г. Тула |
|
4 декабря 2019 г. |
Дело N А09-829/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.12.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., при участии в судебном заседании от ответчиков - Брянской таможни (г. Брянск, ОГРН 1023202738558, ИНН 3232000180) - Жолобовой М.Г. (доверенность от 09.01.2019 N 06-62/05), Знаменской Т.В. (доверенность от 09.01.2019 N 06-62/71), Центрального таможенного управления (г. Москва, ОГРН 1037739218758, ИНН 7708014500) - Еманова Н.С. (доверенность от 26.12.2018 N 81-29/181), в отсутствие заявителя - акционерного общества "Тандер" (г. Краснодар, ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.08.2019 по делу N А09-829/2018 (судья Грахольская И.Э.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительным решения от 25.07.2017 N 10102000/19-12/0170 об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товара N 1, ввезенного по ДТ N 10102082/140217/0001099, и к Центральному таможенному управлению (далее - ЦТУ) о признании незаконным решения от 23.10.2017 N 83-12/432 об отказе в удовлетворении жалобы по ДТ N 10102082/140217/0001099, а также обязании Брянской таможни предоставить АО "Тандер" тарифные преференции в отношении товара N 1, ввезенного по ДТ N 10102082/140217/0001099, в размере 46 703 руб.
В ходе рассмотрения дела общество изменило свои требования и просило признать недействительным решение Брянской таможни от 25.07.2017 N 10102000/19-12/0170 об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товара N 1, ввезенного по ДТ N 10102082/140217/000109, а также обязать таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Тандер" путем возврата из федерального бюджета излишне уплаченных таможенных платежей в размере 46 703 руб. 55 коп. Изменение требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе АО "Тандер" просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Указывает на соблюдение правила прямой поставки, предусмотренного международным договором, что дает право на получение тарифных преференций. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Брянская таможня возражала против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
АО "Тандер" в судебное заседание представителя не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в рамках внешнеторгового контракта от 06.10.2015 N GK/67917/15, заключенного с компанией "SUN TASTE S.A.R.L.A.U" (Марокко), АО "Тандер" ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товар: томаты свежие размеры 57-92 мм, класс 1, сорт "Кальви", урожай 2017 года, вес брутто с поддонами 21093 кг, изготовитель "STE AGRI SOUSS", стоимостью 25 250 долларов США.
Товар оформлен по ДТ N 10102082/140217/0001099 на ОТО и ТК N 2 Погарском таможенном посту Брянской таможни.
После выпуска товара общество обратилось в таможню с заявлением от 26.04.2017 ОТСиП-1599/17 о внесении изменений в декларацию на товары N 10102082/140217/0001099, а также с заявлением от 16.06.2017 N ОТСиП-2378/17 о предоставлении тарифных преференций в отношении ввезенного товара, предоставив, в том числе, оригинал сертификата происхождения товара по форме А N Е 0094318.
По результатам проверки таможенным органом составлен акт от 26.07.2017 N 10102000/019/26072017/А0074, на основании которого вынесено решение от 25.07.2017 N 10102000/19-12/0170 об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товара N 1, ввезенного по ДТ N 10102082/140217/0001099.
АО "Тандер" 14.09.2018 обратилось в Центральное таможенное управление с жалобой (исх. N 755-12/2), в которой просило признать недействительным решение Брянской таможни от 25.07.2017 N 10102000/19-12/0170 об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товара N 1, ввезенного по ДТ N 10102082/140217/0001099, и возложении обязанности на Брянскую таможню предоставить обществу тарифные преференции по указанному товару.
Решением ЦТУ от 23.10.2017 N 83-12/432 АО "Тандер" было отказано в удовлетворении жалобы.
АО "Тандер", полагая, что решение Брянской таможни от 25.07.2017 N 10102000/19-12/0170 об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении товара N 1, ввезенного по ДТ N 10102082/140217/0001099, не соответствует действующему таможенному законодательству, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как указано выше, из материалов дела следует, что в рамках внешнеторгового контракта от 06.10.2015 N GK/67917/15, заключенного с компанией "SUN TASTE S.A.R.L.A.U" (Марокко), АО "Тандер" ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товар: томаты свежие размеры 57-92 мм, класс 1, сорт "Кальви", урожай 2017 года, вес брутто с поддонами 21 093 кг, изготовитель "STE AGRI SOUSS", стоимостью 25 250 долларов США.
Согласно представленным документам товар перемещался по маршруту Agadir (Марокко) - Algeciras (Испания) - Перпиньян (Франция) автомобильным транспортом.
