г. Красноярск |
|
04 декабря 2019 г. |
Дело N А33-20607/2019 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово Красноярского края (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "04" сентября 2019 года по делу N А33-20607/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шарыпово Красноярского края (межрайонное) (ИНН 2459010720, ОГРН 1022401742120) (далее - заявитель, Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Парнинский детский сад "Радуга" (ИНН 2459017080, ОГРН 1092459000700) (далее - ответчик, МБДОУ Парнинский детский сад "Радуга", учреждение) о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок, и представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за октябрь 2018 года в размере 1000 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть решения подписана 04 сентября 2019 года) по делу N А33-20607/2019 в удовлетворении заявленных Управлением Пенсионного фонда требований отказано в связи с отсутствием состава правонарушения.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение по данному делу. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что за октябрь 2018 года учреждением представлена исходная форма 13.11.2018, однако было установлено расхождение между представленными сведениями и сведениями, имеющимися в Управлении Пенсионного фонда, в пятидневный срок учреждение дополняющую форму за октябрь 2018 года не представило, в связи с чем зафиксировано нарушение обществом предоставления неполных и (или) недостоверных сведений; сведения за октябрь 2018 года представлены учреждением 21.11.2018, в связи с чем учреждению вменено несвоевременное предоставление сведений за октябрь 2018 года.
МБДОУ Парнинский детский сад "Радуга" отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 28.09.2019 в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
МБДОУ Парнинский детский сад "Радуга" сведения (отчет по форме СЗВ-М) за октябрь 2018 года представлены в Управление Пенсионного фонда 13.11.2018.
Управлением Пенсионного фонда в предоставленном отчете за октябрь 2018 года выявлены ошибки и (или) несоответствия между предоставленными сведениями и сведениями, имеющимися у Управления Пенсионного фонда, а именно расхождение в ФИО содержащихся в страховом свидетельстве застрахованного лица (Хямяляйнен Анна Петровна (СНИЛС 078-580-837 17)), о чем последний уведомил учреждение уведомлением от 14.11.2018. Уведомления об устранении расхождений, ошибок и протокол проверки направлены по телекоммуникационным каналам с электронной подписью 14.11.2018 и получены учреждением 14.11.2018.
МБДОУ Парнинский детский сад "Радуга" представлена дополняющая форма СЗВ-М в Управление Пенсионного фонда за октябрь 2018 года 21.12.2018, чем, по мнению Управления Пенсионного фонда, учреждение нарушило срок для устранения ошибок в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
По данным фактам 13.12.2018, 31.01.2019 Управлением Пенсионного фонда были составлены акты N 205S18180028644, N 205S18190003149 о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
Рассмотрение материалов проверки состоялось 30.01.2019, 14.03.2019. Страхователь возражения к актам не представил и на рассмотрение не явился.
В связи с вышеизложенным, в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Управлением Пенсионного фонда принято решение N 205S19190002897 от 30.01.2019, N 205S19190007322 от 14.03.2019 о привлечении страхователя к ответственности за непредставление страхователем в установленный срок и представление им неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде финансовых санкций в общем размере 1000 рублей. Указанные решения направлены страхователю заказными письмами с уведомлением 30.01.2019, 15.03.2019.
На основании части 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ Управлением Пенсионного фонда было направленно заказным письмом с уведомлением учреждению требование об уплате финансовой санкции N 205S01190007393 от 28.02.2019, N 205S01190015215 от 15.04.2019. Срок исполнения требования истек 18.03.2019, 03.05.2019 однако до настоящего времени суммы штрафа должником не уплачены, что послужило основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Проверив полномочия Управления Пенсионного фонда, суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемые решения приняты уполномоченным должностным лицом компетентного органа, процедура проведения проверки и принятия решения не нарушена. Данные обстоятельства учреждением не оспариваются.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают споры и иные дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Управление Пенсионного фонда просит взыскать с учреждения финансовые санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также представление им неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за октябрь 2018 года в общем размере 1000 рублей на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона N 27-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из толкования данной нормы следует, что законодателем установлено два состава правонарушения, влекущих привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица: непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона; представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц; представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица; представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
Как следует из решения от 30.01.2019 N 205S19190002897 учреждение привлечено к ответственности за предоставление неполных (недостоверных) сведений за октябрь 2018 года в отношении застрахованного лица Хямяляйнен Анна Петровна.
