город Ростов-на-Дону |
|
05 декабря 2019 г. |
дело N А32-28802/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" Логиновского П.Е. по доверенности от 01.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2019 по делу N А32-28802/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - ООО "Краснодар Водоканал", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 27.03.2019 N 05-06-15-Н-3.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту являются отходами производства и потребления; на момент проведения проверки общество не предоставило административному органу документы, подтверждающие производство удобрения - агрохимиката "БИОСТ" марки "БИОСТ-1" и "БИОСТ-2", тем самым отход - осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации образовываются и накапливаются на иловых площадках; решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 18.04.2019 обществу отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания от 19.11.2018 N 05-08-87-Н-3.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Краснодар Водоканал" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество сосалось на то, что согласно позиции, изложенной в письме Минприроды России от 06.11.2013 N 05-12-44/21713, если в проектной документации строительства и эксплуатации иловых площадок (карт) установлено, что данные площадки являются элементом очистных сооружений предприятия и их эксплуатация осуществляется в указанных целях и в соответствии с проектными показателями, в том числе по обеспечению требуемой очистки сточных вод, объему накопления осадков и прочими данными, иловые площадки не могут быть рассмотрены как объекты размещения отходов. Письмо Минприроды России от 07.12.2015 N АС-03-02-36/21630 определяет, что "иловые площадки относятся к инженерным сооружениям для обработки и обезвоживания осадка сточных вод и не могут классифицироваться как объекты размещения отходов". В ООО "Краснодар Водоканал" согласно проектным и техническим решениям осадки сточных вод поступают на иловые площадки (карты), где происходит технологический процесс обезвоживания и обезвреживания осадков сточных вод до физико-химических показателей в соответствии с выданными ТУ 0135-001-78246328-2010 на органическое удобрение на основе осадков сточных вод БИОСТ. На основании выданного ООО "Краснодар Водоканал" приказ от 04.04.2012 N 187-Э, а также заключения государственной экологической экспертизы к нему, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования определила, что осадок сточных вод не является отходом, а является сырьем для производства агрохимиката "БИОСТ" марки "БИОСТ-1" и "БИОСТ-2". Осадки сточных вод, образующиеся в результате производственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий могут быть реализованы как продукция для производства работ, оказания услуг.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Управление в судебное заседание представителей не направило, о месте и времени заседания извещено надлежащим образом, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя управления.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв, после которого судебное разбирательство продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, административный орган в период с 18.03.2019 по 27.03.2019 на основании распоряжения от 13.03.2019 N 01-04-20/123 провел внеплановую документарную проверку в отношении общества на предмет исполнения ранее выданных предписаний от 29.06.2018 N 05-08-49-П-1, от 29.06.2018 N 05-08-49-П-6, от 29.06.2018 N 05-08-49-П-7, от 05.10.2018 N 05-06-76-Н-1, от 05.10.2018 N 05-06-76-Н-2, от 05.10.2018 N 05-06-76-Н-3, от 19.11.2018 N 05-08-87-Н-1, от 19.11.2018 N 05-08-87-Н-2, от 19.11.2018 N 05-08-87-Н-3 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
На основании результатов проверки административный орган выдал обществу предписание от 27.03.2019 N 05-06-15-Н-3, в котором указал на необходимость организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов-осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации в полном объеме и в установленном порядке, сроком исполнения до 03.02.2020.
Полагая, что предписание от 27.03.2019 N 05-06-15-Н-3 является недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
По пункту 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 (далее - Порядок N 721)
В соответствии с пунктами 4, 6, 7, 8 Порядка N 721 учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц размещенных отходов; в случае невозможности произвести фактические измерения количества отходов учет отходов ведется на основании технической и технологической документации, бухгалтерской документации, актов приема-передачи, договоров.
Приказом Росстата от 10.08.2017 N 529 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" определена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы), а также порядок ее заполнения и сроки ее представления.
В соответствии с пунктом 7 Приказа Росстата от 10.08.2017 N 529 все показатели, характеризующие количество отходов, отражаются в отчете по массе отхода в тоннах и округляются: с точностью до одного знака после запятой - для отходов IV и V классов опасности; с точностью до трех знаков после запятой (т.е. с точностью - до килограмма) для отходов I, II и III классов опасности.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке (код ФККО 72220000000) (4 класс опасности), осадок биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженный практически неопасный (7 22 221 12 39 5) (5 класс опасности) включены в классификационный каталог отходов.