Из Марокко товар следовал автомобильным транспортом за N 7076-08 и пломбами N 16905/16906 по CMR от 05.02.2017 N 000946 и транзитной декларации N 17ЕS00113151018410 от 06.02.2017.
Как следует из граф 1 и 3 CMR N 000946, местом отправления является Агадир (Марокко), местом доставки - город Перпиньян Франция.
В соответствии с графами "С" 50 и 53 транзитной декларации N 17ЕS00113151018410 транзит открыт таможенным органом Испании в городе Algeciras, местом окончания транзита в декларации указан таможенный орган Франции, находящийся в городе Перпиньян (Perpignan).
Следовательно, согласно транспортным (перевозочным) документам представленным декларантом в Брянскую таможню, товар проследовал автомобильным транспортом из г. Агадир (Марокко), до г. Перпиньян (Франция), где был перегружен на другое транспортное средство и с иными транспортными документами отправлен в адрес грузополучателя АО "Тандер".
При таможенном оформлении товара АО "Тандер" представило ДТ N 10102082/140217/0001099, сертификат происхождения товара по форме "А" не предоставлялся.
Также из материалов дела не усматривается, что АО "Тандер" заявляло о предоставлении тарифных преференций при таможенном оформлении ввозимого на территорию Российской Федерации товара.
После выпуска товара АО "Тандер" обратилось в Брянскую таможню с заявлением от 26.04.2017 N ОТСиП-1599/17 о внесении изменений в графу 15 "Страна происхождения", графу 36 "преференции" и в графу 47 "таможенные платежи" в декларацию на товары по ДТ N 10102082/140217/0001099 в связи с предоставлением сертификата происхождения товара по форме "А" Е N 0094318 от 06.02.2017 (товар N 1 - томаты свежие, страна происхождения Марокко), приложив копию ДТ N 10102082/140217/0001099, копию инвойса от 05.02.2017 N 0351, копию CMR от 08.02.2017 б/н, копию CMR от 05.02.2017 N 00946, копию транзитной декларации от 06.02.2017 N 17ES00113151018410.
По мнению заявителя, поступление товара во Францию из Марокко подтверждается письмами продавца, реэкспортным фитосанитарным сертификатом N 17LR100340. В данном сертификате содержится указание на выданный экспортный фитосанитарный сертификат в Марокко N 06541/DRSMD/DCQA/SPV/151, а выбытие товара с территории Франции подтверждается товарно-сопроводительными документами, составленными при перегрузке товара.
При этом заявитель считает, что указанные документы подтверждают нахождение товара под таможенным контролем, в том числе и в момент перегрузки в другое транспортное средство.
В качестве доказательства соблюдения условий прямой поставки и перемещения товара из Марокко во Францию, перегрузки товара под таможенным контролем на территории Франции и направления в Российскую Федерацию, общество представило в таможенный орган копию письма Министерства экономики Франции от 23.05.2016 с переводом.
Помимо указанного документа, заявителем в материалы дела представлено апостилированное письмо Таможенного управления г. Перпиньяна (Франция), которое, по мнению общества, дополнительно подтверждает соблюдение условия прямой поставки, в частности нахождения товара под таможенным контролем таможенных органов Французской Республики.
На основании пункта 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
При этом под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В соответствии с перечнем развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, утвержденного Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18, Марокко является пользователем системы тарифных преференций Таможенного союза.
Указанным решением утвержден Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. В данный Перечень включен, в том числе и ввезенный обществом товар - овощи из группы 07 ТН ВЭД ЕАЭС.
Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан 12.12.2008 утверждены Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила).
Согласно пункту 2 статьи 59 Таможенного кодекса Таможенного союза документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки представленных АО "Тандер" коммерческих и товаросопроводительных документов, а также оригинала сертификата по форме "А" к спорной ДТ установлено, что сертификат о происхождении товаров заполнен в соответствии с Правилами.
В силу положений раздела VI Правил тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их на единую таможенную территорию государств сторон.
Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на единую таможенную территорию государств сторон без провоза через территорию другого государства.
Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.
Таким образом, условия предоставления режима свободной торговли не ограничивается предоставлением надлежаще заполненного сертификата о происхождении товара.
К таким условиям относятся, как страна происхождения, являющаяся одновременно и страной вывоза, так и нахождение товара в процессе транспортировки под таможенным контролем.
Как следует из материалов дела, спорный товар перемещался по маршруту: Агадир (Марокко) - Танжер (Марокко) - Алжесирас (Испания) - Перпиньян (Франция).
Исходя из писем, представленных обществом при таможенном декларировании посредством единой автоматизированной системы таможенных органов "АИСТ М", автомобиль после погрузки в городе Агадир (Марокко) был доставлен до города Танжер (Марокко), далее на пароме доставлен в город Алжесирас (Испания). При перевозке паромом коносамент не требуется. Из Испании автомобиль продолжил путь до города Перпиньян (Франция).
