной суммы субсидий.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство транспорта обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 21.08.2019 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом не принято во внимание, что министерством обязательства по перечислению субсидии предпринимателю не выполнены в полном объеме ввиду отсутствия лимитов бюджетных средств.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является индивидуальным предпринимателем, имеет лицензию АСС -15-821053 на перевозку пассажиров. На основании указанных документов и карты маршрута регулярных перевозок серии 090000 N 000020 выданной администрацией местного самоуправления Моздокского района 01.04.2016 осуществляет перевозку пассажиров по маршруту г. Моздок - поселок Дружба в Моздокском районе.
В целях реализации Закона Республики Северная Осетия-Алания от 15.04.2016 N 13-РЗ "Об организации регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам", Закона Республики Северная Осетия-Алания N 77-РЗ от 30.12.2016 "О Республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" и Государственной программы Республики Северная ОсетияАлания "Развития промышленности и пассажирского транспорта Республики Северная Осетия-Алания в 2017-2019 годах" Постановлением Правительство Республики Северная Осетия-Алания от 18.07.2017 N 284 определен порядок предоставления из республиканского бюджета субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с оказанием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки по социально значимым маршрутам на территории Республики Северная Осетия-Алания.
В соответствии с пунктом 49 указанного Порядка маршрут Моздок - Дружба включен в перечень социально значимых маршрутов, по которым осуществляются перевозки пассажиров автомобильным транспортом, и предусматривается выплата субсидий за счет республиканского бюджета.
Между министерством (главный распорядитель бюджетных средств) и предпринимателем (получатель) заключено соглашение от 09.01.2018 о предоставлении из республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения) и индивидуальному предпринимателю на возмещение недополученных доходов в связи с выполнением работ, оказанием услуг (далее - соглашение).
Предметом соглашения является предоставление из республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания в 2018 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов получателя, связанных с оказанием услуг населению на социально значимых маршрутах.
В соответствии с пунктом 2.1. соглашения субсидия предоставляется в 2018 году в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными главному распорядителю бюджетных средств как получателю средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения.
В соответствии с разделом 3 соглашения субсидия предоставляется: при предоставлении получателем главному распорядителю бюджетных средств документов, подтверждающих факт произведенных получателем затрат, недополученных доходов, на возмещение которых предоставляется субсидия в соответствии с Правилами предоставления субсидий и настоящим соглашением, а также иных документов, определенных в приложении N 1 к соглашению.
Перечисление субсидий осуществляется ежемесячно на счет получателя, не позднее 10 рабочего дня, следующего за днем предоставления получателем главному распорядителю бюджетных средств документов указанных в подпункте 3.1.2 соглашения.
Ежемесячные отчеты (заявление, реестр пассажирской выручки и смета расходов), предоставленные главному распорядителю бюджетных средств, согласно условиям заключенного соглашения за период с января по декабрь 2018 года приняты без замечаний.
Полагая, что истец условия заключенного соглашения исполнил в полном объеме, однако субсидии (недополученные доходы) от главного распорядителя бюджетных средств предоставлены истцу не в полном объеме, предприниматель обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции правильно удовлетворил иск исходя из следующего.
В пункте 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Убытки подлежат взысканию судом при условии представления истцом доказательств, свидетельствующих о совершении ответчиком виновных действий (бездействия), в результате которых нарушены положения закона или договора, явившихся необходимой и достаточной причиной несения истцом убытков, а также доказательств наличия причинно-следственной связи между фактом причинения убытков и незаконным действием (бездействием) ответчика.
В обоснование возникновения убытков МУП "Таганрогэнерго" ссылается на недополученные доходы от главного распорядителя бюджетных средств.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении
Постановлением Правительство Республики Северная Осетия-Алания от 18.07.2017 N 284 определен порядок предоставления из республиканского бюджета субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с оказанием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки по социально значимым маршрутам на территории Республики Северная Осетия-Алания.
Правовая природа договорного обязательства о предоставлении субсидии заключается в безвозмездной передаче денежных средств получателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением министерству отчета об их использовании. Целью предоставления субсидий является возмещение затрат, связанных с перевозкой пассажиров.
Как следует из материалов дела, за период с января по май 2018 года и частично за июнь 2018 года истцу предоставлено субсидий на сумму 127 732 руб.
Факт оказания услуг населению по социально значимому маршруту Моздок - Дружба предпринимателем за период с января по декабрь 2018 года в соответствии с условиями соглашения от 09.01.2018 подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, ответчиком не оспаривается.
Согласно ежемесячным расчетам, согласованным без разногласий с министерством, расходы предпринимателя за период с июня по декабрь 2018 года составили - 568 151 руб.; сумма выручки от перевозки пассажиров составила - 357 980 руб.
С учетом частичной выплаты субсидии за июнь в размере 11 400 руб. (и переплат за январь - 38 руб. и май - 8 руб.) задолженность ответчика перед истцом составила: 568 151 руб. (расходы) - 357 980 руб. (выручка) - 11 400 руб. (субсидии за июнь)- 46 руб. (переплата) = 198 725 руб.
Довод жалобы о том, что судом не принято во внимание, что министерством обязательства по перечислению субсидии предпринимателю не выполнены в полном объеме ввиду отсутствия лимитов бюджетных средств, отклоняется, поскольку само по себе отсутствие лимитов бюджетных средств не является достаточным и безусловным основанием для отказа во взыскании невыплаченной субсидии.
Пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении исков о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленных к учреждениям поставщиками (исполнителями), судам следует исходить из того, что нормы статей 226, 227 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов.
Довод апелляционной жалобы о том, что предприниматель не представил реализованные пассажирам билеты (билетно учетную документацию) для цели учета количества перевезенных пассажиров, в связи с чем в материалах дела отсутствуют доказательства реальной выручки от перевозки пассажиров и багажа, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей пассажиру проездного билета и багажной квитанции (пункт 2 статьи 786 ГК РФ).
Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата проездного билета или багажной квитанции сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки пассажира и багажа незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (статья 55 ГПК РФ).
Таким образом, само по себе отсутствие в материалах деле билетов не может являться безусловным основанием для вывода об отсутствии реальной деятельности по перевозке пассажиров, тогда как данное обстоятельство подтверждено иными доказательствами представленными в материалы дела (реестр пассажирской выручки (т.1, л.д. 47), карта маршрута N 000020 (т.1, л.д. 19), расчет суммы недополученной субсидии (т.1, л.д. 20), реестр пассажирской выручки (т.1, л.д. 28), квитанции и товарные чеки подтверждающие сопутствующие расходы (т.1, л.д. 29-37), налоговая декларация (т.1, л.д. 38-41), смета расходов на перевозки пассажиров (т.1, л.д. 60), и т.д.).
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе обстоятельствам не установлено.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд относит на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.08.2019 по делу N А61-1519/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1519/2019
Истец: ИП Атаман Денис Павлович
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ- АЛАНИЯ, Министерство промышленности и транспорта РСО-Алания
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ И ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РСО - АЛАНИЯ