г. Санкт-Петербург |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А56-18700/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Барминой И.Н., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самсоновой Е. В.,
при участии:
от заявителя: Шамиев А. В., по доверенности от 24.07.2019;
от заинтересованного лица: Круглова О. В., по доверенности от 10.01.2019;
от третьих лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30901/2019) Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2019 по делу N А56-18700/2019 (судья Егорова Д.А.), принятое по заявлению ИП Котова Игоря Владимировича о признании недействительным постановления Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 07.11.2018 N 3485,
третьи лица: 1) Управление Росреестра по Ленинградской области; 2) Рязанцева Елена Алексеевна,
установил:
Индивидуальный предприниматель Котов Игорь Владимирович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) от 07.11.2018 N 3485.
Определением от 25.03.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра).
Определением от 22.04.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Рязанцеву Елену Алексеевну.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2019 признано недействительным постановление Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 07.11.2018 N 3485.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то обстоятельство, что заявитель подтвердил, что в его адрес направлялось требование о сносе объекта недвижимости. В ответе на данное требование заявитель указал, что срок, установленный для сноса объекта недвижимости, является недостаточным.
Как указывает податель жалобы, Постановление издано Администрацией по истечении 10 месяцев с момента уведомления заявителя. Более того, на момент направления требования и ответа заявителя физически объект заявителя не существовал.
По мнению подателя жалобы, указание в требовании о необходимости сноса собственником помещения, а не жилого дома имеет формальный характер и не может свидетельствовать о несоблюдении процедуры уведомления собственника.
Предприниматель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица доводы жалобы поддержал.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ИП Котов Игорь Владимирович является собственником нежилого помещения, общей площадью 43,9 кв.м., с кадастровым номером 47:29:0103007:151, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: Ленинградская область, г. Луга, пр. Кирова, д. 53/1, пом. 1.
Указанное помещение приобретено Предпринимателем по договору купли продажи от 05.06.2012 N 9, заключенного с МО Лужский муниципальный район Ленинградской области, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимость имеется запись от 10.07.2012 N 47-47-23/050/2012-280.
Данное помещение использовалось Предпринимателем для ведения предпринимательской деятельности, под магазин розничной торговли.
Для содержания жилого дома, расположенного по адресу г. Луга, пр. Кирова, д. 53/1 сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок, площадью 2460 +/- 10 кв.м., с кадастровым номером 47:29:0103007:129, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для содержания многоквартирного жилого дома.
Дата внесения в государственный кадастр недвижимости - 22.01.2013.
Постановлением Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 07.11.2018 N 3485 принято решение об изъятии для муниципальных нужд указанного земельного участка в связи с признанием расположенного на нем жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а также об изъятии для муниципальных нужд следующих объектов недвижимости:
1) жилого помещения N 2 с кадастровым номером 47:29:0103011:446, площадью 50,2 кв.м., расположенного в многоквартирном доме по адресу: Ленинградская область, Лужский район, г. Луга, пр. Кирова, д. 53/1;
2) 1/10 доли в праве общей собственности на жилое помещение N 14 с кадастровым номером 47:29:0103011:459 общей площадью 88,3 кв.м., в многоквартирном доме по адресу: Ленинградская область, Лужский район, г. Луга, пр. Кирова, д. 53/1.
Согласно части 9 статьи 39 Устава Лужского муниципального района официальным опубликованием муниципального правового акта является: первое размещение его полного текста на официальном сайте администрации Лужского муниципального района (www.luga.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в виде электронной копии бумажного документа, а также в виде электронного оригинала; первая публикация его полного текста в печатном средстве массовой информации в газете "Лужская правда".
Обжалуемое постановление 09.11.2018 опубликовано на официальном сайте Администрации Лужского муниципального района.
Постановлением Администрации от 03.12.2018 N 3769 в постановление от 07.11.2018 N 3485 внесены изменения в части сроков подготовки и направления проекта соглашений об изъятии для муниципальных нужд объектов недвижимости, касающиеся исключительно собственника жилого помещения N 2.