При этом на основании требований к сооружениям для обработки осадка сточных вод, предусмотренных пунктом 9.2.14.1 раздела 9.2.14 Свода правил СП 32.13330.2012 СНиП2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения", осадки, образующиеся в процессе очистки сточных вод (песок из песколовок, осадок первичных отстойников, избыточный активный ил и др.), должны подвергаться обработке с целью обезвоживания, стабилизации, снижения запаха, обеззараживания, улучшения физико-механических свойств, обеспечивающих возможность их экологически безопасной утилизации или размещения (хранения или захоронения) в окружающей среде.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Поскольку размещение осадков (отходов), образующихся в процессе очистки сточных вод (в частности: "осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации", "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод", "ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод"), осуществляется в том числе в целях уменьшения массы отходов, изменения физических и химических свойств, а также снижению уровня негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, иловые карты (площадки) относятся к объектам обезвреживания отходов.
Данные разъяснения даны в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.12.2015 N АС-03-02-36/21630 и были доведены до сведения территориальных органов Росприроднадзора.
Следовательно, иловые площадки относятся к инженерным сооружениям для обработки и обезвоживания осадка сточных вод и не могут классифицироваться как объекты размещения отходов.
Указанный вывод также сделан судами апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении дела А32-33192/2015 по заявлению общества о признании недействительным предписания от 06.07.2015 N 05-99-86-Н-2, которым предписано обеспечить государственную регистрацию объектов размещения отходов - иловых площадок в установленном законом порядке.
Судебная коллегия Краснодарского краевого суда по административным делам в апелляционном определении от 19.05.2016 по делу N 33а-9915/2016 по заявлению общества о признании от 06.07.2015 N 05-99-86-Н-12, которым предписано обеспечить плату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов - осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации на иловых картах, которые размещаются на иловых площадках ОСК-1 и ОСК-2 более 36 месяцев, пришел к выводу, что действия общества по накоплению осадков сточных вод на иловых площадках являются технологическим циклом по обеззараживанию, обезвоживанию, обезвреживанию осадков, а не действиями по размещению отходов, в том смысле, какой придает данному понятию Закон N 89-ФЗ. Осадки сточных вод не являются отходами, остатки от иловых осадков после обезвоживания, обладая потребительскими свойствам, выступают сырьем для производства органических удобрений, то есть не могут быть классифицированы как отходы.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования общества указал, что использование осадка сточных вод в производстве другого товара (агрохимиката) не меняет статус данного продукта как отхода производства, порядок обращения с которым регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". На момент проведения проверки общество не предоставило административному органу документы, подтверждающие производство удобрения - агрохимиката "БИОСТ" марки "БИОСТ-1" и "БИОСТ-2", тем самым отход - осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации образовываются и накапливаются на иловых площадках.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что административным органом неоднократно проводились проверки, в том числе выданных органом предписаний, законность которых проверялась в судебном порядке в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Согласно судебным актам: определению Краснодарского краевого суда от 13.09.2016; решениям Октябрьского районного суда г. Краснодара от 06.10.2016 (т.1 л.д.78-102), по делам, в которых управление участвовало в качестве стороны по делу, судами исследовались технологические процессы по образованию осадков, их обезвреживанию и использованию для производства органического удобрения. Таким образом, административный орган имеет сведения о производстве обществом удобрения.
В материалы дела также представлены приказ Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 04.04.2012 N 187-Э "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту технической документации для регистрации агрохимиката "Органическое удобрение на основе осадков сточных вод "БИОСТ" марки "БИОСТ-1" и "БИОСТ-2"" и свидетельство о государственной регистрации пестицида или агрохимиката от 06.08.2012 N 2395, сроком действия до 05.08.2022.
Согласно актам от 29.12.2018 N 190 и N3 (т.1 л.д. 150, 154) осадок биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженный практически неопасный (сухое вещество: иловые карты N 30 (вл. 24,8%; N 27 (вл.27%)) передан ООО "ЭКО-Система" в целях рекультивации нарушенных земель.
Доказательства использования спорных осадков иным способом или размещение их иным способом в материалы дела административным органом не представлены.
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемом случае осадки сточных вод не являются отходами в понимании Закона N 89-ФЗ, при этом после обезвоживания, обладая потребительскими свойствами, выступают сырьем для производства органических удобрений, следовательно не могут быть квалифицированы как отходы, подлежащие учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Ссылка на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 18.04.2019 судебной коллегией отклоняется, поскольку предметом рассмотрения указанного дела являлось законность иного предписания от 19.11.2018 N 05-08-87-Н-3, которым предписана необходимость определения класса опасности, составления и утверждения паспорта отхода 1-4 класса опасности, образовавшегося в результате деятельности предприятия, - осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации. Вопрос необходимости ведения учета осадков биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации не рассматривался.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции надлежит отменить, как принятое при неверном применении норм материального права и несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлине при обращении в суд и с апелляционной жалобой относятся на управление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2019 по делу N А32-28802/2019 отменить.
Признать недействительным предписание Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 27.03.2019 N 05-06-15-Н-3.
Взыскать с Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей за подачу заявления и апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28802/2019
Истец: ООО "Краснодар Водоканал"
Ответчик: Росприроднадзор по КК и РА, ЮЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