Управлением Пенсионного фонда в предоставленных учреждением сведениях по исходной форме за октябрь 2018 года выявлены ошибки и (или) несоответствия между предоставленными сведениями и сведениями, имеющимися у Управления Пенсионного фонда, а именно расхождение в ФИО содержащихся в страховом свидетельстве застрахованного лица (Хямяляйнен Анна Петровна (СНИЛС 078-580-837 17)), о чем последний уведомил учреждение уведомлением от 14.11.2018. Уведомления об устранении расхождений, ошибок и протокол проверки направлены по телекоммуникационным каналам с электронной подписью 14.11.2018 и получены учреждением 14.11.2018.
Постановлением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приложением N 1 к указанному постановлению утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в пункте 2 которого приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Приложением N 2 к указанному постановлению утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором после слов "установил" указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.
В акте от 13.12.2018 N 205S18180028644 и в решении от 30.01.2019 N 205S19190002897 Управлением Пенсионного фонда указано на расхождение между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда, а именно расхождение в ФИО содержащееся в страховом свидетельстве работника.
Однако, Управлением Пенсионного фонда не указано, в чем конкретно выразилось расхождение, какие сведения содержатся в страховом свидетельстве работник и какие сведения неверно представлены за октябрь 2018 года. Изучив представленные учреждением сведения, как исходящие, так и дополнительные, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что сведения по фамилии, имени, отчеству указанного застрахованного лица являются идентичными, каких либо изменений в указанные данные не внесены, при этом Управление Пенсионного фонда не указывает, что представив дополняющую форму учреждение не устранило неполные (недостоверные) сведения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Управлением Пенсионного фонда не доказан состав вменяемого нарушения, выразившийся в неполных недостоверных сведениях.
Как следует из решения от 14.03.2019 N 205S19190007322 учреждение привлечено к ответственности за несвоевременность предоставления дополняющей формы СЗВ-М за октябрь 2018 года.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, положения Федерального закона N 27-ФЗ предусматривают право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в Пенсионный фонд. При этом, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
МБДОУ Парнинский детский сад "Радуга" представлена дополняющая форма СЗВ-М в Управление Пенсионного фонда за октябрь 2018 года 21.12.2018.
Изучив представленные в материалы дела доказательства (уведомление, исходные и дополняющие сведения, представленные учреждением), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что страхователь самостоятельно выявил ошибки и направил дополняющую форму СЗВ-М до выявления Управлением Пенсионного фонда указанного факта. Доказательств того, что именно Фонд уведомил страхователя о тех ошибках, которые были фактически исправлены учреждением и предложил представить уточненные данные, в материалы дела не представлено.
В уведомлении указано на выявленную ошибку только в ФИО застрахованного лица под N 19. Однако, как указано выше, учреждением не внесены какие-либо исправления в ФИО указанного застрахованного лица, Управлением Пенсионного фонда не доказан факт наличия ошибок в ФИО указанного застрахованного лица. Доказательств уведомления учреждения о наличии ошибок в иных данных застрахованных лиц, представленных в установленный законом срок в исходной форме, в материалы дела не представлено.
Таким образом, страхователь реализовал свое право на исправление ошибки, представив уточняющие сведения.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Управлением Пенсионного фонда, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы Управление Пенсионного фонда на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "04" сентября 2019 года по делу N А33-20607/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20607/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ШАРЫПОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПАРНИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "РАДУГА"
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6505/19