г. Челябинск |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А47-8220/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Пономаревского района Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.09.2019 по делу N А47-8220/2019.
В судебном заседании приняли участие представители администрации Пономаревского района Оренбургской области - Гордеев Н.А. (доверенность от 10.09.2019, паспорт), Минаева И.А. (доверенность от 02.12.2019, паспорт).
Заместитель прокурора Оренбургской области, действуя в интересах муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области в лице уполномоченного органа администрации Пономаревского района (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к администрации Пономаревкого района Оренбургской области (далее - Администрация, первый ответчик), главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Домогатской Раисе Георгиевне (далее - ИП Домагатская Р.Г., второй ответчик) о признании недействительными договоров безвозмездного пользования земельными участками от 30.08.2018 N 52 с кадастровым номером 56:24:1515012:1, от 30.08.2018 N 53 с кадастровым номером 56:24:1515013:10 и применении последствий недействительности сделок.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.09.2019 (резолютивная часть от 12.09.2019) заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными в силу ничтожности договоры безвозмездного пользования от 30.08.2018 N 52 и N 53, заключенные между Администрацией и ИП Домогатской Р.Г. Применены последствия недействительности договоров безвозмездного пользования от 30.08.2018 N 52 и N 53: суд обязал ИП Домогатскую Р.Г. возвратить Администрации земельный участок с кадастровым номером 56:24:1515012:1, площадью 4692000 кв. м, расположенный по адресу Оренбургская область, Пономаревский р-н., Фадеевский сельсовет, центральная часть кадастрового квартала 56:24:1515012; земельный участок с кадастровым номером 56:24:1515013:10, площадью 3008854 кв. м, расположенный по адресу Оренбургская область, Пономаревский район, Фадеевский сельсовет, центральная часть кадастрового квартала 56:24:1515013, оформив передачу участков актами приема-передачи.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Податель апелляционной жалобы полагает, что проведение торгов на право заключения договора безвозмездного пользования земельным участком законодательством не предусмотрено. Администрация считает, что к спорным правоотношениям не подлежит применению статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представители истца и второго ответчика не явились.
С учетом мнения представителей первого ответчика и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей истца и второго ответчика.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции первым ответчиком представлены доказательства направления апелляционной жалобы лицам, участвующим в деле; истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Администрации поддержали доводы апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Прокуратурой Пономаревского района Оренбургской области проведена проверка исполнения Администрацией требований земельного законодательства при предоставлении и использовании земельных участков, по результатам которой надзорный орган пришел к выводу о допущенных нарушениях со стороны Администрации, что явилось основанием для внесения главе администрации МО Пономаревский район Оренбургской области Щетинину В.Д. представления от 23.04.2019 N 7-2-2019-Д об устранении нарушений земельного законодательства и обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Основанием для этого послужили следующие обстоятельства.
ИП Домогатская Р.Г. 28.08.2018 обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровыми номерами 56:24:1515013:10, 56:24:1515012:1, для ведения крестьянско-фермерской деятельности в целях осуществления сельскохозяйственного производства сроком на 6 лет.
Без проведения публикации 30.08.2018 между Администрацией и ИП Домогатской Р.Г. подписаны договоры безвозмездного пользования:
- N 52 - на земельный участок с кадастровым номером 56:24:1515012:1 общей площадью 4692000 кв. м, расположенный по адресу: Оренбургская обл., Пономаревский р-н., с/с Фадеевский, в центральной части кадастрового квартала 56:24:1515012, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, на 6 лет для осуществления крестьянско-фермерского хозяйства;
- N 53 - на земельный участок: с кадастровым номером 56:24:1515013:10 общей площадью 3008854 кв. м, расположенный по адресу: Оренбургская обл., Пономаревский район, с/с Фадеевский, в центральной части кадастрового квартала 56:24:1515013, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, на 6 лет для осуществления крестьянско-фермерского хозяйства.
На основании указанных договоров 02.10.2018 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области произведена государственная регистрация ограничения (обременения) права безвозмездного срочного пользования.
В обоснование заявленных требований Прокуратура Оренбургской области ссылается на нарушение Администрацией процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной статьями 39.14, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно в нарушение пункта 8 статьи 39.14, статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации спорные земельные участки предоставлены ИП Домогатской Р.Г. в безвозмездное пользование через 2 дня после регистрации заявления о предоставлении участков и без соблюдения установленного тридцатидневного срока после официального опубликования извещения о предоставлении земельных участков для ведения крестьянско-фермерского хозяйства в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Уставом. Публикация не проводилась, не размещены извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указывая на ничтожность сделок, заместитель прокурора Оренбургской области обратился в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре Российской Федерации) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле (части 3, 4 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо учитывать, что в силу статьи 54 Закона о прокуратуре Российской Федерации под наименованием "прокурор" понимаются: Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции (абзац третий пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе").
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Пунктом 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В извещении указывается информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 данной статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 указанного пункта; дата окончания приема указанных в подпункте 2 данного пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 указанного пункта; адрес или иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект; адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе (пункт 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В силу пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что после поступления заявления ИП Домогатской Р.Г. о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровыми номерами 56:24:1515013:10, 56:24:1515012:1, для ведения крестьянско-фермерской деятельности в целях осуществления сельскохозяйственного производства Администрация не обеспечила опубликование извещения о предоставлении земельных участков для указанных целей в порядке, установленном Уставом муниципального образования Пономаревского района Оренбургской области, п. 4 Порядка опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования Пономаревского района, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области от 31.10.2014 N 224, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из разъяснений, изложенных в пунктах 74 и 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц.
Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
В данном случае публичные интересы заключаются в реализации прав неопределенного круга лиц на приобретение прав на земельный участок и определение цены права аренды по результатам публичных процедур в случае поступления нескольких заявлений и, соответственно, пополнении бюджета муниципального образования, тогда как по оспариваемой сделке земельный участок передан в безвозмездное пользование и какие-либо доходы в бюджет муниципального образования не поступают.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права, либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Обстоятельства дела свидетельствуют о нарушении органом местного самоуправления вышеуказанных императивных норм земельного законодательства при распоряжении спорными земельными участками в нарушение публичных процедур.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о нарушении Администрацией установленной процедуры предоставления земельных участков, следовательно, спорные договоры являются недействительным в силу ничтожности.
В качестве применения последствия недействительности ничтожных сделок суд первой инстанции правомерно счел необходимым возложить на ИП Домогатскую Р.Г. обязанность возвратить земельные участки Администрации, оформив передачу участков актами приема-передачи.
Довод подателя жалобы о том, что к спорным правоотношениям не подлежит применению статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, несостоятелен, поскольку пунктом 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, земельные участки предоставлены в безвозмездное пользование для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства без проведения установленной процедуры, в ущерб публичным интересам, в связи с чем иск удовлетворен правомерно.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела произведен тщательный правовой анализ всех представленных сторонами документов и дана правильная оценка доказательствам и доводам сторон.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции и у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Администрация в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, вопрос об уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.09.2019 по делу N А47-8220/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Пономаревского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8220/2019
Истец: Прокуратура Оренбургской области
Ответчик: Администрация Муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области, Администрация Пономаревского района Оренбургской области, ИП глава крестьянского фермерского хозяйства Домогатская Раиса Георгиевна
Третье лицо: Прокуратура Оренбургской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1417/20
05.12.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17319/19
28.09.2019 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-8220/19
17.06.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-8220/19