Полагая, что постановление Администрации от 07.11.2018 N 3485 не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы процессуального и материального права, сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционная инстанция не согласна с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 235 ГК РФ не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка.
Согласно пункту 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции предъявляются в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд.
Из материалов дела усматривается, что 07.11.2018 администрацией Лужского муниципального района издано постановление N 3485 "Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд по адресу: г. Луга, пр. Кирова, д. 53/1".
Принятие решения об изъятии земельного участка осуществлено администрацией Лужского муниципального района во исполнение решения Лужского городского суда по делу N 2-1001/2017.
Согласно постановлению Администрации от 07.11.2018 N 3485, изъятию подлежит объект, признанный аварийным и подлежащим сносу.
В адрес Рязанцевой Е.А. и Котова И.В. направлялись требования от 23.01.2018 исх. N 016-193/2018 и N016-192/2018 об осуществлении сноса объектов.
Так, письмом от 23.01.2018 Администрация уведомила Предпринимателя о необходимости в срок до 28.02.2018 снести принадлежащее Предпринимателю на праве собственности нежилое помещение, расположенное по адресу: Ленинградская область, г. Луга, пр. Кирова, 53/1.
Письмом от 20.02.2018 (л.д. 35) заявитель подтвердил, что в адрес Предпринимателя направлялось требование о сносе (л.д. 35 -38).
В ответе на данное требование заявитель сообщил о недостаточности срока для сноса объекта недвижимости (до 28.02.2018) и указал на то, что достаточным сроком для заявителя является срок 6 месяцев (абзац 3 л.д. 37).
Постановление Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 07.11.2018 N 3485 издано по истечении десяти месяцев с момента уведомления заявителя о необходимости сноса объекта недвижимости - 23.01.2018.
Кроме того, с момента обращения Предпринимателя письмом от 20.02.2018 в Администрацию о необходимости продления срока на шесть месяцев, до издания Администрацией постановления от 07.11.2017 прошло девять месяцев.
Более того, на момент направления Администрацией в адрес Предпринимателя требования от 23.01.2018 и ответа заявителя от 20.02.2018 физически объект заявителя уже не существовал.
При этом факт указания в требовании о необходимости сноса собственником помещения, а не жилого дома, имеет формальный характер и не может свидетельствовать о несоблюдении процедуры уведомления собственника.
Причиной направления требования о сносе являлось то, что сведения о погибшем объекте заявителя содержатся в ЕГРН, Администрация Лужского муниципального района на основании судебного акта Лужского городского суда для реализации прав лиц, имеющих в собственности объекты в сохранившейся части многоквартирного жилого дома, направила требования собственникам, руководствуясь статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что действия Администрации, издавшей оспариваемое Постановление от 07.11.2018 N 3485 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка в связи с признанием расположенного на нем жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а также об изъятии для муниципальных нужд объектов недвижимости, соответствуют требованиям закона и не нарушают прав заявителя.
Апелляционный суд считает необходимым отметить, что избранный заявителем способ защиты не приведет к восстановлению нарушенного права.
Вопрос о сносе или реконструкции дома, признанного аварийным, мог быть разрешен только с соблюдением требований статьи 246 ГК РФ, в силу которой распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех сособственников.
Заявителем не представлено доказательств, что собственниками помещений в аварийном доме достигнуто соглашение о сносе или реконструкции аварийного дома.
Поскольку собственники в установленный Администрацией срок не осуществили снос или реконструкцию аварийного дома, Администрация Лужского муниципального района правомерно издала постановление об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом для муниципальных нужд.
С учетом этого суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое Постановление от 07.11.2018 N 3485 принято Администрацией в пределах предоставленных полномочий, соответствует действующему законодательству, не нарушает права заявителя и оснований для признания его незаконным не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2019 по делу N А56-18700/2019 отменить.
В удовлетворении заявления Индивидуального предпринимателя Котова Игоря Владимировича - отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
И.Н. Бармина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18700/2019
Истец: ИП Котов Игорь Владимирович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Рязанцева Елена Алексеевна, Управление Росреестра по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2998/20
01.06.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30901/19
03.12.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30901/19
23.08.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-18700/19