Данный товар отправлен с территории Королевства Марокко по CMR от 05.02.2017 N 00946, где отсутствует ссылка на товаросопроводительные документы, по которым товар "томаты свежие..." отправлен из города Agadir (Марокко) до города Танжер (Марокко), далее до города Algeciras (Испания), далее до города Perpignan (Франция).
Однако в CMR N 000946 отсутствуют ссылки на товаросопроводительные документы к данной партии товара (инвойсы, фитосанитарные сертификаты, сертификаты страны происхождения товара), в связи с чем таможенный орган не счел возможным соотнести данный документ с партией товара, задекларированного по ДТ N 10102082/140217/0001099.
Указанный товарно-сопроводительный документ свидетельствует лишь о перемещении партии товара из Королевства Марокко на территорию Европейского Союза.
По прибытии товара в город Перпиньян (Франция) по CMR от 05.02.2017 N 00946 товар был перегружен на транспортное средство с государственным номером Т596НР/АЕ881667 с выдачей фитосанитарного сертификата 06541/DRSMD/DCQA/SPV/151 и направлен в адрес АО "Тандер" (Россия) по CMR от 07.02.2017 б/н.
При этом в представленной обществом транзитной декларации N MRN17FR34801486937404 отсутствуют отметки таможенных органов, подтверждающие маршрут следования рассматриваемого товара под таможенным контролем.
Исходя из изложенного суд области справедливо посчитал обоснованным вывод таможенного органа о том, что по представленным обществом документам проследить нахождение данной партии товара при перемещении из Марокко в адрес получателя АО "Тандер" в государствах транзита под таможенным контролем не представляется возможным, так как отсутствует информация об операциях, проведенных со спорным товаром на территории государств транзита.
Для предоставления тарифных преференций в отношении спорного товара АО "Тандер" необходимо было предоставить документы, подтверждающие прямую поставку, которые должны быть внесены в графу 44 ДТ, в соответствии с разделом IV Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289.
Однако представленные АО "Тандер" документы не содержали необходимых отметок таможенного органа Франции.
Представленные декларантом документы, в частности сертификат происхождения товара по форме "А" Е от 06.02.2017 N 0094318, копия инвойса от 05.02.2017 N 0351, копия CMR от 08.02.2017 б/н, копия CMR от 05.02.2017 N 00946, копия транзитной декларации от 06.02.2017 N 17ES00113151018410, не могут свидетельствовать о нахождении товара под таможенным контролем в странах транзита ввиду отсутствия в них каких-либо сведений компетентных органов, позволяющих прийти к обратному выводу.
Представленное заявителем письмо компетентного органа Франции от 23.05.2017 не является безусловным доказательством нахождения товара под таможенным контролем, так как проставление апостиля не свидетельствует о достоверности сведений, содержащихся в апостилированных документах.
Согласно статьям 3, 4 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 05.10.1961 (далее - Конвенция), единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которым скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 Конвенции апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Предусмотренный в первом абзаце статьи 3 Конвенции апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документами.
То есть, апостиль подтверждает исключительно подлинность подписи, печати или штампа документа. При этом он не удостоверяет, что содержание документа является правильным, или что в частности Франция одобряет его содержание.
Представленное АО "Тандер" письмо Министерства экономики Франции не содержит апостиля компетентного органа государства, переведено на русский язык самим АО "Тандер" и, соответственно, не может подтверждать заявленные сведения о нахождении товаров под таможенным контролем.
В связи с тем, что декларант не представил как в таможенный орган, так и в материалы дела доказательств, с бесспорностью свидетельствующих о транспортировке товара в его адрес от места приобретения и погрузки в Королевстве Марокко на границу территории Таможенного союза, и находящегося под непрерывным таможенным контролем, суд первой инстанции правомерно заключил об отсутствии оснований для предоставления АО "Тандер" преференций по ввезенному товару.
Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в предоставлении тарифных преференций (часть 3 статьи 110 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
На основании вышеизложенного суд пришел к обоснованному выводу о законности решения Брянской таможни от 25.07.2017 N 10102000/19-12/0170 об отказе в предоставлении тарифных преференций, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем, выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
АО "Тандер" в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 1500 руб., излишне уплаченная по платежному поручению от 18.09.2019 N 491505.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 23.08.2019 по делу N А09-829/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Тандер" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 18.09.2019 N 491505.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-829/2018
Истец: АО "Тандер"
Ответчик: Брянская таможня, Центральное Таможенное Управление